Транспорт, расстояния от Байкальска
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов
Расстояние от Байкальска до некоторых городов, км
Город | Расстояние по железной дороге | Расстояние по автодороге |
Байкальск | — | — |
Слюдянка | 35 | 39 |
Иркутск | 161 | 151 |
Ангарск | 200 | 195 |
Усолье-Сибирское | 228 | 229 |
Черемхово | 291 | 299 |
Улан-Удэ | 295 | 299 |
Зима | 411 | 416 |
Тулун | 550 | 549 |
Нижнеудинск | 667 | 672 |
Алзамай | 759 | 762 |
Тайшет | 830 | 829 |
Вихоревка | 1 099 | 753 |
Братск | 1 123* | 774 |
Красноярск | 1 248 | 1 198 |
Усть-Кут | 1 553** | 1 143 |
Усть-Илимск | 1 620 | 1 034 |
*До станции Анзёби. ** До станции Лена.
Через город проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автодорога М-55 «Байкал» (Иркутск — Чита). Эти магистрали связывают Байкальск с другими городами и районами страны. По ним осуществляется большой объем транзитных перевозок. Железная дорога играет основную роль в транспортном обеспечении хозяйства и населения города (70 % грузооборота и 20 % пассажироперевозок). В самом городе нет железнодорожной станции, имеется лишь небольшой остановочный пункт Байкальск-Пассажирский, где останавливаются местные пассажирские и пригородные поезда. Грузовая же станция расположена в соседнем поселке Солзан, в нескольких километрах к востоку от БЦБК. Это одна из наиболее крупных железнодорожных станций на побережье озера. В период работы БЦБК и других градообразующих предприятий ее среднегодовой грузооборот составлял 2,3 млн т в год. В среднем в год прибывало 2,0 млн т грузов, а отправлялось 0,3 млн т. В структуре поступающих грузов преобладали лес, уголь, строительные материалы. Среди отправлявшихся грузов основное место занимала целлюлозная продукция БЦБК и строительные материалы, производимые АО «Байкалстройконструкция». С остановкой комбината объем грузооборота железнодорожным транспортом существенно снизился.
Объем среднегодовых пассажирских перевозок железнодорожным транспортом оценивается в 150-200 тыс. чел., в том числе дальнего следования — 4 %, местным — 35 %, пригородным — 61 %.
В последние годы в связи с ростом стоимости проезда на автобусах и маршрутных такси пассажиропоток на пригородном железнодорожном транспорте имеет тенденцию к увеличению.
Связь населения пригородной зоны с Байкальском обеспечивается поездами пригородного сообщения по маршрутам Слюдянка — Мысовая, Иркутск —Мысовая и др.
Объем перевозок во всех направлениях подвержен сезонным колебаниям: максимум приходится на сентябрь (в среднем 18 тыс. чел.), минимум — на февраль (около 10 тыс. чел.).
В городе до сих пор нет железнодорожного вокзала. Здание для обслуживания пассажиров на остановочном пункте Байкальск-Пассажирский старое и малоприспособленное. Еще в апреле 1989 г. был утвержден индивидуальный проект строительства совмещенного авто- и железнодорожного вокзала на 200 мест, но в связи с возникшими экономическими трудностями он так и не был реализован.
Автомобильный транспорт выполняет до 30 % грузовых и около 80 % пассажирских перевозок. Внутригородские пассажирские перевозки осуществляются по четырем маршрутам: № 2 «Южный —Промбаза» (9 км), № 3 «Сангородок —Хлебозавод» (8 км), № 5 «Микрорайон Гагарина—Сангородок» (8,5 км), № 102 «Байкальск —Утулик» (11,5 км). Для обслуживания рабочих БЦБК и некоторых других предприятий города организованы специальные маршруты.
Междугородными автобусными маршрутами Байкальск связан со Слюдянкой, Шелеховым, Иркутском, Селенгинском, Улан-Удэ, курортами «Аршан» и «Нилова Пустынь». По маршруту Иркутск — Байкальск в прямом и обратном сообщении ежегодно перевозится около 50 тыс. пассажиров, по маршруту Слюдянка —Байкальск — до 150 тыс.
Организованных грузовых и пассажирских перевозок водным транспортом в Байкальске нет. Однако имеется специально оборудованный причал, способный принимать почти все виды судов, в том числе глубокосидящие. В перспективе, при дальнейшем развитии туризма на Байкале, потребуется его расширение и обустройство.