Слюдянский район. Основное направление развития Слюдянского района - туризм. На территории Слюдянского района расположена Кругобайкальская железная дорога. Недалеко от города Байкальск (Слюдянский район) находится горнолыжный комплекс - "Гора Соболиная"

Транспорт, расстояния от Байкальска

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова 
«Города Иркутской области», 2010 год
 

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения авторов
  

 

Расстояние от Байкальска до некоторых городов, км

Город

Расстояние по железной дороге 

 Расстояние по автодороге 

Байкальск

Слюдянка3539
Иркутск161151
Ангарск200195
Усолье-Сибирское228229
Черемхово291299
Улан-Удэ295299
Зима411416
Тулун550549
Нижнеудинск667672
Алзамай759762
Тайшет830829
Вихоревка1 099753
Братск1 123*774
Красноярск1 2481 198
Усть-Кут1 553**1 143
Усть-Илимск1 6201 034

*До станции Анзёби. ** До станции Лена. 

 

Через город проходят Транссибирская железнодорож­ная магистраль и федеральная автодорога М-55 «Байкал» (Иркутск — Чита). Эти магистрали связывают Байкальск с другими городами и районами страны. По ним осуществляется большой объем транзитных перевозок. Железная дорога играет основную роль в транспортном обеспечении хозяйства и насе­ления города (70 % грузооборо­та и 20 % пассажироперевозок). В самом городе нет железнодо­рожной станции, имеется лишь небольшой остановочный пункт Байкальск-Пассажирский, где останавливаются местные пас­сажирские и пригородные поезда. Грузовая же станция расположена в соседнем по­селке Солзан, в нескольких ки­лометрах к востоку от БЦБК. Это одна из наиболее крупных железнодорожных станций на побережье озера. В период работы БЦБК и других гра­дообразующих предприятий ее среднегодовой грузооборот составлял 2,3 млн т в год. В среднем в год прибывало 2,0 млн т грузов, а отправля­лось 0,3 млн т. В структуре поступающих грузов преобла­дали лес, уголь, строительные материалы. Среди отправляв­шихся грузов основное место занимала целлюлозная про­дукция БЦБК и строительные материалы, производимые АО «Байкалстройконструкция». С остановкой комбината объем грузооборота железно­дорожным транспортом суще­ственно снизился. 

Объем среднегодовых пассажирских перевозок желез­нодорожным транспортом оце­нивается в 150-200 тыс. чел., в том числе дальнего следова­ния — 4 %, местным — 35 %, пригородным — 61 %. 

В последние годы в связи с ростом стоимости проезда на автобусах и маршрутных такси пассажиропоток на пригородном железнодорожном транспорте имеет тенденцию к увеличению. 

Связь населения пригородной зоны с Байкальском обеспечивается поездами пригородного сообщения по маршрутам Слюдянка — Мысовая, Иркутск —Мысовая и др. 

Объем перевозок во всех направлениях подвержен сезонным ко­лебаниям: максимум приходится на сентябрь (в среднем 18 тыс. чел.), минимум — на февраль (около 10 тыс. чел.). 

В городе до сих пор нет железнодорожного вокзала. Здание для обслуживания пассажиров на остановочном пункте Байкальск-Пассажирский старое и малоприспособленное. Еще в апреле 1989 г. был утвержден индивидуальный проект строительства совмещенного авто- и железнодорожного вокзала на 200 мест, но в связи с возникшими экономическими трудностями он так и не был реализован. 

Автомобильный транспорт выполняет до 30 % грузовых и около 80 % пассажирских перевозок. Внутригородские пассажирские перевоз­ки осуществляются по четырем маршрутам: № 2 «Южный —Промбаза» (9 км), № 3 «Сангородок —Хлебозавод» (8 км), № 5 «Микрорайон Га­гарина—Сангородок» (8,5 км), № 102 «Байкальск —Утулик» (11,5 км). Для обслуживания рабочих БЦБК и некоторых других предприятий города организованы специальные маршруты. 

Междугородными автобусными маршрутами Байкальск связан со Слюдянкой, Шелеховым, Иркутском, Селенгинском, Улан-Удэ, курортами «Аршан» и «Нилова Пустынь». По маршруту Иркутск — Байкальск в прямом и обратном сообщении ежегодно перевозится около 50 тыс. пассажиров, по маршруту Слюдянка —Байкальск — до 150 тыс. 

Организованных грузовых и пассажирских перевозок водным транспортом в Байкальске нет. Однако имеется специально оборудованный причал, способный принимать почти все виды судов, в том числе глубокосидящие. В перспективе, при дальнейшем развитии туризма на Байкале, потребуется его расширение и обустройство.