Город Усть-Кут является городом областного подчинения и центром Усть-Кутского муниципального образования. Усть-Кут основан в 1631 году, статус города присвоен в 1954 году.

Усть-Кут

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова 
«Города Иркутской области», 2010 год 

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) 
публикуется с разрешения авторов

 

Усть-Кут - это один из старейших городов Восточной Сибири. Он основан в 1631 г. — на 30 лет раньше Иркутска.

Находится в устье реки Куты (отсюда название города) при ее впадении в реку Лену, в 510 км к северо-востоку от Иркутска по прямой.

Является административным центром Усть-Кутского района, от­носится к северным городам Иркутской области (вместе с Братском, Бодайбо, Киренском и Усть-Илимском).

Город стал конечным пунктом железнодорожной магистрали Тайшет —Лена, строившейся в 1946-1950 гг., и начальным пунктом Байкало-Амурской магистрали, строившейся в 1974-1987 гг. Со второй половины 1970-х гг. его называли восточной столицей БАМа.

В советский период (и до 2006 г.) Усть-Кут являлся городом областного подчинения (уровня). Сейчас он включен в состав Усть-Кутского муниципального района и отнесен к городам районного уровня (подчинения). Площадь города — 56 км2 (5,6 тыс. га).

Рельеф. Усть-Кут расположен на Лено-Ангарском плато, в поймен­ной долине реки Лены, на высоте 295 м над уровнем моря.

Город находится среди покры­тых тайгой холмов с абсолютными отметками вершин от 558 до 757 м над уровнем моря.

На пологой пойменной тер­ритории рек Лены и Куты имеются небольшие участки, пригодные для сельскохозяйственной деятельности. Почвы здесь дерново-карбонатные и дерново-подзолистые,  в луговой части — средне- и легкосуглинистые. Эти земли осваивались русскими крестьянами со второй половины XVII в. и использовались для сенокосов, выпаса скота, выращивания овощей и некоторых зерновых. В настоящее время почти все эти участки заняты жилой застройкой современного Усть-Кута.

Климат. Город расположен на территории, приравненной к райо­нам Крайнего Севера. Климат здесь резко континентальный. Среднемно-голетняя продолжительность безморозного периода составляет 97 дней. Первые заморозки фиксируются 9 сентября, последние — 3 июня.

Среднемесячная температура января -25,5 °С (абс. -52 °С), июля +17,6 °С (абс. +38 °С). Среднегодо­вая температура -3,7 °С.

Среднегодовая величина вы­падающих осадков равна 431 мм, из этого количества на май —август приходится 57 %.

Население. В городе про­живают 44,5 тыс. чел., или 1,8% населения Иркутской области (по состоянию на 2010 г.). Численность населения Усть-Кута начала быстро сокращаться с середины 1990-х гг. как по причине естественной убыли, так и в результате возросшего в этот кризисный период оттока насе­ления. Эта неблагоприятная для города демографическая динамика сохраняется до настоящего времени и пока не преодолена.

Основное занятие жителей Усть-Кута — работа на предприяти­ях железнодорожного и водного транспорта, в лесоперерабатывающей промышленности и бюджетных учреждениях города.

Динамика численности населения Усть-Кута, тыс. чел.

Год

1960

1970

1980

1990

2000

2005

2010

Население

23,4

33,2

50,8

61,4

57,1

47,6

44,5

 

 

Социальная сфера. В городе и районе действуют 16 средних, 6 основных, 3 начальные школы, 4 учреждения дополнительного и 21 учреждение дошкольного образования. Функционируют речное училище и профессиональное училище № 61.

В городе действует цен­тральная библиотечная система с сетью филиалов, имеется краеведческий музей и музей истории транспорта, училище искусств.

В городе и районе около 100 спортивных сооружений, десятки спортивных залов. Ежегодно проводится множе­ство спортивных мероприятий.

Здравоохранение представлено Центральной районной больницей с поликлиникой, Осе-тровской больницей (бывшая лечебница водников), железнодорожной больницей на станции Лена с поликлиникой и стационаром на 80 мест. Действуют также санатории «Усть-Кут» на 250 мест и «Эйсейра» (быв­ший профилакторий Осетровского речного порта).

Перспективы. Дальнейшие перспективы города связаны с ком­плексным освоением и переработкой углеводородного сырья, лесо­химическим и деревообрабатывающим производством, сохранением опорной ремонтной базы речного флота, осуществляющего судоходство в бассейне Верхней Лены, укреплением позиций в качестве ключевого железнодорожно-водного перевалочного узла. Очень важно возрожде­ние аэропорта Усть-Кута и увеличение объема северных авиаперевозок. Целесообразно продвижение имиджа Усть-Кута как курортного горо­да с повышением качества обслуживания в санаториях «Усть-Кут» и «Эйсейра». В городе также возможно размещение базы обслуживания магистрального нефтепровода «ВСТО». При освоении северных ме­сторождений углеводородного сырья целесообразно создание в районе Усть-Кута и Киренска крупных генерирующих мощностей (такая воз­можность рассматривалась ОАО «Иркутскэнерго»), на которых будет использоваться попутный газ данных месторождений.

Облик города. Усть-Кут вытянут узкой полосой вдоль берегов Лены и Куты более чем на 30 км. Ширина его застройки — около 1 км (максимальная — около 3 км).

Столь необычная планировка Усть-Кута создает у приезжих образ «города с одной улицей». Но это не совсем так. Большинство микрорайонов связывает вторая, объездная дорога, расположенная чуть выше городской застройки. Да и реку Лену, основной водный путь Усть-Кута, тоже можно условно назвать главной транспортной улицей города, как и железную дорогу. Хотя город расположен по обоим берегам Лены и Куты, основная его часть находится на левых берегах этих рек. На правом берегу разместились всего два микрорайона. Обе части города соединены дву­мя арочными металлическими мостами — автомобильным и железнодорожным.

Административно город не разделен, хотя в действи­тельности состоит из отдель­ных, во многом самостоятель­ных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей. Жи­лые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными вре­менными поселками.

Ядром Усть-Кута явля­ются два микрорайона — Лена и Речники. Они застроены со­временными каменными мно­гоэтажными и полностью бла­гоустроенными домами. Здесь проживает основная часть населения Усть-Кута, разме­щены важнейшие социально-культурные объекты. Город­ским центром считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Остальные микрорайоны и поселки нахо­дятся от центра ниже и выше по течению Лены. Старая часть города (бывшее село Усть-Кут) располагается в устье реки Куты. Здесь же находится остров Домашний —любимое место отдыха горожан. На окраинах и в старой части преобладают деревянные од­ноэтажные дома, построенные в начале и середине прошлого века. Сохранились исторические здания. Сравнительно недавно в состав города включены два отдаленных по­селка — Минган (в 1995 г.) и Турука (в 2004 г.).

Усть-Кут окружен горами и тайгой. Некоторые горные склоны образуют скалистые утесы, имеющие названия и овеянные городскими легендами (например, скала Любви, Чертова скала, Бубнов камень, Мир и др.).

Своих гостей город встречает разными названиями (Усть-Кут известен как город трех имен): пассажиров поезда — станция Лена, прибывших водным транспортом — порт Осетрово и только прилетаю­щих самолетом — аэропорт Усть-Кут.

Герб Усть-Кута утвержден городской ду­мой в 2009 г. На его зеленом щите изображены золотые соболь, якорь и башня острога. Место слияния рек Лены и Куты показано в виде перевернутой буквы «У». Авторы нового герба — А. Половикова (Усть-Кут), К. Моченов (Химки), О. Фефелова (Балашиха), К. Переходенко (Конаково). Внесен в ге­ральдический регистр РФ (№ 4833)