Город Усть-Кут является городом областного подчинения и центром Усть-Кутского муниципального образования. Усть-Кут основан в 1631 году, статус города присвоен в 1954 году.

Транспорт. Расстояния от Усть-Кута

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов

 

Транспорт. Усть-Кут является важнейшим транспортным узлом Восточной Сибири. Город пересекает Байкало-Амурская магистраль и река Лена, служащая водной магистралью. Здесь действует несколько железнодорожных станций, речной порт Осетрово и ряд терминалов, аэропорт Усть-Кут. Почти вся хозяйственная жизнь Усть-Кута связана с обслуживанием транспорта.

Железнодорожный транспорт. В город с запада при­ходит железнодорожная магистраль Тайшет—Лена (две колеи), которая продолжается в восточном направлении в виде Байкало-Амурской ма­гистрали (одна колея).

В пределах городской черты расположено четыре железнодо­рожных станции (с запада на восток): Усть-Кут, Лена, Якурим и Лена-Восточная. До конца 1990-х гг. на западной окраине города существо­вала станция Паниха.

Главная станция — Лена — получила название по ближайшей реке. Рядом со станцией находится локомотивное депо и речной порт.

Дорога Тайшет —Лена проектировалась еще в дореволюционный период. Инженерно-изыскательские работы на будущей трассе были начаты до Первой мировой войны. Возобновились они в 1932 г. Через шесть лет приступили к ее строительству, которое было прервано Второй миро­вой войной и возобновилось после ее окончания — в 1946 г. Первый поезд пришел на ко­нечную станцию Лена в 1950 г. Полностью дорога сдана в экс­плуатацию в 1958 г.

Ныне действующий же­лезнодорожный вокзал на стан­ции Лена построен в 1954 г. (эта дата обозначена на фасаде здания). В 1974 г. от станции Лена началось строительство современной Байкало-Амурской магистрали.

Первый скорый поезд Мо­сква—Северобайкальск пришел в Усть-Кут в 1987 г. В настоящее время осуществляется постоян­ное пассажирское сообщение поездами дальнего следования в западном направлении — до Москвы, Красноярска, Иркут­ска (в летнее время — Адлера); в восточном направлении — до Северобайкальска и Тынды.

Ходят пригородные элек­тропоезда в соседние города и поселки. Действует самый длинный в стране пригородный маршрут электрички Усть-Кут — Братск — Вихоревка. Весь путь протяженностью 454 км с остановками в городах и насе­ленных пунктах электропоезд проходит за 12 часов.

В советское время пла­нировалось строительство же лезнодорожных веток на север (Лена — Киренск —Непа — Ленек) и юг (Лена — Жигалово — Иркутск).

Водный транспорт. В городе имеется крупнейший в Рос­сии порт Осетрово. Его начали строить в 1950 г. в поселке Осетрово (отсюда название порта) одновременно с приходом железной дороги на находящуюся рядом станцию Лена. Строительство первой очереди порта было завершено в 1961 г. Однако его мощностей не хватало для обслуживания растущего грузопотока. Всего было введено в экс­плуатацию четыре очереди (четвертая вступила в строй в 1986 г.). Порт Осетрово по своей протяженности вдоль береговой линии и по грузообороту был самым крупным речным портом СССР (и одним из крупнейших в мире).

Ныне Осетрово обслуживает грузооборот с северными террито­риями Иркутской области и с Якутией. Через порт осуществляется так называемый северный завоз. Производятся и пассажирские перевозки теплоходами типа «Заря» и «Полесье»: вверх по Лене до поселка Жигалово, вниз — до поселка Пеледуя.

До 2006 г. из Осетрово в Якутск курсировали колесные пароходы «Красноярск» и «Благовещенск». Это были последние в России колес­ные пароходы, осуществлявшие регулярные пассажирские перевозки! Многие туристы прибывали в город специально, чтобы совершить водное путешествие по Лене на таком транспорте. С уходом колесных пароходов исчезло и беспересадочное сообщение Усть-Кута с Якутском. Теперь попасть в Якутск можно на скоростных судах «Полесье» с пересадкой в Пеледуе.

Кроме речного порта в Усть-Куте действует Осетровская РЭБ, образованная в 1957 г. для ремонта и эксплуатации флота. Имеется Осетровская судоверфь (преобразованная позже в судостроительный и судоремонтный завод). Здесь строились различные суда (до 40 про­ектов) для бассейна Лены. При судоверфи действовало ПТУ. В дека­бре 1969 г. приказом министра речного транспорта было образовано Осетровское речное училище.

Авиатранспорт. Первый гидросамолет совершил посадку в Усть-Куте летом 1927 г. Уже в послевоенный период, в 1948 г., на правом берегу Лены (в районе современного поселка РЭБ) оборудовали грунтовый аэродром, просуществовавший 15 лет. С него в 1951 г. было организовано регулярное авиасообщение с Иркутском (самолетами Ан-2).

Современный аэропорт находится на возвышенности в 8 км к се­веру от города. Он начал строиться в 1963 г. и вскоре принял крупный для того времени турбовинтовой лайнер Ан-12.

Ныне аэропорт Усть-Кут является четвертым по размеру аэро­портом Иркутской области (после Иркутска, Братска и Усть-Илимска). Он относится к категории внутренних. Имеет взлетно-посадочную полосу из армированного бетона протяженностью 2 тыс. м и шириной 45 м. Способен принимать самолеты взлетной массой до 300 т (Ан-12, -24 и -26, Як-40, Ту-134 (зимой), Ил-76 и др.).

В советское время из аэропорта осуществлялось много авиарей­сов в различные города и поселки Иркутской области и Якутии. Ныне регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска (расстояние между аэропортами Усть-Кута и Иркутска — 518 км) и действует ряд тран­зитных рейсов. Транспортное сообщение между аэропортом и городом осуществляется маршрутными такси.

Возрождение авиационного транспорта очень важно для развития северных территорий Восточной Сибири, включая Якутию.

Автомобильный транспорт. Город имеет выход на феде­ральную автотрассу М-53 «Байкал» через Братск и Ту лун посредством региональной автодороги Р-419. Эта автодорога в 2007 г. передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй», которая в перспективе свяжет Усть-Кут с северными терри­ториями Иркутской области и Якутией (Ленек, Мирный, Якутск).

На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до поселка Звездный. Далее на восток, до Северобайкальска, сквозное движение по автодороге затруднительно, а для большинства легковых автомобилей невозможно по причине ее плохого состояния.

В зимний период от Усть-Кута по руслу Лены организуются авто­зимники, соединяющие с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии.

В самом городе асфальтовое покрытие имеют все центральные улицы и часть периферийных, некоторые улицы имеют также бетонное покрытие. В северной части города, по возвышенности, проложена объ­ездная автомобильная дорога для транзитного транспорта.

В городе действует около десяти внутригородских маршрутов, а также три пригородных — до поселка Казарки, аэропорта Усть-Кут и до садоводства «Ветеран». Работает один междугородный автобусный маршрут до Иркутска. В летнее время также выполняются перевозки в направлении других дачных поселков, в зимнее — до города Киренска по автозимнику. Автовокзала в Усть-Куте нет. Кроме автобусов пассажиров перевозят маршрутные такси, на которых занято около 130 предпринимателей, использующих для этих целей свои автомобили.

Трубопроводный транспорт. Вблизи Усть-Кута про­шел магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь —Тихий океан». В Усть-Кутском и Киренском районах ведется также строительство сети нефтепроводов для эксплуатации нефтегазоконденсатных месторожде­ний. В перспективе возможно строительство газовых магистралей, обе­спечивающих природным газом жилищно-коммунальный сектор города, а также промышленные и энергетические предприятия.

 

Расстояние от Усть-Кута до некоторых городов, км

 

Расстояние

Город

по железной

по авто-

 

дороге

дороге

Усть-Кут

*

Железногорск-Илимский

168

138

Усть-Илимск

361

629

Братск

430**

369

Вихоревка

454

412

Тайшет

723

874

Бирюсинск

736

887

Нижнеудинск

886

717

Тулун

1 003

594

Зима

1 142

727

Красноярск

1 183

1 243

Черемхово

1 262

844

Усолье-Сибирское

1 325

917

Ангарск

1 353

948

Иркутск

1 392

992

Шелехов

1 412

1 010

Слюдянка

1 518

1 104

Байкальск

1 553

1 143

Улан-Удэ

1848

1 442

* От станции Лена. ** До станции Анзёби.