Транспорт. Расстояния от Усть-Кута
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов
Транспорт. Усть-Кут является важнейшим транспортным узлом Восточной Сибири. Город пересекает Байкало-Амурская магистраль и река Лена, служащая водной магистралью. Здесь действует несколько железнодорожных станций, речной порт Осетрово и ряд терминалов, аэропорт Усть-Кут. Почти вся хозяйственная жизнь Усть-Кута связана с обслуживанием транспорта.
Железнодорожный транспорт. В город с запада приходит железнодорожная магистраль Тайшет—Лена (две колеи), которая продолжается в восточном направлении в виде Байкало-Амурской магистрали (одна колея).
В пределах городской черты расположено четыре железнодорожных станции (с запада на восток): Усть-Кут, Лена, Якурим и Лена-Восточная. До конца 1990-х гг. на западной окраине города существовала станция Паниха.
Главная станция — Лена — получила название по ближайшей реке. Рядом со станцией находится локомотивное депо и речной порт.
Дорога Тайшет —Лена проектировалась еще в дореволюционный период. Инженерно-изыскательские работы на будущей трассе были начаты до Первой мировой войны. Возобновились они в 1932 г. Через шесть лет приступили к ее строительству, которое было прервано Второй мировой войной и возобновилось после ее окончания — в 1946 г. Первый поезд пришел на конечную станцию Лена в 1950 г. Полностью дорога сдана в эксплуатацию в 1958 г.
Ныне действующий железнодорожный вокзал на станции Лена построен в 1954 г. (эта дата обозначена на фасаде здания). В 1974 г. от станции Лена началось строительство современной Байкало-Амурской магистрали.
Первый скорый поезд Москва—Северобайкальск пришел в Усть-Кут в 1987 г. В настоящее время осуществляется постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования в западном направлении — до Москвы, Красноярска, Иркутска (в летнее время — Адлера); в восточном направлении — до Северобайкальска и Тынды.
Ходят пригородные электропоезда в соседние города и поселки. Действует самый длинный в стране пригородный маршрут электрички Усть-Кут — Братск — Вихоревка. Весь путь протяженностью 454 км с остановками в городах и населенных пунктах электропоезд проходит за 12 часов.
В советское время планировалось строительство же лезнодорожных веток на север (Лена — Киренск —Непа — Ленек) и юг (Лена — Жигалово — Иркутск).
Водный транспорт. В городе имеется крупнейший в России порт Осетрово. Его начали строить в 1950 г. в поселке Осетрово (отсюда название порта) одновременно с приходом железной дороги на находящуюся рядом станцию Лена. Строительство первой очереди порта было завершено в 1961 г. Однако его мощностей не хватало для обслуживания растущего грузопотока. Всего было введено в эксплуатацию четыре очереди (четвертая вступила в строй в 1986 г.). Порт Осетрово по своей протяженности вдоль береговой линии и по грузообороту был самым крупным речным портом СССР (и одним из крупнейших в мире).
Ныне Осетрово обслуживает грузооборот с северными территориями Иркутской области и с Якутией. Через порт осуществляется так называемый северный завоз. Производятся и пассажирские перевозки теплоходами типа «Заря» и «Полесье»: вверх по Лене до поселка Жигалово, вниз — до поселка Пеледуя.
До 2006 г. из Осетрово в Якутск курсировали колесные пароходы «Красноярск» и «Благовещенск». Это были последние в России колесные пароходы, осуществлявшие регулярные пассажирские перевозки! Многие туристы прибывали в город специально, чтобы совершить водное путешествие по Лене на таком транспорте. С уходом колесных пароходов исчезло и беспересадочное сообщение Усть-Кута с Якутском. Теперь попасть в Якутск можно на скоростных судах «Полесье» с пересадкой в Пеледуе.
Кроме речного порта в Усть-Куте действует Осетровская РЭБ, образованная в 1957 г. для ремонта и эксплуатации флота. Имеется Осетровская судоверфь (преобразованная позже в судостроительный и судоремонтный завод). Здесь строились различные суда (до 40 проектов) для бассейна Лены. При судоверфи действовало ПТУ. В декабре 1969 г. приказом министра речного транспорта было образовано Осетровское речное училище.
Авиатранспорт. Первый гидросамолет совершил посадку в Усть-Куте летом 1927 г. Уже в послевоенный период, в 1948 г., на правом берегу Лены (в районе современного поселка РЭБ) оборудовали грунтовый аэродром, просуществовавший 15 лет. С него в 1951 г. было организовано регулярное авиасообщение с Иркутском (самолетами Ан-2).
Современный аэропорт находится на возвышенности в 8 км к северу от города. Он начал строиться в 1963 г. и вскоре принял крупный для того времени турбовинтовой лайнер Ан-12.
Ныне аэропорт Усть-Кут является четвертым по размеру аэропортом Иркутской области (после Иркутска, Братска и Усть-Илимска). Он относится к категории внутренних. Имеет взлетно-посадочную полосу из армированного бетона протяженностью 2 тыс. м и шириной 45 м. Способен принимать самолеты взлетной массой до 300 т (Ан-12, -24 и -26, Як-40, Ту-134 (зимой), Ил-76 и др.).
В советское время из аэропорта осуществлялось много авиарейсов в различные города и поселки Иркутской области и Якутии. Ныне регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска (расстояние между аэропортами Усть-Кута и Иркутска — 518 км) и действует ряд транзитных рейсов. Транспортное сообщение между аэропортом и городом осуществляется маршрутными такси.
Возрождение авиационного транспорта очень важно для развития северных территорий Восточной Сибири, включая Якутию.
Автомобильный транспорт. Город имеет выход на федеральную автотрассу М-53 «Байкал» через Братск и Ту лун посредством региональной автодороги Р-419. Эта автодорога в 2007 г. передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй», которая в перспективе свяжет Усть-Кут с северными территориями Иркутской области и Якутией (Ленек, Мирный, Якутск).
На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до поселка Звездный. Далее на восток, до Северобайкальска, сквозное движение по автодороге затруднительно, а для большинства легковых автомобилей невозможно по причине ее плохого состояния.
В зимний период от Усть-Кута по руслу Лены организуются автозимники, соединяющие с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии.
В самом городе асфальтовое покрытие имеют все центральные улицы и часть периферийных, некоторые улицы имеют также бетонное покрытие. В северной части города, по возвышенности, проложена объездная автомобильная дорога для транзитного транспорта.
В городе действует около десяти внутригородских маршрутов, а также три пригородных — до поселка Казарки, аэропорта Усть-Кут и до садоводства «Ветеран». Работает один междугородный автобусный маршрут до Иркутска. В летнее время также выполняются перевозки в направлении других дачных поселков, в зимнее — до города Киренска по автозимнику. Автовокзала в Усть-Куте нет. Кроме автобусов пассажиров перевозят маршрутные такси, на которых занято около 130 предпринимателей, использующих для этих целей свои автомобили.
Трубопроводный транспорт. Вблизи Усть-Кута прошел магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь —Тихий океан». В Усть-Кутском и Киренском районах ведется также строительство сети нефтепроводов для эксплуатации нефтегазоконденсатных месторождений. В перспективе возможно строительство газовых магистралей, обеспечивающих природным газом жилищно-коммунальный сектор города, а также промышленные и энергетические предприятия.
Расстояние от Усть-Кута до некоторых городов, км
Расстояние | ||
Город | по железной | по авто- |
| дороге | дороге |
Усть-Кут | * | — |
Железногорск-Илимский | 168 | 138 |
Усть-Илимск | 361 | 629 |
Братск | 430** | 369 |
Вихоревка | 454 | 412 |
Тайшет | 723 | 874 |
Бирюсинск | 736 | 887 |
Нижнеудинск | 886 | 717 |
Тулун | 1 003 | 594 |
Зима | 1 142 | 727 |
Красноярск | 1 183 | 1 243 |
Черемхово | 1 262 | 844 |
Усолье-Сибирское | 1 325 | 917 |
Ангарск | 1 353 | 948 |
Иркутск | 1 392 | 992 |
Шелехов | 1 412 | 1 010 |
Слюдянка | 1 518 | 1 104 |
Байкальск | 1 553 | 1 143 |
Улан-Удэ | 1848 | 1 442 |
* От станции Лена. ** До станции Анзёби.