Усть-Кутский район Иркутской области
Город Усть-Кут является городом областного подчинения и центром Усть-Кутского муниципального образования. Усть-Кут основан в 1631 году, статус города присвоен в 1954 году.

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Усть-Кут

История Усть-Кута

Таким оживленным был Осетровский порт в 1970-1980-х гг.
Это сооружение, построенное еще в период работы Усть-Кутского солеваренного завода, чудом сохранилось до наших дней. Сейчас оно находится на территории санатория «Усть-Кут» и представляет историческую ценность. Снимок 2007 г.

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова 
«Города Иркутской области», 2010 год 

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) 
публикуется с разрешения авторов
 

 

Усть-Кут был основан казаками как острог в 1631 г. в устье реки Куты*. Он стал третьим по счету русским поселением на территории современной Иркутской области (после Киренска и Братска).

Вблизи острога, у соляных источников, в 1639 г. Е.П. Хабаров основал первый в Сибири солеваренный завод. В то время соль на вос­ток России доставлялась из южных районов Приуралья, и поэтому в Сибири она была очень дорогой. Создание солеваренного завода сня­ло проблему обеспечения этого региона солью (солеваренный завод в Усть-Куте проработал до первой половины 1950-х гг.).

Основанный как острог — с крепостными стенами и башнями — по примеру западносибирских и южносибирских поселений, которым приходилось обороняться от степных кочевников, Усть-Кут никогда не видел сражений. Более того, для коренных племен он сразу стал центром притяжения и выгодного товарообмена.

Месторасположение на перекрестке двух рек тоже оказалось очень удачным. Через острог проходил водный путь в Якутию и далее на север к морю Лаптевых (уже тогда Усть-Кут стали называть «во­ротами на север»). Здесь сосредоточивались грузы, шедшие с Ишима, Енисея и Верхней Лены для последующей отправки на север и восток.

Кроме транспортного Усть-Кут имеет значение север­ной продовольственной базы. Здесь развивались рыбный и охотничий промыслы и даже земледелие (земли устья Куты и поймы Лены оказались при­годными для сельскохозяй­ственного использования).

В Усть-Куте останавли­вались и пополняли запасы продовольствия и соли мно­гие северные экспедиции — первооткрывателей Камчатки Атласова и Крашенинникова,

Первая и Вторая Камчатские экспедиции Витуса Беринга, экспедиции братьев Лаптевых и Григория Шелихова, исследователя устья Амура Невельского и др. Кроме того, Усть-Кут оставался опорным пунктом и при освоении окрестных территорий.

Со второй половины XIX в. на Лене развивается пароходство, и уже в начале XX в. по реке курсируют 20 пароходов, принадлежащих восьми различным компаниям (с 1885 г. пароходное сообщение стало осуществляться по расписанию). Перед революцией по реке ходило 38 пароходов, и почти все из них заходили в Усть-Кут. Перевозками также занималось почти 100 простых судов.

После революции Усть-Кут по-прежнему остается крупным пере­валочным транспортным узлом и плацдармом освоения северо-востока страны. Уже в период нэпа начинает расширяться солеваренный завод. По инициативе речников баскомфлота СССР и Северного речного паро­ходства на его территории возобновляется работа лечебницы, прерван­ная Гражданской войной в 1918 г. Лечебница в 1928 г. преобразуется в курорт. Возвращаются также к проектированию железнодорожной линии Тайшет —Лена. Вблизи села в 1934 г. создается крупнейшая перевалочная база нефтепродуктов.

В годы Великой Отечественной войны более 3 тыс. жителей Усть-Кута ушло защищать Родину. Более тысячи из них не вернулось с войны. Четверо стали героями Советского Союза.

В послевоенный период от Тайшета до Усть-Кута прокладывается железнодорожная магистраль. Одновременно разворачивается строи­тельство крупного речного порта в соседнем поселке Осетрово. Именно здесь, вблизи порта, формируется конечная станция железнодорожной магистрали. Поэтому в 1954 г. принимается решение объединить эти два поселка и придать им статус города с названием Усть-Кут.

С началом движения по магистрали Тайшет —Лена поселок ста­новится крупным транспортным узлом, и его значение как опорного центра хозяйственного освоения прилегающей территории еще более возрастает. Объем идущих через Усть-Кут грузов увеличивается, осо­бенно в период формирования в Якутии алмазодобывающей промыш­ленности. Именно в те годы в Усть-Куте создается мощная ремонтно-эксплуатационная база флота, расширяется портовое хозяйство.

Мощный импульс к развитию Усть-Кута дан в середине 1970-х гг. с началом строительства БАМа. С этого периода и вплоть до 1990-х гг. город становится «восточными воротами» магистрали, отправной точкой строительства ее Западного участка.

В настоящее время Усть-Кут продолжает сохранять зна­чение крупного перевалочного транспортного узла и плацдар­ма освоения северо-восточных территорий страны. В преде­лах Иркутской области его социально-экономическое вли­яние распространяется не толь­ко на Усть-Кутский, но также на Киренский и Казачинско-Ленский районы (зона БАМа), а также в некоторой степени на Катангский район (в части освоения ресурсов).

 

 

* Название реки Куты по-эвенкийски означает «торфяное болото», «топкое место», «трясина», что связано с характером долины этой реки.

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved