Статьи, новости

Выставка художника Николая Домашенко проходит в Усть-Илимске

К юбилею художника-мецената

6 сентября - юбилейная дата в жизни известного российского художника, друга и мецената городской картинной галереи Николая Ивановича Домашенко.

Николай Иванович родился в Иркутске в 1946 году. В 1962 году поступил в Иркутское  училище искусств, в котором преподавал рисунок и живопись с 1967 по 1974 год. В 24 года был принят в Союз художников. В 1974 году с семьей переехал в Новосибирск, с 1982 года живет и работает в Санкт-Петербурге.

Работы художника, выполненные во всех видах графики, находятся во многих музеях России и за рубежом. Предпочитает технику офорта, сухой иглы и литографии. В художественных кругах за техническое совершенство его уважительно именуют   «отцом сухой иглы». Где бы ни бывал художник, всюду его сопровождает блокнот и карандаш для зарисовок, мгновенные впечатления он затем перерождает в романтичные или гротескные образы.

С Усть-Илимском Николая Ивановича связывает дружба с нашими художниками, с картинной галереей. Он подарил в фонды картинной галереи огромную коллекцию - 898 листов печатной графики, в том числе: 347 авторских произведений и 551 работу современных графиков России. Не многие музеи могут гордиться такими щедрыми дарами!

В день 65-летия Николая Ивановича Домашенко мне хотелось процитировать некоторые места из переписки с художником, которые будут штрихами к созданию благородного, искреннего, честного, вдумчивого облика художника-мецената.

 «Сердечно рад письму, тем более, что оно из Усть-Илимской Галереи, где был радушно и тепло встречен во время пленера в 1996 году, где было очень гостеприимно. Тем более что - это настоящий очаг культуры на таком удалении от центров, даже Иркутска» (Николай Иванович еще раз побывал в Усть-Илимске в 2001 году).

 «Вся неделя ушла в хлопотах о конце учебного года в детской художественной школе «Александрино», где я работаю с 1996 года» (Николай Иванович преподает по сей день, несмотря на признанное мастерство графика он дважды в неделю посещает студию рисования, где не просто общается с художниками, а вновь и вновь занимается рисунком).

 «О выставках... учет не веду - не самое интересное занятие, каталоги выставок за последние 10 лет почти не издавались. Хотя одно событие, очень существенное произошло: 2 моих листа теперь находятся в коллекции Эрмитажа в составе альбома «Петербург - Морская столица России». А листы такие: «Лик Основателя» и «Гвардейский экипаж на Сенатской площади 14 декабря 1825 года». Как видите, декабристы меня не отпускают. Прошлый 2000 год был юбилейный - 175 лет со дня восстания на Сенатской. Была у меня в декабре персональная выставка «Цена Свободы» в музее А.С. Пушкина на Мойке,12, где были представлены основные графические серии по этой волнующей меня не одно десятилетие теме». (Благодаря щедрости Николая Ивановича 4 авторских листа из эксклюзивного издания «История Санкт-Петербурга в эстампах современных петербургских графиков», выпущенного к 300-летию северной столицы тиражом всего 5 экземпляров, наряду с Эрмитажем имеет и Усть-Илимская     картинная галерея).

«Что касается учителей в искусстве, так их наберется достаточно много. Учимся мы всю жизнь, и на разных жизненных поворотах появляются новые учителя и не только в мире изобразительного искусства. Таковым для меня является по жизни - Николай Иванович Вавилов - ученый, генетик, человек».

«С чего начиналось мое постижение азов изобразительной грамоты? Надо перенестись в Иркутск 1956 года. Я страстно любил рисовать. Судьба привела меня на порог Иркутского Дворца пионеров в кружок «Изо». Помню свой первый рисунок с натуры цветными карандашами. Я так старался, чтобы было очень похоже. Это был мой первый экзамен. И Елена Николаевна Левина сказала, что я могу теперь ходить на занятия. Занимались мы три дня в неделю по два часа, вроде не много, но было чудесно. Атмосфера, взаимоотношения были почти домашними. Мы рисовали, а Елена Николаевна постоянно читала нам книги: Пушкин, Гоголь, Толстой, Горький, Чехов. Я отчетливо помню, что все композиции мы делали на основе литературных сюжетов. Наверное, оттуда моя любовь особенно к Н.В. Гоголю и А.С. Пушкину».

«Во Дворце пионеров было много студий, иногда мы разрабатывали эскизы к спектаклям драмкружка. Таким запомнившимся эпизодом был «Звездный мальчик» Оскара Уайльда, где я начал понимать основы декоративного искусства.

«Коля, рисуйте крупнее, главное, это будет выразительнее». Это были слова Елены Николаевны, они перевернули мои композиционные понятия, и я интуитивно доходил до главного - надо делать интересно и увлекательно не только для себя, но и зрителя. С тех самых пор композиция стала моим любимым занятием. Это помогло мне в училище, когда с легкостью мог придумать, когда другие мучались над заданной темой».

Помню слова Елены Николаевны: «Коля, вы верно будете графиком». Наверное, уже тогда она видела мои наклонности к графическому началу творчества, наверное, это важно, кто стоит в начале пути и ненавязчиво направляет. Теперь когда я уже сам учу других в детской художественной школе «Александрино», стараюсь доступно и просто внушить понятия и основы, на которых пойдет в дальнейшем пойдет развитие будущего художника».

«Еще важно было посещение Иркутского Художественного музея, знакомство с экспозициями выставок.  Елена Николаевна пыталась посещением воспитывать наши вкусы, прививала любовь к живописи, тем более, что истории искусств у нас не было, но эти посещения восполняли наши пробелы в общем невысоком нашем развитии. Тем более, что в основном мы все были не из самых обеспеченных семей. Это сейчас так очевидно. Я уверен, что изобразительное художественное образование останется самым демократичным из искусств».

«Мне трудно оценить свои вещи, надо видеть со стороны через продолжительное время, тогда это будет объективная оценка проделанной работы. Одно знаю, делал и делаю свою работу для моего зрителя, чтобы ему было интересно».

В честь 65-летия Николая Ивановича Домашенко в картинной галерее размещены авторские работы последнего дарения 2010 года, представляющие все многообразные техники графики, которыми в совершенстве владеет санкт-петербургский художник, наш земляк, друг картинной галереи, истинный продолжатель русской традиции меценатства.

 

Главный хранитель фондов
 МУК «Картинная галерея»
Елена Анатольевна Гуляева