Город Зима Иркутская область
Город Зима Иркутская область. Первое упоминание о поселении относится к 1743 году. Статус города присвоен в 1925 году, в январе 1968 г.

Мобильная связь для бизнеса. Оптимальный выбор для людей, которым нужно постоянно быть на связи, чтобы в оперативном режиме решать возникшие вопросы.
Вход

Общие сведения

История Зимы

Зима застроена каменными и деревянными домами
Локомотивное депо на станции Зима. Снимок начала ХХ в.
Электровоз - память об электрификации ВСЖД на участке Зима - Слюдянка
Работницы птицефабрики. 1970-е гг.
Работницы швейной фабрики. 1970-е гг.
Герб Зимы

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова 
«Города Иркутской области», 2010 год 

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) 
публикуется с разрешения авторов

 

Город Зима* был основан вольными крестьянами как небольшое поселение в начале XVIII в. Первое упоминание о нем об­наружено в ведомостях «Ревизские сказки» (1743 г.), где говорилось о существовании «Зиминского станца».

Месторасположение «станца» оказалось удачным. Находился он на сухопутном торговом пути между Енисейском и Иркутском. Окрестные земли были пригодны для сельскохозяйственного освоения, а река открывала водный путь в бассейн Ангары и Байкала, позволяла развивать рыбный промысел.

Росту поселения способствовал Московский гужевой тракт, про­ложенный в Приангарье во второй половине XVIII в. Он дал основу для развития извозного промысла и земледелия, потребовал устройства через Оку постоянной паромной переправы. Вплоть до начала строи­тельства железной дороги Зима развивалась вместе с Московским трак­том и к концу XIX в. представляла собой довольно зажиточное село.

При прокладке Транссибирской железной дороги в 1890-х гг. Зима стала опорным пунктом строителей. Здесь была создана база для воз­ведения железнодорожного моста через Оку, организованы заготовка леса и производство шпал.

Первый поезд пришел в Зиму 6 октября 1897 г., и с началом регулярного движения по Транссибу возле села откры­ли станцию, построили вокзал, железнодорожные мастерские с токарным цехом, локомотивное депо и водонапорную башню. Возле станции вырос жилой поселок железнодорожников.

В период столыпинской аграрной реформы на станцию прибывали переселенцы из Европейской России. Они быстро обосновывались на новом месте, начинали распахивать прилегающие к Транссибирской магистрали земли, занялись заготовкой леса и его переработкой. Вскоре со станции Зима стали отправляться хлебные, а затем и лесные грузы.

Село Зима приобрело агропромышленную специализацию, еще больше окрепло,  стало крупным административным и экономиче­ским центром данной территории. Его жители по примеру соседей-черемховцев обратились с ходатайством о преобразовании села в го­род с сохранением за ними земельных и лесных наделов. Губернская власть поддержала просьбу, и соответствующий запрос был направлен в правительство. В 1917 г. село Зима вместе с Черемхово и 40 другими населенными пунктами страны получило статус города.

После революции уезды в Иркутской губернии были упраздне­ны, ив 1925 г. город стал административным центром образованного Зиминского района.

К началу 1940-х гг. здесь построили мясокомбинат и крупный хлебозавод, маслозавод, открыли новые лесопильные производства. Численность населения города выросла до 26,9 тыс. чел.

В период 1950-1960-х гг. проведена электрификация железной дороги на участке от Зимы до Слюдянки. На станции Зима открыли крупное локомотивное депо для электровозов.

В начале 1960-х гг. вступили в строй Зиминский гидролизный за­вод и ТЭЦ-3, завод ЖБИ и канифольно-экстракционный завод. Чуть позже пущены птицефабрика и швейная фабрика.

В мае 1968 г. было решено на базе Зиминского месторождения соли возвести Зиминский электрохимический комбинат. На базе Ангар­ского управления строительства в городе создали новое подразделение «Зимахимстрой». В июне 1968 г. прибыл первый десант, начавший подготовку строительной площадки. В апреле 1970 г. при возводимом Зиминском электрохимическом комбинате, в 22 км к северо-востоку от Зимы, заложили новый город, названный через пять лет Саянском. Вскоре был переименован и строя­щийся комбинат — из его названия исключили слово «Зиминский».

Новый город и комбинат создали мощный полюс экономического роста, который с 1980-х гг. стал оттягивать население Зимы. Кризис 1990-х гг. усугубил отрицательную демографическую динамику. В этот период успешно работавшие промышленные предприятия города были акционированы и вскоре обанкротились. Сейчас Зима не имеет столь мощного промышленного и кадрового потенциала и исполняет роль лишь административного центра Зиминского района.

На гербе города Зимы в зимних тонах (серебристом и сине-голубом) символы зимы — снежинка и припорошенные снегом ели. В них отражено название города. Хвойные деревья на­поминают также о лесных богатствах территории, о наличии в Зиме лесной и деревообрабатывающей промышленности. Стилизованная под колесо снежинка символизирует желез­нодорожный транспорт, ставший для Зимы градообразующей отраслью. Авторы герба — Оксана Афанасьева (Москва), Кон­стантин Моченов и Вячеслав Мишин (Химки). Герб утвержден решением городской думы 27 ноября 2008 г., числится в Госу­дарственном геральдическом регистре РФ (№ 4680)

 

* Поселение получило название по имени небольшой речки Зимы — левого притока Оки. Сама речка названа по имени бурятского рода зэмэ, обитавшего в этой местности.

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved