Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Зырянова Татьяна Дмитриевна

Photo of Татьяна Дмитриевна Зырянова
Зырянова Татьяна Дмитриевна
Россия Иркутск

По состоянию на 24 сентября 2010 года
Категория: Журналистика

Родилась 28 марта 1942 года в Иркутске. В 1966 году окончила факультет филологии и журналистики Иркутского государственного университета по специальности «журналист» (первый выпуск). 1966-1974 годы работала редактором детско-юношеского объединения Иркутской студии телевидения. С 1974 по 1991 годы работала на Восточно-Сибирской студии кинохроники, параллельно закончив ВГИК в 1976 году по специальности «кинодраматург и литературный работник телевидения».

Т. Д. Зырянова является лауреатом многих российских и международ-ных фестивалей. Как автор сценария и текста фильма «Удушье» в 1989 году она получила Гранатовый Гран-при на Международном кинофестивале в Праге, медаль - в Париже, Приз Международного жюри «Техфильм-89», в 1990 году «Большую медаль» XVII МКФ - «Экофильм-90» в г. Острава. В 1975 году стала Лауреатом Первой областной конференции «Молодость, творчество, современность» за фильм «Память».

Кроме авторских работ Т. Д. Зырянова значится в титрах как редактор целого ряда кинофильмов, отмеченных наградами разных достоинств: «Сибирский богатырь Иван Ярыгин» (1976), «Большой десант» (1979), «Иркутские встречи» (1983), «Фартовый Солошенко» (1984), «Крестьянский сын» (1984), «Чужая боль» (1984), «Зона затопления» (1986), «Жили-были Семь Симеонов» (1989) и многие другие. Татьяна Дмитриевна являлась редактором около 60 фильмов и более 80 киножурналов «Восточная Сибирь».

С 1991 года и по сегодняшний день Т. Д. Зырянова работает доцентом кафедры телевидения, радиовещания и истории журналистики ИГУ, совмещая преподавательскую работу с творческой, так как «душа у нее артистическая, натура творческая…», - так писал о ней режиссер Валерий Хоменко. На счету Татьяны Дмитриевны за годы работы в ИГУ серия видеопередач, около 40 рекламных роликов и несколько десятков авторских работ, три из них отмечены призами.

В 2002 году Т. Д. Зыряновой вручен Диплом Союза кинематографистов РФ за подписью Н. С. Михалкова «За многолетний труд и большой творческий вклад в развитие телевизионного и документального кино».



Книги автора

Мастера экранной публицистики Сибири, Зырянова Т.Д., Иркутск, 2009 год
Скачать в формате PDF (466 К)

 

Статьи автора

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Кинополководцы - режиссеры: Борис Васильевич Шуньков (1950-1995)  Борис был коренным иркутянином и очень любил наш город. Не случайно один из своих лучших фильмов он назвал «Наваждение». В этой ленте Иркутск выступает как некая ду­ховная сущность, в плену которой находится автор. Это и круг друзей режиссера — художников, поэтов, актеров — талантливых и странных, милых и провинциальных (в лучшем смысле этого слова) «чудиков». Это и дочь, как светлый, почти ангельский образ любви и надежды на лучшее будущее. Это тот самый ста­рый Иркутск, который Чехов назвал «городом интеллигент­ным». Борис был и автором, и оператором, и режиссером мно­гих своих картин....    

26 марта 2011    подробнее...

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Кинополководцы - режиссеры: Валерий Владимирович Хоменко (р. 1938)  Валерий Владимирович родился 25 декабря 1938 года в столице Азербайджана г. Баку. Он настолько сросся с Иркутском, что мне поначалу казалось, что он — коренной сибиряк. Помню, как-то на съемках протянула ему веточку цветущей черему­хи, и когда он спросил, что это за растение, я решила, что Ва­лера меня разыгрывает. На что он с обидой ответил, что он южанин и не должен знать всех местных растений. Да, с бота­никой вышел конфуз. Зато географию Сибири, Дальнего Вос­тока и Крайнего Севера он знал не по учебникам, исколесив эти края вдоль и поперек, сняв за 30 лет работы более пятиде­сяти...    

22 марта 2011    подробнее...

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Кинополководцы - режиссеры: Леонид Андреевич Сурин (1940-1984)  Леня родился на Южном Урале в городе Белорецке. Он сын сталевара на металлургическом заводе, где пушки лили еще Пу­гачеву. Впервые попал на практику на тогда еще Иркутскую сту­дию кинохроники летом 1962 года. В 1965 году закончил режис­серский факультет ВГИКа, мастерскую известнейшего кинодо­кументалиста Романа Кармена. Пожалуй, не было на студии другого такого эрудита, как Сурин. У него было такое, как он сам называл, «провинциаль­ное хобби». Он всю жизнь собирал автографы знаменитостей. Не просто собирал. Он знал все о мастерах искусств — поэтах, художниках, музыкантах, звездах оперы,...    

19 марта 2011    подробнее...

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Кинополководцы - режиссеры: Лиана Николаевна Черепанова (р. 1929)  Эта необыкновенная женщина всегда удивляла меня. Она тоже, как и некоторые операторы, из поколения студийных са­мородков. Но оператор отвечал только за качество съемок. С режиссера спрос больший: он вел фильм от начала и до конца. Организовывал и продумывал каждый съемочный эпизод, брал синхронные интервью, а затем выстраивал материал на монта­же. Лиана Николаевна, единственная из плеяды студийных ре­жиссеров, не имея за спиной ничего, кроме вечерней школы-десятилетки, стала профессиональным режиссером. Сняла, смонтировала, озвучила более пятисот фильмов, спецвыпусков и сборных журналов....    

16 марта 2011    подробнее...

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Киногвардия - собкоры: Шамиль Юрьевич Седен-Оол (1944-1994)  Это был необыкновенно талантливый человек. Еще один ас из собкоровской гвардии студии. Начинал ассистентом опера­тора у Анатолия Сидлера. Блистательно закончил операторский факультет ВГИКа. Больше двадцати лет проработал на тувин­ском корпункте, в столице автономной республики — Кызыле. Он был мастером высочайшего класса, и талант его был много­гранен. Во-первых, он проявил себя как блестящий журналист. В небогатой событиями Туве всегда находил совершенно сенса­ционные или просто поражающие своей новизной, незатертостью темы. Чаще всего в центре его внимания оказывался необычный человек,...    

13 марта 2011    подробнее...

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Киногвардия - собкоры: Анатолий Георгиевич Сидлер (1938-2003)  Анатолий Георгиевич — собкор студии по Тувинской АССР, а затем по Бурятской АССР, пришел на студию в начале 1960-х годов после службы в армии, где впервые приобщился к ки­носъемкам. Поначалу работал ассистентом оператора. Редак­ция быстро заметила и оценила его блестящие данные. Семён Аркадьевич Меклер — в то время редактор журнала «Восточная Сибирь» — рассказывал, что Толя сразу поразил всех своим ху­дожническим видением мира. В начале 70-х годов, на первой же для меня оценочной комиссии студии, я выделила его мате­риал из десятка других. И не просто выделила, а покадрово за­помнила,...    

10 марта 2011    подробнее...

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Киногвардия - собкоры: Никандр Егорович Саввинов (1933-1993)  Собкор студии в Якутской АССР Никандр Егорович по национальности был якутом. Свою малую родину он любил глу­боко, искренне. Он знал все, что было в республике необычно­го, самобытного, интересного. И не просто знал, а был личным другом каждого более или менее известного в его крае челове­ка, будь то рыбак, охотник, оленевод, летчик или моряк. Но особенно тесные дружеские узы связывали его с якутской ин­теллигенцией. Помню поразивший меня сюжет «Всадник промчавшийся» об его умершем друге художнике. Для всех, ктолюбит изобразительное искусство, словосочетание «якутские графики» не пустой звук....    

06 марта 2011    подробнее...

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Киногвардия - собкоры: Дмитрий Васильевич Смекаев (1923-1998)  Восточно-Сибирская студия кинохроники в период своего расцвета имела пять кинокорреспондентских пунктов в городах Красноярске, Кызыле, Якутске, Улан-Удэ, Чите, где постоянно жили и работали ее собкоры. Собкоры на съемках сюжетов ра­ботали самостоятельно, как операторы-журналисты, то есть, са­ми искали темы, снимали материал, писали к отснятой кино­пленке монтажные листы и все это отправляли в Иркутск на монтаж. Их сюжеты и составляли основу киножурнала «Восточ­ная Сибирь». Они курировали огромную территорию: Красноярский край - 2 401, 6 тыс. кв. км., Якутия -3 103,2 тыс. кв....    

03 марта 2011    подробнее...

Восточно-Сибирская студия кинохроники: Геннадий Алексеевич Ландин (р. 1942)  Такой оператор, как Ландин — мечта любого самодостаточного режиссера. Он профессионал высочайшего класса, выпу­скник операторского факультета ВГИКа. Нет такой оператор­ской задачи, которую бы он технически грамотно и творчески ярко не выполнил. Если кому-нибудь из операторов нужно бы­ло сделать сложный кадр — полиэкран, двойную экспозицию, наплывы, расфокусировку и прочие операторские хитрости — шли на поклон к нему. В те времена не было еще компьютер­ных спецэффектов. Все надо было воплощать с помощью камеры и пленки. И он это мог. Да и немудрено. Камеру он знал, как свои пять пальцев. Когда...    

28 февраля 2011    подробнее...

Восточно-Сибирская студия кинохроники: Эйснер плюс Корзун  В 1985 году по заявке редакции и по сценарию Леонида Гуревича запускается фильм «Ищу и нахожу» о первооткрывательнице Нерюнгринского угольного месторождения, лауреате Государственной премии Сайме Сафиевне Каримовой. Сценар­ная идея очень актуальна и решена совершенно не в духе тех лет. В центре внимания проблема: что находит и что теряет женщина, сделавшая блистательную карьеру, посвятившая свою жизнь работе? А теряет она свое женское призвание и счастье: три дочери разъехались, внуков Каримова еще не виде­ла — некогда. Сценарист задумывает много интересных ходов. Заранее снимаются дочери и...    

28 февраля 2011    подробнее...

Восточно-Сибирская студия кинохроники: Евгений Алексеевич Корзун (р. 1938)  Евгений Алексеевич работал на студии с 1959 года. Он еще один из плеяды операторов-самоучек, которые без учебы во ВГИКе постигали мастерство на практике. У него было ценное качество: он умел «брать». Учился у своего наставника А. Бе­линского, у друзей-ровесников вгиковцев М. Колесникова и И. Коловского, смотрел прославленные фестивальные ленты с прицелом, что и как снято. Было у него еще одно важное каче­ство, которое отличало его от многих талантливых операторов — он был абсолютным трезвенником. Я не устаю в полушутку повторять студентам: хотите стать лауреатами Государственной премии России...    

24 февраля 2011    подробнее...

Борис Юрьевич Винокур (1938-1983). Восточно-Сибирская студия кинохроники  Поколение шестидесятников: Винокур Борис Юрьевич Борис не заканчивал ВГИКа. Но он с девяти лет увлекся фотографией, ходил в фотокружок Иркутского дома пионеров. Его работы на выставках детских фотографий неизменно получали призы. Уже тогда он понял, что надо не просто «ловить жизнь врасплох», но и придумывать сюжеты, темы, компози­ции. Как и его учителя — Белинский и Мишин — Винокур начи­нал на севере. Здесь, в тундре, среди полярной ночи, на пятидесятиградусном морозе, когда мотор камеры то и дело отказы­вал, снимал он при неверном свете факелов и фар первые свои репортажи. В таких...    

13 декабря 2010    подробнее...

Восточно-Сибирская студия кинохроники: Поколение шестидесятников  На творческие поиски этого поколения повлиял приезд выпускников ВГИКа операторов Петра Власова, Игоря Коловского, Владислава Мишина, Михаила Колесникова. Они хоте­ли все изменить, снимать по-новому: не просто хронику, а под­нимать острые проблемы времени, делать портретные зарисов­ки и фильмы, создавать поэтические ленты, словом, кинолето­пись в образах и лицах. Вот что писала газета «Восточно-Си­бирская правда» (№ 298, 1960): «Широкоэкранный фильм «Красноярские столбы» доверили снимать практиканту ВГИКа М. Колесникову. Он посвящен знаменитому заповеднику — фильм снят как видовая поэтическая...    

30 ноября 2010    подробнее...
Кинооператор Алексей Александрович Белинский — наставник целого поколения операторов «шестидесятников»

Алексей Александрович Белинский (1920-1964): Восточно-Сибирская студия кинохроники  Портреты операторов первого призыва Алексей Александрович Белинский (1920-1964) Говоря о 50-60-х годах, нельзя не рассказать об известном операторе и режиссере тех лет Алексее Александровиче Белинском. В послужном списке Алексея Белинского временем поступления на Иркутскую студию значится 1934 год, а в этот период на экраны выходили не только киножурналы, но и снимались первые документальные фильмы. Свою профессию Алек­сей Белинский постигал с азов. Ряд лет он работал в «Восточно-Сибирской правде» фотокором, а после демобилизации из рядов Советской Армии в 1946 году полностью посвятил себя...    

14 ноября 2010    подробнее...
Кинооператор Петр Артемьевич Петров на строительстве БАМа

Восточно-Сибирская студия кинохроники: Оператор Петр Артемьевич Петров-2 (1908-1984)   Портреты операторов первого призыва Петр Артемьевич Петров-2 (1908-1984) Когда я пришла работать на студию, старейшим операто­ром был Петр Артемьевич Петров. Ему я посвятила передачу, которая прошла по иркутскому телевидению в цикловой про­грамме «Документальный экран Сибири» («ИСТ») (Иркутская студия телевидения), а также сюжет для киножурнала «Восточ­ная Сибирь». Собирая материал, я много разговаривала с Пе­тром Артемьевичем. Он рассказал, что пришел на студию 15 ав­густа 1936 года. Ассистентом оператора работал по 1939 год, по­том стал работать самостоятельно на съемке сюжетов для к/ж...    

09 ноября 2010    подробнее...
Мастера экранной публицистики Сибири

Мастера экранной публицистики Сибири. Зырянова Т.Д., Иркутск, 2009 год  Зырянова Т. Д. Мастера экранной публицистики Сибири : учеб. пособие /. Т. Д. Зырянова. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. — 135 с. ISBN 978-5-9624-0384-7 Авторская страница Зыряновой Т.Д.  Автор делится воспоминаниями о жизни и творчестве наиболее известных режиссеров и операторов, работавших на Восточно-Сибирской студии кинохроники. Даны итоговые контрольные задания и порядок анализа фильма. Пособие предназначено для студентов 3-го курса дневного и заочного обучения специальности «Журналистика» по предметам «Экран­ная публицистика» и «Мастера кино и ТВ Сибири», может...    

27 сентября 2010    подробнее...
Кинооператор П. А. Петров на строительстве Братской ГЭС

Страницы истории Восточно-Сибирской студии кинохроники: Начало и конец  СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ СТУДИИ КИНОХРОНИКИ: НАЧАЛО И КОНЕЦ О точной дате основания Восточно-Сибирской студии кинохроники (далее ВССК или студия) до сих пор идут споры. Что принять за основу: первую съемку В. А. Петрова, состояв­шуюся 1 мая 1928 года (вышеназванный приказ правления «Союзкино» от 11 сентября 1930 года), или первый номер кино­журнала «Восточная Сибирь», вышедший в сентябре 1932 года. Известно, что в этом номере главной темой стали новостройки. В журнал вошли сюжеты о возведении моста через Ангару и строительстве локомотивного завода в г. Улан-Удэ (СМ, 1974, 28.02)....    

26 сентября 2010    подробнее...