Иркутская область : главная
Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Мобильная связь + Интернет в офис
Все услуги связи от одного оператора.
Постоплатная система расчета.
Вход

Авторы

Зырянова Татьяна Дмитриевна

Photo of Татьяна Дмитриевна Зырянова
Зырянова Татьяна Дмитриевна
Россия Иркутск

По состоянию на 24 сентября 2010 года
Категория: Журналистика

Родилась 28 марта 1942 года в Иркутске. В 1966 году окончила факультет филологии и журналистики Иркутского государственного университета по специальности «журналист» (первый выпуск). 1966-1974 годы работала редактором детско-юношеского объединения Иркутской студии телевидения. С 1974 по 1991 годы работала на Восточно-Сибирской студии кинохроники, параллельно закончив ВГИК в 1976 году по специальности «кинодраматург и литературный работник телевидения».

Т. Д. Зырянова является лауреатом многих российских и международ-ных фестивалей. Как автор сценария и текста фильма «Удушье» в 1989 году она получила Гранатовый Гран-при на Международном кинофестивале в Праге, медаль - в Париже, Приз Международного жюри «Техфильм-89», в 1990 году «Большую медаль» XVII МКФ - «Экофильм-90» в г. Острава. В 1975 году стала Лауреатом Первой областной конференции «Молодость, творчество, современность» за фильм «Память».

Кроме авторских работ Т. Д. Зырянова значится в титрах как редактор целого ряда кинофильмов, отмеченных наградами разных достоинств: «Сибирский богатырь Иван Ярыгин» (1976), «Большой десант» (1979), «Иркутские встречи» (1983), «Фартовый Солошенко» (1984), «Крестьянский сын» (1984), «Чужая боль» (1984), «Зона затопления» (1986), «Жили-были Семь Симеонов» (1989) и многие другие. Татьяна Дмитриевна являлась редактором около 60 фильмов и более 80 киножурналов «Восточная Сибирь».

С 1991 года и по сегодняшний день Т. Д. Зырянова работает доцентом кафедры телевидения, радиовещания и истории журналистики ИГУ, совмещая преподавательскую работу с творческой, так как «душа у нее артистическая, натура творческая…», - так писал о ней режиссер Валерий Хоменко. На счету Татьяны Дмитриевны за годы работы в ИГУ серия видеопередач, около 40 рекламных роликов и несколько десятков авторских работ, три из них отмечены призами.

В 2002 году Т. Д. Зыряновой вручен Диплом Союза кинематографистов РФ за подписью Н. С. Михалкова «За многолетний труд и большой творческий вклад в развитие телевизионного и документального кино».



Книги автора

Мастера экранной публицистики Сибири, Зырянова Т.Д., Иркутск, 2009 год
Скачать в формате PDF (466 К)

 

Статьи автора

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Кинополководцы - режиссеры: Борис Васильевич Шуньков (1950-1995)  Борис был коренным иркутянином и очень любил наш город. Не случайно один из своих лучших фильмов он назвал «Наваждение». В этой ленте Иркутск выступает как некая ду­ховная сущность, в плену которой находится автор. Это и круг друзей режиссера — художников, поэтов, актеров — талантливых и странных, милых и провинциальных (в лучшем смысле этого слова) «чудиков». Это и дочь, как светлый, почти ангельский образ любви и надежды на лучшее будущее. Это тот самый ста­рый Иркутск, который Чехов назвал «городом интеллигент­ным». Борис был и автором, и оператором, и режиссером мно­гих своих картин....    

26 марта 2011     подробнее ...

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Кинополководцы - режиссеры: Валерий Владимирович Хоменко (р. 1938)  Валерий Владимирович родился 25 декабря 1938 года в столице Азербайджана г. Баку. Он настолько сросся с Иркутском, что мне поначалу казалось, что он — коренной сибиряк. Помню, как-то на съемках протянула ему веточку цветущей черему­хи, и когда он спросил, что это за растение, я решила, что Ва­лера меня разыгрывает. На что он с обидой ответил, что он южанин и не должен знать всех местных растений. Да, с бота­никой вышел конфуз. Зато географию Сибири, Дальнего Вос­тока и Крайнего Севера он знал не по учебникам, исколесив эти края вдоль и поперек, сняв за 30 лет работы более пятиде­сяти...    

22 марта 2011     подробнее ...

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Кинополководцы - режиссеры: Леонид Андреевич Сурин (1940-1984)  Леня родился на Южном Урале в городе Белорецке. Он сын сталевара на металлургическом заводе, где пушки лили еще Пу­гачеву. Впервые попал на практику на тогда еще Иркутскую сту­дию кинохроники летом 1962 года. В 1965 году закончил режис­серский факультет ВГИКа, мастерскую известнейшего кинодо­кументалиста Романа Кармена. Пожалуй, не было на студии другого такого эрудита, как Сурин. У него было такое, как он сам называл, «провинциаль­ное хобби». Он всю жизнь собирал автографы знаменитостей. Не просто собирал. Он знал все о мастерах искусств — поэтах, художниках, музыкантах, звездах оперы,...    

19 марта 2011     подробнее ...

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Кинополководцы - режиссеры: Лиана Николаевна Черепанова (р. 1929)  Эта необыкновенная женщина всегда удивляла меня. Она тоже, как и некоторые операторы, из поколения студийных са­мородков. Но оператор отвечал только за качество съемок. С режиссера спрос больший: он вел фильм от начала и до конца. Организовывал и продумывал каждый съемочный эпизод, брал синхронные интервью, а затем выстраивал материал на монта­же. Лиана Николаевна, единственная из плеяды студийных ре­жиссеров, не имея за спиной ничего, кроме вечерней школы-десятилетки, стала профессиональным режиссером. Сняла, смонтировала, озвучила более пятисот фильмов, спецвыпусков и сборных журналов....    

16 марта 2011     подробнее ...

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Киногвардия - собкоры: Шамиль Юрьевич Седен-Оол (1944-1994)  Это был необыкновенно талантливый человек. Еще один ас из собкоровской гвардии студии. Начинал ассистентом опера­тора у Анатолия Сидлера. Блистательно закончил операторский факультет ВГИКа. Больше двадцати лет проработал на тувин­ском корпункте, в столице автономной республики — Кызыле. Он был мастером высочайшего класса, и талант его был много­гранен. Во-первых, он проявил себя как блестящий журналист. В небогатой событиями Туве всегда находил совершенно сенса­ционные или просто поражающие своей новизной, незатертостью темы. Чаще всего в центре его внимания оказывался необычный человек,...    

13 марта 2011     подробнее ...

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Киногвардия - собкоры: Анатолий Георгиевич Сидлер (1938-2003)  Анатолий Георгиевич — собкор студии по Тувинской АССР, а затем по Бурятской АССР, пришел на студию в начале 1960-х годов после службы в армии, где впервые приобщился к ки­носъемкам. Поначалу работал ассистентом оператора. Редак­ция быстро заметила и оценила его блестящие данные. Семён Аркадьевич Меклер — в то время редактор журнала «Восточная Сибирь» — рассказывал, что Толя сразу поразил всех своим ху­дожническим видением мира. В начале 70-х годов, на первой же для меня оценочной комиссии студии, я выделила его мате­риал из десятка других. И не просто выделила, а покадрово за­помнила,...    

10 марта 2011     подробнее ...

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Киногвардия - собкоры: Никандр Егорович Саввинов (1933-1993)  Собкор студии в Якутской АССР Никандр Егорович по национальности был якутом. Свою малую родину он любил глу­боко, искренне. Он знал все, что было в республике необычно­го, самобытного, интересного. И не просто знал, а был личным другом каждого более или менее известного в его крае челове­ка, будь то рыбак, охотник, оленевод, летчик или моряк. Но особенно тесные дружеские узы связывали его с якутской ин­теллигенцией. Помню поразивший меня сюжет «Всадник промчавшийся» об его умершем друге художнике. Для всех, ктолюбит изобразительное искусство, словосочетание «якутские графики» не пустой звук....    

06 марта 2011     подробнее ...

Восточно-Сибирская студия кинохроники. Киногвардия - собкоры: Дмитрий Васильевич Смекаев (1923-1998)  Восточно-Сибирская студия кинохроники в период своего расцвета имела пять кинокорреспондентских пунктов в городах Красноярске, Кызыле, Якутске, Улан-Удэ, Чите, где постоянно жили и работали ее собкоры. Собкоры на съемках сюжетов ра­ботали самостоятельно, как операторы-журналисты, то есть, са­ми искали темы, снимали материал, писали к отснятой кино­пленке монтажные листы и все это отправляли в Иркутск на монтаж. Их сюжеты и составляли основу киножурнала «Восточ­ная Сибирь». Они курировали огромную территорию: Красноярский край - 2 401, 6 тыс. кв. км., Якутия -3 103,2 тыс. кв....    

03 марта 2011     подробнее ...

Восточно-Сибирская студия кинохроники: Геннадий Алексеевич Ландин (р. 1942)  Такой оператор, как Ландин — мечта любого самодостаточного режиссера. Он профессионал высочайшего класса, выпу­скник операторского факультета ВГИКа. Нет такой оператор­ской задачи, которую бы он технически грамотно и творчески ярко не выполнил. Если кому-нибудь из операторов нужно бы­ло сделать сложный кадр — полиэкран, двойную экспозицию, наплывы, расфокусировку и прочие операторские хитрости — шли на поклон к нему. В те времена не было еще компьютер­ных спецэффектов. Все надо было воплощать с помощью камеры и пленки. И он это мог. Да и немудрено. Камеру он знал, как свои пять пальцев. Когда...    

28 февраля 2011     подробнее ...

Восточно-Сибирская студия кинохроники: Эйснер плюс Корзун  В 1985 году по заявке редакции и по сценарию Леонида Гуревича запускается фильм «Ищу и нахожу» о первооткрывательнице Нерюнгринского угольного месторождения, лауреате Государственной премии Сайме Сафиевне Каримовой. Сценар­ная идея очень актуальна и решена совершенно не в духе тех лет. В центре внимания проблема: что находит и что теряет женщина, сделавшая блистательную карьеру, посвятившая свою жизнь работе? А теряет она свое женское призвание и счастье: три дочери разъехались, внуков Каримова еще не виде­ла — некогда. Сценарист задумывает много интересных ходов. Заранее снимаются дочери и...    

28 февраля 2011     подробнее ...

Восточно-Сибирская студия кинохроники: Евгений Алексеевич Корзун (р. 1938)  Евгений Алексеевич работал на студии с 1959 года. Он еще один из плеяды операторов-самоучек, которые без учебы во ВГИКе постигали мастерство на практике. У него было ценное качество: он умел «брать». Учился у своего наставника А. Бе­линского, у друзей-ровесников вгиковцев М. Колесникова и И. Коловского, смотрел прославленные фестивальные ленты с прицелом, что и как снято. Было у него еще одно важное каче­ство, которое отличало его от многих талантливых операторов — он был абсолютным трезвенником. Я не устаю в полушутку повторять студентам: хотите стать лауреатами Государственной премии России...    

24 февраля 2011     подробнее ...

Борис Юрьевич Винокур (1938-1983). Восточно-Сибирская студия кинохроники  Поколение шестидесятников: Винокур Борис Юрьевич Борис не заканчивал ВГИКа. Но он с девяти лет увлекся фотографией, ходил в фотокружок Иркутского дома пионеров. Его работы на выставках детских фотографий неизменно получали призы. Уже тогда он понял, что надо не просто «ловить жизнь врасплох», но и придумывать сюжеты, темы, компози­ции. Как и его учителя — Белинский и Мишин — Винокур начи­нал на севере. Здесь, в тундре, среди полярной ночи, на пятидесятиградусном морозе, когда мотор камеры то и дело отказы­вал, снимал он при неверном свете факелов и фар первые свои репортажи. В таких...    

13 декабря 2010     подробнее ...

Восточно-Сибирская студия кинохроники: Поколение шестидесятников  На творческие поиски этого поколения повлиял приезд выпускников ВГИКа операторов Петра Власова, Игоря Коловского, Владислава Мишина, Михаила Колесникова. Они хоте­ли все изменить, снимать по-новому: не просто хронику, а под­нимать острые проблемы времени, делать портретные зарисов­ки и фильмы, создавать поэтические ленты, словом, кинолето­пись в образах и лицах. Вот что писала газета «Восточно-Си­бирская правда» (№ 298, 1960): «Широкоэкранный фильм «Красноярские столбы» доверили снимать практиканту ВГИКа М. Колесникову. Он посвящен знаменитому заповеднику — фильм снят как видовая поэтическая...    

30 ноября 2010     подробнее ...
Кинооператор Алексей Александрович Белинский — наставник целого поколения операторов «шестидесятников»

Алексей Александрович Белинский (1920-1964): Восточно-Сибирская студия кинохроники  Портреты операторов первого призыва Алексей Александрович Белинский (1920-1964) Говоря о 50-60-х годах, нельзя не рассказать об известном операторе и режиссере тех лет Алексее Александровиче Белинском. В послужном списке Алексея Белинского временем поступления на Иркутскую студию значится 1934 год, а в этот период на экраны выходили не только киножурналы, но и снимались первые документальные фильмы. Свою профессию Алек­сей Белинский постигал с азов. Ряд лет он работал в «Восточно-Сибирской правде» фотокором, а после демобилизации из рядов Советской Армии в 1946 году полностью посвятил себя...    

14 ноября 2010     подробнее ...
Кинооператор Петр Артемьевич Петров на строительстве БАМа

Восточно-Сибирская студия кинохроники: Оператор Петр Артемьевич Петров-2 (1908-1984)   Портреты операторов первого призыва Петр Артемьевич Петров-2 (1908-1984) Когда я пришла работать на студию, старейшим операто­ром был Петр Артемьевич Петров. Ему я посвятила передачу, которая прошла по иркутскому телевидению в цикловой про­грамме «Документальный экран Сибири» («ИСТ») (Иркутская студия телевидения), а также сюжет для киножурнала «Восточ­ная Сибирь». Собирая материал, я много разговаривала с Пе­тром Артемьевичем. Он рассказал, что пришел на студию 15 ав­густа 1936 года. Ассистентом оператора работал по 1939 год, по­том стал работать самостоятельно на съемке сюжетов для к/ж...    

09 ноября 2010     подробнее ...
Мастера экранной публицистики Сибири

Мастера экранной публицистики Сибири. Зырянова Т.Д., Иркутск, 2009 год  Зырянова Т. Д. Мастера экранной публицистики Сибири : учеб. пособие /. Т. Д. Зырянова. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. — 135 с. ISBN 978-5-9624-0384-7 Авторская страница Зыряновой Т.Д.  Автор делится воспоминаниями о жизни и творчестве наиболее известных режиссеров и операторов, работавших на Восточно-Сибирской студии кинохроники. Даны итоговые контрольные задания и порядок анализа фильма. Пособие предназначено для студентов 3-го курса дневного и заочного обучения специальности «Журналистика» по предметам «Экран­ная публицистика» и «Мастера кино и ТВ Сибири», может...    

27 сентября 2010     подробнее ...
Кинооператор П. А. Петров на строительстве Братской ГЭС

Страницы истории Восточно-Сибирской студии кинохроники: Начало и конец  СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ СТУДИИ КИНОХРОНИКИ: НАЧАЛО И КОНЕЦ О точной дате основания Восточно-Сибирской студии кинохроники (далее ВССК или студия) до сих пор идут споры. Что принять за основу: первую съемку В. А. Петрова, состояв­шуюся 1 мая 1928 года (вышеназванный приказ правления «Союзкино» от 11 сентября 1930 года), или первый номер кино­журнала «Восточная Сибирь», вышедший в сентябре 1932 года. Известно, что в этом номере главной темой стали новостройки. В журнал вошли сюжеты о возведении моста через Ангару и строительстве локомотивного завода в г. Улан-Удэ (СМ, 1974, 28.02)....    

26 сентября 2010     подробнее ...
Наши друзья

Терракотовый слон.
Студия керамики и гончарного
мастерства
  для взрослых и детей


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2017  All rights reserved