Братский район Иркутская область
Братский район как территориальная административная единица ведет свой отчет от 28 июня 1926 года.

Мобильная связь для бизнеса. Оптимальный выбор для людей, которым нужно постоянно быть на связи, чтобы в оперативном режиме решать возникшие вопросы.
Вход

Вихоревка

История Вихоревки

Старый деревянный ж/д вокзал станции Вихоревка
Новый двухэтажный ж/д вокзал построен в 2009 году
Этот храм построен в Вихоревке при участии потомка белого казака и сына служащего КВЖД, оказавшегося на гулаговской стройке

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова 
«Города Иркутской области», 2010 год 

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) 
публикуется с разрешения авторов

 

Своим появлением и развитием Вихоревка обязана железной дороге Тайшет —Лена. Ее строительство началось в 1937 г., но было прервано с началом Великой Отечественной войны. Работы возобновились только в 1946 г. Прокладку путей вели не только от Тай­шета, но одновременно от старого Братска и Усть-Кута, куда материалы и оборудование (и даже паровозы) доставлялись водным транспортом.

На строительстве использовался даровой труд заключенных и военнопленных (в основном японских). Для этого вдоль трассы была организована сеть лагерей и лагерных пунктов системы Тайшетлага (в 1949 г. переименованной в Озерлаг). Заключенные расчищали просеку, отсыпали насыпь, прокладывали железнодорожное полотно, строили мосты и жилые дома, работали вдоль трассы на лесоповале.

Механизмов не хватало. Повсеместно применялся руч­ной труд. Главными орудиями на стройке были кирка, лопата, топор и тачка. С их помощью прокладывалась дорога, откры­вавшая кратчайший путь к при­родным богатствам Приангарья и Приленья.

Чтобы уменьшить время и затраты на доставку спец­контингента к местам работ, через каждые 6-8 км были созданы лагпункты. Местом для одного из них, на 269-м км трассы, была выбрана равнин­ная малолесистая долина реки Вихоревы при впадении в нее небольшой речки Уби.

В то время здесь находи­лись сельхозугодья, скотный двор и зимовья колхоза «Ве­селое поле» деревни Долоново, жители которой еще до револю­ции заготовляли на лугах этого междуречья сено.

Весной 1947 г. земли колхоза вместе с постройками были пере­даны для нужд Тайшет лага. Строения приспособили для размещения небольшой базы строительства, а в зимовьях расположили оперативную часть. В помощь спецконтингенту здесь организовали также шестое отделение военных строителей, прибывших с Дальнего Востока.

Таким образом был основан опорный поселок строителей, дав­ший начало новому поселению, а затем и железнодорожной станции, открытой в конце осени 1947 г. И поселение, и станция были названы Вихоревка — по имени протекающей рядом реки*.

В декабре 1947 г. железнодорожный путь был доведен до старого Братска, куда пришел первый поезд с четырьмя вагонами-теплушками. В эксплуатацию трасса была пущена 5 июля 1951г., когда первый поезд проехал по железнодорожному мосту на правый берег Ангары.

На строительстве в районе Вихоревки работало много известных людей, осужденных по политическим статьям как «враги народа». Среди них, например, был бывший заместитель министра хлопковой промышленности СССР. Особо выделялись своим трудолюбием и про­фессионализмом «харбинцы» — наши соотечественники, проживавшие до осени 1945 г. в Маньчжурии. О них стоит рассказать подробнее.

Еще при строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в Харбине сформировалась русская колония из железнодо­рожных рабочих и служащих. После революции и Гражданской войны сюда переселились остатки колчаковской армии и забайкальского ка­зачества. Русское население Харбина в конце 1920-х гг. насчитывало более 100 тыс. чел. Здесь действовало около сотни предприятий и фи­нансовых учреждений с русским капиталом, около 20 православных церквей, были свои школы, газеты...

В конце 1930-х гг. в Харбине был установлен японский марионе­точный режим. После разгрома Кванту некой армии в августе 1945 г. в город вошли войска Красной Армии и подразделения НКВД. Вскоре на стройки Тайшетлага (а затем Озер лага) стали поступать новые за­ключенные — из Маньчжурии.

В середине 1950-х гг. Озерлаг ликвидировали. Большинство политических заключенных были освобождены и впоследствии реаби­литированы. В поселке Вихоревка остались в основном те, кому ехать оказалось некуда. Среди них были и «харбинцы» (порядка 400 чел.).

Например, староста и главный строитель единственного городского храма Николая Чудотворца, потомок белого казака Николай Панин. Сын служащего КВЖД В. Чеусов являлся руководителем ассоциации бывших заключенных Озер лага, он описал в воспоминаниях и харбин­скую жизнь, и пережитое в советских лагерях. Многие «харбинцы» после освобождения стали считать Вихоревку своей второй родиной и отдали свои силы на ее благо. Вместе с другими бывшими заключен­ными они построили несколько улиц.

Вскоре в Вихоревку стала приезжать на ударные стройки моло­дежь. Начиналось строительство большого каскада ангарских ГЭС. Многие из прибывших остались жить в Братском районе и в Вихоревке.

Некогда маленькая станция превратилась в крупный железно­дорожный узел. 27 ноября 1957 г. пристанционный населенный пункт Вихоревка был отнесен к категории рабочих поселков городского типа. В те годы старый Братск готовился к затоплению, а новый Братск еще строился и Вихоревка выступала своеобразным неформальным центром Братского района.

Здесь развивалась лесозаготовка, особенно в связи с намечаю­щимся строительством Братского ЛПК. Был создан Вихоревский лес­хоз, увеличились объемы отправки грузов по железной дороге. В тот период экономическое развитие Вихоревки базировалось на работе двух градообразующих предприятий — локомотивного депо станции Вихоревка и лесозаготовительного комбината.

Городским поселением в составе Братского района Вихоревка стала 26 октября 1966 г. Эта дата отмечается сейчас как официальный день рождения города.

 

*Есть две разные версии происхождения названия реки Вихоревы, давшей имя поселению и станции. По одной из них, в 1630 г. на реке во время переговоров с местным князьком был убит служилый человек Вихор Савин, с тех пор его имя закрепилось в названии реки.

По другой версии, слово «вихора» означает скрученные ветром, завихренные, метелкообразные ветви берез. Река с берегами, поросшими такими «вихрастыми» березами, и есть Вихора, или Вихоревая река. (Говорят, что местные старожилы часто называли речку именно Вихора.)

Несмотря на различие этих двух версий, сходятся они в одном — русское название «Вихорева» закрепилось за рекой в начале XVII в. Об этом свидетельствует запись Максима Перфильева, сделанная им в 1631 г.: «А другой долгий порог в Братской земле за Вихоревою рекою более десяти верст».

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved