Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Интервью с начальником отдела Генерального плана института Иркутскгражданпроект Екатериной Васильевной Протасовой

Начальник отдела Генерального плана института Иркутскгражданпроект Протасова Е.В.

Генеральный план г. Иркутска

Генеральный план г. Ангарска

Генеральный план г. Усолье-Сибирского

Родилась в 1959 г. Окончила архитектурный факультет Иркутского политехнического института в 1981 г. С 1984 г. работает в институте Иркутскгражданпроект. С 2000 г. – начальник отдела генеральных планов и территориальной деятельности ОАО «Иркутскгражданпроект». Член правления Иркутской организации Союза архитекторов России, советник РААСН (Российская академия архитектуры и строительных наук). 

Основные работы

  • Генеральный план г. Иркутска, 2006 г.
  • Генеральный план г. Ангарска, 2005 г.
  • Генеральный план г. Тайшета, 2006 г.
  • Генеральный план г. Усолье-Сибирского, 2007 г.
  • Проект планировки Академгородка в г. Иркутске, 2005 г.
  • Проект планировки Октябрьского округа г. Иркутска, 2007 г.
  • Схема территориального планирования Иркутского района, 2008 г.
  • Руководитель проектов планировок по районам города,
    2007–2009 гг.

 

Успешен только счастливый

В процессе подготовки к этому разговору с Екатериной Васильевной Протасовой я выслал ей вопросы обычного «юбилейного набора». Затем получилась пауза: Екатерина Васильевна уезжала в командировку, потом долго мешала текучка, и, наконец, мы встретились. Однако интервью не получилось. Получился скорее развернутый монолог, в котором вопросы как-то не понадобились. Просто она рассказывала, а я записывал.
Итак, интервью-монолог.
КЛ 

Слово «юбилей» для меня лишено смысла. Своего возраста я не чувствую, а юбилеи коллег – это, как правило, достаточно формальное мероприятие.

Перекрестки моей судьбы я никогда не ощущала. Они становятся видны только позже, если оглянуться. Конечно, были ключевые моменты и в выборе профессии, но не замечались тогда, а понимались позже. В средней школе у меня была явная склонность к точным наукам. Участвовала в олимпиадах разного уровня. Потом однажды съездила на день открытых дверей на архитектурном факультете, и мне страшно все понравилось! Пошла поступать в художественную школу, хотя мне было уже совсем не по возрасту. Но закончила, на вступительных экзаменах успешно сдала профилирующие предметы. Как золотой медалистке мне этого было достаточно.

Тому делу, которым я занимаюсь уже больше двадцати пяти лет, градостроительству, тогда на факультете не учили. На распределении мне предложили место в Иркутскгражданпроекте. Это было очень престижное место, таких мест было всего пять на весь курс. А я вдруг поехала в Улан-Удэ, в Бурятгражданпроект и попала там в комплексную мастерскую. Начальник меня спросил: «Чем ты хочешь заниматься?» В каких-то расстроенных чувствах я ответила в смысле: ах, мне все равно! И пошла на планировку.

Через два года оказалась в Иркутске и продолжила работать по этой специальности. На этом начальном этапе мне встретились замечательные люди – и в профессиональном, и в человеческом смысле, это преподаватели Наталья Николаевна Долина, Клавдия Ивановна Бойко, Мира Яковлевна Ашихмина, Виктор Ефимович Суханов. Наталья Ивановна Грязнова была моим первым ГАПом в начале трудового пути, теперь она директор Бурятгражданпроекта. Так оно и дальше катилось довольно гладко. Нить моей судьбы вплеталась в ткань жизни достаточно гармонично.

Если бы теперь всё повторить, то я всё бы сделала так же.

Хотя иногда, если уж мечтать, то хочется побыть смотрителем острова в Австралии. Чтобы жить на коралловом островке, кормить черепах и получать сто тысяч долларов за полгода…

Еще очень хочется дожить до таких времен, когда увижу нормальное отношение к теме города и человека в нем. Цивилизованное отношение. Мы занимаемся планированием территорий в разных масштабах – от отдельных фрагментов городской среды до городов и территорий целых районов области. Наш заказчик – администрации разного уровня. И зачастую они воспринимают проектировщика как досадную помеху. Сегодня закон заставляет органы местного самоуправления заниматься планированием, они заказывают нам эти документы, а «внутрь» часто даже не заглядывают. План им нужен только «для галочки».

Вот на Западе – все по-другому. Мне всегда было трудно выехать, потому что мы работаем с секретными материалами, под контролем. Так что опыт заграничных поездок у меня маленький. Но из книг, из Интернета, по рассказам я знаю, что «там» есть правила игры, и главное – что они действительно соблюдаются.

В конце восьмидесятых годов я побывала в Польше. Город Щецин. Он некоторое время был в составе Германии, а теперь польский город. Застройка в основном коттеджная, малоэтажная. Заборов в нашем понимании нет – низенькие оградки, узорный металл. Травка, фонарики, мопсики по травке бегают. Все регламентировано: этажность, ширина улиц, расстояния от въезда… Правила вполне понятные и разумные, и люди им действительно следуют.

У нас таких правил никогда и не было. В девяностых годах что-то разработали по американским образцам, но ничего не работает. Уж и не знаю почему. Сегодня правила землепользования опять разрабатывают – какой-то омский институт. Не думаю, что будет как-то по-другому.

Но есть и положительные примеры, в 2005 году мы разрабатывали генеральный план г. Ангарска. Хорошие впечатления остались от работы с грамотной, слаженной командой администрации, с которой нам удалось очень результативно поработать. У нас вообще все упирается в конкретных людей, в личные контакты. Говорят, каждый народ имеет тех правителей, которых заслуживает. А про город можно сказать, что он находится в таком состоянии, каковы управляющие им люди. К сожалению, архитекторы-градостроители к управляющим не относятся.

Очень хочу дожить до такого момента, когда все городское сообщество: и жители города, и люди, которые планируют «будущее города», и люди, которые это будущее реализуют, начнут работать вместе, одной командой в интересах процветания этого города, этой территории.

Градостроительная тема – особенная. Она требует разнообразных знаний, она в себе аккумулирует и архитектуру, и транспорт, и инженерию, и экономику, и экологию… Даже локальный объект, если в нем присутствует градостроительная тема, требует к себе отношения, как у врача. Главная заповедь врача – «не навреди». Так и тут, каждое решение надо принимать взвешенно, чтобы не сделать хуже. У нас коллектив многоплановый, и каждый вносит свою лепту в работу. Рутины, конечно, тоже хватает, как и в работе доктора. А ведь по закону генеральный план даже не является объектом авторского права. И это, наверное, правильно, потому что он должен все время подвергаться мониторингу, анализироваться, корректироваться.

В нашей работе большую ценность имеет перспектива, взгляд в будущее. Сейчас много пессимистических прогнозов появляется в связи с кризисом. А мы считаем, что в Иркутске кризис приведет к позитивным результатам. Иркутск во многом похож на Москву. Сибирские города строились как промышленные центры. Иркутск в шестидесятых – восьмидесятых годах тоже пытались сделать промышленным городом. Кризисы девяностых эту тенденцию переломили. Иркутск вернулся на свои исторические рельсы как город купеческий и административный. В Иркутск возвращаются управленческие функции банковского, торгового, административного и транспортного центра.

Нынешний кризис – это пауза, когда можно остановиться и пересмотреть свое отношение к городу. К тому, что на его улицах происходит. Придут новые люди со свежим взглядом, с новым пониманием проблем города и с новыми подходами к решению этих проблем.

Когда я думаю о своих работах, то главным моим личностным достижением мне кажется мой коллектив. Он образовался в такой период, когда градостроительства и вовсе как бы не было. Но коллектив очень работоспособный, у нас много молодежи. К нам приходят студенты, буквально «с улицы» и просятся – я всех принимаю. Они начинают работать и влюбляются в эту тему, и работают уже не за деньги. Или уходят. Так и воспитываем молодежь прямо «у станка».

В качестве юбиляра я хочу пожелать нашей молодежи, чтобы каждый сам формировал свои ценности и приоритеты. Еще желаю познать все радости жизни и творчества, пройти с этой ложкой масла и не пролить, как в той старой притче о юноше, который пришел к мудрецу искать смысл жизни.

У меня в коллективе работают люди пенсионного возраста, им тоже мои добрые пожелания. Они пережили много лишений. Это кладезь опыта, я хочу поклониться им и поблагодарить.

А сверстникам пожелаю главного: не потерять ощущения счастья. Только так можно реализоваться в любой сфере. Только счастливый может быть по-настоящему профессионален и успешен.

Журнал "проект байкал/project baikal"  
2009/19
стр.30-32