Китай и Россия, журнал. Китай и Россия – познавательный иллюстрированный журнал о связях между Китаем и Россией и возможностях, которые дают нам добрососедские отношения. Журнал Китай и Россия предназначен для широкой аудитории, распространяется через организаций, обеспечивающие «точки соприкосновения»

Материалы журнала

По Китаю на велосипеде. Часть 4

В октябре-ноябре 2010 года состоялось необычное путешествие иркутянина Юрия Лыхина. Один, на велосипеде, он проехал по всему Северному Китаю, начав свой маршрут в городе Эрляне на монголо-китайской границе и закончив его в Сиане – древней столице Китая, расположенной в подножии хребта Циньлин. Путевые записки, выполненные в ходе этого путешествия, мы и помещаем на наших страницах.

Спасительный отель в Хух-Хото

Надписи на старомонгольском, китайском и английском: «Музей Внутренней Монголии»

Городская застройка возле музея

Здание музея Внутренней Монголии

В палеонтологическом отделе

Одна из многочисленных диорам в экспозиции

Храм Пяти Пагод

На храме более полутора тысяч изображений Будды и все разные

По улице в Хух-Хото

Дорожные развязки

Хух-Хото. Вечернее движение

Вдоль хребта Иньшань

Уборка кукурузы

Урожай возле дома

Золотые початки

Скульптуры в американском центре

Почитание быка характерно для этой части Китая

Опустевшие поля

Сушка кукурузных зерен

В Баотоу

Здесь немало оригинальных зданий

Фигуры на отеле

Отель «Super 8»

От Эрляня до Сианя (на велосипеде через Северный Китай)

.

23 октября, суббота

Утром посмотрел в окно. Дождя нет, но небо по-прежнему хмурое. Слегка перекусив, пошел в ресепшен, попросил показать на карте, где находится отель. Это северо-восточная окраина города, километрах в 15 от центра. Туда я и отправился на автобусе (№ 92), который мне посоветовали. Как оказалось, его маршрут проходит мимо музея Внутренней Монголии. Увидев соответствующую надпись, я выскочил из автобуса, чтобы заглянуть туда.

Музей оказался прекрасным: современный, насыщенный интересными экспонатами – от мира динозавров до космонавтики. Чтобы посмотреть внимательно все залы на четырех этажах огромного здания, дня бы не хватило. Вход почему-то оказался бесплатным и что еще здорово – фотографировать можно все, что угодно.

Из других основных достопримечательностей города увидел только храм Пяти Пагод, построенный в XVIII  в. в индийском стиле. В моем путеводителе было его фото, которое я и показал женщине-таксистке, доставившей меня до места. Никаких иных изображений у меня не нашлось, а по-английски китайские водители не разумеют, поэтому разъяснить им, куда я хотел бы попасть, совершенно невозможно. После того как купил (опять же с помощью таксиста) потерянную на вчерашнем спуске крышку к фотоаппарату, просто пошел пешком в направлении своего отеля. Пофотографировал, позаходил в магазины, даже подстригся.

Город огромный, его население составляет более двух миллионов человек. Но впечатление от Хух-Хото, что в переводе с монгольского означает «голубой» или «синий город», осталось очень хорошее, даже жалко его покидать.

 

24 октября, воскресенье

К восьми часам утра я был полностью собран и готов к отъезду. Легко нашел новую нужную мне трассу – G 110, она оказалась совершенно рядом с моим отелем. С хребта Иньшань, вдоль которого я еду, дует холодный ветер. Мимо протряслись две грузовые машины, покрытые коркой льда. Явно, что спустились с гор, которые я успел преодолеть до заморозка.

После теплой постели ехать совсем некомфортно. Вообще, пребывание в цивилизации – там, где тепло и много еды – сильно расхолаживает. После Хух-Хото что-то совсем не хочется снова испытывать тяготы пути. До следующей цели – города Баотоу, стоящего на реке Хуанхэ – 160 километров. Два дня пути.

Еду уже более двух часов, а город все не кончается. Облака начинают расходиться, между ними появилось голубое небо и выглядывает солнце. Но студено. Руки на руле, хотя и в перчатках, стынут. Решил погреться едой. Опять заказал 10-юаневое блюдо. Интересно, что принесут?

Увы! Никакого разнообразия – омлет с луком! Надо переходить в другую ценовую категорию.

Снова в пути. Китайцы, как мураши: что-то несут, везут, строят. Никто особого внимания на меня, как это было в порту Инькоу, не обращает. Взглянут с удивлением и спешат дальше. Даже собаки здесь бегают с деловитым видом.

Сегодня ехать легко, дорога идет под уклон и к 13 часам я сделал уже более 50 километров. На полях заканчивают убирать кукурузу. У домов и на улицах лежат груды золотых початков, иногда их выкладывают возле стен ровными штабелями. Я с удовольствием это фотографирую.

Вообще, когда при пересечении границы заполняешь карточку прибытия, в ней следует указать цель пребывания в стране, выбрав один из трех предлагаемых вариантов. Мне в таких случаях приходится ставить галочку возле слова «pleasure» (удовольствие). Нынче же я определенно припозднился со своим удовольствием. Еду во всем теплом и даже думать не хочется, что скоро придется ставить палатку.

Все время рядом горы. Они то отступают слегка, смотрясь синими силуэтами, то подступают, превращаясь в пестро-коричневые скалистые склоны. Под ними, параллельно моей трассе, протянулась скоростная автострада, там стремительно проносятся машины. А слева, примерно на таком же расстоянии, тянется железная дорога. Пространство между этими тремя дорогами занимают поля – кукурузные и иные.

Немного промедлил и в начинающихся сумерках проехал мимо последних удобных для ночевки полей. Дальше, похоже, начинаются пригороды Баотоу – самого большого города Внутренней Монголии. Дорога стала ужасной (рядом идут работы по прокладке новой трассы) – выбоины на выбоине и страшная пылища, поднимаемая тяжелыми грузовиками. Уже темнота, а остановиться негде – сплошные дома. Тогда я сворачиваю на обсаженную высокими деревьями аллею, доезжаю до светящихся окнами многоэтажек и устраиваюсь прямо в парке между зданиями. Костер тут не разожжешь, поэтому достаю банку китайского паштета, еле осиливаю половину чего-то твердого, пресного и начинаю готовиться ко сну. Где-то рядом зазвучала громкая музыка, голоса ведущих – расположился близ дискотеки. Но это не помешает мне заснуть и выспаться. Время 8 часов вечера.

 

25 октября, понедельник

Проснулся с рассветом под настойчивый крик петуха. Собираясь, услышал звуки громкоговорителя, из которого стали передавать новости… на английском языке. Уложившись, проехался вокруг. В отличное местечко я попал! Какой-то американский тестирующий центр. Везде чисто, ухожено, на газонах красивые скульптуры. Указатели по тропинкам и аллеям написаны на двух языках. Но американцев не видно, ходят лишь аккуратно одетые интеллигентные китайцы.

 Утро выдалось прекрасное, в 7 часов на чистейшем синем небосклоне уже засияло солнце. В то же время холодно, температура явно ниже ноля. Без завтрака да по холоду еду без энтузиазма, да и дорога не приятная – качусь в густом облаке пыли. Наконец нахожу придорожную харчевню, показываю руками пожилой хозяйке: «Хочу есть». Она согласно машет головой, спрашивает: «Игэ (один)?» и уходит на кухню готовить. Вскоре приносит лапшу в бульоне – стоит это 6 юаней. Ем, доставляя массу удовольствия окружающим своим неумением подхватывать скользкую лапшу палочками. Однако с грехом пополам справился. Согрелся, насытился. Ехать после этого стало гораздо веселее.

Вчера преодолел более 110 километров, осталось 40 с небольшим. Река Хуанхэ, которую я так хочу увидеть, совсем близко.

Около 12 часов я уже въезжал в Баотоу, или, как произносят китайцы, «Ба то». Немного проехал по центральной улице, разглядывая здания. Пока я что-то снимал своим фотоаппаратом, мальчишка на мопеде украдкой сфотографировал меня сотовым телефоном. Потом подъехал ко мне, спросил на английском, из какой я страны. А когда узнал, откуда я приехал и куда собираюсь, попросил у меня автограф.

Из разговора с мальчишкой выяснилось, что Баотоу не имеет единого центра: он нарисовал три кружка вместо одного и показал, что в одном из них мы находимся. Баотоу – город промышленный, особого интереса для меня он не представляет, так что, пожалуй, пора устраиваться на отдых. На одном из зданий заметил восемь серебристых скульптур людей, сидящих на самом верху со свешенными вниз ногами. Это отель «Super 8». Здесь и захотелось остановиться. Чуть меньший по размеру, чем в Хух-Хото, двухместный номер стоит 168 юаней (в Хух-Хото – 128). Белоснежные постели и полотенца. Умывальник, душ и туалет выгорожены стеклянными стенками. Моясь в душе, можно смотреть телевизор. Очень удобно!

Девушку, которая сопровождала меня до номера, стал спрашивать, как далеко от отеля Хуанхэ и как найти дорогу (трассу № 210) на Сиань. Английский она знает очень плохо, но после длительных консультаций по телефону все-таки смогла мне что-то пояснить.

Приняв душ и с наслаждением попив хорошего зеленого чая, пошел погулять вокруг отеля. Однако смотреть здесь оказалось нечего. Центральная улица стала уже не интересной (я на выезде из первого центра), а перпендикулярные – это сплошные магазинчики, забегаловки, ремонтные мастерские, быстро переходящие в некрасивые жилые районы с узенькими преулками. Лучшим развлечением стал визит в супермаркет. Не удержавшись, набрал на пробу всякой еды и вернулся в отель пить пиво и есть фрукты.

В отеле меня ждал приятный сюрприз. Девушка, у которой я узнавал про дорогу, принесла лист бумаги с напечатанным по-английски текстом о пути из отеля. До моста через Хуанхэ не менее 10 километров, а потом более 900 километров до Сианя. Дальше, до Ченду, я, по всей видимости, не успею.

Слово «Баотоу» в переводе с монгольского означает «Земля, где обитают олени». Сегодня Баотоу – важный индустриальный центр, здесь находится один из крупнейших в Китае металлургических комбинатов. Располагается город на судоходном участке Хуанхэ на высоте 1050-1100 метров над уровнем моря у подножия гор Иньшань.