Китай и Россия, журнал. Китай и Россия – познавательный иллюстрированный журнал о связях между Китаем и Россией и возможностях, которые дают нам добрососедские отношения. Журнал Китай и Россия предназначен для широкой аудитории, распространяется через организаций, обеспечивающие «точки соприкосновения»

Материалы журнала

По Китаю на велосипеде. Часть 5

В октябре-ноябре 2010 года состоялось необычное путешествие иркутянина Юрия Лыхина. Один, на велосипеде, он проехал по всему Северному Китаю, начав свой маршрут в городе Эрляне на монголо-китайской границе и закончив его в Сиане – древней столице Китая, расположенной в подножии хребта Циньлин. Путевые записки, выполненные в ходе этого путешествия, мы и помещаем на наших страницах.

Повседневная жизнь на улочках Баотоу

Минута отдыха, пока нет посетителей

Река Хуанхэ

15-юаневый обед

По плато Ордос

Город Дуншэн

Автобусная остановка в Дуншэне

Площади Дуншэна украшают оригинальные скульптуры

Реклама традиционного монгольского праздника Надом в Ордосе

Утро на обочине автобана

Ордос. После восхода солнца быстро потеплело

Осенний пейзаж в Ордосе

Необычные деревья

Пастбище

Скромные жилища в тени деревьев

Неприхотливые козы всюду находят себе корм

В ордосских песках

Пустынный мотив

Маленький придорожный ресторанчик – дело семейное

Въезд на автобан

По такой дороге на велосипеде ехать приятнее, чем по автобану

Поле у песчаной дюны

Кукуруза собрана, а связанные в снопы стебли оставлены сушиться

Вывоз кукурузных стеблей с поля

Как используются эти стебли, я так и не узнал

Разделка свежевыловленной рыбы на глазах у посетителей придорожного ресторанчика

Рыба потрошится и чистится прямо на земле, что никого не смущает

На закате

От Эрляня до Сианя (на велосипеде через Северный Китай)

.

26 октября, вторник

Рано утром выглядываю в окно. Опять хмуро, ветрено. Выбираюсь из отеля и следую данным мне указаниям. Увы, они оказались не точны. Немало помучился, пока добрался таки до трассы G 210. Выезжаю по ней за пределы города. Оказывается, Баотоу стоит не на самом берегу Хуанхэ. Городские постройки закончились, и довольно долго мне пришлось ехать по незаселенному плоскому пространству. Открылась река неожиданно, когда я уже и забыл про нее. Хуанхэ здесь не широка, с Ангару примерно. Вода мутная, илистая, светло-коричневая. Спустился, потрогал ее пальцем, походил по берегу, пофотографировал. Через реку тянутся три моста, два из которых автомобильных, с движением в разных направлениях, и один железнодорожный.

Вот и еще одна цель достигнута – великая река Хуанхэ («Желтая река»). Я ее увидел, хотя большого впечатления не получил. А за рекой начнется пустынное плато Ордос, хорошо известное среди археологов как один из центров распространения находок скифо-сибирского звериного стиля. Это место также издавна меня манило.

Холодно, мерзну. Надо бы остановиться и согреться чем-нибудь горячим, а не могу – негде. Неожиданно для себя самого после моста через Хуанхэ я оказался на скоростной трассе (G 65). А вдоль нее забегаловки не стоят.

Наконец, на 61-м километре у какого-то населенного пункта вижу съезд. Поворачиваю и оказываюсь на привычной уже пыльной дороге, переполненной машинами, людьми, мастерскими и т. п. Выруливаю между грузовиков и останавливаюсь возле харчевни. Заказываю блюдо за 15 юаней. Что принесут?

Несут чугунок с ушками-ручками, полный наваристой похлебки из мяса с грибами и зеленью типа кинзы. Плошечка риса («мифа»). Все очень вкусно, но много – такой порции хватило бы для двоих. Я осоловел от еды. Не хочется никуда ехать, так бы и сидел за столом.

В харчевне много народа и я вызываю искреннее любопытство, особенно когда начинаю что-нибудь записывать. Китайцы подходят, заглядывая мне в записную книжку. Объяснил им, как мог, откуда и куда еду. В результате, когда хотел расплатиться, оказалось, что самый любознательный уже заплатил за меня. Я был удивлен, выразил знаками ему свою благодарность, а тут и обслуживавшая меня девушка несет бутылку «Пепси»  – тоже подарок. Вот так неожиданность!

Вышел и под впечатлением произошедшего в харчевне не сориентировался, двинулся по G 210 не в ту сторону. Потом сообразил, вернулся и поехал в нужном направлении. Эта трасса явно хуже, надо перебираться на скоростную дорогу. Хотя на велосипедах там ездить не разрешается, но никто особо и не препятствует.

Вроде и не сильно холодно, а запорошил мелкий снежок. Затем выглянуло солнце, стало немного веселее. По обеим сторонам дороги зажелтели пески. В качестве отдыха стоило бы походить по ним посмотреть археологическую подъемку.

Идет постепенный набор высоты. Скорость, соответственно, небольшая. Сегодня шумно, очень много машин. А перебраться на скоростную трассу не удается. Она справа от меня. Через боковое ограждение я бы еще перелез, но полосы разного движения разделяет довольно высокая металлическая сетка, через которую не перескочить. Время четыре, через два часа будет уже темно.

Еду до захода солнца. В последних проблесках уходящего дня ставлю палатку. Слегка перекусываю тем, что купил в Баотоу (сладкие булочки, острая морковь), запиваю подаренной «Пепси» и укладываюсь. Первая ночевка на плато Ордос. Звучит красиво. На самом деле, как всегда, все гораздо прозаичней. Рядом автотрасса, шумят машины, я лежу в каком-то овраге, изо рта идет пар, а из носа льются сопли. Не очень это похоже на красочные приключения отважного путешественника, получающего удовольствие.

 

27 октября, среда

Ночь была бесконечно длинной и холодной. Утром на палатке и на земле вокруг лежал тонкий слой снега. Быстро собрался, наскоро перекусив. Проехав десяток километров, остановился, чтобы погреться горячим. Попросил тот же супчик, что ели за соседним столиком. Получил бульон с яйцом, кинзой и какой-то водорослью за два юаня. Очень вкусно! Соседи за столиком предложили попробовать то, на что налегали они – пельмени, приготовленные на пару. Тоже ничего, хотя в них больше теста, чем мясной начинки. Только под конец завтрака сообразил, почему на меня поглядывали с недоумением, даже поинтересовались, есть ли у меня деньги. Бульон был лишь добавлением к основному блюду – пельменям.

После еды нашел въезд на трассу G 65. Как же хорошо ехать по автобану! Здесь и машин меньше, и пыли нет, и дорога более выровненная – без ощутимых спусков-подъемов. Боковая полоса широченная, и я еду, никому не мешая. Полиция, проехавшая мимо меня несколько раз, ничего против не имеет. Но проехать удалось совсем немного. Показался Дуншэн – главный город на плато Ордос, стоит познакомиться с ним.

Город оказался очень приятный, современный, довольно большой (450 тыс. населения). Он полон красивых многоэтажек, с широкими улицами, чистый. Одно удовольствие катиться по нему. Будь сейчас вечер, я бы и заночевал здесь.

Но вот город заканчивается, нахожу выезд на трассу и вновь чувствую, что не прочь подкрепиться. Заглядываю в очередную забегаловку. Тыкаю пальцем в длинную строчку иероглифов, блюдо за 14 юаней. Что окажется?

Принесли грибы с китайской капустой. Тоже пойдет: «Наша невеска все трескат». Как мне кажется, я довольно ловко орудую палочками, но хозяйка, наблюдая за мной, предлагает фарфоровую ложку. Гордо отказываюсь, продолжая ковыряться палочками.

Вскоре после Дуншэна показался новый городок. При въезде в него трасса оказалась перекрыта на ремонт. Я свернул направо и… напрочь потерял дорогу. В результате проехал по городку, который оказался не менее приятным, чем Дуншэн, и только сделав огромный круг, смог выехать на автобан. Вот и указатель. До Юйлиня – 145 километров, до Сианя – 696. День уже клонится к вечеру. Сегодня я потерял много лишнего времени.

Наступила полная темнота, просыпал снежок, а я все еду. Надеюсь, что вскоре будет бензозаправка, а при ней, похоже, можно поесть и даже заночевать. Однако не случилось. Останавливаюсь, когда до Юйлиня осталось ровно 100 километров, а за спиной, от Баотоу, – 200. Устраиваюсь на узенькой зеленой полоске прямо у автобана. Ничего, для разнообразия один раз можно и так переночевать. В половине девятого залажу в спальник.

 

28 октября, четверг

Ночью от безостановочного движения машин было, конечно, шумновато. Просыпаюсь вместе с солнцем. Палатка вся заледенела, спальник от соприкосновений с тентом мокрый. Выглядываю наружу: трава вокруг укутана серебристым инеем. Но радует, что солнце поднимается вместе со мной. На севере, в Гоби, меня поливало дождем, а на юге, в Ордосе, посыпает снегом. Такие вот китайские парадоксы, если не учитывать того, что каждый день календаря приближает меня не только к югу, но и к зиме.

 Сегодня значительно теплее – солнце пригревает. Это радует. Чем ближе к Юйлиню, тем больше по сторонам дороги отдельных домиков и полей. В косых лучах солнца все выглядит весьма живописно, и я постоянно останавливаюсь, чтобы сфотографировать тот или иной пейзаж.

 Незаметно пересекаю границу провинций. Внутренняя Монголия, вторая по величине территория, занимающая 12 % площади страны, осталась позади. Теперь я еду по провинции Шэньси. Здесь дорожные знаки тоже двуязычные, но вторым вместо старомонгольского стал английский. Это мне, конечно, нравится больше.

К 12 часам настолько потеплело, что я снял пуховик. Может, и правда, начало сказываться то, что я еду к югу.

Снова появились пески. Найдя дыру в проволочном ограждении дороги, вышел побродить. И не напрасно: в одной из песчаных котловинок нашел фрагменты разнообразной, явно разновременной керамики.

Чувствую, что давно пора бы и пообедать. Наконец, съезд с автобана. Но это такая маленькая деревня, что еле нашел работающую забегаловку. Начинаю игру «Ну-ка, отгадай!» Поскольку здесь меню недорогое, заказываю блюдо за 8 юаней. Посмотрим, посмотрим… Ну, неожиданность! Принесли тарелку очищенных от кожуры, порезанных и наставленных столбиками огурцов. Оказывается, я посмотрел на другую сторону меню, где указаны только закуски. Конечно, огурцы я люблю, но сейчас этого будет маловато. Прошел вместе с поваром на кухню, увидел лапшу в целлофановом мешочке, показал – сварить. Теперь боюсь, что исполнит это буквально и будет только лапша и вода. Но нет, сделал все как надо: с мелко покрошенным мясом, с красным перчиком, зеленью и лучком.

На автобан возвращаться не стал. Перед въездом на него стоят ворота оплаты, перед которыми написано: «Только для автомашин». Не стал нарываться на рожон. Поехал по 210-й, тем более что она красиво, словно аллея, обрамлена деревьями и совсем не оживленная здесь.

Дорога крутится в гуще повседневной китайской сельской жизни. Сейчас с полей вывозят высокие стебли кукурузы: кто на трехколесных тракторах с кузовом, кто на тележках, впряженных в мулов или осликов. После этого тяжелыми мотыгами выворачивают из земли острые, как ножи, кукурузные пеньки.

Занимаются здесь не только земледелием. Вот наставлены ульи, вокруг которых кружат пчелы, а вот целый ряд выкопанных прямоугольных прудов, в них разводят огромных карпов (при мне разделывали одного) и каких-то моллюсков в больших раковинах. Я все фотографирую, отчего здорово задерживаюсь и рискую не доехать сегодня до запланированного Юйлиня.

Эта провинция определенно более интересна мне, чем Внутренняя Монголия. Таких развалюх-домов, как там уже нет, даже туалеты появились у домов и при дороге. Дорога теперь идет с легким уклоном вниз, но я скорости не набираю, часто останавливаясь и разглядывая все вокруг. Время 20 минут пятого, впереди еще 30 километров. Здесь явно теплее, я до сих пор еду в легкой куртке и без перчаток.

Трасса G 210 гораздо извилистее, чем автобан. Поэтому к предполагаемым 30 километрам добавился еще с десяток. Солнце ушло за горизонт, когда до Юйлиня оставалось еще 16 километров. Последний отрезок ехал уже в темноте мимо многокилометровой очереди грузовиков. Будь я во Внутренней Монголии, я бы снова заблудился, но в Шэньси выручают надписи на английском языке. Увидев указатель «Yulin сity», сворачиваю со своей трассы. До сity оказалось еще несколько километров. Нахожу отель, номер по цене такой же, как в Баотоу, но выглядит гораздо проще. Однако и не без плюсов: с завтраком и с компьютером! Я, наконец, смог отправить письма домой.

Юйлинь хотя и небольшой, но очень примечательный город. Позади остались плато Ордос и мир кочевников. Отсюда начинается древнейший земледельческий район Китая, который отгородился от набегов «варваров с Севера» Великой китайской стеной. Она где-то рядом с Юйлинем и находится. К югу от Юйлиня начинается Лёссовое плато – еще одно место, которое я так хотел посмотреть.