Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Митрополит Иннокентий (Вениаминов) и его место в истории народов Аляски, Восточной Сибири и Дальнего Востока

Е.С. Шишигин (Якутск)

Вся жизнь святителя Иннокентия (Вениаминова) была связана с Русской православной церковью, ее миссионерской деятельностью.
Из истории христианства мы знаем, что кроме внутренней го­товности того или иного человека или же целого народа к воспри­ятию веры Христовой необходимым фактором выступает личное свидетельство того, кто несет им благую весть. По Библии, Господь Иисус Христос заповедовал ученикам своим: «идите, научите все народы, крестя их во время Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я поведал вам» (Мф., 28, 19-20).
Чтобы глубже понять историческую роль Святителя, его место в истории народов Аляски, Якутии, Сибири и Дальнего Востока, не­обходимо рассмотреть историю христианизации Руси, Русской пра­вославной церкви, ее положения в государстве, в его политике.
Говоря о крещении Руси, необходимо подчеркнуть, что христиани­зация подняла нравственный потенциал русского народа, столь необхо­димый для выполнения им его исторический миссии внутри многона­ционального государства и на международной арене. С присоединени­ем Сибири в XVI-XVII вв., Аляски в XVIII в. к Русскому государству появилась настоятельная необходимость христианизации коренного населения, сделать их настоящими подданными обширной империи, обеспечить проникновение русского влияния на север и восток.
Исследователи всегда отмечают личностный фактор, который имел огромное значение в деятельности православных миссионеров. Они были в значительной своей части не только самоотверженными веропроповедниками, но и нередко подлинными создателями культуры целых народов. В числе последних можно смело назвать святителя Ин­нокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского.
Население этих регионов — эвенки, эвены, юкагиры, чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, алеуты и др. — к моменту прихода русских имело много общего: оно находилось примерно на одинако­вом уровне политического, социально-экономического и культурно­го развития, все еще жило в условиях первобытнообщинного строя. Его занятия составляли рыболовство, охота, оленеводство и собаководство. Исключение представляли сравнительно многочисленные, самые северные скотоводы саха-якуты, отличавшиеся более высо­ким уровнем культуры. Предки саха пришли на Лену с довольно сложной системой религиозного синкретизма (смещения различных культов и религиозных систем). Исследователи допускают возмож­ность влияния на них раннего христианства.
Без сомнения, народ саха в дорусский период играл доминирую­щую роль в социокультурном развитии Северо-Востока Азии, а якутс­кий язык был языком межнационального общения, по образному вы­ражению известного польского этнолога и писателя В.Л. Серошевского, выполнял функции французского языка для этого обширного региона. Именно эти обстоятельства имел в виду святитель Иннокентий, когда настаивал на выделении Якутской епархии: «Это совершенно необхо­димо, поверьте. Якутская область есть свой мир, где все особенное… »
Жизнь этого замечательного человека с самого начала была связана с Якутией. Он родился 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1797 г. в глухом селе Ангинском на Лене Иркутской губер­нии, основанном уже в XVII в. служителям Якутского Спасского монастыря. Как вспоминал сам Иннокентий, якуты и эвенки «ему с издетства ближе всех других сибирских племен были известны, по их наречию, жизни, верованию, торговле, ремеслам, по их пище и одежде — так как они расположены в бассейне той же реки Лены, при которой расположена и родина его — село Ангинское».
Детство его было безрадостным — отец Евсевий Попов, пономарь местной церкви, умер, когда мальчику исполнилось пять лет. В 1806 г. девятилетний Иоанн Попов был определен в Иркутскую духовную семинарию, которую блестяще окончил в 1817 г., принял сан дья­кона, а в мае 1821 г. был рукоположен во пресвитера в Иркутском Благовещенском храме, где проходили первые годы его служения.
Во время учебы в семинарии юный Иван проявил большие спо­собности в усвоении глубоких основ богословия, риторики, филоло­гии, позволившие ему позднее достичь поистине выдающихся успе­хов в своей просветительской деятельности. Именно в этот период жизни у будущего Святителя появились такие качества, как добро­та, любовь и стремление к знаниям, исключительное трудолюбие. Его успехи в учебе и примерное поведение побудили ректора семи­нарии в 1814 г. присвоить ему фамилию «Вениаминов», в память скончавшегося в том году иркутского епископа Вениаминова (Багрянского), глубоко почитаемого церковного деятеля.
В мае 1823 г. 26-летний миссионер Иван Вениаминов со своей семьей отправился в необычайно трудный и опасный по своему вре­мени путь — в Русскую Америку (на Аляску), где он продолжил миссию Русской православной церкви, начатую в 1794 г.
На Аляске, где он служил в общей сложности 28 лет, в первое время жил на главном острове Алеутского архипелага Уналашке, изучил язык местных жителей (сумел быстро освоить шесть наре­чий), составил азбуку из славянских букв и грамматику алеутско-лисьевского языка, перевел на него богослужебные книги. В июле 1826 г. освятил храм Вознесения Господня, построенный по его про­екту и ставший центром христианского просвещения для алеутов Уналашки и окружающих островов (в сентябре 1996 г. состоялось освящение храма после реставрации; в торжествах по этому случаю приняла участие правительственная делегация Республики Саха (Якутия) в составе министра по делам народов РС (Я) В.В. Топорко­ва, епископа Якутского и Ленского Германа и автора этих строк).
В 1834 г. отец Иван Вениаминов был переведен на остров Ситка в г. Ново-Архангельск — центр русских владений в Северной Аме­рике, служил в соборном храме во имя Архангела Михаила, крес­тил индейцев-колошей.
За все это время миссионер занимался не только распростране­нием православия. Он организовал училища, в которых обучались грамоте до 600 мальчиков, построил больницу и сиротский дом, боролся с распространенными среди местных жителей заразными болезнями, пьянством и полигамией. В результате фундаментально­го изучения быта, культуры, языков, обычаев аборигенов, климата, флоры и фауны Вениаминов оставил капитальные научные труды в области этнографии, географии и лингвистики, которые не потеря­ли своего значения и ныне.
Вениаминов приехал на Аляску приходским священником, мис­сионером, а уехал оттуда архиепископом, пользующимся авторитетом в христианском мире, истинным уважением и любовью коренных жи­телей, апостолом Америки. Хорошо зная проблемы миссионерской и приходской деятельности православной церкви в Русской Америке, он усиленно ставил вопрос об учреждении самостоятельной епархии в северной части Американского континента. С этой целью в 1839 г. предпринял поездку в Санкт-Петербург, заручился поддержкой членов Священного синода в положительном решении этого вопроса.
Совершив паломничество в Троице-Сергиеву лавру и к святы­ням Киева, Вениаминов принял монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского, был возведен в сан ар­химандрита (в ноябре 1839 г. в Иркутске скончалась его супруга Екатерина Ивановна).
В декабре 1840 г. Св. синодом учреждается новая епархия: Камчатско-Курильская и Алеутская с центром в г. Ново-Архангельске, первым епископом которой становится Иннокентий (Вениаминов). Через 10 лет, в апреле 1850 г., он возводится в сан архиепископа. В 1852 г. к его огромной епархии присоединяется обширная Якутская область, состоявшая в 1731-1852 гг. в составе Иркутской епархии.
В сентябре 1853 г. он прибывает в г. Якутск на постоянное жи­тельство, сюда переносит архиепископскую кафедру из Ново-Архангельска (Аляска), а главный храм г. Якутска — Троицкий собор — становится кафедральным, где начиная с 1859 г. проводились бого­служения на якутском языке.
До этого Иннокентий дважды проездом и один раз неофициально побывал в г. Якутске. Первый раз в 1823 г. в сане священника, когда со своей семьей следовал на службу в Америку, второй же раз в 1841 г. в сане епископа, когда возвращался из Санкт-Петербурга на Аляску. Тогда он встречен был губернатором, всем духовенством, а в Троицком соборе отслужил молебен. А неофициально, для предварительного оз­накомления с положением церковных дел и с устройством Спасского монастыря, Иннокентий прибыл в начале 1852 г. и находился до 29 мая того же года. Перед отъездом освятил построенную на пожертвова­ния якутского купца 2-й гильдии, почетного гражданина города И.Я. Шилова каменную Николаевскую кладбищенскую церковь (ныне, пос­ле реставрации — Градоякутский Николаевский храм).
Здесь, как ранее на Аляске, он занялся христианизацией местных жителей, переводом на якутский и тунгусский языки богослужеб­ных книг, открытием церковноприходских школ, новых приходов, строительством церквей и часовен, укреплением материальной базы градоякутских церквей и Спасского монастыря, подготовкой кадров духовенства и т. д. В 1854-1855 гг. дважды обозревал Якутскую об­ласть, совершил миссионерские поездки по рекам Амур и Уссури.
Изучение деятельности Иннокентия в Якутии показывает, что он имел четко разработанную программу углубления христианиза­ции якутов и других коренных жителей области. Одной из главных забот архиепископа был перевод и издание основных богослужеб­ных книг на якутский язык.
Энергичная практическая деятельность Иннокентия была направ­лена на реализацию намеченной программы. Так, с 1855 г. в г. Якутс­ке начал работу комитет во главе с большим знатоком якутского язы­ка протоиереем Димитрием Хитровым, который в начале 1857 г. был командирован в Москву и Санкт-Петербург для издания переводов. Работал он плодотворно, и в 1857-1858 гг. были изданы восемь книг, в том числе «Священное Евангелие на якутском языке», «Краткая грам­матика якутского языка, составленная протоиереем Д. Хитровым», «Указание пути в Царствие Небесное на якутском языке Иннокентия (Вениаминова)». Всего же под его непосредственным руководством и участием было напечатано 10 книг в четырнадцати изданиях.
По мнению специалистов (академик П.А. Слепцов), с точки зрения филологической науки и социолингвистики, основным и конечным результатом этой деятельности было то, что православ­ные миссионеры заложили основу якутской современной пись­менной культуры, письменной литературы, что явилось одним из истоков якутского литературного языка.
Перевод и издание церковной литературы сделали возможным осуществить давнюю мечту Иннокентия — провести службу на якут­ском языке. 19 июля 1859 г. в Якутском кафедральном Троицком со­боре впервые прозвучала Божественная литургия на якутском языке. Подобная практика распространилась по всей Якутской области.
Преосвященный Иннокентий уехал из Якутска в 1860 г. и пе­реместился в г. Благовещенск, перенося свою деятельность на Даль­ний Восток, где провел исключительно большую работу по устройс­тву Русской православной церкви. В Якутске викарным епископом оставил Павла (Попова).
В 1862 г. он снова приезжает в Якутск, где жил два месяца, про­водя службы в церквах. В 1867 г. викарным епископом Якутским назначил своего друга и соратника Д. Хитрова. И когда все-таки добился открытия самостоятельной Якутской епархии в 1870 г., Хитров был назначен первым епископом Якутским и Вилюйским с именем преосвященного Дионисия, хитротонию которого совершил в Благовещенском кафедральном соборе архиепископ Иннокентий.
5 января 1868 г. был назначен митрополитом Московским и Коломенским, настоятелем Троице-Сергиевой лавры. 25 мая того же года он прибыл в Москву и в течение 10 лет находился на этом высоком посту.
Великий миссионер и церковный деятель умер 31 марта 1879 г., погребен в древнем Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой лавры.
В 1977 г. решением Св. синода Русской православной церкви святитель Иннокентий был причислен к лику святых.
Учитывая огромные заслуги Иннокентия (Вениаминова) в углубле­нии культурных связей между русскими и коренными народами Яку­тии, в изучении и сохранении якутского языка, Правительство Респуб­лики Саха (Якутия), Национальный комитет РС (Я) по делам ЮНЕС­КО, Министерство культуры, Якутский государственный университет широко отметили 200-летие со дня рождения великого миссионера. Юбилейные мероприятия способствовали возрождению православных традиций и духовности.
Возрождению гуманистических традиций Русской православ­ной церкви способствовала реализация в 1995-1997 гг. кафедрой гуманитарных, социально-экономических дисциплин Мирнинского филиала ЯГУ международной программы «Митрополит Иннокентий (Вениаминов) — просветитель Аляски и Якутии» (автор и генераль­ный координатор доцент Е.С. Шишигин, международный координа­тор доктор С.А. Мусалимас — Оксфордский университет):
1. Программа была поддержана во многих странах. Комитеты по проведению празднования 200-летия Иннокентия (Вениаминова) были созданы в Великобритании, Греции, Шотландии, Франции, Калифорнии и на Аляске (США). 1997 г. на Аляске был объявлен Годом отца Иоанна Вениаминова.
2. Проведены научные конференции: в марте 1996 г. в г. Мирном — «Культура и проблемы возрождения духовности народа» (матери­алы конференции опубликованы); в сентябре 1996 г. в г. Уналашке (Аляска, США) — «Отец Иоанн Вениаминов и коренные жители Аляс­ки», посвященная освящению после реставрации храма во имя Воз­несения Господня, построенного Иннокентием Вениаминовым в 1826 г., в апреле 1997 г. — Вениаминовские чтения в г. Якутске, 14-15 апреля — в Оксфордском университете, в колледже Пембрук, 17-19 апреля — в Эдинбургском университете, в Центре по изучению хрис­тианства; 11-13 сентября 1997 г. в г. Якутске прошла Международная конференция «Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) — просветитель Аляски и Якутии» (материалы конфе­ренции будут изданы); 9-10 декабря 1997 г. — симпозиум в универси­тете Аляски (Фэрбенкс, США) «Иоанн Вениаминов и изучение народов Арктики». Во всех зарубежных конференциях принимали активное участие ученые, преподаватели и студенты Якутского государственно­го университета, его Мирнинского филиала. Были организованы вы­ставки о жизни и деятельности Иннокентия (Вениаминова).
3. Изданы: библиографический указатель «Митрополит Московс­кий и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) — просветитель Аляс­ки и Якутии» (Мирнинский филиал ЯГУ совместно с Национальной библиотекой), сборники материалов конференций, научные статьи в журналах «Наука и образование», «Вестник Академии духовности», «Полярная звезда», «Вилюйские зори», «Турук», «Мир Севера». Боль­шим событием, несомненно, стало переиздание Московской благотво­рительной общиной «Якутский дом» известного труда И. Барсукова «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский», изданного в 1883 г. в Москве в Синодальной типографии. В связи с 200-летием Иннокентия Вениаминова компанией «АЛРОСА» издана книга Ф.Г. Сафронова «Православное христианство в Якутии». Переизданы так­же научные труды, письмо Святителя, воспоминания о нем.
4. Сняты короткометражные видеофильмы об Иннокентии (Вениаминове) и о проблемах духовного возрождения, сохранения культурно-исторических и архитектурных памятников. Проводи­лись теле- и радиопередачи.
5. В рамках программы были реставрированы культовые памятни­ки; построена часовня на территории Якутского государственного музея (бывшего Якутского Спасского мужского монастыря); установлены ме­мориальные доски; освящена после реставрации Никольская церковь, ныне Градоякутский Свято-Николаевский кафедральный собор.
6. В реализации программы приняли активное участие, высту­пили на конференциях и симпозиумах, опубликовали статьи прак­тически все ведущие ученые, известные писатели, художники, жур­налисты, библиотечные и музейные работники нашей республики, такие как Д.К. Сивцев — Суорун Омоллон, А.Н. Осипов, В.Н. Ива­нов, Н.Г. Самсонов, А.Г. Новиков, П.А. Слепцов, О.Д. Якимов, С.Н. Горохов, Е.П. Гуляева и др., а также зарубежные церковные деятели и ученые — доктор С.А. Мусалимас (Оксфордский университет, Великобритания), доктор Л.С. Блэк (университет Аляски, США), Феодосий, митрополит Америки и Канады, глава Греческой право­славной церкви Великобритании архиепископ Григориус, епископ Каллистос (Оксфорд, Великобритания) и др.
7. Успешная реализация международной программы «Митропо­лит Иннокентий (Вениаминов) — просветитель Аляски и Якутии» способствовала повышению авторитета Мирнинского филиала Якут­ского государственного университета в пору его становления, приоб­щению студентов к научно-исследовательской работе. А итоговое ме­роприятие программы — Международная конференция «Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) — просвети­тель Аляски и Якутии» — получило положительную оценку годично­го Общего собрания Академии наук Республики Саха (Якутия) [3].
Большая работа по увековечению памяти Иннокентия (Вениаминова) проводилась по линии Русской православной церкви, под руко­водством архиепископа Якутского и Ленского Германа. Священный синод Русской православной церкви 10 октября 1996 г. принял про­грамму празднования 200-летия со дня рождения Святителя Иннокен­тия, предусматривающую совершение праздничных богослужений, крестных ходов, освящение и закладку храмов и часовен, осуществле­ние наименований в честь Святителя улиц и площадей, проведение научно-богословских конференций и семинаров, открытие юбилейных выставок, создание фильмов, издание жития и трудов Вениаминова.
В этом году наша республика отмечает 375-летие вхождения Яку­тии в состав Российского государства. 1 ноября 2006 г. Президент Рос­сийской Федерации В.В. Путин издал указ № 1217 «О праздновании 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства и осно­вания г. Якутска». 25 декабря 2006 г. издан указ Президента Респуб­лики Саха (Якутия) В.А. Штырова № 3106 «Об объявлении 2007 года в Республике Саха (Якутия) Годом 375-летия вхождения Якутии в со­став Российского государства и основания города Якутска», утвержде­ны юбилейные мероприятия, в рамках которых отмечается и 210-летие святителя Иннокентия (Вениаминова). По решению Московской пат­риархии, Якутской епархии с благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II основные мероприятия пройдут в г. Москве с 4 по 9 декабря, 6 декабря планируется проведение Международной церковно-исторической конференции, посвященной Великому просветителю, миссионеру, церковному деятелю Иннокентию (Вениаминову).
Свой доклад хочу завершить словами Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II по случаю 200-летия со дня рождения святите­ля Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского: «Опыт этого великого апостола-просветителя убедительно свидетельствует, что миссия Церкви имеет успех только тогда, когда в основу ее по­ложены принципы уважения ко всякому народу и его культуре, ко святой человеческой личности».

РУССКАЯ АМЕРИКА 
Материалы III Международной научной конференции 
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.)  

Предоставлено архитектурно-этнографическим музеем Тальцы