Интерактивные методы в музейной педагогике на примере государственного парка-музея Форт Росс (США)
Категория: Русская Америка
Предыдущая статья | Следующая статья
Е.В. Емельянова (Иркутск), Брек Паркмэн (Петалума, Калифорния, США)
Настоятельная необходимость, продиктованная потребностью общества воспитывать гражданина своего Отечества, человека, бережно относящегося к окружающему его миру, понимающего его ценности, повысила интерес к проблеме изучения родного края, малой родины. В то же время познание среды обитания необходимо и для формирования личности, так как осознание человеком наиболее эффективных путей взаимодействия с макромиром гарантирует ему определенную устойчивость, уверенность, независимость в повседневной жизни, успешную адаптацию к постоянно изменяющейся среде.
Изучая историю российского культурного проникновения на Американский континент, нельзя обойти стороной небольшую крепость Росс на северо-западном побережье Калифорнии, построенную в начале XVIII в. с целью основания земледельческой базы для снабжения российской колонии на Аляске продуктами сельского хозяйства.
Ныне Форт Росс — географическое и историческое название государственного исторического парка-музея Калифорнии, немой свидетель русской предприимчивости и отваги. Крепость строилась изначально в виде четырехугольника, в углах которого были воздвигнуты двухэтажные башни с амбразурами. Постройка началась в марте 1812 г., и 11 сентября этого же года состоялась официальная религиозная церемония основания селения, которую провел сам Иван Кусков, первый комендант форта.
В стенах крепости были встроены трое ворот, внутри — несколько построек, самой значимой из которых являлся двухэтажный дом правителя Кускова. Посреди двора был выкопан глубокий колодец с журавлем на тот случай, если крепость подвергнется внешнему нападению. В 1824 г. в юго-восточном углу крепости была построена часовня во имя Святой Троицы.
Снаружи форта тоже были постройки: мельница, кузня, хижины для семейных пар, а после и для местных индейцев, которые искали защиты у правителя крепости от испанских завоевателей. За 29 лет своего существования окрестности Форта Росс украсились фруктовыми садами из яблонь, груш, персиков и слив, огородами и виноградником. Крепость являлась колонией и продовольственной базой Русской Америки, управление которой находилось на Аляске. За небольшой период до 1841 г. сменилось пять правителей. При последнем, Александре Ротчеве, был построен второй дом для семьи правителя, названный в народе домом Ротчева. Правление Российско-американской компании вынуждено было продать крепость иммигранту из Швейцарии Суттеру. Считалось, что основная цель создания селения на Калифорнийской земле — быть продовольственной базой для русских селений Аляски, не была выполнена. Дело в том, что не был учтен климатический фактор: летом в Калифорнии стоит засушливая жара — с мая по ноябрь нет дождей, и, начиная с ноября месяца, наступает длинный сезон дождей.
Тем не менее, на сооруженной на берегу океана судоверфи (у самого подножия крепости) еще при Иване Кускове было построено 4 брига из красного дерева и несколько баркасов для организации промысла морского зверя.
Спустя более полутора веков время и землетрясения не пощадили исторические постройки крепости: все постройки, кроме дома Ротчева, были разрушены. Благодаря усилиям русских мигрантов в Калифорнии и широких слоев общественности Форт Росс был восстановлен и в 1962 г. получил статус национального исторического памятника. Теперь это вновь оживленный государственный парк-музей под открытым небом, куда приезжает большое количество туристов со всех уголков мира.
Основные служители музея — это интерпретаторы истории Форта Росс, как правило, из числа любителей истории и общественников-волонтеров, членов общественной организации ФРИА (Ассоциация интерпретаторов истории Форта Росс). Интересны интерактивные формы и методы музейной работы, которые широко используются здесь местными интерпретаторами старины. Каждый служитель может придумать и запустить свой образовательный проект. Например, приглашаются группы школьников для погружения в среду одного исторического дня жителей и наемников крепости времен начала XVIII в. Участники костюмированной образовательной программы «Environmental Living Program» заключают контракт по найму на работу с импровизированным местным правлением и проходят обучение старинным ремеслам: плетению корзин, приготовлению пищи на костре (борщ, салаты и др.), старинным русским песням и танцам, играм.
Как правило, группы заранее договариваются о сроке прибытия в музей, получают подробную инструкцию, как подготовиться к полному погружению в исторический день: на сайте музея опубликован полный перечень требований к группе, ее экипировке, распорядок дня и ночи, перечень исторических ролей реальных персонажей, один из которых необходимо выбрать каждому школьнику и преподавателю, например:
1) Правители Форта Росс в разные сроки: Иван Кусков, Карл Шмидт, Павел Шелихов, Питер Костромитинов, Александр Ротчев.
2) Гости крепости: Дмитрий Чернов — командующий судна, Ларион Архимандритов — шкипер судна, Джоханн Бартрам — инженер-мореплаватель, Михаил Кюхельбекер — военно-морской офицер, Степан Воеводский — военно-морской офицер, Юджин Д'Мофрас — французский дипломат и др.
3) Повара крепости: Ольга — жена Нанешкуна Аввакума (Кадьяк), Аюмин Марья — из индейского племя Кашая, жена промышленника Родиона Королева, Кунухами — жена наемника Трофима Тлюалика (Конияк), Катерина Уккеля — из племени с побережья Мивок, жена промышленника Василия Антипина, Анна Васильева — креолка, жена Василия Васильева и др.
4) Милиция (добровольная дружина) крепости: Захарий Чиченев — креол, писарь, Василий Калугин — русский, медбрат, Павел Акляюк — креол, переводчик, Питер Андреев — креол, инженер и др.
5) Охотники (морской промысел): Яков Дорофеев, русский, Тимофей Тараканов, русский, Осип Шая — алеут, Касентс — тлинкит и другие аборигены с Аляски.
6) Садовники: Егор Черных — креол, Феофилат Дружинин — креол, Василий Старковский — русский, Алексей Шукшин — русский и др.
7) Натуралисты: Илья Вознесенский — русский, Джохан Еш-шольц — немец, Людовик Чамиссо — француз и др.
8) Калифорнийские индейцы: Балтазар — мивок, Чумамин — кашая, Покомин — кашая и др.
9) Ремесленники: Василий Грудинин — русский, плотник и судостроитель, Людвик Чорис — немец, художник, Михаил Тихонов — русский, художник, Василий Антипин — русский, плотник-судостроитель, Василий Васильев — русский, промышленник и плотник, и др.
Характерно, что перечисленные персонажи не вымышленные, на каждого дается биографическая справка: откуда был родом, чем занимался, с кем состоял в браке, сколько детей и как их звали, когда и где умер.
Для каждого участника программы подбирается роль, соответствующий костюм, каждой ролевой группе выдается лист с инструкцией, что и в какой последовательности делать в течение дня, какое оборудование и снабжение группа должна взять с собой в музее, описание экскурсионного маршрута вокруг территории музея.
Для поваров дается подробное описание блюд и продуктов, из которых традиционно приготовлялась еда в Форте Росс, посуда того времени, особенности сезонного меню; для милиции описываются основные правила по защите поселения от внешнего врага, инструкция по уходу за оружием (мушкеты, пушки), правила работы с фонарями (добыча огня с помощью трутницы), история флага Российско-американской компании, правила крепления флага, особенности плетения веревки для флагштока; для ремесленников дается подробное описание ремесла по росписи деревянных ложек, история возникновения искусства росписи хохломой, инструкция по плетению корзин; для садовников приводится подробное описание первоначального вида сада, который был посажен недалеко от Форта Росс, а также вид современного сада и инструкция к работе (участники должны собрать мусор на территории крепости, погрузить компост на машину, выгрузить его в саду, высадить семена и растения, очистить инструменты после работы); для охотников дается краткая история охоты на морскую выдру, которая привела к вымиранию этого вида морских животных, описание костюма охотника острова Кадьяк, инструкция к экскурсии на берег океана о поведении во время отлива — ни в коем случае не собирать раковины, водоросли, кораллы, губки, моллюски — сохранять природу, минимизировать неблагоприятное воздействие на окружающую среду и др.
Таким образом, входя в роли исторических личностей, дети получают лучшее понимание и отношение к истории. Программа проживания в окружающей среде очень хорошо вписывается в школьный учебный план 4-5 классов «Истории Калифорнии» и находит много желающих посетить музей вместе с педагогами и родителями. Большой акцент в программе ставится на самостоятельную работу и обучение в группе. Со стороны служителей музея непосредственную помощь группе оказывает интерпретатор истории.
И еще одно значимое событие, к которому готовятся в музее целый год, — это День живой истории (“Living History Day”), который проводится ежегодно в последнее воскресенье июля. Этот замечательный праздник посвящен рождению Российско-американской компании (соответствующий указ императора Павла был подписан в июле 1799 г.). Праздник — костюмированный, часть костюмов шьется на заказ для непосредственных участников и сотрудников музея, приглашенных школьников и взрослых, а часть готовится самими посетителями и гостями (местными жителями, приезжими). Это могут быть костюмы русских моряков и офицеров, казаков, служивых людей, крестьянок и барынь, алеутов, рыбаков и охотников, индейцев, испанских миссионеров и пр. Воссоздается картина истории первого поселения русских на Западном Американском побережье. К этому празднику готовятся заранее, и все местное население планирует свое время так, чтобы обязательно принять в нем участие. Местные рейнжеры (служители правопорядка) принимают самое активное участие в подготовке спектакля. Сценарий пишется по ролям, участники учат роли, репетируют в течение месяца. Актеры привлекаются как настоящие, так и волонтеры. У всех присутствующих на виду разворачивается историческое действие: к Форту Росс прибывает настоящее парусное судно, на котором приплывают посланник правительства независимой Мексики Дон Августин Фернандес де Сан Висент, глава всех миссий Верхней Калифорнии его преподобие Мариано Пейрас, комендант крепости Сан-Франциско Дон Луис Аргуэлло и сопровождающие солдаты. Комендант Форта Росс Карл Шмидт приказывает готовить пушки. Милиция, вооруженная мушкетами, открывает приветственный огонь. Посланники прибывают на территорию крепости и ведут переговоры. Все действо заканчивается мирным договором: все счастливы, поет хор «Славянка», готовится мясная пища на костре, всех гостей угощают русским борщом и ягодным напитком. Желающие учатся плести корзины и веревки из приготовленных для этого случая материалов. Можно увидеть, как вручную замешивается хлеб, готовится чай в старинном самоваре на угольях. Также можно присоединиться к танцующим русские танцы и хороводы. В часовне форта проходит в этот день служба, на которую специально приглашаются служители американской православной церкви Св. Николая. На берегу океана за оградой форта можно увидеть представителей Аляски — аборигенов, демонстрирующих использование байдарок на воде.
Все, кто прибывает на этот праздник, не будут обойдены вниманием. Посетителей насчитывается до 2 500 чел., из них 100-200 актеров. Спонсоры данного мероприятия — общественная организация ФРИА и управление Калифорнийских государственных парков.
Посетители прибывают на праздник для того, чтобы погрузиться в исторический день Форта Росс 1830-х гг. Изучение истории через проживание прошлого, через свой собственный опыт: почувствовать национальный колорит в одежде, еде, запахе пороха и в грохоте пушечного орудия. Это истинный путь познания истории.
На самом деле форт не был военной крепостью, это было мирное поселение, которое занималось сельским хозяйством и морским промыслом. На территории крепости и вблизи нее мирно проживали представители разных народов и племен, смешанных браков. Это был прекрасный пример мирного сотрудничества разных этносов. Форт Росс являлся уникальным российским поселением на Американском континенте.
Воспитательный и познавательный эффект от участия в подобных обучающих интерактивных программах очень велик. Каждый участник праздника по-настоящему чувствует свою причастность к малой родине, истории своего края.
Литература
Емельянова Е.В. Основные подходы к формированию образовательной программы патриотического воспитания школьников // Тезисы выступлений научно-практического семинара «Диалог культур. Музей в современном мире: традиции и инновации». Иркутск, 2003.
Петров В. Форту Росс — 171 год // Новое русское слово — Russian Daily Novoe russkoe slovo (США). 1983. 19 окт.
Fort Ross State Historic Park. — htpp://www.mcn.org/1/rrparks/ fortross/elp.htm