Кризис государственного управления в Российской империи 1825-1833 гг. и судьбы Русской Америки
Категория: Русская Америка
Предыдущая статья | Следующая статья
А .В. Ермаков (Москва)
Кризис старой, петровско-екатерининской модели «просвещенного абсолютизма» и соответствовавшей ей управленческой идеологии и технологии камерализма, импортированной, как и многие другие технологии, в начале XVIII в. из Западной Европы, был очевиден уже в конце XVIII столетия. Вызванные как изменявшимися социально-экономическими условиями, так и прямой революционной угрозой попытки «павловской» консервативной (1796-1801), а затем и «александровской» либеральной (1801-1818) модернизации государственного управления еще больше расшатали старый порядок. Уже к середине царствования Александра I отход власти от либерально-конституционных программ, попытки сформировать государственную идеологическую политику за счет усиления духовно-религиозной составляющей, усилить полицейское начало в государственном управлении, реорганизовать вооруженные силы и сельское хозяйство в ряде регионов на основе военных поселений и максимально сосредоточить властные функции в руках доверенного лица императора графа А.А. Аракчеева и его канцелярии, — все это, с одной стороны, подрывало старые, сословные основы государственного управления, а с другой — упрочивало новые — ведомственно-бюрократические. Ряд вызовов, брошенных Российской империи в начале XIX в., поставил самодержавие перед необходимостью укрепления и совершенствования механизмов государственной мобилизации и самозащиты.
Нараставший в то же самое время кризис правосознания высших классов общества чем дальше, тем больше определял роль их представителей в развитии традиционных начал государственности, как отстраненную, оппозиционную или даже подрывную. Перестав служить власти, российское дворянство тем не менее не перестало добиваться ее. Однако практика «дворцовых переворотов» XVIII в., не затрагивавших основ государственного строя, уже не устраивала наиболее активную часть дворянской элиты, претендовавшую не только менять и контролировать правителей, но и править самостоятельно. К концу царствования Александра I компромисс между сторонниками установления дворянской военно-революционной диктатуры и самодержавием (пусть даже самым просвещенным) оказался практически невозможен. На практике это привело к преимущественной ориентации на полицейскую модель государства не только в правительственных кругах, но и среди оппозиции.
Основу нового политического курса самодержавия заложили уже первые несколько дней правления императора Николая I, фактически начавшегося еще 19 ноября 1825 г. и усугубленного такими странными событиями, как внезапная, при невыясненных обстоятельствах кончина Александра I, двойственное поведение великого князя Константина в процессе престолонаследия, притязания генерал-губернатора Санкт-Петербурга М.А. Милорадовича на роль суперарбитра в решении вопроса о власти, и, наконец, организованные массовые беспорядки и попытка государственного переворота 14 декабря. С первого же дня «междуцарствия» плотность чрезвычайных событий во всех областях российской жизни была так велика, а государственный и военный аппарат, призванный справляться с соответствующими угрозами, оказался так дезорганизован, что порядок в стране спасло только напряжение всех ее сил.
Важно отметить, что в кризисе накануне 1826 г. оказалась не только официальная Россия, не только самодержавие, по мнению заговорщиков, «представлявшее собой нестройную громаду», но и оппозиция, сначала призывавшая эту «громаду» переустроить, а затем собравшаяся ее опрокинуть. Движение декабристов, по существу, оказалось силой еще более неудачливой, еще более внутренне противоречивой и непрочной, чем та государственная система, которую оно претендовало заменить. Ход событий 14 декабря в Санкт-Петербурге наглядно демонстрирует, что с ослабевшим и дезорганизованным аппаратом александровского самодержавия боролись, в сущности, порожденные им самим, а потому столь же слабые и дезорганизованные противники.
В итоге антиправительственное выступление 14 декабря, вызванное вакуумом власти, закономерно вызвало укрепление и ужесточение именно той силы, которую оно собиралось уничтожить. Самодержавие проявило себя как власть не только традиционно поддерживающая, но и активно наводящая общий порядок, укрепляющая его как чрезвычайными полицейскими акциями, так и новыми политическими институтами. Переживавшее кризис общество в этот момент вряд ли осознало, что получило именно тот сравнительно стройный военно-полицейский, чрезвычайный порядок управления, о котором оно мечтало в последние годы непредсказуемого правления Александра I. Только устано вили этот порядок не проигравшие молодые офицеры, а «реакция», т. е. правительство Николая I (состоявшее в основном из армейских чинов старшего поколения) и лично император. Те же, кто претендовал на руководство обновленным государственным (и в том числе репрессивным) аппаратом, стали его первыми жертвами.
Стоит отметить, жертвой новой чрезвычайной политики, помимо непосредственных участников декабрьского выступления и причастных к нему людей, пали и некоторые другие влиятельные лица и группы. С одной стороны, видимая опала коснулась фаворита прежнего императора и фактического управляющего делами Комитета министров Аракчеева (позволил созреть целому букету подпольных антигосударственных организаций), с другой стороны, от всяких претензий на власть незаметно, но окончательно оттеснили вдовствующую императрицу Марию Федоровну и ее партию, которую некоторые историки называют «немецкой». Вместе с претензиями этой придворной группировки на власть были похоронены и ее планы тихоокеанской экспансии, связанные, в первую очередь, с интересами Российско-американской компании, правителем дел канцелярии которой к тому же оказался глава Северного общества К.Ф. Рылеев. Несмотря на то, что серьезных репрессий в руководстве компании проведено не было, николаевское правительство в дальнейшем, в отличие от своих предшественников, более чем прохладно относилось к ее деятельности и финансировало тихоокеанские проекты по остаточному принципу.
Однако кризис власти в России конца 1825 г. оказался лишь эпизодом в цепи тяжелых испытаний, через которые Российская империя прошла в следующее семилетие. 1825-1833 гг. можно оценить не просто как кризисные, но и серьезно угрожавшие существованию России как государства.
Важно учитывать, что ряд крайне тяжелых потрясений в первой половине XIX в., в первую очередь вызванных ломкой традиционного социально-экономического уклада, переживала практически вся континентальная Европа. Достаточно обратить внимание как на новый характер военных конфликтов (когда завоеватель стремится не только подчинить себе некую территорию, но и провести там необратимые социальные преобразования), на число революционных выступлений и их ожесточенность, чтобы утверждать: перед угрозой социального хаоса, утраты государственного суверенитета и даже полного распада (раздела) в период 1789-1856 гг. стояли не только все крупные европейские державы (кроме Великобритании), но и многие значимые государства мировой экономической периферии.
Россия начала XIX в., захлестнутая первыми волнами европей ской нестабильности в эпоху наполеоновских войн, хотя и сумела отстоять свой суверенитет, тем не менее оказалась почти беззащитной как перед глобальной экономической экспансией западноевропейских товаров и капиталов, так и перед лицом западноевропейской информационно-идеологической агрессии. Одновременно страна переживала кризис роста системы управления, связанный как с хроническим недофинансированием увеличивавшегося государственного аппарата (что неминуемо порождало коррупцию), так и с общим усложнением механизма управления государством в условиях распада прежнего сословно-корпоративного устройства общества и нарастающего демографического давления. Если прибавить к этому кризис помещичьего товарного хозяйства, сокращение рынков сбыта большинства российских экспортных товаров, многолетнее падение курса ассигнаций и других государственных бумаг, усиливавшиеся на фоне обвального падения мировых цен на сырье, то непонятно, как можно было добиться победы хотя бы в одной крупной военной кампании.
А ведь николаевское самодержавие в первые же 8 лет, хотя и с большими потерями, не только выиграло Русско-персидскую (1826-1828) и Русско-турецкую (1827-1829) войны, но и подавило польское вооруженное восстание (1830-1831), временно усмирило мятежный Кавказ (движение Кази-Мухаммеда и националистический заговор в Грузии) и надолго восстановило разрушенную систему коллективной безопасности в Европе (Мюнхенгрецкое и Берлинское соглашение) и на Ближнем Востоке (Ункяр-Ескеле-сийский договор). В такой же кризисной обстановке (рост числа нелегальных антиправительственных организаций, непрекращающиеся крестьянские восстания; холерные бунты 1830 г. в Санкт-Петербурге, Москве, Тамбове, Севастополе; восстания в военных поселениях 1831 г. и т. п.) самодержавие было вынуждено обустраивать и внутренние дела. Создание первой в истории России комплексной службы государственной безопасности (III Отделение ЕИВ канцелярии и Корпус жандармов); упорядочивание законодательства и налаживание систематической законопроектной работы (II Отделение ЕИВ канцелярии и Государственный Совет); подбор, расстановка, учет и контроль деятельности кадров правительственного аппарата (I Отделение ЕИВ канцелярии); устройство правильного документооборота и регулярной отчетности, все эти решаемые ускоренным порядком задачи не могли не породить многочисленных злоупотреблений, но, в целом, они оказались благотворны не только для бюрократического аппарата, но и для Российского государства вообще.
К сожалению, антикризисные правительственные мероприятия, касавшиеся в основном наведения порядка в европейской части России и защиты ее западных и южных границ, предопределили серь езную стагнацию в русской дальневосточной политике. В первые же годы николаевского царствования Россия окончательно отказалась от проектов русского протектората Сандвичевых (Гавайских) островов, глубокой колонизации Аляски и даже Камчатки. Вплоть до назначения генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского и снаряжения экспедиции Г.И. Невельского (1847) Россия сокращает свое присутствие на Тихом океане. Так, без какого-либо серьезного внешнего давления в 1830-х гг. была потеряна, к примеру, русская Калифорния. Центростремительная антикризисная политика в данном случае наглядно продемонстрировала свои издержки.
Важно, однако, понимать, что основой сворачивания российской внешнеполитической активности на Тихом океане и в Северной Америке была не одна лишь недальновидность и «прихоть» высших руководителей империи, а сложный комплекс обстоятельств, многие из которых кажутся сегодняшнему исследователю незначительными. Стоит обратить внимание хотя бы на некоторые из них. Мало кто сегодня учитывает, что западноевропейская революционно-кризисная волна XVIII - начала XIX в. началась не во Франции, а в Америке. Пример становления агрессивного либерального государства на базе динамично развивавшихся англосаксонских колоний, как одного из главных конкурентов своей бывшей британской метрополии, не мог не поколебать правительственной решимости инвестировать дополнительные средства в развитие Русской Америки. Будущее обособление Аляски в независимое, дружественное России государство предполагалось и в «Русской Правде» П.И. Пестеля. Если же вспомнить, что сторонниками американских программ, помимо Рылеева, являлись декабристы Г.С. Батеньков, Д.И. Завалишин, М.К. Кюхельбекер, В.П. Романов, К.П. Торсон, В.И. Штейнгель и такие сочувствовавшие заговорщикам фигуры, как адмирал Н.С. Мордвинов, один из основателей РАК, купец М.М. Булдаков, влиятельный литератор О.М. Сомов, то подозрительность николаевского правительства в отношении финансирования «американских» проектов становится объяснимой. Между прочим, основные российские конвенции с США и Англией, согласно которым сокращались границы русских поселений в Северной Америке, разрешались беспрепятственное плавание судов этих держав в русских внутренних водах и свободная торговля с местным населением, были заключены еще в 1824-1825 гг. Пойти на их пересмотр в условиях обострившейся обстановки в Европе также не представлялось возможным.
И все же в целом кризис 1825-1833 гг. сыграл в судьбе Российской империи столь же организующую роль, что и кризис власти конца 1825 г. Разносторонние и разноплановые угрозы существующему социально-политическому порядку не могли не мо билизовать самодержавие, как высшую государственную власть, на защиту этого порядка. Что же касается способов защиты выбирать их не приходилось. Чем тяжелее была кризисная ситуация, чем более угрожающим для России казалось ее дальнейшее углубление, тем более резкие и жесткие, часто даже кровавые меры вынуждены были предпринимать как высшие, так и местные власти.
Главным итогом кризиса 1825-1833 гг. стало даже не его силовое преодоление. В условиях борьбы с различными серьезными внутренними и внешними угрозами самодержавие, в лице Николая I, училось не только непосредственно отвечать на них, но и вырабатывало новый стиль государственного руководства, формировало новые политические институты для их предотвращения, для стандартного и регулярного разрешения аналогичных кризисных ситуаций в будущем. Так в первой трети XIX в. были заложены основы для перехода самодержавия в режим чрезвычайного антикризисного управления с помощью соответствовавших этой задаче идеологических установок и государственных институтов.
Литература
1. Выскочков Л.В. Император Николай I: человек и государь. СПб., 2001.
2. Гулишарамбов С. Итоги торговли и промышленности в царствование Николая I. СПб., 1896.
3. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. М., 1981.
4. Император Николай Первый. М., 2002.
5. Николай Первый и его время. Т. 1-2. М., 2000.
6. Орлик О.В. Декабристы и внешняя политика России. М., 1984.
7. Полиевктов М.А. Николай I. Биография и обзор царствования. М., 1918.
8. Россия в николаевское время: наука, политика, просвещение. СПб., 1998.
9. Сафонов М.М. Константиновский рубль и немецкая партия // Средневековая и новая Россия. СПб., 1996.
10. Шильдер Н.К. Император Николай Первый, его жизнь и царствование. Т. 1-2. М., 1997.