Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Священная гора Байтаг (Эхирит-Булагатский район).

Священная гора Байтаг (Эхирит-Булагатский район).

Уважаемый шаман Маха – Шабаев Терентий Владимирович во время посещения горы Байтаг в составе этнографической экспедиции, проведенной ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса».

Общеэхиритским является культ горы Байтаг, находящейся в Эхирит-Булагатском районе, в верховьях реки Куды, правого притока Нижней Ангары, напротив 1-2 Байтогских улусов, ныне села Байтог. Байтаг (от тюркского - «богатая гора»). 

Байтаг - наиболее почитаемая шаманистами гора, находящаяся в верховьях р. Куды, правого притока Нижней Ангары. Байтаг - слово тюркского происхождения, означающее «богатая гора». Байтаг был культовым центром эхиритского племени. До революции сюда на молебствия стекалось много сотен верующих, в жертву приносили до 300 овец и 100 кобылиц. Еще в начале 30-х гг. на горе Байтаг сохранялось 85 деревянных столбов, на которых когда-то, привязывалось столько же жертвенных животных, приносимых от каждого бурятского рода духу-хозяину горы. На горе имеются писаницы, относящиеся к неолиту и курыканскому времени (Манжигеев, 1978, с. 22).

Буряты верховья реки Куды проживают в селах Ахины, Бух-тумур, Байтог Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского бурятского автономного округа и, по установившемуся в этнографической литературе делению, относятся к прибайкальской группе этноса. Исторические источники и устные предания свидетельствуют, что данная группа (ныне еще сохраняющая родовые деления) ведет свое начало от родоначальников Буры и Хадалая, относящихся к племени Эхирит. Современные буряты, т.е. потомки Буры и Хадалая, ежегодно по родам, а иногда и совместно устраивают на горе Байтог тайлаган – жертвоприношение духу-хозяйки местности, покровителям рода.

Раскрытие семантики имени духа-хозяйки горы Байтог, обнаруживает безусловно ее сложность, так как оно представляет собой эпитеты,в которых видна определенная смысловая направленность. Так, в бурятском языке есть прилагательное «Бутан», что значит «полный, целостный». Оно в сочетании с словом «басаган» (девочка) означает девственницу. Имя Бутан созвучно Будан хатан иибии – имени мифической дочери ойратского Тайжи-хана, считавшейся матерью Булагата. Возможность смены буквы «т» на «д» опровергается специалистами-филологами. Далее, «хатан» означает госпожа, а «иибии» - мать, бабушку. В имени духа хозяйки горы Байтог подчеркивается  женское начало. Современные буряты, обращаясь к духу-хозяйки горы Байтог, называют ее «тоодэй», т.е. бабушка, а женский пол жертвенного животного символизирует плодородие и потомство. (Хандагурова, с. 63-66).