Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

С юбилеем "Спутник" (50 лет Бюро международного молодежного туризма “Спутник” ЦК ВЛКСМ и 40 лет - непосредственно Иркутскому “Спутнику” )

В.Ф.Петровский проводит планерку. 1980 г.

В.Ф.Петровский проводит планерку. 1980 г.

Первые группы по КБЖД приходилось водить самому. 1985 г.

Первые группы по КБЖД приходилось водить самому. 1985 г.

Валерий Кислов. Первое знакомство с КБЖД. 1985 г.

Валерий Кислов. Первое знакомство с КБЖД. 1985 г.

На маршрут КБЖД завезли дрова. 1980 г.

На маршрут КБЖД завезли дрова. 1980 г.

Группа иркутских туристов в Венгрии

Группа иркутских туристов в Венгрии

Группа туристов «Спутника» в Индии (начало 90- г.)

Группа туристов «Спутника» в Индии (начало 90- г.)

1987 г.Иркутский «Спутник» (О.Власенко - секретарь ОК ВЛКСМ, председатель БММТ И.Кашинский слева вверху, В.Бережных - внизу, как всегда лежит ) принимает руководителей молодежных туристских организаций из соцстран. Руководитель делегации - председатель ЦБ «Спутник» Алексей Хохлов (второй слева внизу)

1987 г.Иркутский «Спутник» (О.Власенко - секретарь ОК ВЛКСМ, председатель БММТ И.Кашинский слева вверху, В.Бережных - внизу, как всегда лежит ) принимает руководителей молодежных туристских организаций из соцстран. Руководитель делегации - председатель ЦБ «Спутник» Алексей Хохлов (второй слева внизу)

Установка вагонов под базу (110-й км) на КБЖД

Установка вагонов под базу (110-й км) на КБЖД

Дорожный мастер Л.Е.Швецов и А.Я.Смирнов, помогавшие «Спутнику» в развертывании базы на КБЖД

Дорожный мастер Л.Е.Швецов и А.Я.Смирнов, помогавшие «Спутнику» в развертывании базы на КБЖД

25 лет спустя... Ветераны «Спутника» начала 80-х годов отмечают юбилей. Слева направо: М. Табидзе, Л.М.Протопопова, М.Попова, М.Трескина, М.Богуславская, В.Бережных, Н.Долгая, И.Попова и присоединившийся к ним О.Данилин (работал в БММТ с 87-го по 93 г.)

25 лет спустя... Ветераны «Спутника» начала 80-х годов отмечают юбилей. Слева направо: М. Табидзе, Л.М.Протопопова, М.Попова, М.Трескина, М.Богуславская, В.Бережных, Н.Долгая, И.Попова и присоединившийся к ним О.Данилин (работал в БММТ с 87-го по 93 г.)

Иркутской области БММТ «Спутник» был сформирован в 1968 г. Тогда его возглавила Тамара Алексеевна Шукевич, на долю которой выпала нелегкая организационная работа.

Опираясь на местные исторические и рекреационные ресурсы, на опыт организации туров по линии областного Совета по туриз­му и экскурсиям обкома профсоюзов и ВАО «Интурист» Тамара Алексеевна за короткое время смогла сформировать работоспособ­ный творческий коллектив и, добившись впечатляющих результа­тов, вывести Иркутский «Спутник» в число лидеров системы БММТ

В 1974 г. на смену ей пришел Борис Николаевич Азаров, при котором основательно окрепла материально-техническая база Иркутского «Спутника», а также произошло знаменательное событие – переезд в собственное здание по знаменитому адресу «Гагарина, 36».

В 1977 г. председателем стал Валерий Францевич Петровский. Все эти годы Иркутский «Спутник» неизменно уве­личивал объемы обслуживания туристов, сосредоточив­шись, в основном, на таких туристских направлениях, как прием школьников в Иркутске и направление их в другие города Советского Союза во время каникул; орга­низация отдыха рабочей и учащейся молодежи в Меж­дународных молодежных центрах, расположенных в са­мых живописных уголках СССР, а также в летний пе­риод на Байкале, в основном - на турбазах областного Совета по туризму и экскурсиям профсоюзов.

Незабываемой страницей в истории иркутского «Спутника» стали круизы по Байкалу на пароходе «Комсомолец». Эти круизы, наполненные романтикой (зачастую люди путешество­вали вокруг озера, проживая в палатках, установленных прямо на палубе!..) и яркими впечатлениями, до сих пор с ностальгией вспо­минают не только ветераны «Спутника», но и туристы, которым посчастливилось участвовать в этих круизах.

Но особое значение в то время придавалось таким, «идеологи­чески ответственным», видам деятельности «Спутника», как от­правка иркутской молодежи за рубеж и прием иностранных тури­стов в Иркутске. Эти направления деятельности предприятий сис­темы БММТ считались важнейшим инструментом интернациональ­ного воспитания советской молодежи, привлечения симпатий мо­лодых иностранцев к советскому образу жизни. Так, каждую груп­пу иностранных туристов принимали в одном из трудовых коллек­тивов Иркутска или в ВУЗе, и действительно, на таких встречах часто завязывались дружеские контакты, переписка.

В те годы Иркутский «Спутник» принимал более 3 тысяч иностранных туристов ежегодно. А занимались этим направлением деятельности всего два человека! Не удивительно, что именно они были пригла­шены в Москву для работы по организации Олимпиады 1980 года, что именно на работниках «Спутника» держалась, например, вся программа обслуживания участников Фестиваля Дружбы российской и мон­гольской молодежи, проходившего в Иркутске в 1981 году.

Тогда обыденным явлением было то, что сегодня воспринима­ется уже как миф — ежегодно несколько тысяч человек, что назы­вается «от сохи, от станка» имели возможность выезжать за рубеж, не обладая никакими накоплениями или капиталами!

Я пришел работать в «Спутник» в октябре 1980 года. Четыре года был референтом (тогда эта должность соответствовала нынешнему «менеджер») по «выезду» (т.е. занимался организацией поездок советской молодежи за рубеж), знал в этом деле все, ставил себе и Марине Богуславской (с которой мы работали в паре) в заслугу почти десятикратное снижение «невыезда» (количества нереализованных путевок за границу). Но в 1985 году новый председатель Иркутского «Спутника» Валерий Кислов перевел меня на работу по организации туристских маршрутов на Байкале. Не скрою, сначала было несколько обидно (ведь «выезд» всегда считался самым престижным направлением работы в «Спутнике»...), но в то же время огромная бумажная волокита, сопровождавшая эту деятельность, меня серьезно «достала». Ведь на каждого туриста приходилось каждый раз заново делать загранпаспорт, а до этого надо было собрать кипу документов – от медсправки до выписки выездной комиссии обкома КПСС, не говоря уже об анкетах, выписках из решения комсомольского собрания, райкома комсомола и т.д. и т.п.…

Кислов до прихода в «Спутник» работал первым секретарем Казачинско-Ленского райкома ВЛКСМ, занимался БАМом, и непосредственное отношение к туризму имел только тогда, когда работал (еще  до Казачки) вторым секретарем Чунского РК ВЛКСМ – именно вторые тогда и отвечали за комплектование групп. Кислов первым делом попытался разобраться, насколько полно используется потенциал Иркутского «Спутника» и его коллектива. Оказалось, что у нас в «Спутнике» есть серьезные резервы. Так, не только Иркутское Бюро международного молодежного туризма «Спутник», но и другие БММТ, в других регионах почти не занимались активными формами туризма! А ведь нам на Байкале сам бог велел «раскручивать» это направле­ние туристской деятельности. Когда, как не в молодости, своими ногами пройти род­ную землю, не отгораживаясь от неё стек­лами автобуса?! Так что, получается, я стал первой «жертвой» этого кисловского анализа… При этом вопрос ставился достаточно жестко – или я серьезно исправляю ситуацию на внутриобластных маршрутах, или…

В итоге, усилиями всего коллектива, в десятки (!) раз увеличился объем туристов, обслуженных на маршрутах выходного дня,  был разработан и запущен в эксплуатацию капитально обу­строенный маршрут по Кругобайкальской железной дороге. Для этого  маршрута нам пришлось «выбить» из Министерства путей сообщения четыре новых пассажирских вагона, в обмен на которые ВСЖД нам выделило 4 списанных. Эти вагоны мы расставили вдоль «Кругобайкалки» на расстоянии 15-20 км друг от друга и получили насто­ящий туристский комплекс, способный одновременно принимать до 120 человек.

Наши туристы налегке путешествовали по этому природно-архитектурному комплексу, ночуя в вагонах, питаясь на базах. А поскольку это были времена «повышенной экологической актив­ности» нашего общества, то особое внимание мы придавали эколо­гической безопасности наших маршрутов. Для этого на стоянки завозили дрова, выставляли там мусорные контейнеры, а в каче­стве инструкторов использовали членов боевой студенческой дру­жины факультета охотоведения Иркутского сельхозинститута, сту­дентов-биологов и географов. Этот маршрут в «Спутнике» называли «Экологичес­ким туром по КБЖД».

За этим маршрутом последовали другие — по долине реки Голоустной, по Олхинскому плато, водные походы на шестивесель­ных ялах по Ангаре, сплав на плотах — по Иркуту и т.д., и называ­ли мы этот турпродукт «экологические туры». Таким образом, как впос­ледствии оказалось, модное нынче слово «экотуризм» официально в России про­звучало впервые именно на Байкале... И это подтверждено нашими рекламами, путевками. Тогда же мы с Кисловым серьезно прорабатывали маршруты по Монголии, в частности – на Хубсугул, но в те времена для нас Монголия была менее доступна чем, скажем, Болгария… Но монгольская тема с тех времен захватила нас навсегда, вплоть до того, что сегодня Валерий Александрович Кислов возглавляет представительство Иркутской области в Монголии...

Усилия Иркутского «Спутника» по развитию активных форм туризма поддерживал Председатель БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ Алексей Николаевич Хохлов, сам турист-водник со стажем. В Ир­кутск передавали лучшую на то время автотехнику, отправляли учиться нашему опыту работников других подразделений «Спут­ника» из многих регионов страны. Когда в 1988 году я уходил из «Спутника», то передавал Косте Мамаджанову (и с которым к тому времени отработали вместе полтора года) уже целый отдел активных форм туризма, на который кроме нас, штатных работников, еще работала целая армия временных.

Но вот настала «перестройка», и та материально-техническая база, которая создавалась и росла усилиями всего коллектива БММТ, и которой «Спутник» небезосновательно гордился, стала источником се­рьезных проблем.

Резко и многократно возросшие затраты на ее содержание вку­пе с неоправданно тяжелым налогообложением привели к серьез­ному ухудшению финансового положения Иркутского «Спутни­ка». Все это усугублялось обвалом платежеспособного спроса насе­ления, многократно обнищавшего в результате непродуманных гай­даровских реформ и приватизации «по Чубайсу». В итоге сложи­лась ситуация, когда коллектив уже работал не на себя, а на содер­жание этой базы. А это все не могло не сказаться на настроениях в коллективе, на результатах производственной деятельности.

Впрочем, не только Иркутский «Спутник» испытал на себе ито­ги «перестройки» - многие БММТ, не успевшие вовремя сориенти­роваться и адаптироваться к новым условиям, «приказали долго жить».

Иркутский «Спутник» выжил тогда благодаря «челночному» туризму, отправляя «челноков» в Шэньян, в Далянь, в Чанчунь и Харбин, а затем – принимая по безвизовому обмену китайс­ких граждан.

Многие из тех, кто работал в Иркутс­ком «Спутнике», кто прошел школу «Спут­ника», так или иначе связал свою жизнь с туризмом. Это Марина Богуславская, один из наиболее авторитетных специалистов Иркутской области по выездному туризму; Виктор Иванов («Виват-тур»), Олег Да­нилин, после «Спутника» работавший  руководителем самого первого структурного подразделения по туризму в администрации Иркутской об­ласти; Константин Мамаджанов, директор ООО «Спутник-Бай­кал»»; Светлана Панова (турагентство а/к «Сибирь», а после – в турбизнесе в Москве), Светлана Судавр (Вокина), сегодня работающая в отеле «Солнце», Лариса Рублева (после «Спутника» много лет отработавшая в «Инту­ристе»), и т.д. Да я и сам после БММТ «Спутник» был, и до сих пор связан, с туризмом – работал замдиректора Прибайкальского нацпарка по туризму и международным связям, генеральным менеджером по туризму АО «Финпром», замначальника департамента туризма администрации Иркутской области и т.д. И сегодня, в своих изданиях, мы постоянно публикуем материалы по туризму.

Нельзя не вспомнить тех, кто отдал Иркутскому «Спутнику» лучшие свои годы. Это Игорь Суровенков, Владимир Литвинов, Виктор Шмайлов,  Алексей Скобляков, Вера Мазанько, Ирина Попова, один из председателей «Спутника» Иван Кашинский, Вера Собченко (Агадецкая), Надежда Барлукова, Сер­гей Рагозин, Лидия Михайловна Протопопова, Марина Трескина (Шелест), Галина Зубкова, первый бухгалтер «Спутника» Таисия Гаври­ловна Воропаева, Наталья Труфанова, Нина Половникова, Михаил Табидзе, Вячеслав Белов, Людмила Шугаева, Галина Бабак, Оксана Романенко, Ольга Перетолчина, Ирина Стовбур (Пищальникова), Елена Суходольская и другие – всех не перечислить – референты, водители, групповоды, экскурсоводы, студенты-охотоведы, работавшие инструкторами на наших маршрутах... Так, один из этих студентов, Сергей Солдатов, спустя годы, создал известную турфирму «Русская охота», а подрабатывавший групповодом будучи еще школьником Борис Виноградов ныне ректор Сибирского института права, экономики и управления (СИПЭУ).

До сих пор, под руководством Игоря Коваленко (Игорь также недавно возглавил Сибирскую Байкальскую Ассоциацию Туризма), работают в БММТ «Спутник» Наталья Долгая (уже ровно тридцать лет!), Галина Николаева, Та­тьяна Илькова, Александра Сенюта, Ольга Дмитриева, Елена Семенова. Хорошо вписалась в коллектив и молодежь.

Не могу не вспомнить сегодня и тех, кто участвовал в форми­ровании Иркутского «Спутника», обеспечивал его производствен­ную деятельность, но безвременно покинул нас. Это Нина Гаври­ловна Шишкина, почти двадцать лет отработавшая в БММТ «Спут­ник» Иркутского ОК ВЛКСМ, Бабкина Людмила Михайловна, около двух лет исполнявшая обязанности председателя «Спутни­ка», главный бухгалтер Мария Дмитриевна Царенкова, Людмила Аполь, водители Геннадий Попов и Александр Тарбеев, Виктор Ивлев  безупречно трудившиеся на своем нелегком рабочем месте. Год назад нас покинул и Валерий Францевич Петровский, принимавший меня в 1980-м году на работу. Память о них объединяет нас – тех, кто и поныне работает в Иркутском «Спутнике», и тех, для кого БММТ навсегда остался в памяти как один из самых светлых пери­одов жизни, олицетворяя собой молодость, энергию и надежду.

Иркутский «Спутник» продолжает свое нужное дело. Те, кто захочет узнать подробнее об его маршрутах и путевках, могут обра­титься по адресу: Иркутск, ул. Чкалова 33, офис 5, теле­фонам: 34-16-29, 34-17-33.

 

Мы, ветераны БММТ «Спутник», поздравляем всех работавших в его системе, с полувековым юбилеем и желаем оставаться вечно молодыми!

 

Владимир Бережных