Иркутское Фотографическое Общество, г.Иркутск. ИФО является региональным отделением Союза фотохудожников России. В состав общества которой входят фотографы профессионалы и любители

Храмы Иркутска и Иркутской области

В надежде на возрождение духовности...

фотографии храмов

Иркутские фотографы ранней поры не могли обойти внима­нием прекрасную часть застройки городов и сел - сооружения религиозного культа. Их привлекали оригинальные, с золоче­ными куполами, резными оградами творения предков. Листая пожелтевшие от времени фотодокументы о старом городе, обра­щаешь взгляд на высокие колокольни, величественно поднима­ющиеся над деревянными, приземленными жилищами. Они для нас главные ориентиры в сегодняшних панорамах города. На улочках и площадях безлюдно - нет пока фотокамер с корот­кой выдержкой, только в конце XIX в на фотографиях вокруг и внутри церквей появляются люди.

Светописцы ранней поры оставили в своих работах неповто­римые образы деревянных храмов, в большей своей части погиб­ших в пожарах или разрушенных «воинствующими безбожни­ками».

Около полусотни церквей было в Иркутске к началу XX века. Сегодня осталось едва ли полтора десятка.

Старое не вернешь. Вселяет надежду то, что по крупицам, шаг за шагом нынешнее поколение иркутян начало поднимать поруганные святыни, возводить новые, по современным проек­там, религиозные храмы. Вновь засветилась золотыми куполами Спасская церковь, принимает прихожан величественный кафед­ральный собор Богоявления, звонят колокола Знаменской, Тро­ицкой, Крестовоздвиженской, Князе-Владимирской и других церквей.

Реставраторы восстанавливают Харлампиевскую, Входо-Иерусалимскую, Владимирскую церкви, поднимают из руин Успен­скую церковь разрушенного Вознесенского монастыря в поселке Жилкино.

В старом Иркутском остроге в 1672 году была заложена деревянная Спасская церковь. Прослужила она людям более тридцати лет. Храм из камня во имя Спаса нерукотворного образа начали возводить в 1706 году на средс­тва воеводы Синявина.

«План города, вычерченный в 1729 году Михаилом Зиновьевым, показывает церковь в южной крепостной стене, и описание острога, составленное историком Г. Миллером, побы­вавшим в Иркутске в 1735 году, подтверждает это местоположение: «В оном городе на самом берегу реки Ангары малый четырехугольный рубленый город... да в городовой стене насопротивоной, которая от реки Ангары, собор­ная каменная, во имя Спаса...».

«Автором этой постройки был мастер каменных дел Моисей Иванович Долгих, рабо­тавший в Иркутске с 1701 года. Он не только возглавил строительство церкви, но на его плечи легли заботы и о разведке месторождения извести, и о кладке стен, и о вытёсы­вании фигурных кирпичей. Он явился единственным творцом первых каменных строений Иркутска».

Н.Полунина. Первый зодчий. «Воап.-Сиб. правда».1985. 14 ноября

Торжественно освятили храм 1 августа 1710 года «... при великом и пестром стечении людей».

У этой святыни собирались сибирские ополченцы в 1812 году, отправляясь на Боро­динское поле выручать Русь от нашествия Наполеона.

Только в 70-х годах XX века пришли на забытый храм реставраторы, чтобы спасти это древнейшее сооружение, изуродованное вре­менем и людьми. Пришлось провести тита­ническую работу по разбору временных пере­городок, восстановлению сводов и арочных переходов, кровли.

Сегодня Спасская церковь - главная достопримечательность иркутян и гостей города. «Издали она кажется игрушечно изящной. Но стоит подойти вплотную к одной из ее стен, словно белая скала, зубцами ухо­дящая в небо, вознесет она над вами камен­ную твердыню, так что невольно припомнится вам яркое описание сраженного сибирской мощью протопопа Аввакума: «Горы высокие, утес каменной, яко стена стоит, и поглядеть - заломя голову».

Л. А. Ладик. Свидания с Иркутском. В.-С. кн. изд. Иркутск. 1991. с. 13-15

Первоклассный Святого Иннокентия мужской монастырь возник в поселении Жилкино под Иркутском, на левом берегу Ангары в 1672 году «Основателем монастыря был старец Гера­сим, им же и была сооружена монастырская деревянная церковь во имя Вознесения Господня. После довольно сильного пожара 1679 года, когда погорели все строения, монастырь восстанав­ливается вновь старцем Исайей, кроме новой Вознесенской цер­кви им строится еще и Тихвинская (сохранившаяся и чтимая как святыня до 30-х годов XX в.). в XVIII веке деревянные пост­ройки монастыря заменяются на каменные и возводятся церкви: Вознесенская (1749-1767), Успенская (1780-1783), Смоленская (1795-1809, 1837), Сретенская надвратная в 1863-1872 годах».

Памятники истории и культуры Иркутска. В.-С. кн. изд. Иркутск. 1993./И.В. Кали­нина. Культовое православное зодчество. С. 377-398.

Для путешественников, следовавших по Московскому гуже­вому тракту, надвратная трёхярусная колокольня и храмы Возне­сенского монастыря стали определенным ориентиром, напомина­ющим о приближении к губернскому городу Иркутску Это гран­диозное по своим масштабам и площадям религиозное заведение общежительного типа поражало неповторимыми сооружениями, созданными талантом сибирских архитекторов А. И. Лосева, А. П. Деева, В. А. Кудельского и других.

В 1914 году в Одессе был издан богатый иллюстрированный научный труд ученых-исследователей Сибири «Альбом видов Иркутского Вознесенского Святителя Иннокентия монастыря», благодаря которому мир узнал о существовании крупнейшего на Востоке России мужского монастыря.

После смерти первого иркутского епископа Иннокентия Куль­чицкого в 1731-м году его тело было похоронено под алтарем Тих­винской церкви, в дальнейшем мощи Св. Иннокентия перенесли в раку, которая хранилась до постройки кафедрального храма Вознесения Господня в деревянной Тихвинской церкви.

Вознесенский монастырь был центром культурно-просветительской жизни Восточ­ной Сибири, положил начало сибирскому вос­токоведению.

После Октябрьской революции главное культовое сооружение Восточной Сибири одним из первых приняло удар Советской власти. Культовые сооружения были разру­шены, а ценности разграблены. Оставшиеся после разрушения постройки приспособили под корпуса местного мыловаренного завода.

Ныне реставраторы приступили к восста­новлению одной уцелевшей Успенской церкви Иркутского Вознесенского мужского монас­тыря.

Еще во времена правления Императора Петра I в Иркутске в 1693 году возник Знаменский женский монастырь. Инициатива ускорения христианизации нерусского населения Сибири исхо­дила из императорского двора. «Царь пожертвовал Евангелие художественной работы с собственноручной подписью».

Первые деревянные постройки после частых наводнений приходили в негодность, разрушались. Каменная Знаменская церковь на средства иркутского купца Ивана Бичевина и других жертвователей сооружалась с 1757 по 1760-е годы.

Храм построен в стиле сибирского барокко, в церкви четыре придела Знаменский, Казанский, Святого Николая, Преоб­раженский. Монастырь имел свои земельные наделы, покосы, места для рыбной ловли, огороды, теплицы, свечной завод, пиво­варни, мельницы, скот, птицу. Славился своими мастерицами- рукодельницами. Высоко ценились их золотошвейные работы, художественная стежка одеял, вышивки гладью, бисером, драго­ценными камнями.

В ограде Знаменского монастыря стоит памятник на могиле Григория Ивановича Шелихова, скончавшегося в 1795 году. Монумент установлен в 1800 году. Надгробие сработано рус­скими мастерами в Екатеринбурге. На восточной стороне памят­ника барельеф Г. И. Шелихова, на северной надпись, состав­ленная поэтом Г.Державиным: «Григорий Иванович Шелихов иркутский купец, мореплаватель, один из первых исследователей Аляски и Алеутских островов, прозванный современниками «русским Колумбом».

На территории Знаменского монастыря находятся могилы Е. И. Трубецкой и ее детей, декабристов В. А. Бечаснова, Н. А. Панова, П. А. Муханова.

После Октябрьской революции монастырь был закрыт. По генеральному плану развития города первой половины XX в. Знаменская церковь предназначалась под снос, и только вмешательство Иркутского областного кра­еведческого музея, которому в то время была вменена в обязанность охрана памятников, помешало осуществлению этого замысла.

Знаменский женский монастырь возрож­ден 27 августа 1994 года. Монахини, инокини, послушницы трудятся в прачечной, занима­ются цветоводством, возрождают традиции золотого шитья.

Деревянная Чудотворская (Прокопьевская) церковь была сооружена в 1703 году на правом берегу Ангары. Через 45 лет, в 1748-м на ее месте поднялся каменный храм на благотворитель­ные деньги иркутского купца Михаила Ивановича Глазунова. Стал удачным выбор места постройки, религиозное сооружение было видно с разных сторон города.

Меценат М. И. Глазунов умер 18 апреля 1761 года в Иркутске и похоронен в ограде возле Чудотворской церкви.

У этой церкви - трагическая судьба, в 40-х годах XX века она была разрушена до первого этажа, а оставшиеся помещения ее приспособили под хозяйственные нужды.

Деревянная Тихвинская церковь на улице Воскресенская (Одигитриевская) была пос­троена на главной площади Иркутска в 1706 году Каменную возвели при финансовой поддержке купца И. С. Бичевина в 1773 году Удачное расположение ее особенно пригля­нулось первым и последующим городским фотографам. На противоположной стороне площади поднялся ансамбль величественных храмовых сооружений: Спасская церковь, Богоявленский собор с золотыми куполами, позднее - Казанский кафедральный собор, польский костел, гражданские здания и соору­жения, обрамляющие центральную площадь города. Массовые увеселения, праздничные сборы, панорамные виды города были запе­чатлены мастерами фотографии с колокольни Тихвинской церкви.

«24 апреля 1912 года после заупокойной литургии и пани­хиды в Тихвинской церкви, в ограде ее состоялось погребе­ние привезенного из Москвы тела Анны Ивановны Громовой, потомственной почетной гражданки. Имя её связано с просвеще­нием и исследованием Сибири. На средства Громовой был издан труд Серошевского «Якуты».

Н. С. Романов. Летопись города Иркутска за 1902-1924 а.. В.-С. кн. изд. Иркутск. 1994. с. 170

В годы Гражданской войны в Сибири Тихвинская церковь оказалась в центре вооруженной борьбы, внутреннее убранство было уничтожено. Окончательное разрушение религиозного храма пришлось на 40-е годы XX века. Советская власть посчи­тала необходимым снести церковь, имя которой несли многие годы площадь и улица города, чтобы освободить место для буду­щего здания управления «Востсибуголь».

Церковь во имя Успения Божьей матери на Ланинской улице в Иркутске была построена «иждивением иркутского купца П. Ф. Медвед- никова» в 1826 году Храм был освящен 2 фев­раля 1846 года. На Успенской площади, где сто­яла церковь, было построено здание духовной семинарии для подготовки православных свя­щеннослужителей.

«28 декабря 1917 года на территории храма у ограды состоялось захоронение в братской могиле казаков и прапорщиков, убитых в дни декабрьских боев в Иркутске.

Успенская церковь была взорвана летом 1931 года, на ее месте разбит сквер».

Иркутск на почтовых открытках 1899-1917 «Галарт». М. 1996.

Деревянная Владимирская церковь была построена в 1718 году, прослужила более полувека. Каменный же храм во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы был возведен в 1777 году (в отдельных источниках - 1775, 1830) на Ланинской улице у Московских ворот «тщанием прихожан» и на средс­тва иркутского купца Я. Я. Протасова. Освящена Владимирская церковь 5 сентября 1780 года.

«Постройка несомненно является выдающимся памятни­ком «сибирского барокко». Являясь основным ориентиром при въезде в город по Московскому тракту, церковь формировала важный градостроительный узел. Значимость постройки под­черкнута крупным размером и пятиглавием, не характерным для культовой архитектуры Иркутска. Впервые в Сибири применя­ются наличники, вытянутые на два яруса окон».

Памятники истории и культуры Иркутска. - Иркутск. 1993./Н.В. Калинина. Куль­товое православное зодчество, с. 390-392

В годы Советской власти храм утратил свой первоначальный вид, неоднократно перестраивался. Сегодня это - четырехэтаж­ный высокий каменный дом под шифером, сильно пострадал и декор. Лишь на плоскости стен апсиды сохранили рельефные лопатки. Многие годы в здании располагается Восточно-Сибир­ское аэрогеодезическое предприятие.

Ангара, обрамляющая старинный город, в половодья не щадила и храмовые сооружения. От частых наводнений страдала, в том числе, и Троицкая церковь, построенная на пожертво­вания иркутян вблизи Ангары. Её возведение продолжалось в несколько этапов. Вначале был введен и освящен 5 мая 1763 года теплый придел во имя Рождества Богородицы. Основ­ное же здание (во имя Святыя Троицы) нахо­дилось еще в стадии строительства, которое задержалось из-за обвала каменного свода. Только к 1778 году церковь открылась для служб.

Троицкая церковь прежде всего необычна объемно-пространственным построением. «Памятник отличает оригинальное деко­ративное убранство. Здесь даже ярче, чем в других постройках, проявилась характерная черта «сибирского барокко» - синтез различных архитектурных течений».

Памятники истории и культуры Иркутска. В.-С. кн. изд. Иркутск. 1993./И.В. Кали­нина. Культовое православное зодчество. С. 388-390.

В иркутском пожаре 1879 года деревянные кварталы города вблизи Троицкого храма и церкви Григория Неокесарийского погибли в огне. Троицкую церковь прихожане отстояли, а вот Храм Григория Неокесарийского спасти не смогли.

Многие десятилетия в Троицкой церкви находился планета­рий, а в Неокесарийской клуб кинолюбителей. Только в послед­ние годы власти города обратили на них внимание, в церквах, расположенных в одной ограде, завершается реставрация, в гото­вых частях здания Троицкой церкви проходят службы, Неокесарийская ждет своего часа.

На улице Троицкой в Иркутске в 1738 году (в некоторых источниках - 1739 г.) была пост­роена деревянная Харлампиевская (Михайло- Архангельская) церковь. Позднее, в 1777 году заложили каменный храм во имя Архистра­тига Михаила на средства иркутских купцов Балакшиных и Югова.

«6 сентября 1782 года освящен первый придел, последующие освящены в 1784-1790. Рядом с храмом находилась богадельня в доме купца А. П. Трапезникова, перестроен­ная в 1884 его племянницей А. Н. Портновой. в ограде Харлампиевской церкви среди захоронений была могила известного иркутс­кого мецената, тайного советника и почетного гражданина И. С. Хаминова».

Иркутск на почтовых открытках. 1899 -1917./Сост. С. И. Медведев. М. 1996. с. 448

В этом храме венчался в 1904 году леген­дарный исследователь Арктики адмирал А. В. Колчак.

В советский период Харлампиевская церковь была закрыта, использовалась под книжный склад, студенческое общежитие Иркутского университета, ветшала.

Сегодня на Михайло-Архангельском храме завершаются реставрационные работы, подняты и установлены на звонницы колокола.

На перекрестке Верхней Амурской и Преображенской улиц, на горе, где в древности стоял деревянный крест, в 1747 году была заложена церковь «во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Построена на пожертвования посадских людей Ивана Амосова, Федора Щербакова, иркутских купцов Захария Щегорина и Стефана Дудоровского. На приходском кладбище была усыпальница купцов Сибиряковых».

Л.А.Ладик. Свидание с Иркутском. Иркутск, 1991. с. 183-184

«Никакая другая церковь не является столь загадочной и не вызывает такого пристального внимания, как Крестовоздвиженская. Нам ничего не известно ни об авторе этого сооружения, ни об этапах его строительства».

Памятники истории и культуры Иркутска. Иркутск. 1993./И. В. Калинина. Культовое православное зодчество, с. 382-385

Для фотографов, поднявшихся на колокольни Крестовоздвиженской церкви, открывалась прекрасная панорама старого Иркутска. С высоты птичьего полета представилась возможность снимать «Ворота к великому океану», Амурскую улицу с Коммерческим клубом и Воскресенско-Крестовоздвиженским училищем, в районе Большой и Троицкой улиц - вновь постро­енный городской театр и другие здания и сооружения.

В годы Советской власти церковь вынуждена была перио­дически закрываться, но в годы Великой Отечественной войны она, как и многие религиозные сооружения страны, возобновила службы с целью сбора средств. С тех пор и до наших дней звучат колокола этого удивительного архитектурного памятника.

В дни религиозных праздников в Иркут­ске звонят колокола старейшего культового сооружения - церкви во имя Преображения Господня, возведенной по проекту губерн­ского архитектора А. И. Лосева на средства иркутских купцов, меценатов И. И. Сухих и С.Я. Игнатьева. «Строительство велось быс­тро, и в 1798 году был освящен Ильинский придел, другой же, во имя Стефана, окончен в 1802 году. Возведение главного храма растяну­лось до 1811 года».

Памятники истории и культуры. Иркутск. 1993./И.В. Кали­нина. Культовое православное зодчество, с. 395

Прихожанином храма был известный иркут­ский купец Е.А. Кузнецов, который на свои средства установил церковную ограду. После смерти мецената в 1850 году он был погребен у алтаря этого культового сооружения.

Вблизи Преображенской церкви в середине XIX века посели­лись семьи декабристов Волконского, Трубецкого и Муханова, вернувшихся из забайкальской каторги.

Покровская (Сретенская) церковь была построена на Якутской улице вблизи Зна­менского женского монастыря по инициа­тиве иркутского купца Е.Лыгачева, который обратился в духовную консисторию с пред­ложением: «Имею собственный каменный дом в приходе Знаменского монастыря, кото­рый по усердию желаю обратить в церковь с пристройкой к нему алтаря, паперти и коло­кольни».

«В 1826 году освящается главный храм во имя Сретенья Господня и придел во имя Пок­рова Божией Матери, а в 1828 году - придел под колокольней во имя священномученика Ермолая».

Памятники истории и культуры Иркутска. Иркутск. 1993./И. В. Калинина. Культо­вое православное зодчество, с. 400

Входо-Иерусалимских церквей в Иркутске было две. Первая из камня строилась на пожертвования купца М. Сибирякова в 1793-1795 годах. После полувека храм частично был разрушен землетрясением, пострадал от времени. Было принято решение церковь разобрать.

23 сентября 1820 года заложили новую каменную Входо-Ие- русалимскую церковь вблизи городского кладбища. Однако при строительстве были допущены ошибки, конструкция не выдер­жала, ив 1823 году в уже отстроенной церкви обрушился свод. Только спустя двенадцать лет церковь была принята в окончен­ном виде.

К середине XX века Иерусалимское клад­бище закрыли, могильные плиты использо­вали в строительстве домов, а на территории кладбища 13 июля 1957 года был открыт Цен­тральный парк культуры и отдыха. Церковь была закрыта еще в 30-х годах, здание приспо­собили под студенческое общежитие.

Сегодня церковь на реставрации. А будут ли восстановлены захоронения людей, именами которых по праву гордится наш город? Там в земле лежат останки дека­бристов, их жен и детей, писателя-пуб­лициста М. В. Загоскина, общественного деятеля В. И. Вагина, иркутского архитектора А. И. Лосева, Трапезниковых, Сибиряковых, Белоголовых, Ланиных, Басниных, Пестере- вых, Медведниковых и др.

За всю историю Иерусалимского кладбища предано земле 100-120 тысяч иркутян всех сословий.

Для строительства в Ремесленной сло­боде церкви во имя Богородицы Казанской иконы основную часть капитала пожертвовал потомственный гражданин, иркутский купец A. М. Сибиряков. На возведение храма выде­лили средства купцы: А. К. Трапезников - 3 тыс. руб., В. А. Литвинцев - 1500, Я. А. Немчи­нов 1000, И. С. Тельных 5000, И. Г. Гро­мов - 3000, В. П. Сукачев - 1000, наследники И. И. Базанова 3000, братьев Кузнецовых, B. Ф. Колыгина, И. Л. Медведникова по 500 руб. К началу строительства капитал вырос до суммы тридцати тысяч.

Православное культовое сооружение было заметно среди малоэтажных зданий и выглядело значительной деталью в застройке города.

После закрытия Казанской церкви в 30-х годах XX века и до начала XXI-гo помеще­ние церкви неоднократно приспосабливалось под склады геологической экспедиции, цеха завода «Сувенир» и для других целей.

В наши дни звонят колокола восстановлен­ной строителями и реставраторами церкви во имя Богородицы Казанской иконы.

С именем церковного старосты В. А. Литвинцева связано строительство в Ремеслен­ной слободе Князе-Владимирской церкви, на средства которого возведен храм. «...И поэ­тому получила в народе второе название - Литвинцевская. Начало строительства было приурочено к ознаменованию 900-летия кре­щения Руси. Храм заложен 15 июля 1888 г. в день торжественного празднования и ровно через семь лет окончен».

Памятники истории и культуры Иркутска. Иркутск. 1993/ И. В. Калинина. Культовое православное зодчество, с. 410

В наши дни так же, как и в прошлом, не забыты традиции меценатства. Продолжают поддерживать своими капиталами предприни­матели, отдельные граждане. До конца своих дней оказывал всевозможную поддержку Князе-Владимирской церкви однофамилец купца Литвинцева иркутянин Владимир Литвинцев, погибший в авиационной катастрофе.

Долгие годы запустения в Князе-Владимирском монастыре размещался иркутский завод «Сварщик». Но пришло время, и засветились золотыми крестами обновлённые купола Литвинцевского храма в Рабочем предместье, украшая приземистые жилища бывшей сло­боды трудового люда.

Деревянная церковь 28-го Восточно-Сибирского стрелкового полка (Петропавловская) пережила двойную жизнь. Вначале была построена на левом берегу Ушаковки на территории воинс­ких казарм и освящена 19 декабря 1910 года. Затем церковь разо­брали и перенесли в Глазковское предместье и освятили вновь только 5 июля 1920 года во имя Первоверховных Петра и Павла.

Церковь «со стройной колокольней, высокими кров­лями, с крылечком, обильно украшенная резьбой, напоминала терем, довольно часто встречающийся в русской архитектуре рубежа XIX XX веков. Она разделила судьбу многих православ­ных храмов России была закрыта в 1939 году». Простояла мно­гие годы без присмотра и ухода, а в 70-е годы ее полностью разо­брали. Напоминают об этом религиозном сооружении только остатки бревенчатого сруба на Свердловском рынке и надпись на заборе «Территория храма».

С самого начала Благовещенской церкви не везло. Первая церковь была деревянной, строилась «тщанием купца И. И. Баушева» во второй половине 60-х годов XVIII века, но случился пожар и уничтожил все построенное.

13 апреля 1785 года началось восстановление храма уже камен­ного и через 7 месяцев был освящен престол Трех Святителей.

Однако в летнем пожаре 1879 года церковь практически была уничтожена. Большой колокол церкви растопился и стек на землю. Образовалась глыба меди весом около тысячи пудов.

Здание было разобрано и на его месте построено новое с помо­щью капитала прихожан, купцов И. С. Котельникова, С. И. Тель­ных и А. Ф. Дунаева. Иннокентий Семенович Котельников, его дед и брат Николай в свое время были старостами Благовещенс­кой церкви. Их дом находился вблизи, на Большой улице.

В 30-х годах XX века Благовещенский храм был уничтожен и на этом месте выстроен жилой дом для работников управления Восточно-Сибирской железной дороги.

Собор во имя Богоявления Господня вначале строился из дерева, но погиб в одном из иркутских пожаров, в 1718 году закладывается новый каменный храм, который был закончен строением и освящен в 1726 году.

Зодчие внесли в это уникальное культовое сооружение Иркутска «декоративное оформление многоцветными поли­вными изразцами с изображениями мифических животных, цве­тов».

Памятники истории и культуры Иркутска. Иркутск. 1993./И. В. Калинина. Культо­вое православное зодчество, с. 380-382

«Желто-зеленые переливы изразцовых поясов в сочетании с богатым декором и нарядность Богоявленского собора придают зданию обаяние, столь свойственное произведениям народного искусства».

Н.М. Полунина. У истоков каменного града. Иркутск, 1979. с. 60

Это удивительное по своей нарядности здание поражает кра­сотой всех, кто приходит сюда, на берег Ангары.

Деревянный польский костел во имя Успения Пресвятой Девы Марии был построен на Тихвинской площади между Семи­нарской и Дворянской улицами в 1825 году Но ему отпущена была недолгая жизнь, в иркутском пожаре 1879 года все его пос­тройки погибли.

Каменное здание польского костела было построено на пожер­твования прихожан, преимущественно ссыльных поляков, на месте сгоревшего. Автором этого проекта был известный иркут­ский архитектор И. Ф. (Юзеф) Тамулевич. Завершение стро­ительства и освящение костела состоялось 8 января 1885 года. Главный алтарь храма был вырезан из дерева по рисункам Вой- цеха Коперского в 1888 году, в 1895 году установили кафедру для проповедей из резного дерева. Через год из Варшавы была при­везена и смонтирована фисгармония.

7 апреля 1938 г. костел был официально закрыт местными властями.

Со 2 июля 1938 г. до конца 1960-х гг здание храма находилось в ведении Восточно-Сибирской студии кинохроники.

В 1974-1978 гг. по проекту архитектора Г. А. Вязуновой были проведены работы по реставрации храма.

Властями было принято решение разместить в этом здании органный зал Иркутской областной филармонии.

Был установлен специально спроектирован­ный концертный орган немецкой фирмы (в ту пору ГДР) «Александр Шуке».

Сегодня осуществляется совместное исполь­зование помещения католического храма для религиозных и культурных целей. На первом этаже двухэтажного здания костела размещается постоянно действующая часовня для совершения ежедневной литургии.

Часовня во имя Святителя Иннокентия на Тихвинской улице была сооружена на месте дома, принадлежащего гражда­нину Елизову, в котором периодически проживал первый епис­коп Иркутский Иоанн Кульчицкий, приезжая из Вознесенского монастыря в Иркутск.

Закладка культового сооружения начата 17 сентября 1868 года в присутствии архиепископа Иркутского и Нерчинского Парфения. Освятил часовню в день 150-летия Иркутской епархии архиепископ Вениамин 16 января 1877 года.

Православную святыню разобрали в 40-х годах XX века вместе с разрушением Казанского кафедрального собора. На её месте построено здание управления «Иркутскэнерго».

«Иркутская еврейская община сложилась к 1872 году Начало её истории относится к 1859 году когда купцу Якову Савельевичу Домбровскому (Домброверу) было разрешено переселиться в Иркутск. Приехав в наш город, он построил на Дегтевской улице двухэтажный дом (дачу «Луна» - автор) с полуподвальным помещением, в котором отвел одну из комнат под молельню.

Иркутская летопись. 1661-1940 и. Иркутск. 2003./Сост. Ю.П. Колмаков. с. 748- 749

Первое здание синагоги было построено на средства еврейс­кой общины на Саломатовской улице весной 1879 года, накануне разрушительного пожара. Летом погибли в огне многие кварталы деревянных построек, сгорел и религиозный еврейский дом.

На возведение новой синагоги средства пожертвовал её старо­ста, иркутский купец Л. О. Лейбович. К зиме 1882 года еврейская община получила свое молельное заведение. Службы продолжа­лись до 1932 года, затем синагогу закрыли по решению Восточно-Сибирского крайисполкома.

«4 февраля 1940 года зда­ние бывшей еврейской сина­гоги, занимаемое с 1937-го 235-м конвойным полком НКВД, передано ему в арен­дное пользование решением Иркутского горисполкома».

Иркутская летопись. 1661-1940 и. Иркутск. 2003./ Сост. Ю.П. Колмаков. с. 679

В последние годы молит­венный дом отремонтировали и выделили для отправления религиозных обрядов отде­льное помещение.

Татарская мечеть на Большой Саломатовской улице до конца XIX века была деревянной, в 1901-1905 годах начали строить на пожертвования прихожан, а также купцов Шафигуллиных каменную мечеть с деревянными минаретами.

«С этого высокого минарета громкими возгласами муэдзина магометане созывались на молитву».

Иркутск на почтовых открытках. 1899-1917.Иркутск, 1996./Сост. С.И.Медведев, с.381

«Службы с 1882 по 1897 годы проходили во временной мечети. Указной мулла опекал молитвенные дома в Иркутской губернии.

В 1917 году для руководства мусульманскими общинами на территории Российской республики было создано Духовное управ­ление мусульман Внутренней (Центральной) России и Сибири».

Иркутская Летопись. 1661-1940 и. Иркутск, 2003./ Сост. Ю.П. Колмаков. с. 749

В 30-40 годах XX века иркутские власти закрыли мечеть, сдали религиозный храм городскому автомоток­лубу, наделив его правами про­водить реконструкцию внут­ренних помещений и сносить надстройки «как не имеющие исторической ценности».

В начале XXI века силами прихожан и других спонсоров татарская мечеть была час­тично восстановлена и в ней продолжились службы верую­щих мусульман.

Деревянная лютеранская церковь была построена на углу Селивановской и Спасской улиц в 1829 году Затем и улицу назвали Спасо Лютеранской. Здание кирхи погибло в Иркутс­ком пожаре 1879 года.

Каменную немецкую кирху Вознесения Христова возвели по проекту архитектора Г. В. Розена в центре города на бойком пере­крестке Большой и Амурской осенью 1885 года.

«Иркутская евангелическо-лютеранская община сложилась к 1826 году и находилась в юрисдикции Московской лютеранс­кой епархии. Пастор кирхи опекал евангелическо-лютеранские приходы на территории Восточной Сибири».

Иркутская летопись. 1661 -1940 и. Иркутск, 2003./ Сост. Ю. П. Колмаков. с. 748

Немецкая кирха одной из первых церквей в Иркутске была закрыта в 1919 году. Долгие годы стояла бесхозной, позже приспособили её под студенческое общежитие и библиотеку педагогического института. Окончательно разобрали немецкую кирху в связи с установ­кой памятника Ленину в 1952 году.

В старинном селе Оёк Иркутской волости вначале была пост­роена деревянная церковь Успения Божией Матери «из бывшей часовни по благословенной грамоте Тобольского Митрополита Игнатия в период с 1692 по 1699 годы и именовалась Афанасьево-Кирилловской. 29 мая 1812 года архимандрит Аполлон в присутствии многочисленного числа верующих и духовенства заложил фундамент Успенской каменной церкви».

«Земля Иркутская». 1994. № 1./И.Калинина. Церковь Успенская Божей матери в селе Оек с.32-33

Только к 1842 году Оёкскую церковь построили и освятили.

После Октябрьской революции «воинствующие безбожники» религиозный храм закрыли и устроили в нем сельский клуб.

В наши дни попытка восстановить церковь сразу не удалась, от пожара она снова постра­дала. Ремонт ее продолжился.

На Московском тракте в ста верстах от Иркутска, в вотчине купцов Белоголовых - селе Тельма на высоком берегу Тельминки в конце XIX века был сооружен величествен­ный православный храм. Этому культовому сооружению повезло, в нем со дня открытия не прекращались службы, он всегда был оби­таем.

Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени" 
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги