Иркутская область : главная
Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Новости, статьи

Иркутск глазами выпускников кафедры дизайна Иркутского государственного технического университета

Дипломное проектирование (кафедра дизайна ИрГТУ)

Дипломная работа студентов специальностей «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство» на кафедре дизайна ИрГТУ, будучи завершающей разработкой, играет значимую роль в становлении художественно-проектного мышления будущих профессионалов и формировании их как специалистов.

При этом дипломное проектирование – это не только последний этап учебного процесса, направленный на воспитание проектной культуры, но и во многом – «работа на город», ориентированная на создание систем идентичности города, фрагментов его среды, корпоративного имиджа фирм и муниципальных предприятий в самом широком диапазоне от дизайна городской среды до дизайна костюма, так как большинство работ выполняется по заказу муниципальных и коммерческих предприятий города и области, в частности отделения «Социально-психологические последствия землетрясений» Института земной коры СО РАН (ИЗК СО РАН), музея Лимнологического института, ИрГТУ, Департамента образования г. Иркутска, администрации города и др.

Выполняемые на кафедре работы служат важной ступенью на пути осознания культурной многогранности региона, представляют собой один из первых шагов к выявлению пространства идентификации и задают идеологию будущих исследований, которые позволят выявить ресурсы культурной самобытности региона и выстроить траекторию развития территории в современном транснациональном культурном пространстве.

Существование современной цивилизации и собственно Байкальского региона, специфика его биоценоза все в большей степени актуализируют проблемы экологии. Обращение к этому проблемному пространству через раскрытие природной идентичности региона не случайно выбирается в качестве основного сюжета при создании проекта дендропарка «Каменушка» в посёлке Листвянка1. Диплом выполнен по заказу администрации Байкальского музея ИНЦ СО РАН и является одним из этапов развития музея на уникальной территории побережья озера Байкал. Проект призван сохранить редкие, исчезающие виды растений, занесенные в Красную книгу Байкальского региона.

Общая идеология проекта ориентирована на формирование культурного ландшафта, организованного таким образом, чтобы обеспечить максимальную сохранность естественных байкальских ландшафтов, и в то же время приспособить их к использованию для отдыха и экологического воспитания, при этом сделав устойчивыми к рекреационным нагрузкам. Также, помимо учебного и культурно-просветительского значения, за дендропарком закрепляется и статус своеобразного научного центра: на территории дендропарка создается коллекция растений основных природных комплексов Прибайкалья; формируются живые экспозиции; основываются коллекции исчезающих, эндемичных и перспективных для хозяйственного использования видов растений Прибайкалья и пр.

Сам участок в долине речки Каменушки площадью в 2 га, прилегающий к Лимнологическому музею (на берегу Байкала) и предназначенный для создания парка, состоит из трёх основных частей: долины речки, участка береговой сопки и озёрной террасы, в соответствии с которыми площадь парка также делится на три зоны – зону «города», зону леса и зону Байкала.

Первая зона, прилегающая к зданию музея и жилым домам и испытывающая наибольшую рекреационную нагрузку, вытянута вдоль речки и расположена практически перпендикулярно к озеру. Рельеф здесь организован в виде четырёх террас, представляющих собой модели ландшафтов с характерным для Байкала рельефом. На нижней террасе создается модель лугового ландшафта с родником, на второй – болотного ландшафта, на третьей – модель леса, на верхней террасе – модель гольцового ландшафта – альпийская горка.

Предложенный метод террасирования не только делит ландшафты на группы, образуя своего рода биоценозы, но и позволяет сформировать систему водопадов на речке Каменушке; кроме того, для поддержания постоянного уровня воды в речке и обеспечения необходимым водоснабжением растений дендропарка проектируется акведук, питаемый из озера и проходящий вдоль речки. Такое решение дает возможность поддерживать постоянный уровень воды в реке, создать водопады, пруд и зафиксировать форму русла реки. На второй террасе расположен пруд, питаемый проточной водой из речки; на последней, самой высокой террасе, планируется разместить теплицу, в которой будут выращиваться ценные виды растений интродуцентов.

Вторая зона представлена лесным массивом, расположенным на холме. Она находится между двумя другими зонами и образует своего рода «полуостров» спускающейся с соседних холмов тайги. Именно эта зона остается в своем первозданном состоянии, лишь экологические тропы пролегают между деревьями и для остановок экскурсий спроектированы три площадки.

В прибрежной части парка над существующей дорогой устраивается прогулочная терраса и береговой пляж. Эта зона обращена к Байкалу, ее образует склон холма, спускающийся к дороге и «задерненный» почвопокровными растениями и цветами. Здесь размещается смотровая площадка, имитирующая набережную, с которой открывается прекрасная круговая панорама Байкала. Конструкция и форма площадки образована округлой монолитной плитой-консолью, на которой размещаются скамьи для отдыха, создающие комфортную среду для прогулок, в конструкцию ограждения включены фонари, освещающие площадку.

Расположение дендропарка в непосредственной близости с берегом Байкала актуализирует необходимость и возможность использования берега, что и предопределяет включение в состав проекта предложений по организации среды береговой зоны. Монолитная конструкция набережной с пирсом, поднимающаяся над озером (с учетом изменений уровня воды в течение года), выполняет функцию как рекреационной прогулочной зоны, так и функцию причала для лодок и катеров.

Связующим элементов всех зон является здание павильона. В нем располагается кафе быстрого питания, лавка сувенирной продукции, просторное фойе для отдыха, санузлы и прочее, через него же осуществляется главный вход в дендропарк. Он символически расположен над рекой, течение воды которой можно наблюдать сквозь прозрачное покрытие пола. Особенностью конструкции павильона является эксплуатируемая крыша с крытой светопрозрачной галереей, по которой осуществляется переход из одной зоны парка в другую, при этом посетитель сам может выбрать маршрут.

Над дорогой проходит виадук, ограждение которого представляет собой легкую по форме конструкцию из металла и поликарбоната с встроенными фонарями, также разработанными автором.

В целом проект всех фрагментов парка выполнен с учетом геоботанического, геоморфологического содержания байкальских ландшафтов, а решение традиционно сложной задачи встраивания артифицированных объектов (коими являются въездной павильон, прогулочная эспланада и беседки) в природный ландшафт находит завершение в изящных, рафинированных объектах, сознательно противопоставленных естественности ландшафта и всей окружающей природы (без искусственного заигрывания с ней в формах и материалах). Планировочная организация территории и ее оборудование достаточно корректно решают и проблему функционирования парка с различными режимами и программами, допускающими свободное, неконтролируемое пребывание отдыхающих на территории, наряду с регламентированным, «обучающим» и «погружающим» перемещением по дендропарку во главе с экскурсоводом.

Работа с городской средой, системами ее идентификации может быть рассмотрена на примере проекта М. Корелиной2, основной целью которого является реорганизация территории Студгородка как средового объекта, позволяющая решить проблемы функционирования ИрГТУ в качестве университетского комплекса, увеличить рекреационный ресурс территории и преобразовать существующую транспортную систему.

Проектом предлагается логичное и функционально-оправданное решение: незначительно заглубляя проезжую часть и расширяя ее, увеличивается пропускная способность магистрали; наряду с этим появляется возможность устроить двухуровневую стоянку на месте существующего перехода и предусмотреть дополнительную автостоянку под проектируемой площадью, чем снимается проблема парковок ИрГТУ.

Проблема создания университетской площади как знакового и одновременно жестко функционального пространства решается через формирование амфитеатра, обращенного «лицом» к главному фасаду и входу в ИрГТУ. Такая система позволяет осуществить своеобразную защиту рекреационно-презентационного пространства от проезжей части и, в то же время, увеличить размеры площади, придав ей соответствующую статусу университета масштабность. Фрагменты площади детально проработаны; трансформирующаяся конструкция при входе в университет, при необходимости может служить сценой, местом для рекламных акций и/или праздничным оформлением.

Проблема безопасной коммуникации решается через комплекс надземных переходов, составляющих единую структуру с амфитеатром и новым зданием автостоянки, которые гармонично встраиваются в среду, одновременно становясь новыми активными композиционными осями района, «связующими нитями» между отдельными фрагментами среды и различными корпусами ИрГТУ.

Амфитеатр, система надземных переходов и автостоянок образуют органичную, цельную и современную структуру с «оттенком хай-тек», что, на наш взгляд, отражает образ технического университета. Для создания оптимальных условий эксплуатации, защиты пешеходов от неблагоприятных атмосферных и техногенных воздействий предложены металлические конструкции со светопрозрачными материалами перекрытий и ограждений; для маломобильных групп населения (инвалидов-колясочников, родителей с детьми и др.) предусмотрены пологие спуски и пандусы. При этом надземные переходы служат не только для безопасного преодоления ул. Лермонтова, но расположенные в их центре площадки могут использоваться как обзорные.

Кроме того, предлагаемая концепция реорганизации территории повышает значение бульвара, возродив его функционирование как рекреационно-досугового пространства, с одной стороны, и используя его в качестве системы комфортной и безопасной связи между различными структурными подразделениями ИрГТУ, разделенными территориально, – с другой. Что также представляет немалый интерес и увеличивает рекреационный ресурс Студгородка.

Сочетание острого авангардного прочтения темы с пиететом к чувству места, сложившимся правилам и «ритуалам» предназначено передать многогранность и внутреннюю экспрессию авторского решения.

В отличие от существовавших ранее проектов, проведенное комплексное исследование функционирования проектируемой территории как средового объекта, выявив «средовой потенциал» и специфику его проживания в конкретном место-пространстве, позволило сформулировать проектное предложение, задающее новое масштабное и образное видение ситуации и при этом решающее весь сложный комплекс проблем территории.

Обращение к идеалам неповторимости и своеобразия городской среды через выявление цветовой идентичности территории, использование цвета/света как образно-информационного средства и способа индивидуализации составляет еще одну актуальную часть проблематики дипломного проектирования и заключается в попытке соединить воедино культурные традиции и реалии проживания городской среды. Так, стремление придать самобытность динамично-меняющейся среде, апеллируя к тщательному обследованию «жизни» конкретного место-пространства, проведению специального тестирования для выявления цветовых предпочтений жителей микрорайона, с одной стороны, и погружению в современный опыт и актуальные  вопросы проектирования – с другой, служат исходной позицией для разработки цветовой среды микрорайона Университетский3; концепция формирования цветовой целостности пространства положена в основу проектного решения колористики ул. Лермонтова4.

Проблемы идентификации среды в процессе создания интерьеров и их предметного наполнения интерпретируются как системы приспособления пространственной среды; как форма отождествления, узнавания и проявления личности, места и имиджевых характеристик корпораций; как способ нахождения компромисса между универсализацией (и/или унификацией) и персонализацией среды.

Диалектика универсального и индивидуального в решении интерьера, комплексная реализация требований стилевого соответствия и органичного единства внешнего и внутреннего облика здания определяют идеологию создания интерьеров предприятий «Фортуны», фирмы «PopBook», жилья, интерьеров учебных и административных помещений ИрГТУ и др.

В частности, идея интеграции внутреннего и внешнего пространств задумана как основа проектной концепции интерьеров торгового дома «Фортуна-Плаза»5, получившая развитие в разработке авторского оборудования. Кроме того, концепция единого пространства строится и на разыгрывании образов взаимодействия разных исторических стилей и эпох, исторических реминисценций в интерьере современного блока и в организации рекреационного пространства, «природосообразность» которого также отвечает авторской концепции. Стилизованные металлические деревья рекреационного пространства, прорастающие через этажи внутреннего дворика, и элементы оборудования находят свой отклик в формировании среды внешнего дворика. Динамика природных форм и их современная интерпретация сквозят и в пластической организации интерьеров бутиков второго этажа.  

Комплексный проект, включающий целый блок задач от градостроительных решений до создания сувенирной и полиграфической продукции представляет собой разработка новогоднего оформления для предприятия «Фортуна»6. Выполняемая работа усложнена еще и тем, что концепция разрабатывается для предприятия, объекты которого разбросаны по всей территории Иркутска, и этот факт требует формулирования объединяющей темы дизайна праздничной среды. Одновременно с этим в задачу автора входит создание пространства для празднования Главной елки Правобережного округа.

Проектная концепция сформирована на сопоставлении нескольких ключевых сюжетов: «Колесо Фортуны», «Нашествие быков», «Радуга в ледяном городе», объединенных общим смысловым пространством, означающим удачу, богатство, успех и пр. При этом в авторской версии довольно интересно разыгрывается фирменный знак предприятия «Фортуна» через вариации темы «Колесо фортуны». Такой сюжет вполне универсален и может быть использован для общей концепции корпоративного Нового года предприятия на ближайшие годы. Тема 2009 года удачно вплетается в задуманный контекст лейтмотивом  «Нашествие быков/коров». 

Обращение же к «радужному» цветосветовому решению наиболее точно отражает Новогоднее настроение. Предлагаемая концепция интересна и сочетанием традиционных образов с современными новогодними атрибутами и приемами оформления, а также способностью к вариативности и многократному использованию.

Обширная информация, собранная в ходе изучения отечественного и зарубежного опыта, функциональный и структурно-композиционный анализ территории позволяют задать структуру праздничного оформления отдельных подразделений «Фортуны» как целостной системы и составляющей корпоративного брэнда, и, помимо этого, определить места проведения основных мероприятий.

В процессе реализации концепции, автором отработана серия креативных предложений для оформления фасадов и фрагментов городского пространства, элегантных по решению и представляющих собой универсальный комплект, который дает возможность при наименьших затратах и повторном использовании получить максимально масштабное и качественное оформление.

Основным местом проведения праздничных торжеств выбрана территория «Фортуны», въезды и выезды с которой хорошо акцентированы.

Подробно и детально спроектирована «Улица Фортуны» – она начинается с «Ворот Деда Мороза и Снегурочки» и заканчивается триумфальными «Воротами Фортуны». Преддверием «Улицы», развивающим основную ось праздничного пространства, служат ледяной городок и арочная конструкция, с одной стороны, и анфилада ледяных блоков и елок со «стремящимися» на «Улицу» быками – с другой стороны.

Тема Ледяного царства, озаренного сиянием радуги, предложенная в организации улицы, развивается в ледяном городке – традиционном игровом пространстве с катальными горками, лабиринтами и неизбежным символом 2009 года – гигантской (ледяной) коровой.

Кульминацией является Главная елка, наиболее удачное расположение которой совпадает с местом пересечения основных пешеходных связей Зеленой улицы. Дипломница находит оригинальное решение, поднимая елку над пешеходными потоками, что вносит в праздничную среду дополнительную интригу, добавляя пространству игровой характер. Игровой характер пространства подчеркивается ледяной дорожкой с символами года – ледяными коровами – и катанием на северных оленях (в том числе по специальному маршруту, соединяющему Главную елку с ледяным городком). Наряду с этим, заложенные в проекте решения позволяют проводить различные пиротехнические шоу, акции, хэппининги и пр.

Несомненным плюсом работы являются трансформируемость и универсальность основных объектов – елки, триумфальных ворот Фортуны и арочной конструкции, которые в повседневной жизни могут нести экспозиционные функции и служить как для рекламы, так и для оформления других праздников.

Учитывая короткий световой день в зимнее время, автором много внимания уделено разработке вечернего/ночного состояния улицы, специфике цветосветового дизайна как элемента новогоднего праздника. В частности, предлагается использовать лазерную и световую графику, довольно уникальную для Иркутска,  позволяющую, кроме того, оставить свободной и открытой для проезда улицу.

Для оформления интерьеров и фрагментов среды предложены различные виды елок, отражающие специфику фирм, их деятельности и предлагаемой продукции; элементы новогоднего оформления и полиграфическая продукция, а также разнообразные по форме и материалам символические животные 2009 года.

В дипломных работах дизайнеров-графиков, владеющих широким спектром художественных средств и проектных методов, разрабатываются объекты разной степени сложности – от единичного знака до целого комплекса, образующего визуально-информационную среду, обеспечивая ее идентичность и необходимую связь между человеком и вещью.

Например, в основу концепции оформления праздника Масленица,7 по сути своей сочетающего в себе языческую и христианскую культуру, положена специфика Масленичной недели с детальной проработкой каждого дня с учетом возможностей места, где проводится праздник, – этнографического музейного комплекса «Тальцы». Особый интерес представляет «солнце-блин», буквально «сотканное» из мифологических животных и обереговых знаков.

Одним из наиболее востребованных сегодня сюжетов графического дизайна является фирменный стиль, который представляет собой культурное пространство взаимодействия глобального и регионального, один из способов формирования  корпоративной идентичности и специфичности места. Фирменный стиль (корпоративная идентификация) рассматривается как комплексная система, цель которой формирование благоприятного имиджа и запоминающегося образа через системы визуальной идентификации, а также визуальное воздействие на целевую аудиторию корпорации, усиление эффективности рекламных контактов компаний с потребителями, повышение доверия партнеров и пр., способствующие росту репутации и известности компании на рынке.

Поиск концепции фирменного стиля учреждения, создание «поддерживающего» персонажа, средств визуальных коммуникаций и полиграфических изделий отражают авторское видение и весьма последовательно, профессионально и технически грамотно воплощены в дипломных работах. В рамках раздела выполнены проектные разработки для формирования имиджевых систем ряда фирм и предприятий города и области – ИРГТУ и его структурных подразделений, Муниципальных учреждений Иркутска и области, строительной компании «Ларис-строй», ООО «М-Трейд», ООО «Стройлад», туристического агентства «Дискавери клаб», агентства недвижимости «Суворов», фирмы Поликард, Речного пароходства и др.

При разработке фирменного стиля для рекламно-производственной компании «АверсПринт»8, компании предлагающей широкий перечень рекламной и информационной продукции (широкоформатную печать, гравировку, наружную рекламу и изготовление печатей, штампов), слоганом выбрано выражение «Километры печати». Чтобы подчеркнуть специфику каждой сферы деятельности, найти индивидуальный образ каждой из оказываемых услуг, автор разрабатывает персонажи, используя стилизованных животных: таксу – для широкоформатной печати, дикобраза – для гравировки, слона – для печатей и штампов, лошадь – для наружной рекламы. Наряду с употреблением графических элементов в виде пикселей при разработке логотипа это создает оригинальный, легко запоминаемый, лаконичный, эстетически привлекательный и понятный потребителю образ.

Дипломный проект «Разработка фирменного стиля для Байкало-Ангарского ГБУ9 посвящен  формированию имиджа указанной организации. Название и функции организации, связанные с обеспечением безопасности плавания судов на эксплуатируемых путях водного бассейна, предполагают серьезность подхода и точный выбор соответствующего направления в определении  стилистики. В то же время тема достаточно богата ассоциативными образами и сюжетами, что дает некоторую свободу и возможность обыграть «сухой официоз», потенциально заложенный в сложном названии.

Составляющим будущего логотипа, исходной фигурой, началом художественного стилеобразования выбран полосатый треугольник. Характерную особенность изображению придает наклон фигуры, создающий динамику и вызывающий дополнительные ассоциации. Здесь можно увидеть и бакен, который подхватывает волна; и пешеходный переход, отождествляемый с безопасностью, которую обеспечивает данная организация; и уходящую перспективу вправо, символизирующую развитие и процветание. Образ всем известной тельняшки также легко узнаваем, близок и понятен каждому, отчего в целом создается ощущение соучастия.

Цветовая гамма, в некотором роде уже заданная названием и невольно связанная со стихией воды, получает в авторской интерпретации новое прочтение.

При разработке календаря за основу взято изображение разнообразных рыб, которые созданы путем моделирования форм из тельняшки, в результате чего возникли оригинальные фактурные и графические эффекты. Открытки, посвященные профессиональному празднику (Дню речного флота), и открытка нестандартной формы в виде кораблика для поздравления коллег отличаются от более официально исполненной рабочей документации. В их основе лежит образная интерпретация сфер деятельности, использование деталей и тематических атрибутов.

Баннеры, плакаты, сувениры, фирменная одежда как самостоятельные объекты фирменного стиля и рекламы, представляющие имидж предприятия, его идентификационные характеристики также используют тематические атрибуты, логотип организации, смоделированные из тельняшки формы (например, чайка).

Основной набор стилеобразующих элементов, чистота и ясность ключевых художественных образов, разнообразие выбора, полнота ассортимента создают богатый ассоциативный ряд, точную адресность посланий и цельность концепции, что формирует положительный имидж компании и ее точную идентификацию. 

Неотъемлемой частью профессиональной деятельности при создании фирменного стиля, формировании лица торговой марки, компании и любого проекта становятся современные медиатехнологии. К стандартному пакету добавляются интернет- и мультимедиапрезентации, предоставляя дизайнеру больше возможностей для достижения цели по адресному продвижению продукта.

В частности при разработке фирменного стиля и видеопрезентации кафедры дизайна10 основной акцент сделан на разработке «фирменного сопровождающего персонажа» и создании видеопрезентации (анимационного и презентационного роликов). Фирменный стиль выступал при этом скорее неким концептуальным пространством, задающим границы и направления развития презентационных сюжетов. Разработанный автором фирменный персонаж – идеальный механический жук, восходящий в своих истоках к почти сакральному насекомому – божьей коровке, может быть предметом дискуссии, но история появления и образ персонажа прописываются дипломником вполне убедительно.

В дипломных работах по дизайну костюма проводится проектирование одежды как системы идентификации субъекта и его самоосознания в корпусе культурных норм и представлений; как одной из систем самоопределения и способа самоидентификации субъекта.

Чаще всего по внешнему виду человека можно определить, какой образ жизни он ведет. Привнесение в городскую моду оттенков «натуральности и непосредственности», сюжетов физического и морального здоровья привлекают все больше внимания к пропаганде здорового образа жизни, в том числе и через одежду. Авторская концепция коллекции «Одевайтесь на здоровье»11 провозглашает, что одежда, как и пища, должна быть и функциональной, и эстетичной, и максимально отражающей собственное представление человека о комфорте, гармонии и индивидуальном внутреннем мире. Непростая задача осуществляется через достаточно декоративные модели, выразительные за счет черно-белой палитры, что, несмотря на скупость красок, делает их яркой демонстрацией выбранной темы. Скрытый идейно-эмоциональный смысл моделей и позиция автора переданы с помощью графических образов в сочетании с конструктивными элементами. Гармоничное единение декоративных символов с конструктивными элементами делают коллекцию интересной не только по содержанию, но и по форме. Несомненный интерес представляют и разработанные автором приемы декорирования ткани – наложенные на базовые модели расписанные элементы, которые при этом могут варьироваться. Концепция подкрепляется выбранными материалами – натуральными льном и хлопком.

Коллекция адресная, апеллирует к людям, которых больше всего привлекает индивидуальность. Она ориентирована на интерпретацию природы и ее отдельных элементов, где динамика форм сочетается с мягкими линиями и ассоциативно порождает образы, перекликающиеся с образами природы. В отдельных случаях природа и искусство, по мнению автора, в состоянии оказать более сильное воздействие на сознание человека, чем реклама и средства массовой информации, следовательно, и формирование «здорового образа жизни» должно быть тесно связано с деятельностью, направленной на искусство приобщения человека к природе. Именно эта авторская позиция последовательно декларируется в представленной ею коллекции.

Подкупает своей креативностью и актуальностью диплом «Ожидание»12, посвященный разработке коллекции вечерней одежды для беременных. Несомненный интерес вызывают исторические реминисценции, отсылки к средневековью.

Выбор культурного прототипа не случаен: обращение к периоду, когда материнство было возведено почти в культ, позволяет по-новому увидеть и современную ситуацию.

Основные композиционные и конструктивные особенности выбранных исторических аналогов находят современную авторскую интерпретацию в коллекции. В задуманных моделях хорошо сочетаются традиционный крой с фактурным разнообразием приемов декорирования, средневековые оттенки и современное направление в нарядной одежде. Нарядные дорогие ткани любовно украшены ручной отделкой как напоминание о древнем занятии – рукоделии женщин в долгий период ожидания материнства.

Автором выполнены три базовых модели и дополнения к ним, составляющие цельный ансамбль и позволяющие варьировать отдельные компоненты друг с другом.

Графическая часть не только информативна, но и передает задуманный образ через апелляцию к исторической ретроспективе, достоверность проектных предложений и конструктивных разработок. Помимо всего, привлекают внимание оригинальная манера авторских графических эскизов, отражающих современную версию «Ожидания».

Коллекция молодежной нарядной одежды «Marina»13 в своих образных представлениях отсылает нас к разнообразию морских состояний, с их красотой и бунтарством, силой и угрожающим штилем. Историческим источником, прототипом выступает мужской костюм конца XVIII века (фрак), основным персонажем, героическим прообразом – «и благородный офицер, и дерзкий пират одновременно», которые прочитываются как в мужской, так и в женской части коллекции. Свободная авторская интерпретация творческого источника проявляется как в переработке конструкции фрака, так и в сплетенных из канатов париках, в «плывущих» по белой поверхности юбки или кокетливо выглядывающих из манжетов «бумажных корабликах», в черно-белых полосках трикотажной ткани, как очередной отсылке к морской тематике. Изящество экспозиционной части, уникальность авторской графики замечательно дополняют презентацию коллекции, подчеркивая цельность образного замысла.

Дипломные работы по декоративно-прикладному искусству выполняются в различных техниках керамики либо в смешанной технике, с использованием различных материалов.  

Ярким примером может служить «Разработка серии салонных кукол по произведениям Чайковского»14. Диплом выполнен в рамках научно-исследовательской темы, разрабатываемой кафедрой дизайна («Пространства культурной идентификации»), по заказу Департамента образования г. Иркутска и администрации МОУ школы-интерната № 15 основного общего образования с углубленным изучением музыки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для проведения музыкальных салонов.

Эта работа, по существу, представляет собой авторскую версию нового рождения традиционного элемента предметно-пространственной среды – куклы, а точнее салонной куклы. Работа ориентирована на возрождение культуры салонной (интерьерной) куклы и удачно совмещает игровые и эстетические, «витринные» характеристики кукол, создавая при этом образцы авторской куклы, обладающей не только эстетическими качествами и остро выраженными образными характеристиками, но и психотерапевтическими свойствами для эмоциональной рефлексии.

Кукла и музыка издавна соединены в пространстве культурной традиции разных стран. Вероятно, без музыки кукольные представления утратили бы едва ли не половину своей прелести. Музыка не только создает общую атмосферу, но зачастую и определяет характеристики  персонажей. В связи с этим обращение дипломниц к музыке как основному источнику порождения образов кукол выглядит вполне естественно и органично.

В то же время выполнение дипломного проекта по заказу администрации детской школы подчеркивает своевременность этой работы и придает ей еще большую актуальность, общий пафос которой определен задачей духовного и эстетического развития детей. Это отражается и в выборе музыкального произведения – классической музыки, на основе которой и создана коллекция кукол. Взаимосвязь каждой куклы с определённым музыкальным произведением Детского альбома И.П. Чайковского не только задает логику формирования коллекции, но и помогает завершить создаваемый образ куклы (силуэт, фактура, колорит).

В состав коллекции  включены 7 кукол, высотой 1 метр: кукла Баба Яга, новая кукла / больная кукла (кукла-перевертыш), кукла-гармонист, кукла-шарманщик, кукла-полька (двойная кукла-качалка), соответствующих основным сюжетам музыкального альбома.

Авторская идея имеет прекрасное техническое воплощение, которое отражается в механических деталях и элементах, придуманных и выполненных весьма оригинально: собственно конструкция кукол, особенно куклы-перевертыша и парной куклы-качалки, предложенная авторами, представляет несомненный интерес. Куклы имеют деревянные каркасы, силиконовые лица и кисти, тела из папье-маше, руки из текстиля.

Сама по себе кукла (без костюма) – это манекен. Лица кукол абсолютно одинаковы, но с изменением костюма полностью меняется образ. Предусмотренные авторами механические действия кукол, благодаря которым она оживает, также помогают завершить образ, придать ему индивидуальность.

На костюмах акцентировано особое внимание при создании кукол. Разработка нарядов-образов составляет отдельный сюжет проектной работы. Начиная с прорисовки и определения силуэтного ряда коллекции (фактически коллекции сценического, театрально-средового костюма), через поиск формообразующих принципов персонифицированного костюма (в том числе и головного убора) авторы приходят к детальной проработке отдельных элементов образа. Не меньший интерес вызывает и обработка используемых материалов, когда каждая ткань становится авторской, задуманной специально для конкретного персонажа.

Особенности авторских стилей и возможности художественной керамики, а также других материалов и техник исполнения проявляются в ряде других работ, отрабатывающих композиционные принципы построения образов и особого авторского формо-пространства; индивидуальные творческие методики и технологии работы с материалами; специфические пространства взаимодействия художника-проектировщика и заказчика, учителя и ученика, особые системы самоидентификации каждого, в частности «Алгоритмы» А. Гусева,
декоративная скульптура по мифу прибайкальских бурят А. Билькиной, «Кочевник»
А. Тыкешкина, «Шары»
А. Говориной, декоративные панно О. Федоровой и
Е. Герасимовой15 и др. 

Таким образом, в целом в процессе выполнения дипломного проекта студенты демонстрируют навыки «художественно-образной рефлексии», все многообразие аспектов профессиональной подготовки и способность к креативному мышлению, а также высокий творческий потенциал и глубоко-профессиональное владение современными цифровыми технологиями. 

Собственно процесс работы над дипломом, будучи актом воплощения замысла художника-проектировщика, сочетает в себе творческий подход к объектам проектирования с использованием специфики изобразительных и выразительных средств дизайна и ДПИ, материалов и технологий, адекватных проектным задачам. На основе проведенных в ходе дипломирования исследовательских и проектных разработок выделены системы культурной идентификации среды, отдельные фрагменты которых и представлены в этой статье.

Примечания

1. Дизайн-проект дендропарка «Каменушка» в посёлке Листвянка. Дипломник А.А. Байкалова, руководители: профессор О.Е. Железняк, доцент А.Н. Прокудин, доцент В.М. Акулов, работа награждена дипломом II степени Международного смотра-конкурса дипломных проектов по архитектуре и дизайну, дипломом I степени Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ, Серебряным дипломом Международного фестиваля «Зодчество Восточной Сибири» и др.)

2. Концепция реорганизации территории ИрГТУ (ул. Лермонтова). Дипломник М.В. Корелина, руководители О.Е. Железняк, А. Ю. Ладейщиков, работа награждена дипломом I степени Международного смотра-конкурса дипломных проектов по архитектуре и дизайну, грамотой Международной ассоциации союзов архитекторов, дипломом I степени Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ и др.)

3. Дизайн-проект цветовой среды микрорайона Университетский. Дипломник Т. Кузнецова, руководители проф. О.Е. Железняк, проф. А.А. Баранников.

4. Концепция цветового решения ул. Лермонтова (территория Студгородка). Дипломник И. Константинова, руководители проф. О.Е. Железняк, доц. Е.В. Хохрин.

5. Проектирование интерьеров торгового дома «Фортуна-Плаза». Дипломник А. Вялая, руководители доц. Н.М. Попова, ст. преподаватель Е.Н. Курочкина.

6. Разработка новогоднего оформления для предприятия «Фортуна». Дипломник Е.В. Киселева, руководитель проф. О.Е. Железняк. Работа награждена дипломом Международной ассоциации союзов архитекторов, дипломом I степени Международного смотра-конкурса дипломных проектов по архитектуре и дизайну, дипломом I степени Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ, поощрительным дипломом Международного фестиваля «Зодчество Восточной Сибири» и др.

7. Концепции оформления праздника Масленица. Дипломник О. Ковбунова, руководители доц. О.А. Игнатьева, доц. О.В. Беседин. 

8. Фирменный стиль рекламно-производственной компании «АверсПринт».  Дипломник Е.О. Василевская, руководитель доц. А.А. Дурасов.

9. Разработка фирменного стиля для Байкало-Ангарского ГБУ. Дипломник Леонова А.Ю., руководители доц. В.В. Дейкун, доц. А.А. Дурасов.

10. Концепция фирменного стиля и видеопрезентация кафедры дизайна. Дипломник Н. В. Сладков, руководители проф. О.Е. Железняк, доц. О.В. Беседин, работа награждена дипломом I степени Международного смотра-конкурса дипломных проектов по архитектуре и дизайну.

11. Дипломник И.В. Дьяченко, руководители доц. С.В. Мурашова, проф. О.Е. Железняк, доц. Л.А. Землянская. Ра-бота награждена дипломом I степени Международного смотра-конкурса дипломных проектов по архитектуре и дизайну, дипломом Международного конкурса «Кутюрье года» и др.

12. Коллекция вечерней одежды для беременных дам «Ожидание». Дипломник И.В. Татарникова, руководители доц. С.В. Мурашова, проф. О.Е. Железняк, доцент Л.А. Землянская. Работа награждена дипломом I степени Международного смора-конкурса дипломных проектов по архитектуре и дизайну, дипломом Международного конкурса «Кутюрье года», дипломом Союза дизайнеров России и др.

13. Коллекция молодежной нарядной одежды на основе мужского костюма конца XVIII в. «Marina». Дипломники М.С. Тамбовцева, О.И. Петухова, руководители доц. М.Б. Дагданова, доц. С.В. Мурашова, доц.
И.И. Котоманова. Работа награждена дипломом I степени Международного смотра-конкурса дипломных проектов по архитектуре и дизайну, дипломом I степени Международного смотра-конкурса по дизайну «Пигмалион», дипломом I степени регионального этапа Международного конкурса «Кутюрье года» и др.

14. Разработка серии салонных кукол по произведениям Чайковского. Дипломники Т. Дворцова, А. Титаренко, руководители доц. С.В. Мурашова, проф. О.Е. Железняк. Работа награждена Дипломом I степени Международного смотра-конкурса дипломных проектов по архитектуре и дизайну, дипломом Министерства Образования РФ «За лучшую научную студенческую работу» на открытом конкурсе на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации (Санкт-Петербург, Москва), грамотой СА России, сертификатом Международной Флорентийской биеннале лучших дипломных работ по архитектуре и дизайну и др. Работа выполнена в рамках научно-исследовательской темы, разрабатываемой кафедрой дизайна факультета изобразительного искусства ИрГТУ («Пространства культурной идентификации»), по заказу Департамента образования г. Иркутска и администрации МОУ школы-интерната №15 основного общего образования с углубленным изучением музыки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для проведения музыкальных салонов.

15. «Алгоритмы» – дипломник А. Гусев, руководители: доц. О.Ю. Копенкина, преп. Т.А. Ерошенко, А.А. Билькина, работа награждена дипломом I степени Международного смотра-конкурса дипломных проектов по архитектуре и дизайну; «Декоративная скульптура по мифу прибайкальских бурят Буханойон» – дипломник А.А. Билькина, руководители: доц. О.Ю. Копенкина., преп. Т.А. Ерошенко, А.В. Верхозина, работа награждена дипломом I степени Международного смотра-конкурса дипломных проектов по архитектуре и дизайну; «Кочевник» – дипломник А. Тыкешкин, руководители: доц. О.Ю. Копенкина, преп. Т.А. Ерошенко, А.А. Билькина, работа награждена дипломом I степени Международного смотра-конкурса дипломных проектов по архитектуре и дизайну; декоративная композиция по восточным мотивам «Шары» – дипломник А. Говорина, руководитель доц. О.Ю. Копенкина; декоративное панно «Фактуры» – дипломник О. Федоров, руководитель доц. С.В. Мурашова, работа награждена дипломом I степени Международного фестиваля «Алтаргана-2008»; декоративное панно «Стихии» –дипломник Е. Герасимова, руководители: доц. О.Ю. Копенкина, преп. Т.А. Ерошенко.

 

Ольга Железняк

журнал "проект байкал/project baikal"
№22 2009 год стр. 24-35

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved