Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Уникальные фотографии начала минувшего века хранятся в семье усольчанки Галины Ивановны Сивцевой

Усольчанка Галина Ивановна Сивцева с фотографией  Первой государственной Думы России (1906 года)

Усольчанка Галина Ивановна Сивцева с фотографией Первой государственной Думы России (1906 года)

Фотография членов 15 съезда ВКП(б), где уже не в цивилизованном костюме, а в грубой холщовой рубахе тот же Петр Александрович рядом с... Иосифом Виссарионовичем Сталиным

Фотография членов 15 съезда ВКП(б), где уже не в цивилизованном костюме, а в грубой холщовой рубахе тот же Петр Александрович рядом с... Иосифом Виссарионовичем Сталиным

Завещание

Уникальныефотографииначала минувшеговекахранятсявсемье усольчанкиГалиныИвановны Сивцевой. Наних - еедед, Петр АлександровичКульчин, депутат ПервойгосударственнойДумы России (1906 года) вокружении несколькихдесятковсвоихколлег всехроссийскихранговисословий. Другиеснимки - фотографии членов 15 съездаВКП(б), гдеужене вцивилизованномкостюме, ав грубойхолщовойрубахетотже ПетрАлександровичрядомс... ИосифомВиссарионовичем Сталиным. Такиевотметаморфозы судьбы.

Семейные фотореликвии пе­редала Галине Ивановне ее ба­бушка, Татьяна Гавриловна Кульчина.

- Мой дед родом из Одессы, в молодости был сослан сюда, в Усолье, где всю жизнь прора­ботал на здешнем сользаводе, -  рассказала Галина Ивановна.

-  Дед был всегда беспартий­ным, но, судя по всему, деловым и неглупым человеком. В думс­кие депутаты попал как меща­нин г.Одессы. Известно, что Го­сударственная Дума первого (27 апреля - 8 июля) и второго (20 февраля - 2 июня) созывов не занималась законодательной деятельностью, а вела политическую критику царского прави­тельства. Думские заседания напоминали бесконечные ми­тинги. Не было принято ни од­ного существенного закона, и обе Думы были досрочно распущены указами  царя. После чего дед вернулся в Одессу, где его высказывания сочли слиш­ком крамольными и сослали в Сибирь. Там он и познакомил­ся с девушкой из Тельмы - Та­тьяной, которая вскоре стала его женой.

Сменилась власть, закончи­лась Гражданская война, спустя еще несколько лет, после непре­рывных боев советская власть установилась и в российской провинции. В декабре 1927 года делового и грамотного ра­ботника сользавода Иркутский обком компартии вместе с не­сколькими другими партийными и беспартийными рабочими и служащими направил делегатом на 15 съезд ВКП(б) в Москву. Так Петр Александрович Куль­чин стал депутатом очередного съезда теперь уже новой совет­ской власти. Съезд вошел в ис­торию страны тем, что на нем были приняты директивы по составлению первого пятилет­него плана, определена установ­ка на сбалансированное разви­тие народного хозяйства. Инте­ресно, что по давно установив­шейся традиции участники съезда фотографировались вместе с главой правительства. На хорошо сохранившейся фо­тографии Кульчин и еще не­сколько представителей Иркут­ской области рядом с Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Вождь, видимо, довольный проделанной на съезде работой, слегка улыбается в объектив фотоаппарата, иркутяне, придав­ленные ответственностью момента, все как один серьезные, неулыбчивые. Галина Ивановна бережно хранит эту историчес­кую фотографию, которую вме­сте с еще двумя раритетными снимками ей завещала бабуш­ка Татьяна Гавриловна.

- Бабушка и дед жили, что называется, душа в душу, - продолжает рассказ Галина Ива­новна. - Хотя я его живым не видела - дед умер в 32-ом, а я появилась на свет в 37-ом. Но память о нем бабушка хранила свято, как и все немногие вещи, которые были связаны с дедом. Еще мне по наследству от бабушки досталась старинная икона пресвятой Девы Марии. С ней я растила своих шесте­рых детей, она была нашей за­ступницей в те непростые годы.

Жизнь и впрямь не баловала ни эту пожилую усольчанку, ни ее детей. Поколению 37-го вы­пало пережить войну совсем маленькими ребятишками. Дет­ство Галины Ивановны прошло, по ее словам, на улице Толбу­хина. Отец, Павел Петрович Кульчин, работал в милиции на­чальником уголовного розыска. Детская память почти не сохра­нила образ отца, но, по воспо­минаниям хорошо знавших его сослуживцев, он был очень доб­рым и честным человеком. Сут­ками пропадал на своей ответ­ственной и опасной работе и очень любил свою маленькую дочь Галю. В 1942-ом Павел Петрович Кульчин ушел на фронт, наказав своей матери: «Сберегите мне моего Галчон­ка». Он погиб в августе 42-го под Козельском. Его имя высе­чено на мемориальном комп­лексе, расположенном как раз напротив дома, где живет Гали­на Ивановна. Отец рядом с до­черью...

Война запомнилась ей как-то сразу ставшими обыденнос­тью голодом и холодом. Как иждивенец получала 120 грам­мов хлеба в день, работавшая бабушка - 500 граммов.

- Получала свой паек сама, иду домой, а за мной стая со­бак и кошек, голодных, конечно.

Я им понемногу свой хлеб скор­млю, потом весь день голодаю. Бабушка придет с работы и спрашивает: «Получила паек?» - «Получила. Только я его голод­ным собакам и кошкам отдала». Бабушка меня никогда не руга­ла, она очень добрая была. Еще помню, как пошла в первый класс, обуви не было, мне сши­ли чирки. Ходила в них до де­кабря, ноги обмораживала. По­том такие морозы настали, что воробьи на лету замерзали, па­дали на землю. Бабушка мне тогда запретила ходить в шко­лу, спасла мне ноги. Конец вой­ны тоже хорошо помню: на столбе висел репродуктор, он передавал все новости. 9 мая все вышли на улицу, мы знали -будет важное правительствен­ное сообщение. Помню, как дик­тор торжественно объявил, что война закончена, как люди зап­лакали, стали обниматься и це­ловать друг друга, какая эта была радость со слезами на глазах. После войны я очень долго тосковала по отцу, не мог­ла поверить, что его нет в жи­вых. В городе тогда было очень много калек-фронтовиков, я каждому долго-долго смотрела вслед, думала: может, это мой папка домой идет? Похоронку мы получили уже после войны... Татьяна Гавриловна Кульчи­на, вдова Петра Александрови­ча, прожила долгую и очень трудную жизнь. Она помогала своим детям, потом растила двух внучек, много работала, преодолевая болезнь и жизнен­ные невзгоды. Три больших, выполненных на картонной ос­нове фотоснимка своего доро­гого мужа завещала старшей внучке, Галине. «Когда я умру -заберешь» - это завещание ба­бушки Галина Ивановна, разуме­ется, выполнила. И свято хранит почти столетней давности факт истории своей семьи, своей страны.

 

И.Алексеева. Фото автора

Газета «Усольские новости» № 24
17 июня 2010 года