Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

История казачества в Тункинской долине

Где есть истинные казаки, там нет фальши. Слово о казаках

«Много разноречивых и неоднозначных событий принес бурный двадцатый век. Особенно это коснулось нашего родного Отечества - России Великой. Не было ни одного уголка Российской империи, где бы не отозвались грозные события начала 20 века: русско-японская война 1905 года, первая мировая, Октябрьская революция и братоубийственная Гражданская война. В центре всех этих событий находилось каза­чество - совершенно особенная социальная группа населения России, свойственная только нашему Отечеству. По существу, казаки во многом создали историю России, а тем более историю Сибири и нашей родной Тунки. Всего за несколько десятилетий казаки прошли от Урала до Тихого океана, и дошли даже до современного штата Кали­форния в США. Жизнь, полная тревог, удали, набегов и засад, сформировала свой особенный субэтнос воинов Руси.

Стержнем самосознания казаков стала православная вера с особо чтимым культом Богородицы. При этом они никогда не навязывали своей веры другим наро­дам, считая всех людей творениями Божьими, но при этом смерть грозила всем, кто поругал православные святыни.

Представленные собственными силами, разделённые огромными пространствами, шаг за шагом покупая их кровью, люди закалялись в перенесении трудов, тягот и лишений. Шли казаки, за ними земледельцы, подни­мая государеву пашню, шли священники, ремесленни­ки и просто гулящие люди. Слабые вымирали. Шла естественная селекция людей.

Освоение Сибири казаками происходило, конечно, особенно на первом этапе, далеко не мирно — случались и целые битвы, однако удивительная способность каза­ков обращать вчерашних врагов в своих друзей и со­юзников поразительна. Казачество рационально и про­дуктивно использовало все необходимые элементы окружающих их народов: заключали браки, обменива­лись опытом, навыками, заводили друзей из инород­цев. Совокупность многих и многих факторов породи­ло казачье население Иркутской губернии, значитель­ная часть которого находилась на территории Тункинской долины.

Так, по данным за 1919 год, в Иркутском казачьем войске (ИКВ) насчитывалось 8 станиц, из них 2 стани­цы находились в Тункинской долине. Никольская ста­ница состояла из трёх объединённых селений — Никольского, Зактуйского и Тункинского. В станицу входили сёла Гужиры, Тибельти, Нерюхай, Бадары, Булунтулай, в которых казаки составляли подавляющее боль­шинство населения. Кроме того, казачьи семьи прожи­вали либо на заимках, либо в крестьянских селениях Никольское, Токурен, Затунка, Ахалик, Еловка, Бы­чье, Улан-Горхон, Тальское селение. Численность ка­зачьего населения данной станицы составляла 3171 человек (1616 мужчин и 1555 женщин).

Георгиевская станица (Шимки). В станицу входили два посёлка: Монды и Туранский караул. Кроме того, имелись казачьи заимки, в т.ч. и на сопредельной мон­гольской территории.

Население станицы было почти чисто казачьим, с незначительной прослойкой крестьян-старожилов, име­лось почти 160 казачьих дворов. В 1911 году здесь проживало около 700 казаков, а в 1919 г. в станице числилось не менее 880 - 920 лиц казачьего сословия (152 казачьих двора — 112, 17, 23, соответственно, в Шимках, Мондах и Туране, плюс несколько заимок по границе и в Монголии.

При этом численность войскового населения всего ИКВ составляла около 9000 человек.

Казачья община или станица долгими десятилетия­ми или даже столетиями выработала практически со­вершенную модель местного самоуправления, сочетав­шую в себе коллегиальность принятия решений (каза­чий круг), где никто не мог быть лишен слова, и жёс­ткую дисциплину. Казак призывался на службу только тогда, когда дома оставалась беременная или уже с ребенком казачья жена. Вопрос о патриотическом вос­питании не ставился вообще - всё усваивалось с моло­ком матери самим образом жизни: «казак родился — царю пригодился».

Жемчужиной в короне Российской империи, по мне­нию Петра Краснова, считались иркутские казаки. Если бы он назвал их бриллиантом, то, безусловно, одной из самых ярких граней было казачество Тункинской пограничной линии. Приверженность их принципу «государе­ва служилая рать», процессы его становления привели, в конечном счёте, к его беспощадной ликвидации. Эта группа казаков не делилась на белых и красных. Они были все поголовно белыми, в процентном соотноше­нии подверглись наиболее массовым репрессиям. Огром­ное количество казаков ушло с Семеновым и затерялось в бескрайних просторах Даурии, Маньчжурии, Австра­лии и т д.

Известно, по крайней мере, о трёх отрядах, по совет­ской историографии — «бандах»: Шубина, Балашова, Сороковикова.

Династия Шубиных - одна из древнейших среди тункинских казаков. Одни были бедны, а вот атаман Андрей Иванович Шубин был достаточно богат, и держал свою торговлю и заимки по всей Монголии и Косоголу, имел Торговый Дом в Иркутске. Под постоянным руковод­ством Шубина было полторы сотни казаков, твёрдо спаянных дружбой и круговой порукой. Большинство род­ственников жили в станицах Георгиевской и Никольской, имели тесную связь, и при необходимости, отряд мог увеличиваться и уменьшаться. Ведение успешной парти­занской войны заставило Ревком выдвинуть в Шимки 2-й Сибирский полк и 26-й Златоустовский стрелковый полк. Долгое время о судьбе Шубина и его казаках не было ничего известно, кроме того, что вслед за бароном Унгерном он осенью 1921 г. после долгих скитаний в степях Монголии был арестован и вывезен в Иркутск. Уголовное дело Шубина, как ни странно, до сих пор засекречено. Это был единственный атаман, которого монголы не выдавали большевикам. Надо сказать, что зверств по отношению к местному населению, а уж тем более к старикам, женщинам и детям, со стороны каза­ков документально отмечено не было. Они только реши­тельно разгоняли и уничтожали активистов комбедов.

Шубин был неуловим. Тогда большевики прибегли к испытанному средству — захвату заложников. Было взя­то всего в заложники 74 человека — старики и женщины, в том числе жена атамана Шубина Наталья Игнатьевна. Спасая свою семью и родных, атаман А.И. Шубин сдал­ся властям и был уничтожен. Его жертва была напрас­ной, десять заложников, в том числе его жена, были расстреляны. В числе заложников фигурируют фамилии Шубиных, Зверевых, Ляховых, Вишняковых, Тюменцевых, Александровых, Ермаковых, Бочковых, Котовщиковых, Конюшкиных.

Трудно понять уничтожение людей, хороших специа­листов, хлеборобов. В сёлах торжествовали комбеды, которые запросто забивали и съедали корову на день физкультурника, причём стельную. Даже я помню рас­сказы стариков, что в образовавшейся коммуне в Еловке, когда свезли всё добро в общую кучу и вдруг пока­залось, что наступило изобилие, стали кусками хлеба кидаться друг в друга. Недолго просуществовала та ком­муна».

Всё вышеизложенное написано мною и взято в основном из недавно вышедшей уникальной книги «Иркутское казачье войско: история и современ­ность». Иркутск, издательство «Репроцентр А1», 2009. - 440с. Автор - атаман Иркутского казачь­его войска Союза казаков России Николай Ми­хайлович Меринов.

12 июня, в День независимости России, в с. Шимки будет установлен Поклонный крест на бывшей усадь­бе атамана Андрея Ивановича Шубина. На это мероп­риятие прибудут представители Союза казаков Рос­сии, атаманы станиц Иркутской губернии в парадном обмундировании при шашках. Будет отслужена лития по безвинно убиенным и пострадавшим — казакам и крестьянам. Казаки никогда не ставили вопроса о сно­се советских памятников: стоит в Кырене памятник Каландаришвили — и пусть себе стоит. Кто он, какого роду-племени, были в его отряде русские, буряты, жители Тунки или нет, мне неизвестно. Одно знаю точно: жизнь, рано или поздно, всё расставляет по своим местам, и всё тайное становится явным.

После этого состоится казачий концерт и праздник. Далее - поминовение по народному обычаю. Если по­зволит погода — то на берегу Иркута куренями, по сёлам поднимем чарку, но без попойки. Не были ни­когда казаки пьяницами. Надо сказать, что поминове­ние у казаков проводится не как сейчас на поминках. Когда поминают казака, то обязательно чокаются, да так, чтобы стаканы звенели и «там, наверху» было слышно; при этом громко поют песни. Нужно взять с собой всё необходимое, чтобы сварить чай, похлёбку, взять палатки, захватить гармошку, баян, балалайку. Может быть, старые фото или шашка казачья у кого сохранились. Если нам дорога память предков, если мы не хотим быть Иванами, не помнящими родства, то надо как-то встряхнуться, прежде всего, тем, кто но­сит казачьи фамилии, возможно даже не зная об этом. Потому что казаки — «племя неистребимое и соль зем­ли русской» - всегда шли впереди. Я с удовольствием называю дорогие моему сердцу казачьи фамилии: Шубины, Зверевы, Ляховы, Котовщиковы, Конюшкины, Пермяковы, Пежемские, Сороковиковы, Томиловы, Бобковы, Нефедьевы, Бутаковы, Красильниковы, Кузнецовы, Дёмины, Могилёвы, Гульковы, Лифантьевы, Поповы, Шитовы, Лихачёвы, Усольцевы, Визгуновы, Кухтины, Тюменцевы, Домышевы, Полубенцевы, Ермаковы, Донские, Донсковы, Усовы, Белобородовы, Васильевы, Ерофеевы, Захаровы, Чернеговы, Мельниковы, Михалёвы, Москвитины, Бала­шовы, Назаровы, Бекетовы, Серебренниковы, Ревякины, Переваловы, Савватеевы и многие-многие дру­гие. Из бурятских фамилий мне называли фамилию Ябжановых, впрочем, проверить и достаточно изу­чить этот вопрос пока не удалось. Ну, а то, что казачьи формирования из инородцев были и сейчас есть — это исторический факт.

Приезжайте обязательно. Прикоснитесь к своему красивому и почти утраченному прошлому. Где есть истинные казаки, там нет фальши.

По всем вопросам обращаться по сле­дующим телефонам:

  • 89086403520 - Ю. В. Усольцев;
  • 89516206164 - С. М. Сушкеев, глава МОХужиры;
  • 89086447958 - В. И. Шубин, атаман станицы Никольской (правнук атамана Андрея Ивановича Шубина).

Просим всех, по возможности, оказать помощь и содействие в подготовке и про­ведении праздника.

Приглашаем всех. Просим предоставить информа­цию по раскулаченным, расказаченным и репрессиро­ванным предкам (хотя бы ФИО) для поминовения.

В чём и подписываюсь. Пока ещё не казак Юрка Усольцев из Еловки.

 

Газета "Славное Море" №23(9148)

от 3 июня 2010 года