Город Ангарск является административным центром Ангарского муниципального образования в соответствии с Законом Иркутской области от 16.12.2004 г. № 105-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области».

История Ангарска

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова 
«Города Иркутской области», 2010 год 

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) 
публикуется с разрешения авторов
 

 

Появление Ан­гарска на карте Иркутской области связано со строительством в Приангарье комбината № 16 по выработке моторного топлива из черемховских углей. Идея создания такого произ­водства на востоке России стала обсуждаться после возведения Транссиба, благодаря которо­му ускорилось хозяйственное освоение Сибири и Дальнего Востока. В то время подобные производства создавались в Германии.

В советский период были предприняты первые попытки реализо­вать эту идею. В начале 1940-х гг. Иркутский обком ВКП(б) совместно с заинтересованными союзными наркоматами рассматривал варианты строительства в Иркутско-Черемховской промышленной зоне завода по производству моторного топлива путем переработки местных углей. Од­нако война задержала создание в Приангарье подобного предприятия.

В конце лета 1945 г., в период Маньчжурской операции, когда моторизованные части Забайкальского и Дальневосточного фронтов во взаимодействии с Амурской флотилией и Тихоокеанским флотом начали широкомасштабное наступление на Квантунскую армию, воз­никла острая нехватка горюче-смазочных материалов.

Говорят, что, узнав об этом, Сталин спросил: «А разве там не построен завод? Вы что, забыли 39-й год?..» Он имел в виду нехватку моторного топлива на востоке страны в период боев на ХалхинГоле. От­ветственные работники услышали в этой фразе укор за бездеятельность и намек на возможные наказания наподобие репрессий конца 1930-х гг.

Поэтому уже осенью 1945 г. было принято Постановление СНК СССР о строительстве вблизи Иркутска (у железнодорожной станции Китой) комбината № 16 по производству искусственного жидкого мо­торного топлива из черемховских углей.

Вокруг места будущего строительства разгорелись споры, весь­ма нехарактерные для того периода. Дело в том, что в окрестностях станции Китой в те годы находился чудесный сосновый бор, богатый дичью, ягодами и грибами. То было любимое место отдыха и охоты иркутского областного начальства. На живописном берегу Китоя стояли обустроенные заимки и дачи, которые попадали в зону строительства. Иркутский облисполком не давал согласия проектировщикам на использование данного участка. Предлагались альтернативные площадки: одна вблизи Свирска (туда уже стали завозить трофейное оборудование из Германии), другая недалеко от Иркутска, возле станции Батарей­ная. В случае размещения завода на Батарейной жилье для работников будущего комбината местные власти предлагали возвести в Иркутске (в районе затона), осуществив реконструкцию и застройку улиц, при­мыкающих к мосту через Ангару.

В ноябре 1945 г. будущий главный инженер комбината Я.М. Не­помнящий вместе с главным инженером проекта В.В. Иломановым спе­циально осмотрели обе площадки и подтвердили выбор в районе стан­ции Китой. Строительство было взято под особый контроль ЦК ВКП(б) и Главного управления газовой и топливной промышленности. Новый комбинат рассматривался как объект стратегического значения.

Директором строящегося предприятия назначили Н.И. Ярополова, по образованию инженера-технолога, специалиста в вопросах получения жидкого топлива. Он в 1934 г. с отличием окон­чил Томский политехнический институт. Вместе с группой инженеров его срочно коман­дировали в Германию (город Блехамер) для изучения техно­логии получения искусственно­го топлива путем переработки угля, а также для поставки на комбинат оборудования с не­мецких заводов. Как известно, Германия богата углем, но не располагает запасами нефти. Всю войну здесь на промыш­ленных установках производи­ли моторное топливо из угля. Часть уцелевшего оборудова­ния в качестве репараций от­правили в СССР. Вскоре пер­вые эшелоны с важным грузом стали прибывать в Иркутскую область. В графе пункт назна­чения стояло «Иркутск-16». Комбинат строился в обстанов­ке строжайшей секретности.

Освоение переработки углей началось в 1952 г. Через год закончили монтаж техно­логического оборудования. Первые тонны искусственного жидкого топлива из угля полу­чили в 1954 г. Таким образом, задача по созданию на востоке страны крупнотоннажного про­изводства по выработке мо­торного топлива из местного сырья была успешно решена.

Однако эффективность углехимического производства была ниже, чем нефтехимического. Особенно в условиях, когда объемы добычи нефти в стране постоянно росли. Были разведаны и вовлечены в экс­плуатацию новые крупные нефтяные месторождения между Волгой и Уралом. На Ангарском комбинате с середины 1950-х гг. начался монтаж первых нефтеперерабатывающих установок. Нефть для них привозили по железной дороге в цистернах. В августе 1960 г. был получен первый промышленный бензин из нефти.

Мощное промышленное и гражданское строительство ускорило становление Ангарска. 30 мая 1951 г. он получил статус города*. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Ангарска.

Дальнейшее развитие города связано с созданием на базе ком­бината № 16 крупного нефтеперерабатывающего и нефтехимического производства, формированием мощной строительной индустрии, а также строительством в середине 1950-х гг. комбината по обогащению урана и мощной ТЭЦ-10, возведением других градообразующих и градообслуживающих предприятий.

В середине 1950-х гг. из Башкирии начали прокладку нефтепро­вода Туймазы —Омск —Ангарск (3,8 тыс. км), дошедшего до Ангарска в 1964 г. Был налажен выпуск широкого ассортимента нефтепродук­тов — различных сортов бензина, авиационного керосина, дизельного топлива, смазочных масел, топочного мазута и др. Данная продукция поставлялась во многие районы Восточной Сибири и Дальнего Востока. С той поры Ангарский комбинат стал называться нефтехимическим.

В те годы в регионе велось широкомасштабное строительство, в котором участвовало большое количество техники и автотранспорта. Быстро развивалась авиация. Потребность в качественном дешевом топливе постоянно росла. Одновременно увеличивался объем нефте­переработки (вплоть до 1990-х гг.). Ангарский комбинат был вторым в РСФСР по мощности (после Омского) и мог перерабатывать до 25 млн т сырой нефти в год (примерно столько же в СССР перераба­тывалось до войны).

Параллельно с нефтепереработкой развивались различные нефте­химические производства. Начал работать цех по выпуску аммиачной селитры. Впервые за Уралом было налажено производство аммиачной воды, которую стали использовать для сельскохозяйственных целей региона. Примерно 1,5 млн условных туков минеральных удобрений поставлялось в районы хлопкосеяния.

К началу 1970-х гг. были запущены крупнотоннажные установ­ки более глубокой переработки нефти, позволяющие увеличить выход светлых нефтепродуктов. Несколькими годами позже с вводом в экс­плуатацию нового оборудования появилась возможность выпускать автомобильный бензин АИ-92. Резко возросло производство карбамида и аммиачной селитры. Стали наращивать выпуск различных видов химического сырья — синтетических смол и пластмасс. Были созданы мощности по производству товаров бытовой химии.

Полупродукты нефтепе­реработки нашли применение при производстве этилена и пропилена — исходного сырья для выработки самых разнообразных химических продуктов и пластмасс. На обо­рудовании высокого давления из нефтяного сырья впервые в стране начали промышленный выпуск спиртов.

В 1976 г. отмечался 25-лет­ний юбилей города и Ангарский комбинат был награжден ор­деном Ленина и преобразован в производственное объедине­ние «Ангарскнефтеоргсинтез» (ПО «АНОС»).

К началу 1980-х гг. в городе были созданы крупнейшие в стране мощности по производству этилена. Ангарский этилен и поваренная соль Зиминского месторождения, а также дешевая электроэнергия ан­гарских ГЭС стали основой для создания в 9 км от станции Зима нового крупного химического комбината — «Саянскхимпром».

Таким образом, Ангарский нефтехимический комбинат стал клю­чевым предприятием в формировании Ангарско-Усольско-Саянского нефтехимического и хлорорганического комплекса. Вокруг него были созданы другие производства, на которых изготовлялась самая раз­нообразная продукция.

Нефтехимический комбинат, известный до начала акциониро­вания как государственное производственное объединение «Ангар­скнефтеоргсинтез», с августа 1992 г. был преобразован в акционерное общество открытого типа «Ангарская нефтехимическая компания» (ОАО «АНХК»).

Сейчас Ангарская нефтехимическая компания по-прежнему представляет собой мощный комплекс по переработке сырой нефти, поставляемой из Западной Сибири по нефтепроводу. Предприятие производит широкий ассортимент продукции. Основное место занимают горюче-смазочные материалы — бензины различных марок, авиаци­онный керосин, дизельное топливо, топочный мазут, сжиженные газы, используемые для коммунальных и бытовых нужд, и др. Данная про­дукция поставляется почти во все районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также в Монголию.

К началу 1990-х гг. Ангарск превратился в один из крупнейших промышленных центров общесоюзного значения с мощными пред­приятиями химической и нефтехимической промышленности, нефте­переработки, металлообработки и машиностроения, легкой и пищевой промышленности, строительных материалов, отдельные из которых были технологически взаимосвязаны с производствами, расположенны­ми в других городах — Байкальске (цех Ангарской швейной фабрики), Саянске (этиленпровод на саянский «Химпром»), Слюдянке (карьер «Перевал» Ангарского цементно-горного комбината), Черемхово и Тулуне (поставки угля) и др.

 

* Статус города Ангарск получил в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР о преобразовании рабочего поселка Ангарский в город Ангарск от 30 мая 1951 г.