Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Азиатские проекты телекомпании АИСТ

Говоря об информационном капитале Иркутской области нельзя не упомянуть телекомпанию АИСТ (Альтернативная Иркутская Студия Телевидения), созданную почти 20 лет назад, в ноябре 1991 года, и ставшую первым в регионе негосударственным телевидением.

Отказавшись от ретрансляции центральных каналов, АИСТ самостоятельно формирует сетку круглосуточного собственного вещания, охватывая аудиторию около 1 миллиона человек.

Ее программы и проекты отмечены наградами - от простых грамот-благодарностей до ордена «Слава Наций». Среди особо значимых проектов - международный фестиваль любительских фильмов «Рыбий глаз», создание собственного телевидения в Монголии (оно так и называется «АИСТ - Монголия»), создание межрегиональной программы «Середина земли». 

АИСТ, как и другие наши СМИ, является составным элементом, фактором регионального информационного капитала. Как уже было рассказано на страницах нашего журнала, в информационном капитале две главные составляющие – научный информационный капитал и моральный (духовный). Участвуя в формировании научного капитала (путем обеспечения доступа информации о новых открытиях, рассказывая о научных разработках и внедренных технологиях населению, потенциальным потребителям результатов этих научных открытий и т.д.), тем ни менее в основном СМИ, воздействуя на массовое сознание, влияют на качество, на уровень нашего духовного информационного капитала. И в этом роль наших средств массовой информации переоценить невозможно. Достаточно вспомнить «вклад» «свободных» СМИ в развал Советского Союза (его экономики в т.ч.), в формирование негативного отношения населения к главным элементам обеспечения государственности страны – к армии, к милиции, ФСБ, в формирование у молодежи циничного отношения к главным моральным и семейным ценностям, к истории родной страны, и одновременно – в формирование потребительского отношения к жизни - перечислять эти «достижения» можно долго. ТНТ, ДТВ, НТВ, MTV – вот «лидеры» этого «вклада»… Ради объективности надо признать, что почти каждый из скрытых за этими аббревиатурами телеканалов время от времени выдает в эфир и передачи, которые можно отнести к патриотическим, но это капли в море, в океанах разрушающей психику нашей молодежи информационно-развлекательной «чернухи»…

АИСТ – на другом полюсе. Изначально этот телеканал от других отличала направленность на позитив, поиск сюжетов, из которых бы складывалось понимание того, что и в сегодняшней нашей жизни есть светлые стороны, есть перспектива, есть люди, на которых и держится до сих пор Россия.

В корпоративной психологии АИСТа заложено что-то такое, что останавливает журналистов, не дает им переступить грань между профессиональным информированием о тех или иных, например, чрезвычайных происшествиях, или событиях, и смакованием их подробностей, даже если это позволяет на пару лишних минут удержать внимание зрителей, засунув в одну из этих минут рекламу. Что заставляет журналистов составлять тексты и комментарии к видеоряду таким образом, чтобы не напрягать лишний раз психику телезрителей.

Телекомпания АИСТ – это поставщик качественной визуальной информации, перерабатывая которую и население, и власть делает для себя определенные выводы, получает информационные импульсы, корректирующие и стимулирующие те или иные действия, обеспечивающие принятие правильных решений политического или экономического характера. В этом АИСТ существенно дополняет государственные и иные официальные телеканалы, а часто – и превосходит их (т.к. они созданы, как правило, специально для формирования благоприятного общественного образа госструктур разного уровня и лиц, их олицетворяющих, поэтому далеко не всегда объективны).

Особо хотелось бы остановиться на проекте телекомпании АИСТ, который одномоментно обеспечил ему федеральный уровень и значение. Речь идет о проекте «Середина земли». Это, насколько нам известно, первая попытка создать своего рода аналог «ЕвроНьюс», только на востоке Евразии. И пусть сегодня в проект вошли пока территории, которые можно объединить понятием «Байкало-Монгольская Азия» (а именно Забайкальский край, Бурятия, Монголия и Иркутская область – всего около 3 млн. телезрителей), но уже сегодня в перспективе присоединение к нему Автономного района Внутренняя Монголия (КНР) и Казахстана, некоторых других стран-членов ШОС. А это значит, что АИСТ, наработав такой бесценный опыт (при этом - не имея никакой государственной поддержки – такой, как, например, телеканал стран Содружества «МИР»), способен стать базой, основой для создания, назовем это так – TV-ШОС. То есть единого телевидения стран, входящих в состав Шанхайской Организации Сотрудничества. А оно сегодня крайне необходимо для того, чтобы, например, на конкретных примерах объяснять населению наших стран то, зачем вообще создана ШОС, что нас, при всем наличии разности экономических интересов, объединяет, скажем, с Китаем, с такими странами-наблюдателями, как Иран и Пакистан? С учетом того, что губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев не только председатель Делового Совета ШОС, но и профессионал информационной сферы, такая идея, такой проект вовсе не кажется фантастическим. Особенно если учесть еще один проект АИСТа, а именно – «АИСТ-Монголия»…

Проект «АИСТ-Монголия» родился два года назад из сотрудничества иркутской телекомпании с Улан-Баторской TV “UBS” и российским музыкальным каналом РУ.ТВ. Начав с музыкального контента, сегодня АИСТ-Монголия - это полноценное кабельное телевидение с вещанием 24 часа в сутки. Программы из Иркутска (в том числе подготовленные коллективом Восточно-Сибирской студии кинохроники), любимые старшим поколением монголов советские фильмы и фильмы о природе и животных – с этого начинал АИСТ-Монголия, а год назад была сформирована и местная редакция информационного вещания. Теперь в Улан-Баторе действует служба новостей «Эн Цагт», что по-русски значит «Сейчас». Первые выпуски новостей вышли в эфир 26 июня 2008 года, а 1 июля в Улан-Баторе прошли массовые беспорядки, ставшие серьезным профессиональным испытанием для молодой редакции. Беспристрастное, но честное и объективное освещение этих трагических событий сразу вывело «Эн Цагт» в число лидеров новостных программ монгольского телевещания, обеспечило симпатии населения – как со стороны сторонников МНРП, так и среди «демократов», как среди монголов, так и местнорусских. Это лидерство, этот авторитет телеканалу удается сохранять и сегодня. По сути дела, частный телевизионный проект, финансируемый за счет средств, получаемых за счет других коммерческих направлений бизнес-группы «РОССО-Групп», выполняет в Монголии задачи государственной важности для России! А именно – формирует благоприятное общественное мнение по отношению к российским проектам, вообще к России на территории этой страны, поддерживает интерес к русскому языку, к русской культуре! Формирует российский национальный информационный капитал, но уже на территории Монголии. Не замечать этого, не знать об авторитете АИСТ-Монголия среди населения страны, его политической и экономической верхушки – это значит ничего вообще не знать о Монголии. А именно такое впечатление складывается, когда сталкиваешься с неуклюжими попытками московских «пиарщиков», например, сформировать благоприятный информационный фон для крупных инфраструктурных проектов РЖД на территории Монголии. Буденовский натиск, компанейщина – все это «не прокатывает» сегодня в варианте с Монголией. Отдельные удачные пиарные находки и решения (а такие, безусловно, присутствуют…) продвигающие, например, действительно необходимый Монголии проект строительства железной дороги Сайншанд – Таван Толгой – Даландзадгад весьма успешно нейтрализуются силами «Энерджи Ресурс» (реализующей альтернативный, «китайский», вариант). Так, например, СМИ, подконтрольные ЭР, помогают довести информационную волну, поднятую москвичами в защиту российского варианта, до абсурда…

Монголии необходима системная, планомерная, рассчитанная на достаточно долгую перспективу, работа по информационному обеспечению «возвращения» России в эту страну. Именно так работает там телеканал АИСТ-Монголия, и это необходимо учесть тому крупному российскому бизнесу, который идет в Монголию всерьез и надолго. Например, БАЗЭЛу, Ростехнологиям, РОСАТОМу. Ставку надо делать на тех, кто знает Монголию не понаслышке, не по Интернету, а работая там постоянно и профессионально.

Мы, издавая в рамках проекта «Азиатское иллюстрированное обозрение» журнал «Россия и Монголия», разрабатывая одноименный сайт, надеемся, что и они будут по достоинству оценены и заинтересованными госструктурами, и вышеперечисленными компаниями – по крайней мере как инструмент непосредственного влияния на политическую и экономическую элиту Монголии, поскольку нашли возможность доводить свой журнал до неё.

Также, как «АИСТ-Монголия» мы вносим и свой вклад в сохранение российского влияния и русского языка в Монголии, а значит – и в укрепление дружбы между нашими странами.

В следующий раз мы расскажем о новом азиатском проекте АИСТа, который так и называется - «Континент Азия», и в рамках которого телекомпания начала сотрудничество с Азиатско-Тихоокеанским вещательным союзом. А это совершенно новые возможности для нас, для зрителей.

Владимир БЕРЕЖНЫХ
редактор журнала "Прибайкалье"