Русская православная церковь в Северной Америке в первой половине ХХ в.*
Категория: Русская Америка
Предыдущая статья | Следующая статья
О.И. Сергеев (Владивосток)
История русского православия в Северной Америке в первой половине ХХ столетия — лишь часть более чем 210-летней истории РПЦ на этом континенте. Но часть эта весьма значимая, насыщенная многими событиями, людскими судьбами, количественными и качественными изменениями. В целом эта история включает в себя четыре этапа. Первый связан с возникновением и развитием американских колоний России, появлением здесь русских миссионеров, православных храмов, включением их в структуру православной церкви Российской империи. Второй этап наступил после продажи этих колоний Соединенным Штатам в 1867 г. Русская православная церковь здесь продолжала развиваться, но уже в условиях зарубежья. При этом сохранялись теснейшие связи с церковью России, в том числе организационные, кадровые, финансовые. Третий этап был обусловлен революциями 1917 г. в России и последующими событиями, а его основным содержанием являлся глубокий раскол русского православия, его деление на отечественное и зарубежное. Этот этап по времени был самым длительным, и завершился он в основном лишь в начале XXI в. Подписанный в мае 2007 г. «Акт о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ» стал конечной гранью третьего этапа и одновременно началом нового, современного этапа.
Первые русские миссионеры поселились на суровой американской земле, среди языческого местного населения, в самом конце XVIII в. В 1794 г. был воздвигнут первый русский православный храм в Америке, на острове Кодьяк. До 1867 г. православная церковь действовала в американских колониях России как составная часть единой общероссийской церковной организации. Структурное оформление РПЦ на американской земле во многом было связано с именем Иоанна Вениаминова, которому удалось убедить членов Синода принять решение об учреждении духовной миссии на севере Американского континента. В декабре 1840 г. Синод учреждает новую епархию — Камчатскую, Курильскую и Алеутскую с центром в Новоархангельске, ее первым архипастырем становится епископ Иннокентий (Вениаминов). В течение одиннадцати лет кафедра епископа Иннокентия находилась в Новоархангельске. После присоединения к его епархии Якутской области с 1853 г. кафедра стала размещаться в Якутске. В июне 1857 г. Синод рассмотрел и одобрил его предложение о новом устройстве Камчатской епархии, с учреждением в помощь епархиальному начальству двух викариев, одного в Якутске, а другого в Новоархангельске. Согласно указу от 11 января 1858 г. велено было «викарию Новоархангельскому именоваться епископом Новоархангельским», и на обеспечение его «обратить содержание, получаемое ныне преосвященным Камчатским» [1]. С этого времени и до конца 60-х гг. XIX в. российская казна отпускала средства новоархангельскому викарному епископу (в сумме 1 488 руб. 39 коп.), «а прочее духовенство получало содержание от... Российско-американской компании» [2].
После продажи в 1867 г. Россией своих североамериканских колоний США наступает второй этап истории здесь русского православия. РПЦ в соответствии с договором между правительством России и США сохранила право продолжать свою деятельность в Северной Америке, а также право на принадлежащие ей храмы и другие постройки [3]. Русская церковь отныне действовала и развивалась в рамках иной государственной системы, на иных юридических основаниях. В этих условиях особо важную роль играла связь с исторической родиной, надежда на ее помощь и поддержку. Это хорошо понимали руководители Русской православной церкви и Российского государства.
30 мая 1869 г. был высочайше утвержден доклад обер-прокурора Синода, в котором отмечалось: «По случаю передачи правительству Северо-Американских Соединенных Штатов русских колоний в Америке, святейший Синод, озабочиваясь устройством положения православной церкви и ее духовенства в тех колониях, признал нужным учредить в оных самостоятельную архиерейскую кафедру... Кафедра эта учреждается взамен викариатства, существующего для управления православными церквами и миссиями в Новоархангельске... с назначением местопребывания ей в городе Сан-Франциско» [4]. С 1870 г. епископ новоучрежденной самостоятельной кафедры именовался «Алеутским и Аляскинским». Синодом было сделано представление о назначении содержания новооткрываемой кафедре. Признав, что «существующие в Америке православные церкви с их причтами не должны быть оставлены без поддержки, Государственный Совет счел возможным испрашиваемую в представлении сумму... 38 000 руб. предоставить на три года» [5].
Новые штаты учреждений православной церкви в Северной Америке были высочайше утверждены в ноябре 1874 г., и на их содержание с 1 января 1875 г. ежегодно выделялось 52 380 руб. Среди 11 учреждений, зафиксированных в новой штатной росписи, числились Архиерейская кафедра в Сан-Франциско и школа при архиерейском доме, а также церковные причты: на острове Ситхе при соборной церкви, на острове Кадьяке при церкви Вознесения Господня, на острове Уналашке при церкви Вознесения Господня, на р. Квихнаке при миссионерской церкви Животворящего Креста в с. Иногмот, на р. Нушагак при миссионерской церкви Петра и Павла, в Кенае при миссионерской церкви Св. Николая, в Унге и в с. Бельковском, на островах Св. Павла и Георгия [6].
В декабре 1898 г. на кафедру в Сан-Франциско был назначен епископ Тихон, будущий патриарх Всероссийский. Он приложил много усилий к распространению православия в Америке, был сооружен ряд новых храмов в Соединенных Штатах и Канаде. В 1901 г. епископ Тихон заложил новый кафедральный храм в Нью-Йорке. Через полтора года, освящая этот храм, он обратился к пастве со словами: «Не забывайте, что вы — род избранный, люди, взятые в удел, дабы возвещать окружающим вас инославным чудный свет Православия» [7]. В Канаде по его ходатайству была открыта викарная кафедра. В 1905 г. святитель Тихон был возведен в сан архиепископа, кафедра Алеутской и Американской епархии Русской православной церкви была переведена из Сан-Франциско в Нью-Йорк [8].
Через два года архиепископ Тихон был переведен из Соединенных Штатов на одну из самых почетных в России кафедр — Ярославскую, преемницу древней Ростовской; в июне 1917 г. избран на Московскую епархиальную кафедру, после чего Синод удостоил его сана митрополита. А вскоре после этого он был возведен на восстановленный Патриарший Престол [9].
Тесная связь Русской православной церкви в Америке с Матерью-церковью была прервана революционными событиями в России 1917 г. и последующих лет. Наступил третий, самый продолжительный период истории русского православия на Североамериканском континенте, продолжавшийся почти 90 лет.
Поражение белых армий в Гражданской войне вызвало исход огромных масс русских людей, не принявших советскую власть, за пределы России. В значительной степени это были люди православного вероисповедания, и вместе с паствой за рубеж ушли многие пастыри и архипастыри. Церковная жизнь русских беженцев в Европе, Азии и Америке сосредоточивалась вокруг православных храмов.
На определенный период центром русской церковной жизни за рубежом становится Сербия. В ноябре 1921 г. здесь в Сремских Кар-ловцах открылось Общецерковное заграничное собрание, переименованное потом в Русский Всезаграничный церковный собор. В него вошли все оказавшиеся за рубежом и сумевшие добраться до Карловцев русские архиереи и члены Московского поместного собора 1917-1918 гг. Карловацкий Собор образовал Высшее церковное управление за границей под председательством митрополита Антония, которому собор присвоил звание Заместителя патриарха. Это управление претендовало на возглавление церковной жизни всего русского зарубежья [10]. Однако реального единства различных структур Русской православной церкви за границей добиться не удалось. К середине 30-х гг. церковная православная жизнь русских вне России сосредоточилась в четырех главных территориальных образованиях, организационно оформленных в Северной Америке, Западной Европе, Восточной Европе (имея в виду Балканы и Ближний Восток) и на Дальнем Востоке.
Вторая мировая война вызвала размежевание в среде российской эмиграции, а победа в ней союзнической коалиции коренным образом изменила положение Русской православной церкви за границей. Руководство Карловацкой церкви вынуждено было покинуть Югославию и, в конечном итоге, перебраться в США (в пригород Нью-Йорка Джорданвилл). Дальневосточное крыло в большинстве своем воссоединилось с Матерью-церковью. Подобные процессы произошли и в Западной, а также Восточной Европе. Однако в завершающую стадию процесс воссоединения вступил только на рубеже ХХ и ХХI вв.
Для Русской православной церкви в Северной Америке третий период ее истории является, пожалуй, самым сложным, неоднозначным, включающим как положительные, так и отрицательные аспекты. Что касается первой половины ХХ в., о чем заявлено в данной теме, то это время для истории русского православия в США и Канаде имеет особое значение. Хронологически речь здесь идет о годах, захватывающих последнюю треть второго периода и первую треть третьего периода истории русской церкви в Америке. Это полустолетие включило в себя важнейшие организационные изменения: РПЦ в Америке прошла путь от составной части Московской патриархии до провозглашения самостоятельности в 1924 г., а затем попыткой воссоединения с Московской патриархией на правах автономии (1946 г.). За эти годы произошли значительные территориальные и количественные изменения. От первоначального размещения лишь на побережье Тихого океана (на Аляске и в Калифорнии) Русская православная церковь продвинулась к Атлантическому побережью, освоила центральные районы США, распространилась на территорию Канады. Количество приходов возросло от нескольких десятков до более чем трех сотен. Наконец, РПЦ в Америке в первой половине ХХ в. пришлось пережить годы внутреннего раздора, включающего появление «независимых приходов», карпаторусского движения, «живой (т. е. обновленческой) церкви», сторонников Сремских Карловцев и др. Деление на юрисдикции, пререкания из-за власти болезненно отражались на жизни Русской православной церкви в Америке.
РПЦ было положено много трудов для распространения и, что еще более важно, для поддержания веры и духа православного на Американском континенте. Если в начале, во второй половине XIX в. русская диаспора в Америке была немногочисленная, то ХХ в. резко изменил ситуацию. Эмигранты из России прибывали в США большими группами. Представители церкви оказывали прибывшим всяческое содействие, включая материальную помощь, помогали устроиться на работу. Устроив более или менее свою жизнь, эмигранты стали собираться под крышей церковного дома, налаживались общественные связи, формировались различные структуры, облегчающие жизнь русских вдали от Родины.
Распространение русского православия в Соединенных Штатах Америки началось с ее тихоокеанского побережья. Именно здесь, в Сан-Франциско, расположен Троицкий собор, который в первой половине ХХ в. являлся кафедральным храмом правящего митрополита всея Америки и Канады, наравне с кафедрой его в Нью-Йорке. Собор представлял собой здание в стиле испанской колониальной архитектуры, в два этажа, с верхним и нижним храмами. При храме имелась хорошая библиотека, Восточное православное церковное общество, Сестричество, Касса взаимопомощи, Кружок ревнителей церковного пения, Церковно-приходская школа, Юное братство «Ревнителей православия». В Сан-Франциско возникли Русское историческое общество, Русский центр, Студенческое общество, детские сады. В 1930 г. здесь было создано своеобразное убежище для нуждающихся и престарелых женщин — Русский женский дом милосердия. Часть комнат отдавалась наиболее нуждающимся бесплатно, часть — за умеренную плату. Газ, электричество, отопление, вода, телефон предоставлялись бесплатно, за счет кассы дома милосердия [11].
В церковной структуре Русской православной церкви образовывались новые составляющие, например, Западно-Американская епархия с тремя благочиниями в Сакраменто, Сиэтле и Колорадо. В Сиэтле приход стал действовать с 1892 г., а первая русская православная церковь в честь Святого Спиридона Тримифунтского Чудотворца была открыта в 1901 г. Начиная с 1920 г. в Сиэтл стали прибывать волны новой русской эмиграции, которые сплачивались вокруг маленькой церкви. Одно время число прихожан при ней достигало 6 000 чел., но постепенно часть русских разъехалась по стране в поисках постоянной работы. В 1938 г. состоялось освящение и воздвижение крестов и поднятие колокола на новый Свято-Спиридоновский храм. При нем действовали прекрасный хор, Дамское общество, церковно-приходская школа, издавался журнал «Русские поля» [12].
В годы Второй мировой войны прихожане активно занимались благотворительной деятельностью по девизом «На помощь Русскому народу». Проводились денежные сборы, собраны были тонны одежды и обуви, большие запасы медикаментов, сотни ящиков сгущенного молока. Все это направлялось в Россию.
В 90-х гг. XIX в. возник православный приход и в Портланде (штат Орегона). В 1927 г. приход приобрел готовое здание у Евангелической общины немцев, выходцев из России. Храм был переделан внутри и в 1928 г. освящен. В Лос-Анджелесе приход был организован в 1922 г., а храм построен в 1928 г. Приход в Сакраменто открыт в 1927 г. В 1930 г. здесь было освящено здание Свято-Богородицкого Скорбященского собора. В Сан-Диего Русская православная церковь стала действовать с 1940 г. [13].
Движение Русской православной церкви из Сан-Франциско на восток связано с возникновением ее приходов в так называемых срединных штатах. Возникла Чикаго-Миннеаполисская епархия. В Чикаго первый русский православный приход появился в 1892 г. Впоследствии здесь был открыт Свято-Троицкий собор, ставший кафедральным для епископа Чикагского и Миннеаполисского. Миннеаполисский приход включил в себя верующих, присоединившихся к православию в 1892 г., после выхода из унии. В 1897 г. на средства российского Синода здесь было построено специальное здание для Миссионерской школы, которая в 1905 г. была преобразована в Духовную семинарию. В 1909 г. был основан приход в Сейнт-Луисе (штат Миссури), в 1928 г. здесь возведено кирпичное здание церкви. В 1915 г. открыт приход в Канзас Сити (штат Канзас), где на жертвы и вклады прихожан построен храм Пресвятие Троицы. При церкви существовала школа, а в 1942 г. открыт женский Клуб русской молодежи [14].
В так называемых приозерных штатах один из первых приходов Русской православной церкви был открыт в Детройте (штат Мичиган). Этот город привлекал внимание русских эмигрантов своей автомобильной индустрией, где труд рабочих оплачивался в то время выше, чем в других отраслях. Но русскому человеку, воспитанному в христианском духе, недостаточно было лишь материального удовлетворения своих потребностей — он жаждал и духовного утешения. Поэтому уже в 1908 г. группа православных приступила к постройке первой небольшой церкви. А в 1915 г. здесь возник русский Свято-Троицкий приход. В конце 1940-х гг. приход имел в своем составе крупные организации: Общество ревнителей православия, Свято-Троицкое братство, Сестричество, Союз православной молодежи, Хоральный кружок [15].
Одним из старейших приходов Русской православной церкви в Америке является Свято-Феодосиевский приход в г. Кливланде (штат Огайо). Именно здесь в новопостроенном храме в 1919 г. был проведен второй Всеамериканский собор, на котором впервые был избран глава Северо-Американской церкви (ранее назначался из России). Этот приход стал родоначальником многих новых приходов [16].
Наряду с перечисленными, в течение первой половины ХХ в. в Соединенных Штатах Америки возникло еще множество приходов РПЦ. Это объяснялось стремлением выходцев из России создать на чужбине свою маленькую Родину для удовлетворения культурных запросов, благотворительных целей, дружеских семейных встреч и многого другого. Церковь создавала родную атмосферу для тех, кто хотел жить и пользоваться своими духовными силами, но ввиду разных причин не мог в полной мере адаптироваться в чуждую ему среду.
Наряду с Североамериканскими штатами русское православие в первой половине ХХ в. успешно продвигалось и в Канаду. В 90-х гг. XIX - начале ХХ в. эта страна «широко открыла двери людям, искавшим счастье за морями». Среди них были и православные выходцы из России, которые инстинктивно стали группироваться в крупных центрах, где были единоверцы, способные успокоить тоскующую по Родине душу.
Одним из таких центров был Виннипег. В 1904 г. Канаду посетил архиепископ Тихон, глава русской православной миссии в Америке. Группа местных православных жителей обратилась к владыке с просьбой об организации прихода. Просьба была удовлетворена, и началось изыскание средств на сооружение храма Святые Живоначальные Троицы. Его строительство началось в 1905 г. и завершилось в 1906 г., после чего приход стал быстро расти. С целью открытия семинарии построили специальный приходский дом, однако война, а затем и революции 1917 г. в России не позволили осуществить данный проект [17].
В провинции Британская Колумбия наибольшая русская колония существовала в Ванкувере. Здесь был созданы приход и храм в честь Воскресения Господня. При церкви созданы хор — один из лучших в Канаде, библиотека, приходская школа с преподаванием русского языка и Закона Божия. Возникло Сестричество, которое проводило различные мероприятия в поддержку церкви: чаи, обеды, розыгрыши и т. д. В Торонто (провинция Онтарио) русский православный приход был организован в 1916 г. Первые годы его положение было крайне неустойчивым, однако с 1929 г. приход стал укрепляться. Было куплено здание под церковь, при храме созданы хороший хор, русская школа, Сестричество, которое, в частности, успешно занималось заготовкой разных вещей для продажи на устраиваемых базарах в пользу церкви [18].
Интересна история основанного в 1933 г. епископом Канадским Иоасафом скита Покрова Божей Матери. Он находился в ста милях к югу от г. Эдмонтона (провинция Алберта). Около скита проживали несколько фермеров, выходцев из Сибири и с Дальнего Востока. Они принимали самое горячее участие в его создании и поддержке. Один из фермеров купил место под церковь и кладбище, дом и пожертвовал деньги на постройку церкви. Другой, кроме денежного пожертвования на храм, подарил для поддержки скита ферму в 140 акров земли. Третьи рубили лес, строили кельи и церковь. В 40-е гг. скит имел храм, колокольню, трапезную с кухней и кельями, хозяйственные постройки. Все строения были крепко сделаны из крупных сосновых бревен, в стиле северной русской старины. На земле при ските велось молочное и лесное хозяйство, которое обеспечивало его существование [19].
Первый русский православный приход в Монреале был организован в 1907 г. Сначала приход не имел собственного церковного здания, среди прихожан не было разделения на русских и украинцев. Позже выходцы из Галиции и Буковины отделились и создали независимый украинский приход. В 1923 г. в Монреаль прибыла большая группа русских эмигрантов из Константинополя, около 300 чел., и православная церковь в далеком от России Монреале стала для них частью русской земли, которую они так недавно вынуждены были покинуть. В середине 1920-х гг. приходом было приобретено здание бывшей англиканской церкви, в котором он в дальнейшем и располагался. Церковь вмещала до 2 000 молящихся, имелся нижний зал, а также отдельно стоящий двухэтажный церковный дом. Этот храм, получивший наименование Петропавловский собор, стал самым большим среди русских православных церквей Канады. В 1934 г. на заседании прихожан было создано Сестричество. Устройство вечеров, базаров, лотерей, которые приносили приходу сотни долларов дохода, прием именитых гостей, украшение храма, шитье облачений — вот главные обязанности Сестричества. Украшением монреальского собора являлся его церковный хор, заслуживший репутацию лучшего хора города. Концерты, устраиваемые в лучших залах, всегда привлекали большую аудиторию и получали благоприятные рецензии в местной прессе [20].
В период депрессии 1930-х гг. около 90 % прихожан находилось на попечении учреждений, ведающих помощью безработным. Регистрация безработных была поручена приходам, здесь им выдавались соответствующие удостоверения. Занимался этим и приход в Монреале. В некоторые дни сюда обращались до 100 чел. Приход организовал выдачу бесплатных обедов; церковный зал оставался открытым целый день, чтобы безработные могли провести здесь время; была организована читальня с выдачей книг, журналов и т. д.; открылся Клуб молодежи [21].
Живой отклик прихожан Монреаля вызвали события Мировой войны и участия в ней советской России. В зале прихода работала русская секция Красного Креста Канады, организованная для сбора средств для советской России; сама секция в большей своей части состояла из прихожан. В храме установлена икона Святого Николая Чудотворца, перед которой настоятель и молящиеся возносили свои молитвы о России, а во время богослужения всегда производился сбор в ее пользу. Так прихожане проявляли свои чувства по отношению к далекой, но такой близкой и родной Родине [22].
Большое значение в жизни РПЦ в Америке в первой половине ХХ в. стали играть Всеамериканские церковные соборы. Первый такой собор состоялся еще при архиепископе Тихоне в 1907 г., в Майфильде (Пенсильвания). И связан он был с территориальными преобразованиями церковной организации. Последующие Всеамериканские соборы проходили уже после революционных событий 1917 г. в России. В качестве главных вопросов на решение этих соборов выдвигались: избрание архипастыря РПЦ в Америке; отношения с церковью-Матерью и другими церковными организациями РПЦЗ; важнейшие внутренние проблемы. Так, на 2-м Всеамериканском Соборе, который состоялся в 1919 г. в Кливланде (Огайо), архиепископом Северо-Американским был избран владыка Александр (Немоловский). На 3-м Соборе в Питтсбурге (Пенсильвания) в 1922 г. впервые к управлению РПЦ в Америке был призван митрополит Платон. На 4-м Всеамериканском Соборе в 1924 г. в Детройте (Мичиган), возглавляемом митрополитом Платоном, впервые было постановлено объявить автономию Русской православной церкви в Америке ввиду «опасности для целости метрополии» и «свободы ее самоуправления» [23].
5-й Всеамериканский церковный Собор 1934 г. вновь прошел в Кливланде. Ввиду кончины митрополита Платона собор избрал в ноябре 1934 г. архиепископа Феофила Митрополитом всея Америки и Канады. На Соборе была подтверждена автономия РПЦ в Америке. 6-й Всеамериканский церковный Собор проходил в 1937 г. в Нью-Йорке, в Свято-Покровском кафедральном соборе. Собор возглавлялся митрополитом Феофилом и был посвящен в основном проблемам единения Русской православной церкви в Северной Америке. На Соборе было принято «Временное положение о Русской православной церкви за границею», разработанное под председательством Сербского патриарха Варнавы и подписанное представителями четырех Митрополичьих округов: Восточноевропейского (митрополит Анастасий), Западноевропейского (митрополит Евлогий), Дальневосточного (митрополит Мелетий) и Североамериканского (митрополит Феофил) в 1935 г. в Сремских Карловцах. Собор также принял «Положение об управлении Североамериканским митрополичьим округом». Собор вновь подтвердил автономию по отношению к Матери-церкви [24].
7-й Всеамериканский церковный Собор прошел уже после окончания Второй мировой войны, в 1946 г., и вновь в Кливланде. Итоги войны положительно повлияли на отношения между РПЦ и РПЦЗ. На Соборе было принято решение о воссоединении с Московской патриархией на условиях автономии. На деле, однако, митрополит Феофил и подчиненное ему духовенство не считались с необходимыми распоряжениями Патриархии, в результате каноническое общение было прекращено. Раскол между РПЦ и РПЦЗ не был завершен [25].
Подводя итоги этого непростого полустолетия, можно сделать краткий, но весьма значимый вывод. Первая половина ХХ в. заняла особое место в истории русского православия в Америке. РПЦ здесь в указанные годы выполняла особую задачу — блюсти лучшие идеалы и моральные устои великого русского народа, оказывать посильную помощь всем тем, кто в ней нуждался, что позволяло выходцам из России, ныне американским гражданам, гордиться своим прошлым и более успешно адаптироваться к условиям своей новой жизни.
Примечания
1. Дальний Восток России в материалах законодательства. 1856-1861 гг. Владивосток, 2002. С. 34; Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. С. 12, 34.
2. Дальний Восток России в материалах законодательства. 1862-1870 гг. Владивосток, 2004. С. 181.
3. Попов А.В. Канонические и церковно-правовые основы существования русской православной церкви за границей и других российских православных юрисдикций за рубежом // Правовое положение российской эмиграции в 1920-1930-е годы: сб. науч. тр. СПб., 2006. С. 314.
4. Дальний Восток России в материалах законодательства. 1862-1870 гг. С. 180.
5. Там же. С. 193-194.
6. Там же. С. 158-159.
7. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. Московская Патриархия, 1994. С. 70.
8. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. Нью-Йорк, 1945. Ч. 2. С. 22.
9. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. С. 70, 71.
10. Там же. С. 208.
11. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. С. 105-107, 113-114, 119-121.
12. Там же. С. 124-136.
13. Там же. С. 139-142.
14. Там же. С. 162, 195, 201, 203.
15. Там же. С. 217-220.
16. Там же. С. 228-230.
17. Там же. С. 84-85.
18. Там же. С. 76, 86-87.
19. Там же. С. 76-77.
20. Там же. С. 90-95.
21. Там же. С. 94-95.
22. Там же. С. 101.
23. Там же. С. 27, 230, 240, 273.
24. Там же. С. 26-27, 36.
25. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. С. 221.
* Работа выполнена при поддержке грантов ДВО РАН: проекты № 06-III-А-11-443 и 07-III-Б-11-110.
РУССКАЯ АМЕРИКА
Материалы III Международной научной конференции
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.)
Предоставлено архитектурно-этнографическим музеем Тальцы