Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Русская православная церковь в Северной Америке в первой половине ХХ в.*

О.И. Сергеев (Владивосток)

История русского православия в Северной Америке в первой половине ХХ столетия — лишь часть более чем 210-летней истории РПЦ на этом континенте. Но часть эта весьма значимая, насыщен­ная многими событиями, людскими судьбами, количественными и качественными изменениями. В целом эта история включает в себя четыре этапа. Первый связан с возникновением и развитием амери­канских колоний России, появлением здесь русских миссионеров, православных храмов, включением их в структуру православной церкви Российской империи. Второй этап наступил после продажи этих колоний Соединенным Штатам в 1867 г. Русская православная церковь здесь продолжала развиваться, но уже в условиях зару­бежья. При этом сохранялись теснейшие связи с церковью России, в том числе организационные, кадровые, финансовые. Третий этап был обусловлен революциями 1917 г. в России и последующими событиями, а его основным содержанием являлся глубокий раскол русского православия, его деление на отечественное и зарубежное. Этот этап по времени был самым длительным, и завершился он в основном лишь в начале XXI в. Подписанный в мае 2007 г. «Акт о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ» стал конечной гра­нью третьего этапа и одновременно началом нового, современного этапа.

Первые русские миссионеры поселились на суровой американ­ской земле, среди языческого местного населения, в самом конце XVIII в. В 1794 г. был воздвигнут первый русский православный храм в Америке, на острове Кодьяк. До 1867 г. православная цер­ковь действовала в американских колониях России как составная часть единой общероссийской церковной организации. Структурное оформление РПЦ на американской земле во многом было связано с именем Иоанна Вениаминова, которому удалось убедить членов Синода принять решение об учреждении духовной миссии на се­вере Американского континента. В декабре 1840 г. Синод учреждает новую епархию — Камчатскую, Курильскую и Алеутскую с центром в Новоархангельске, ее первым архипастырем становится епископ Иннокентий (Вениаминов). В течение одиннадцати лет ка­федра епископа Иннокентия находилась в Новоархангельске. После присоединения к его епархии Якутской области с 1853 г. кафедра стала размещаться в Якутске. В июне 1857 г. Синод рассмотрел и одобрил его предложение о новом устройстве Камчатской епархии, с учреждением в помощь епархиальному начальству двух викариев, одного в Якутске, а другого в Новоархангельске. Согласно указу от 11 января 1858 г. велено было «викарию Новоархангельскому име­новаться епископом Новоархангельским», и на обеспечение его «обратить содержание, получаемое ныне преосвященным Камчатским» [1]. С этого времени и до конца 60-х гг. XIX в. российская казна отпускала средства новоархангельскому викарному епископу (в сум­ме 1 488 руб. 39 коп.), «а прочее духовенство получало содержание от... Российско-американской компании» [2].

После продажи в 1867 г. Россией своих североамериканских колоний США наступает второй этап истории здесь русского пра­вославия. РПЦ в соответствии с договором между правительством России и США сохранила право продолжать свою деятельность в Северной Америке, а также право на принадлежащие ей храмы и другие постройки [3]. Русская церковь отныне действовала и раз­вивалась в рамках иной государственной системы, на иных юри­дических основаниях. В этих условиях особо важную роль играла связь с исторической родиной, надежда на ее помощь и поддержку. Это хорошо понимали руководители Русской православной церкви и Российского государства.

30 мая 1869 г. был высочайше утвержден доклад обер-прокуро­ра Синода, в котором отмечалось: «По случаю передачи правитель­ству Северо-Американских Соединенных Штатов русских колоний в Америке, святейший Синод, озабочиваясь устройством положе­ния православной церкви и ее духовенства в тех колониях, признал нужным учредить в оных самостоятельную архиерейскую кафедру... Кафедра эта учреждается взамен викариатства, существующего для управления православными церквами и миссиями в Новоархангель­ске... с назначением местопребывания ей в городе Сан-Франциско» [4]. С 1870 г. епископ новоучрежденной самостоятельной кафедры именовался «Алеутским и Аляскинским». Синодом было сделано представление о назначении содержания новооткрываемой кафедре. Признав, что «существующие в Америке православные церкви с их причтами не должны быть оставлены без поддержки, Государствен­ный Совет счел возможным испрашиваемую в представлении сум­му... 38 000 руб. предоставить на три года» [5].

Новые штаты учреждений православной церкви в Северной Америке были высочайше утверждены в ноябре 1874 г., и на их содержание с 1 января 1875 г. ежегодно выделялось 52 380 руб. Среди 11 учреждений, зафиксированных в новой штатной росписи, числились Архиерейская кафедра в Сан-Франциско и школа при архиерейском доме, а также церковные причты: на острове Ситхе при соборной церкви, на острове Кадьяке при церкви Вознесения Господня, на острове Уналашке при церкви Вознесения Господня, на р. Квихнаке при миссионерской церкви Животворящего Креста в с. Иногмот, на р. Нушагак при миссионерской церкви Петра и Павла, в Кенае при миссионерской церкви Св. Николая, в Унге и в с. Бельковском, на островах Св. Павла и Георгия [6].

В декабре 1898 г. на кафедру в Сан-Франциско был назначен епископ Тихон, будущий патриарх Всероссийский. Он приложил мно­го усилий к распространению православия в Америке, был сооружен ряд новых храмов в Соединенных Штатах и Канаде. В 1901 г. епис­коп Тихон заложил новый кафедральный храм в Нью-Йорке. Через полтора года, освящая этот храм, он обратился к пастве со словами: «Не забывайте, что вы — род избранный, люди, взятые в удел, дабы возвещать окружающим вас инославным чудный свет Православия» [7]. В Канаде по его ходатайству была открыта викарная кафедра. В 1905 г. святитель Тихон был возведен в сан архиепископа, кафедра Алеутской и Американской епархии Русской православной церкви была переведена из Сан-Франциско в Нью-Йорк [8].

Через два года архиепископ Тихон был переведен из Соединен­ных Штатов на одну из самых почетных в России кафедр — Ярос­лавскую, преемницу древней Ростовской; в июне 1917 г. избран на Московскую епархиальную кафедру, после чего Синод удостоил его сана митрополита. А вскоре после этого он был возведен на восстановленный Патриарший Престол [9].

Тесная связь Русской православной церкви в Америке с Мате­рью-церковью была прервана революционными событиями в России 1917 г. и последующих лет. Наступил третий, самый продолжитель­ный период истории русского православия на Североамериканском континенте, продолжавшийся почти 90 лет.

Поражение белых армий в Гражданской войне вызвало исход огромных масс русских людей, не принявших советскую власть, за пределы России. В значительной степени это были люди православ­ного вероисповедания, и вместе с паствой за рубеж ушли многие пастыри и архипастыри. Церковная жизнь русских беженцев в Ев­ропе, Азии и Америке сосредоточивалась вокруг православных хра­мов.

На определенный период центром русской церковной жизни за рубежом становится Сербия. В ноябре 1921 г. здесь в Сремских Кар-ловцах открылось Общецерковное заграничное собрание, переиме­нованное потом в Русский Всезаграничный церковный собор. В него вошли все оказавшиеся за рубежом и сумевшие добраться до Карловцев русские архиереи и члены Московского поместного собора 1917-1918 гг. Карловацкий Собор образовал Высшее церковное уп­равление за границей под председательством митрополита Антония, которому собор присвоил звание Заместителя патриарха. Это управ­ление претендовало на возглавление церковной жизни всего русско­го зарубежья [10]. Однако реального единства различных структур Русской православной церкви за границей добиться не удалось. К середине 30-х гг. церковная православная жизнь русских вне Рос­сии сосредоточилась в четырех главных территориальных образова­ниях, организационно оформленных в Северной Америке, Западной Европе, Восточной Европе (имея в виду Балканы и Ближний Вос­ток) и на Дальнем Востоке.

Вторая мировая война вызвала размежевание в среде российс­кой эмиграции, а победа в ней союзнической коалиции коренным образом изменила положение Русской православной церкви за гра­ницей. Руководство Карловацкой церкви вынуждено было покинуть Югославию и, в конечном итоге, перебраться в США (в пригород Нью-Йорка Джорданвилл). Дальневосточное крыло в большинстве своем воссоединилось с Матерью-церковью. Подобные процессы произошли и в Западной, а также Восточной Европе. Однако в за­вершающую стадию процесс воссоединения вступил только на рубе­же ХХ и ХХI вв.

Для Русской православной церкви в Северной Америке тре­тий период ее истории является, пожалуй, самым сложным, неод­нозначным, включающим как положительные, так и отрицатель­ные аспекты. Что касается первой половины ХХ в., о чем заявлено в данной теме, то это время для истории русского православия в США и Канаде имеет особое значение. Хронологически речь здесь идет о годах, захватывающих последнюю треть второго периода и первую треть третьего периода истории русской церкви в Амери­ке. Это полустолетие включило в себя важнейшие организационные изменения: РПЦ в Америке прошла путь от составной части Мос­ковской патриархии до провозглашения самостоятельности в 1924 г., а затем попыткой воссоединения с Московской патриархией на правах автономии (1946 г.). За эти годы произошли значительные территориальные и количественные изменения. От первоначального размещения лишь на побережье Тихого океана (на Аляске и в Ка­лифорнии) Русская православная церковь продвинулась к Атлан­тическому побережью, освоила центральные районы США, распро­странилась на территорию Канады. Количество приходов возросло от нескольких десятков до более чем трех сотен. Наконец, РПЦ в Америке в первой половине ХХ в. пришлось пережить годы внут­реннего раздора, включающего появление «независимых приходов», карпаторусского движения, «живой (т. е. обновленческой) церкви», сторонников Сремских Карловцев и др. Деление на юрисдикции, пререкания из-за власти болезненно отражались на жизни Русской православной церкви в Америке.

РПЦ было положено много трудов для распространения и, что еще более важно, для поддержания веры и духа православного на Американском континенте. Если в начале, во второй половине XIX в. русская диаспора в Америке была немногочисленная, то ХХ в. резко изменил ситуацию. Эмигранты из России прибывали в США большими группами. Представители церкви оказывали прибывшим всяческое содействие, включая материальную помощь, помогали ус­троиться на работу. Устроив более или менее свою жизнь, эмигран­ты стали собираться под крышей церковного дома, налаживались общественные связи, формировались различные структуры, облег­чающие жизнь русских вдали от Родины.

Распространение русского православия в Соединенных Штатах Америки началось с ее тихоокеанского побережья. Именно здесь, в Сан-Франциско, расположен Троицкий собор, который в первой половине ХХ в. являлся кафедральным храмом правящего митропо­лита всея Америки и Канады, наравне с кафедрой его в Нью-Йорке. Собор представлял собой здание в стиле испанской колониальной архитектуры, в два этажа, с верхним и нижним храмами. При хра­ме имелась хорошая библиотека, Восточное православное церковное общество, Сестричество, Касса взаимопомощи, Кружок ревнителей церковного пения, Церковно-приходская школа, Юное братство «Ревнителей православия». В Сан-Франциско возникли Русское ис­торическое общество, Русский центр, Студенческое общество, де­тские сады. В 1930 г. здесь было создано своеобразное убежище для нуждающихся и престарелых женщин — Русский женский дом милосердия. Часть комнат отдавалась наиболее нуждающимся бес­платно, часть — за умеренную плату. Газ, электричество, отопле­ние, вода, телефон предоставлялись бесплатно, за счет кассы дома милосердия [11].

В церковной структуре Русской православной церкви образо­вывались новые составляющие, например, Западно-Американская епархия с тремя благочиниями в Сакраменто, Сиэтле и Колорадо. В Сиэтле приход стал действовать с 1892 г., а первая русская пра­вославная церковь в честь Святого Спиридона Тримифунтского Чудотворца была открыта в 1901 г. Начиная с 1920 г. в Сиэтл стали прибывать волны новой русской эмиграции, которые сплачивались вокруг маленькой церкви. Одно время число прихожан при ней до­стигало 6 000 чел., но постепенно часть русских разъехалась по стране в поисках постоянной работы. В 1938 г. состоялось освя­щение и воздвижение крестов и поднятие колокола на новый Свя­то-Спиридоновский храм. При нем действовали прекрасный хор, Дамское общество, церковно-приходская школа, издавался журнал «Русские поля» [12].

В годы Второй мировой войны прихожане активно занимались благотворительной деятельностью по девизом «На помощь Русскому народу». Проводились денежные сборы, собраны были тонны одеж­ды и обуви, большие запасы медикаментов, сотни ящиков сгущен­ного молока. Все это направлялось в Россию.

В 90-х гг. XIX в. возник православный приход и в Портланде (штат Орегона). В 1927 г. приход приобрел готовое здание у Еванге­лической общины немцев, выходцев из России. Храм был переделан внутри и в 1928 г. освящен. В Лос-Анджелесе приход был органи­зован в 1922 г., а храм построен в 1928 г. Приход в Сакраменто от­крыт в 1927 г. В 1930 г. здесь было освящено здание Свято-Богородицкого Скорбященского собора. В Сан-Диего Русская православная церковь стала действовать с 1940 г. [13].

Движение Русской православной церкви из Сан-Франциско на вос­ток связано с возникновением ее приходов в так называемых средин­ных штатах. Возникла Чикаго-Миннеаполисская епархия. В Чикаго первый русский православный приход появился в 1892 г. Впоследствии здесь был открыт Свято-Троицкий собор, ставший кафедральным для епископа Чикагского и Миннеаполисского. Миннеаполисский приход включил в себя верующих, присоединившихся к православию в 1892 г., после выхода из унии. В 1897 г. на средства российского Синода здесь было построено специальное здание для Миссионерской школы, которая в 1905 г. была преобразована в Духовную семинарию. В 1909 г. был основан приход в Сейнт-Луисе (штат Миссури), в 1928 г. здесь возведено кирпичное здание церкви. В 1915 г. открыт приход в Кан­зас Сити (штат Канзас), где на жертвы и вклады прихожан построен храм Пресвятие Троицы. При церкви существовала школа, а в 1942 г. открыт женский Клуб русской молодежи [14].

В так называемых приозерных штатах один из первых при­ходов Русской православной церкви был открыт в Детройте (штат Мичиган). Этот город привлекал внимание русских эмигрантов сво­ей автомобильной индустрией, где труд рабочих оплачивался в то время выше, чем в других отраслях. Но русскому человеку, воспи­танному в христианском духе, недостаточно было лишь материаль­ного удовлетворения своих потребностей — он жаждал и духовного утешения. Поэтому уже в 1908 г. группа православных приступила к постройке первой небольшой церкви. А в 1915 г. здесь возник русский Свято-Троицкий приход. В конце 1940-х гг. приход имел в своем составе крупные организации: Общество ревнителей право­славия, Свято-Троицкое братство, Сестричество, Союз православной молодежи, Хоральный кружок [15].

Одним из старейших приходов Русской православной церкви в Америке является Свято-Феодосиевский приход в г. Кливланде (штат Огайо). Именно здесь в новопостроенном храме в 1919 г. был прове­ден второй Всеамериканский собор, на котором впервые был избран глава Северо-Американской церкви (ранее назначался из России). Этот приход стал родоначальником многих новых приходов [16].

Наряду с перечисленными, в течение первой половины ХХ в. в Со­единенных Штатах Америки возникло еще множество приходов РПЦ. Это объяснялось стремлением выходцев из России создать на чужби­не свою маленькую Родину для удовлетворения культурных запросов, благотворительных целей, дружеских семейных встреч и многого дру­гого. Церковь создавала родную атмосферу для тех, кто хотел жить и пользоваться своими духовными силами, но ввиду разных причин не мог в полной мере адаптироваться в чуждую ему среду.

Наряду с Североамериканскими штатами русское православие в первой половине ХХ в. успешно продвигалось и в Канаду. В 90-х гг. XIX - начале ХХ в. эта страна «широко открыла двери людям, искавшим счастье за морями». Среди них были и православные вы­ходцы из России, которые инстинктивно стали группироваться в крупных центрах, где были единоверцы, способные успокоить тос­кующую по Родине душу.

Одним из таких центров был Виннипег. В 1904 г. Канаду по­сетил архиепископ Тихон, глава русской православной миссии в Америке. Группа местных православных жителей обратилась к вла­дыке с просьбой об организации прихода. Просьба была удовлетво­рена, и началось изыскание средств на сооружение храма Святые Живоначальные Троицы. Его строительство началось в 1905 г. и завершилось в 1906 г., после чего приход стал быстро расти. С це­лью открытия семинарии построили специальный приходский дом, однако война, а затем и революции 1917 г. в России не позволили осуществить данный проект [17].

В провинции Британская Колумбия наибольшая русская коло­ния существовала в Ванкувере. Здесь был созданы приход и храм в честь Воскресения Господня. При церкви созданы хор — один из лучших в Канаде, библиотека, приходская школа с преподаванием русского языка и Закона Божия. Возникло Сестричество, которое проводило различные мероприятия в поддержку церкви: чаи, обе­ды, розыгрыши и т. д. В Торонто (провинция Онтарио) русский пра­вославный приход был организован в 1916 г. Первые годы его по­ложение было крайне неустойчивым, однако с 1929 г. приход стал укрепляться. Было куплено здание под церковь, при храме созданы хороший хор, русская школа, Сестричество, которое, в частности, успешно занималось заготовкой разных вещей для продажи на уст­раиваемых базарах в пользу церкви [18].

Интересна история основанного в 1933 г. епископом Канадским Иоасафом скита Покрова Божей Матери. Он находился в ста милях к югу от г. Эдмонтона (провинция Алберта). Около скита прожива­ли несколько фермеров, выходцев из Сибири и с Дальнего Востока. Они принимали самое горячее участие в его создании и поддержке. Один из фермеров купил место под церковь и кладбище, дом и по­жертвовал деньги на постройку церкви. Другой, кроме денежного пожертвования на храм, подарил для поддержки скита ферму в 140 акров земли. Третьи рубили лес, строили кельи и церковь. В 40-е гг. скит имел храм, колокольню, трапезную с кухней и кельями, хозяйственные постройки. Все строения были крепко сделаны из крупных сосновых бревен, в стиле северной русской старины. На земле при ските велось молочное и лесное хозяйство, которое обес­печивало его существование [19].

Первый русский православный приход в Монреале был организо­ван в 1907 г. Сначала приход не имел собственного церковного здания, среди прихожан не было разделения на русских и украинцев. Позже выходцы из Галиции и Буковины отделились и создали независимый украинский приход. В 1923 г. в Монреаль прибыла большая группа русских эмигрантов из Константинополя, около 300 чел., и православ­ная церковь в далеком от России Монреале стала для них частью рус­ской земли, которую они так недавно вынуждены были покинуть. В середине 1920-х гг. приходом было приобретено здание бывшей англи­канской церкви, в котором он в дальнейшем и располагался. Церковь вмещала до 2 000 молящихся, имелся нижний зал, а также отдельно стоящий двухэтажный церковный дом. Этот храм, получивший наиме­нование Петропавловский собор, стал самым большим среди русских православных церквей Канады. В 1934 г. на заседании прихожан было создано Сестричество. Устройство вечеров, базаров, лотерей, которые приносили приходу сотни долларов дохода, прием именитых гостей, украшение храма, шитье облачений — вот главные обязанности Сестричества. Украшением монреальского собора являлся его церковный хор, заслуживший репутацию лучшего хора города. Концерты, устра­иваемые в лучших залах, всегда привлекали большую аудиторию и получали благоприятные рецензии в местной прессе [20].

В период депрессии 1930-х гг. около 90 % прихожан находи­лось на попечении учреждений, ведающих помощью безработным. Регистрация безработных была поручена приходам, здесь им выда­вались соответствующие удостоверения. Занимался этим и приход в Монреале. В некоторые дни сюда обращались до 100 чел. Приход организовал выдачу бесплатных обедов; церковный зал оставался открытым целый день, чтобы безработные могли провести здесь вре­мя; была организована читальня с выдачей книг, журналов и т. д.; открылся Клуб молодежи [21].

Живой отклик прихожан Монреаля вызвали события Мировой войны и участия в ней советской России. В зале прихода работала русская секция Красного Креста Канады, организованная для сбора средств для советской России; сама секция в большей своей части состояла из прихожан. В храме установлена икона Святого Николая Чудотворца, перед которой настоятель и молящиеся возносили свои молитвы о России, а во время богослужения всегда производился сбор в ее пользу. Так прихожане проявляли свои чувства по отноше­нию к далекой, но такой близкой и родной Родине [22].

Большое значение в жизни РПЦ в Америке в первой половине ХХ в. стали играть Всеамериканские церковные соборы. Первый такой собор состоялся еще при архиепископе Тихоне в 1907 г., в Майфильде (Пенсильвания). И связан он был с территориальными преобразова­ниями церковной организации. Последующие Всеамериканские собо­ры проходили уже после революционных событий 1917 г. в России. В качестве главных вопросов на решение этих соборов выдвигались: избрание архипастыря РПЦ в Америке; отношения с церковью-Ма­терью и другими церковными организациями РПЦЗ; важнейшие внутренние проблемы. Так, на 2-м Всеамериканском Соборе, который состоялся в 1919 г. в Кливланде (Огайо), архиепископом Северо-Американским был избран владыка Александр (Немоловский). На 3-м Соборе в Питтсбурге (Пенсильвания) в 1922 г. впервые к управлению РПЦ в Америке был призван митрополит Платон. На 4-м Всеамери­канском Соборе в 1924 г. в Детройте (Мичиган), возглавляемом мит­рополитом Платоном, впервые было постановлено объявить автоно­мию Русской православной церкви в Америке ввиду «опасности для целости метрополии» и «свободы ее самоуправления» [23].

5-й Всеамериканский церковный Собор 1934 г. вновь прошел в Кливланде. Ввиду кончины митрополита Платона собор избрал в но­ябре 1934 г. архиепископа Феофила Митрополитом всея Америки и Канады. На Соборе была подтверждена автономия РПЦ в Америке. 6-й Всеамериканский церковный Собор проходил в 1937 г. в Нью-Йорке, в Свято-Покровском кафедральном соборе. Собор возглавлял­ся митрополитом Феофилом и был посвящен в основном проблемам единения Русской православной церкви в Северной Америке. На Со­боре было принято «Временное положение о Русской православной церкви за границею», разработанное под председательством Серб­ского патриарха Варнавы и подписанное представителями четырех Митрополичьих округов: Восточноевропейского (митрополит Анаста­сий), Западноевропейского (митрополит Евлогий), Дальневосточного (митрополит Мелетий) и Североамериканского (митрополит Феофил) в 1935 г. в Сремских Карловцах. Собор также принял «Положение об управлении Североамериканским митрополичьим округом». Собор вновь подтвердил автономию по отношению к Матери-церкви [24].

7-й Всеамериканский церковный Собор прошел уже после окончания Второй мировой войны, в 1946 г., и вновь в Кливланде. Итоги войны положительно повлияли на отношения между РПЦ и РПЦЗ. На Соборе было принято решение о воссоединении с Мос­ковской патриархией на условиях автономии. На деле, однако, митрополит Феофил и подчиненное ему духовенство не считались с необходимыми распоряжениями Патриархии, в результате каноническое общение было прекращено. Раскол между РПЦ и РПЦЗ не был завершен [25].

Подводя итоги этого непростого полустолетия, можно сделать краткий, но весьма значимый вывод. Первая половина ХХ в. заняла особое место в истории русского православия в Америке. РПЦ здесь в указанные годы выполняла особую задачу — блюсти лучшие идеалы и моральные устои великого русского народа, оказывать посильную помощь всем тем, кто в ней нуждался, что позволяло выходцам из России, ныне американским гражданам, гордиться своим прошлым и более успешно адаптироваться к условиям своей новой жизни.

 

Примечания

1.  Дальний Восток России в материалах законодательства. 1856-1861 гг. Владивосток, 2002. С. 34; Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. С. 12, 34.

2.  Дальний Восток России в материалах законодательства. 1862-1870 гг. Владивосток, 2004. С. 181.

3.  Попов А.В. Канонические и церковно-правовые основы существова­ния русской православной церкви за границей и других российских пра­вославных юрисдикций за рубежом // Правовое положение российской эмиграции в 1920-1930-е годы: сб. науч. тр. СПб., 2006. С. 314.

4.  Дальний Восток России в материалах законодательства. 1862-1870 гг. С. 180.

5.  Там же. С. 193-194.

6.  Там же. С. 158-159.

7.   История Русской Православной Церкви.  1917-1990. Московская Патриархия, 1994. С. 70.

8.   Юбилейный сборник в память  150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. Нью-Йорк, 1945. Ч. 2. С. 22.

9.  История Русской Православной Церкви. 1917-1990. С. 70, 71.

10.  Там же. С. 208.

11.  Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. С. 105-107, 113-114, 119-121.

12.  Там же. С. 124-136.

13.  Там же. С. 139-142.

14.  Там же. С. 162, 195, 201, 203.

15.  Там же. С. 217-220.

16.  Там же. С. 228-230.

17.  Там же. С. 84-85.

18.  Там же. С. 76, 86-87.

19.  Там же. С. 76-77.

20.  Там же. С. 90-95.

21.  Там же. С. 94-95.

22.  Там же. С. 101.

23.  Там же. С. 27, 230, 240, 273.

24.  Там же. С. 26-27, 36.

25.  История Русской Православной Церкви. 1917-1990. С. 221.

 

 

* Работа выполнена при поддержке грантов ДВО РАН: проекты № 06-III-А-11-443 и 07-III-Б-11-110.

 

 

РУССКАЯ АМЕРИКА 
Материалы III Международной научной конференции 
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.) 
 

Предоставлено архитектурно-этнографическим музеем Тальцы