Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Владыка Евгений в Киренске, Усть-Куте, Верхоленске, в сёлах Турукское, Головское, Усть-Илгинское, Петровское, Ангинское. 1913 год

Приписной Иннокентиевский храм в с. Турукском Усть-Кутского прихода

Приписной храм в с. Никольском Киренского прихода

Церковная школа в с. Турукском

Петропавловский храм в с. Головском Киренского уезда

Одигитриевский храм в с. Усть-Илгинском

Древний собор в г. Верхоленске, построенный в 1795 г.

Древний храм в г. Верхоленске, построенный в 1718 г.

Воскресенский собор в г. Верхоленске

Ильинский храм в с. Ангинском, 1804 года

Дом святителя Иннокентия (Вениаминова) в Анге

Успенская церковь в с. Оек

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа 
 Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г. 
 Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
 

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

В 8 час. утра 7-го июля около дер. Еловки остановились грузить дрова, стояли 2 часа. Только что тронулись в путь, утонула колесная плица, немного спустя — лопнула трубка в паровике, наш «Винберг» покрылся клубом густого пара, едва успели закрыть двери в каюту Владыки. Капитан ока­зался мужественным: пошли без плицы и на одном паровом котле (благо их два). Солнышка не видим весь день, дует холодный ветер.

8-е июля. Не доходя верст 10 до Курейского, встретили переплывающего через Лену сохатого. Видимо, его гнал медведь, и он, несмотря на шум парохода, решился впере­рез нам броситься в Лену, рассчитывая среди людей скорее встретить участие к своему безвыходному положению, чем с тылу от Топтыгина, а тот похитрее: спрятался в лесу. Команда парохода ожила, проснулись охотничьи страс­ти, особенно при виде этого весьма осторожного чуткого к малейшему шороху животного… Подошли пароходом к сохатому, накинули на шею аркан и причалили к берегу. Оказалась молодая самка двух лет. Очень устала; кое-как вышла из воды. Довольно красивое животное, стройное, с длинными передними ногами и курчавыми рогами. К слову сказать, за последнее время китайцы скупают рога сохатых по очень высокой цене, платят по 20–30 руб. за фунт. Слышно, что они приготовляют из них очень цен­ные лекарства. По желанию Владыки невольница была от­пущена. Тихонько она поднялась на косогор, благодарно взглянула на нас и… скрылась в лесу. Она не ошиблась в людском сострадании… Мужички определяли стоимость ее не дешево.

Погода плохая, приходится сидеть в каюте, не открывая окон. В Дубровно полагали купить картофеля, луку и огур­цов, но… нашелся только лук. Кислицы натащили много, девчурки — кто с тарелкой, кто с блюдечком — настойчиво предлагали нам свои лесные овощи; команда, за неимением огородных, брала эти. Дрова грузим, сравнительно часто, простаивая всякий раз около берега 2–3 часа. Только что двинулись из Дубровно, случилось что-то в машине, остопо­вали, понесло вниз. Кое-как направились. Через версту-две опять машина отказалась работать; снова стоим у берега.

9-е июля. Погода становится хуже и хуже: небо беспро­светно закрыто дождевыми тучами, кругом на вершины гор поднялся густой туман; сидим в каюте, как заключенные. В пищевом отношении не лучше: едем по воде, а рыбы до­стать ни за какие деньги не можем. В постные дни Владыка питается почти одним чаем.

10-е июля около деревни Кондрашиной стояли 7 часов из-за тумана, настолько густого, что команда пароходская перекликалась с жителями деревни, как в лесу…

В 5 ½час. вечера прибыли в Киренск и остановились в монастыре; здесь отслужено Владыкой всенощное бдение и назавтра — литургия с молебном св. княгине Ольге. После всего Владыка совершил панихиду по основателе и строи­теле Киренского монастыря старце Гермогене, сказав пред панихидой слово о заслугах этого старца для религиозно-нравственного просвещения края; пастырей града и насель­ников монастыря приглашал деятельно участвовать в его великом подвиге религиозно-нравственного просвещения края и нести свет истины Христовой в темные народные массы, а всех предстоящих вознести молитву об упокоении со святыми его души, христиански любвеобильной и само­отверженно преданной служению духовному благу своих ближних. Молящихся собралось человек 200. Пел хор пев­чих-любителей Киренского собора под слабым управлением псаломщика Рукавишникова108. Спели посредственно.

Вечером того же дня произведена была ревизия денеж­ных сумм монастыря и документов; все найдено в полном порядке. Настоятель игумен Иоанн за недолгое свое пребы­вание привел монастырь в благоустроенный вид. Прекрас­но отремонтировал внутри монастырский соборный храм, равно и снаружи привел его в подобающий вид, поправя обвалившуюся штукатурку, выбелив его стены и выкрасив облупившуюся от времени крышу и купола. Перед отъездом Владыка собрал всю братию монастыря и долго беседовал с нею по разным вопросам монастырской жизни. Посетив некоторых представлявшихся при встрече лиц, Владыка посетил еще раз собор, внимательно осмотрел его, осмотрел кладовую, через которую недавно была совершена кража из собора, затем посетил членов причта диакона и псаломщика и отбыл из Киренска.

В силу желания Владыки посетить село Никольское Ки­ренского прихода, оставшееся непосещенным, отправились за 4 версты вниз по Лене. Народ в массе ожидал Владыку. Штукатуренный храм красиво стоит на высоком каменистом холме, на краю села. После молебна свв. Козьме и Дамиану109, которым посвящен храм, и св. Иннокентию Владыка сказал поучительное слово о достойном провож­дении христианской жизни. Благословив народ и осмотрев храм, посетил местную церковно-приходскую школу, поме­щающуюся тут же в ограде в церковном доме. Здание неваж­ное, холодное, темное и тесное; для учебников и письменных принадлежностей негде поставить шкафа; размещается все на полках за печью. Владыка настойчиво предложил населе­нию и о. наблюдателю позаботиться о скорейшей постройке надлежащего здания, обещая исходатайствовать возможную субсидию у епархиального училищного совета.

С благочинным о. протоиереем Кокоулиным, сопровож­давшим Владыку, простились в Поворотах, где он был за­стигнут темной ночью.

12-е июля погода по-прежнему сырая, дождливая, сол­нышка не видно; настроение у всех хмурое…

13-го июля, прибыв в Усть-Кут, Владыка еще раз посетил храм и сделал священнику Вострецову110 надлежащие указа­ния о возможном расширении и благоустройстве храма.

В 4 часа того же дня прибыли в последнее по наше­му маршруту село — Турукское, Усть-Кутского прихода. Здесь приписной во имя Св. Иннокентия храм и церковно-приходская школа. Храм очень мал и ветх. Пос­ле молебна с акафистом св. Иннокентию Владыка сказал прекрасное слово о вреде пьянства, а затем обратил внима­ние прихожан на неотложную, назревшую нужду в постро­ении нового храма. В школе ученики отвечали удовлетворительно. Осмотрев библиотеку, Владыка навес­тил учителя, бывшего своего питомца по семинарии Про­топопова, ученикам раздал конфекты и пряники и отбыл на пароход. По пути осмотрел на берегу реки кладбище и нашел его в беспорядке: ничем не огорожено, скот беспре­пятственно топчет могилы и роняет кресты. О. настоятелю и старосте местной церкви Владыка сделал строгое замеча­ние, предупредив, что при дальнейшем таком же содержа­нии кладбища оно будет закрыто и жители Туруки должны будут перевозить умерших в Усть-Кут для погребения на приходском кладбище…

Турукским — мы закончили свой маршрут более чем в 5000 верст. По отходе из Турукского полил необыкновенно сильный ливень, промочивший насквозь нашего «Карла Винберга». Стихия как будто сердилась на нас и чем даль­ше, тем сильнее давала себя чувствовать…

14-е июля — вступили в пределы Верхоленского благочи­ния, хотя в гражданском отношении продолжался еще уезд Киренский. Идем мимо Тарасовой. Небольшой молитвенный дом, без колокольни; колокол висит на столбе. Большую часть времени Владыка проводит в каюте, боясь выйти на воздух из-за болезни горла. Читает жития святых…

После столь продолжительной и тяжелой поездки мож­но было бы Владыке, не заезжая никуда по пути, прямо держать курс на Иркутск, но не так это было на деле.

Вот пред нами Орлинга. Уже 9 часов вечера, однако че­ловек 400 ждут Владыку к себе. Он охотно идет к ним, в храме совершает молебен Всемилостивому Спасу и Св. Ин­нокентию, затем обращается с прекрасным поучительным словом о любви к Богу и ближнему, производится, как и везде, раздача изображений Св. Иннокентия и духовной литературы.

Храм, по данным летописи, построен в 1734 году, нуж­дается в ремонте. Сумм церковных имеется до 5 ½тысяч. Библиотека церковная находится в доме священника, в ней немало очень хороших книг, напр., полное собрание сочи­нений Златоустого, энциклопедический словарь под редакц. Лопухина и др. Священником состоит о. Сергий Сосинов­ский111, псаломщиком — диакон Павел Сизых112. По сло­вам батюшки, приход не особенно усерден к исполнению долга исповеди и св. причащения, говеет ежегодно 1/5 часть прихода; развита нерадивость к храму и пьянство…

15-е июля — в с. Суворовском храм приводится в порядок: пристроена новая колокольня, крыша всего храма окрашива­ется; храм обещает быть очень приличным. Село — неболь­шое.

После полудня прибыли в село Головское — резиденцию о. благочинного 2 окр. Верхоленского уезда. Владыка со­вершил молебен свв. ап. Петру и Павлу и св. Иннокентию и сказал прочувственное слово о подражании житию и подви­гам свв. апостолов. Храм не старый, чистенький совне и благолепный внутри; имеет до 4 ½тысячи капитала церковного и 15 000 руб. — причтового, пожертвованного крестьянином Прошутинским. Документы церкви в поряд­ке. Священником состоит уже более 20 лет о. Феодор Кро­потов113, который пользуется, по-видимому, расположением и любовию прихожан. С о. Кропотовым Владыка много бе­седовал по разным вопросам приходской жизни, и особен­но — по больному вопросу борьбы с пьянством, которое в приходе развито. Из бытовой жизни крестьян округа о. благочинный, между прочим, рассказал, что пьяницы, чтобы отстать от пьянства, иногда пьют собственную кровь, добывая ее при посредстве насечек на теле и банок. «Есть, говорят, польза: многие бросили пить»… Владыка указал о. благочинному, что надо разъяснять народу всю неразум­ность и опасность подобной борьбы с пьянством.

Считаю должным отметить, что в приходе этом имеется приписной молитвенный дом в с. Коношановском, во имя Св. Николая, построенный в память избавления от несчас­тия наследника цесаревича, ныне благополучно царству­ющего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕК­САНДРОВИЧА в г. Отсу в Японии.

Церковно-приходская школа в Головском сгорела 4 года тому назад. Теперь существует только министерская.

16-го июля — проезжали мимо приходского села Усть-Илгинского. На лодке добравшись до берега, Владыка ос­мотрел храм во имя образа Одигитрия Пресвятыя Богоро­дицы, построенный в 1804 г. Храм содержится в очень опрятном виде, за что Владыка поручил передать благодарность настоятелю о. Василию Пляскину114, во вре­мя нашего приезда находившемуся на сенокосных работах. Под стеклянным колпаком на столике стоит «гора Голго­фа», довольно искусно сделанная из дерева. Собравшим­ся Владыка раздал листки и изображения св. Иннокентия. Около храма находится одноклассная церковно-приходская школа, помещающаяся в очень хорошем, обса­женном по фасаду деревьями здании, построенном извест­ным местным благотворителем Греховым115. Училось в ми­нувшем году 17 мальчиков и 12 девочек. Псаломщик Илья Титов116 служит в приходе уже 28-й год.

В Жигалово (за 400 верст от Иркутска) кончился водный путь; дальше двинулись на лошадях по Якутскому тракту.

17-го июля, в 7 ½час. утра, проезжали село Петровское. Владыка осмотрел церковно-приходскую школу, в коей обучалось за минувший год 25 учеников, и молитвенный дом — небольшой, деревянный. Богослужение в нем совер­шается временно после 21 октября 1912 года, когда при­ходский храм сгорел. Сделана закладка нового. Школьное здание собственное, достаточно поместительное. Учителем состоит окончивший церковно-учительскую семинарию Анемподист Донской. Священник — о. Михаил Замятин117. Видеть его не удалось, ибо он еще спал, когда мы уехали из его села.

К полудню прибыли в гор. Верхоленск. После встречи в соборе и благословения народа Владыка тщательно ос­мотрел храм и два древних собора, постро­енных в 1795 и 1718 годах, находящихся тут же в ограде. Новый храм — собор каменный во имя Воскресения Хрис­това, существует с 1906 года, постройкой по сие время не окончен: нет средств на постройку колокольни; отсюда внешний вид собора много теряет, к недостаткам внутри нужно отнести низкие потолки в приделах.

Посетив находящуюся в версте от Верхоленска в д. Тол­мачевой церковно-приходскую школу, Владыка в 3 часа дня, по желанию жителей, совершил в соборе молебен Спасителю и св. Иннокентию, а затем, по просьбе инспек­тора Верхоленского городского училища А.И. Михайлова, отслужил молебен в училище и освятил образ в большом киоте, с изображением святителей — Николая Мирликий­ского, Иннокентия Иркутского и Алексия, митр. Москов­ского, устроенный в память 300-летия царствования Дома Романовых.

В 5 ½час. оставили Верхоленск. Верстах в 2 от города — не­удача: пристяжная зашибла об оглоблю ногу. Пока с ней во­зились, другая лошадка убежала домой; пришлось на выгоне простоять больше часу.

В Качуг прибыли уже поздно. 18-го, утром, Владыка в храме благословил народ. Храм во имя Вознесения Господня, каменный, построен в 1903 г. В одной ограде находится дру­гая, старая, двухэтажная церковь, построенная в 1784 году.

В тот же день Владыка посетил два соседних прихода — Ангинский и Заложный. Храм в Анге каменный, уже древний (1804 г.), требует замены новым. Настоятель о. Александр Кокоулин118 изыскивает средства на построе­ние храма. В Анге — родина маститого Архипастыря церкви Русской — митрополита Московского Иннокентия119. По сие время сохранился около храма дом, в котором он родился и провел детские годы. Дом — простая крестьянская изба, посередине битая русская печь, гобец, оконцы старинные, маленькие. Когда митрополит проезжал из Якутска на кафедру Московскую, побыл и на родине; в храм пожертвовал хорошее евангелие с собственноручной надписью, расписавшись, говорят, впервые: «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский», затем посетил и свою хижину. Она в то время была уже в чужих руках, видимо, дальних родственников. Митрополит просил их продать дом ему, чтобы долее сохранить его, но они отка­зались. Тогда он просил их насколько возможно сохранить дом в его первоначальном виде. Увидав в стене деревянную спицу, он сказал, что на эту спицу он всегда весил свои чирочки с красными опушнями, подаренные ему крестным. Спица эта сохранилась по настоящее время.

Иркутский Миссионерский Комитет исходатайствовал на ремонт дома 1500 руб. По реставрации самого дома предложено устроить при нем аудиторию для воскресных чтений и религиозно-нравственных собеседований. О. Ко­коулину Владыка сделал точные указания — как должен быть реставрирован этот исторический памятник великого просветителя инородцев — Аляски, Якутска и Благовещен­ска… Собственно это и понудило Владыку заехать в Ангу; она находится в стороне от прямой дороги.

В храме Владыка совершил панихиду по митрополите Иннокентии, а затем посетил второклассную школу его име­ни и при ней образцовую одноклассную школу с 60-ю учащи­мися. Здание школы не совсем приспособлено и удобно. Не­которые помещения, как, наприм., общежитие, необходимо безотлагательно ремонтировать. На предложение Владыки о. Александр Кокоулин согласился пожертвовать школе два своих дома, в которых доселе помещались школьное обще­житие и мастерская.

Чтобы не возвращаться в Качуг, мы предполагали чрез Залог и Бирюльку выехать на тракт около Хорбатово, но мост в Бирюльке снесло прибывшей водой, и мы вы­нуждены были вернуться прежним путем. В Заложном храме — встреча и благословение народа; затем Влады­ка посетил одноклассную церковно-приходскую школу, местного благотворителя М.С. Сапожникова и о. Иосифа Косцюкевича120.

Возвращаясь в Иркутск, по пути, в целях знакомства с о.о. миссионерами Верхоленского уезда и их деятельнос­тию, Владыка посетил миссионерские станы — Хорбатов­ский, Хоготовский и Усть-Ординский, а также приходы Манзурский и Оекский. В Хоготе он обратил внимание на памятник в церковной ограде, поставленный над могилой архимандрита Епифания, первого начальника Иркутской православной миссии, умершего в 70-х годах, и просил миссионера о. Махочкеева121 сообщить о нем сведения, ка­кие сохранились на месте.

В ночь на 20-е июля проезжали Баяндай. Ямщики очень долго запрягали лошадей, лил дождь, во дворе непролазная грязь. Владыка долго ожидал на почтовой станции, не от­личавшейся чистотою и опрятностью… Лошадей запрягли настолько плохих, что они не могли вывезти из ограды. Долго сидели в повозке под дождем, пока перепрягали ло­шадей. Ночь — хоть глаз выколи. Выехали с факелами, освещавшими дорогу.

Около 3 часов дня 20-го июля подъезжали к Иркутску. От встретившего нас урядника узнали, что его сын, Саша Петров, оставленный нами в Илимске, там скончался и там же погребен. Владыка был весьма этим опечален, и тяже­лая грусть легла на его сердце… В 3 часа мы благополучно прибыли в Иркутск. Слава Богу за все! Он хранил нас в тяжелом и длинном пути.

Всего Владыкой сделано 5221 ¼вер., посещено 86 селе­ний, 36 храмов приходских, 37 — приписных, 7 часовен, 34 школы церковных и 14 — министерских.

«Господу содействующу» — Владыка успешно исполнил свое трудное и тяжелое путешествие по обозрению прихо­дов Киренского уезда, внеся благодетельно-живительный луч света в серенькую жизнь насельников Киренского края, а в нем они давным-давно нуждались, заброшенные в дебри и трущобы тайги… Долго будет помнить Киренский уезд Преосвященного Владыку Евгения и не раз с благодарнос­тию и любовью вспомянет его апостольский труд…

 

Законоучитель Иркутского Института императора Николая I священник Николай Пономарев

1914 г. Августа 11 дня

гор. Иркутск

 

Примечания:

108 Рукавишников Григорий Васильевич (1891 – после 1913). Родился в крестьянской семье. В 1906 г. окончил курс Киренской второклассной школы. 10 декабря 1906 г. назначен исполняющим 215  должность псаломщика собора Спаса Нерукотворного Образа в г. Киренск Иркутской губернии. 12 мая 1910 г. утвержден на должность псаломщика. Учился на трехгодичных педагогических курсах, которые окончил в 1914 г.

109 Святые Косма и Дамиан, мученики. Два брата, по профессии медики, жили в III в. близ Рима. Исцеляя людей, не требовали вознаграждения, а убеждали верить в Иисуса Христа, за что и по­лучили названия бессребреников. Погибли мученической смертью при императоре Диоклетиане. Память 1 (14 по н. ст.) июля.

110 Вострецов Георгий Михайлович. См. о нем примеч. 45.

111 Сосиновский Сергей Николаевич (1883 – после 1921). Ро­дился в семье священника. 7 апреля 1905 г. окончил полный курс наук Иркутской духовной семинарии. 12 августа 1905 г. резолю­цией епископа Минского и Туровского Михаила определен на должность псаломщика церкви Святителя Николая Чудотворца в местечке Романово Минской епархии. 9 августа 1909 г. уволился с этой должности и из Минской епархии. 30 октября 1909 г. на­значен на должность псаломщика собора Спаса Нерукотворного Образа с. Балаганск Иркутской губернии (ныне пос. Балаганск Балаганского района Иркутской области). Резолюцией иркутско­го архиепископа Тихона от 30 января 1910 г. определен на мес­то священника церкви Спаса Нерукотворного Образа с. Орлинга Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Кутский район Иркутской области). 8 мая 1910 г. рукоположен в диакона, а через день — в иерея этой церкви. 27 июля 1910 г. назначен законоучителем Орлингского народного училища. С 1 сентяб­ря 1910 г. был заведующим Жемчуговской церковно-приходской школой и законоучителем в ней. В 1921 г. состоял на должности священника церкви Пресвятой Троицы с. Янгуты Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Осинский район Иркутской об­ласти).

112 Cизых Павел Стефанович (1854 – после 1913). Родился в с. Тулун Нижнеудинского уезда Иркутской губернии. Обучал­ся грамоте в Чикойском Иоанно-Предтеченском монастыре, где состоял послушником 2 года. В ноябре 1874 г. был определен исполняющим должность псаломщика церкви Спаса Нерукотвор­ного Образа с. Орлинга Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Кутский район Иркутской области), где служил более 30 лет. 14 декабря 1886 г. посвящен в стихарь. 20 августа 1906 г. рукоположен в диакона.

113 Кропотов Федор Александрович (около 1869 – после 1913). Сын священника, родился в г. Нижнеудинск Иркутской губернии. В 1891 г. окончил полный курс Иркутской духовной семинарии. 4 сентября 1891 г. был назначен псаломщиком церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Казачье Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Боханский район Иркутской области) и учителем местной церковно-приходской школы. 19 февраля 1892 г. руко­положен в диакона той же церкви, а 21 ноября 1892 г. — в свя­щенника церкви Святых Апостолов Петра и Павла с. Головское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Жигаловский район Иркутской области), где служил более 20 лет.

114 Пляскин Василий Иннокентиевич (1883 – после 1913). Ро­дился в с. Знаменка (Илгинское) Верхоленского уезда Иркутской епархии, сын священника. Обучался в Иркутской духовной семи­нарии, выйдя из нее по прошению отца в 1901 г. при переходе в 3-й класс. С 1901 по 1909 г. состоял учителем: в Кистяковской (Кис­ляковской?) церковно-приходской школе Тобольской губернии, а также в Закобенской, Орлингской и Марковской министерских школах Киренского уезда Иркутской губернии. 16 ноября 1909 г. временно назначен псаломщиком церкви Пресвятой Троицы с. Уз­кий Луг Иркутского уезда Иркутской губернии (ныне Черемховс­кий район). 23 сентября 1910 г. по рукоположении в сан диакона назначен на штатное место диакона церкви Успения Пресвятой Богородицы с. Оёк Иркутского уезда Иркутской губернии (ныне Иркутский район Иркутской области). 13 января 1913 г. был рукоположен в сан священника церкви Одигитриевской иконы Божией Матери в с. Усть-Илга Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Жигаловский район Иркутской области).

115 Грехов Евстафий Осипович, верхоленский купец 2-й гиль­дии. Более 15 лет был церковным старостой церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Тутура Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Жигаловский район Иркутской области), для которой в 1886 г. заказал изготовить 3 иконостаса, стоившие 10 тыс. р. В 1897 г. заплатил 3 тыс. р. за двухъярусный рез­ной иконостас, изготовленный иркутским мастером Н.П. По­повым для церкви Одигитриевской иконы Божией Матери в с. Усть-Илга Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Жигаловский район Иркутской области). На его средства были построены: приписная церковь (или часовня) во имя Покрова Пресвятой Богородицы в с. Шаманское Киренского уезда Ир­кутской губернии (ныне Братский район Иркутской области), церковно-приходские школы в с. Усть-Илга и с. Келорское. Также сделал значительный денежный взнос на строительство церкви Святителя Николая Чудотворца (1896—1901) в с. Ко­ношаново Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Жи­галовский район Иркутской области).

116 Титов Илья Стефанович (около 1862 – после 1913). Псалом­нический сын. Обучался в Иркутском духовном училище, откуда уволен в 1876 г. и тогда же определен в Иркутский Вознесенский монастырь послушником. 12 февраля 1886 г. назначен псаломщи­ком церкви Одигитриевской иконы Божией Матери с. Усть-Илга Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Жигаловский район Иркутской области), где служил около 30 лет.

117 Замятин Михаил Прокопьевич (1887 – после 1913). Родился в мещанской семье. 11 июня 1910 г. окончил курс Иркутской ду­ховной семинарии. 16 августа 1910 г. поступил на службу в цер­ковь Святителя Николая Чудотворца с. Петрово Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Жигаловский район Иркутской области).

118 Кокоулин Александр Иоаннович (около 1853 – после 1913). Родился в семье священника. Образование получил в Благовещен­ской духовной семинарии. 3 ноября 1876 г. поступил на службу в собор Воскресения Господня с. Верхоленск Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Качугский район Иркутской области). В 1877 г. состоял законоучителем в министерском женском учи­лище с. Верхоленск. 1 октября 1878 г. переведен на должность настоятеля церкви Пророка Илии с. Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Качугский район Иркутской области), где служил более 35 лет. С 1887 по 1898 г. состоял заведующим одноклассной церковно-приходской школой с. Анга. С 1908 по 1913 г. был членом Верхоленского благочиннического совета, с 8 мая 1913 г. временно исполнял обязанности благочинного 1-го округа Верхоленского уезда.

119 Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вени­аминов) (1797–1879), митрополит Московский. Родился в семье пономаря Ангинской церкви св. Илии Пророка Верхоленского уез­да Иркутской губернии. В 1818 г. окончил Иркутскую духовную семинарию и служил в Иркутской Благовещенской церкви диако­ном, потом священником. В 1823 г. уехал в Русскую Америку на Алеутские острова, где служил 15 лет. За этот период построил в Уналашке церковь и часовню, окрестил более 10 тыс. человек, изучил алеутский язык, составил для него грамматику и букварь.

В 1838 г. уехал в Петербург, где опубликовал Евангелие от Мат­фея на алеутском языке и монографию в 3 томах «Записки об островах Уналашкинского отдела». В 1840 г., после смерти супру­ги, был пострижен в монашество, посвящен в сан архимандрита и 13 декабря 1840 г. наречен в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Возглавляя епархию, совершил несколько миссио­нерских поездок по епархии: вокруг Охотского моря, по Якутии и по Амуру. В 1868 г. назначен митрополитом Московским и Коломенским. Вскоре при его содействии было учреждено Пра­вославное миссионерское общество. Умер в Москве, похоронен в Троице-Сергиевой лавре. В 1977 г. определением Синода Русской православной церкви причислен к лику святых. Память 31 марта (13 апреля по н. ст.) и 23 сентября (6 октября по н. ст.).

120 Косцюкевич Иосиф Михайлович (1880–1938). Уроженец Минска, образование получил сначала в Нерчинском духовном училище, потом в Иркутской духовной семинарии, которую окон­чил в 1903 г. 1 августа 1903 г. рукоположен в диакона, а 3 августа 1903 г. — в священника и назначен в церковь Святителя Иннокен­тия Иркутского с. Залог Верхоленского уезда Иркутской губер­нии (ныне Качугский район Иркутской области), где служил до 1917 г. С 1917 по 1923 г. значился в списках причта при Иркутс­ких Казанском и Богоявленском соборах. Между 1923 и 1927 гг. был священником Иркутской Троицкой церкви и секретарем ир­кутского епископа Ираклия (Попова). Твердо стоял на позициях той части духовенства, которая поддерживала патриарха Тихона, боролся против обновленцев. За контрреволюционную деятель­ность арестовывался в 1922, 1924, 1927 и 1937 годах. Расстрелян в Иркутске 14 февраля 1938 г.

121 Махочкеев Михаил Ильич (1854 – после 1913). Родился в бурятской семье Ангарского ведомства. Образование получил в Иркутской учительской семинарии, по окончании которой в 1883 г. определен учителем в Хорбатовское училище. 22 сентября 1885 г. по собственному прошению принят в духовное звание с возведением в сан диакона церкви Святителя Николая Чудотворца с. Хорбато­во (Харбатово) Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Качугский район Иркутской области) с оставлением на должности учителя. 30 мая 1889 г. рукоположен в священника и назначен миссионером церкви Святых Равноапостольных Кирилла и Ме­фодия Бильчирского стана Балаганского округа Иркутской губер­нии (ныне Осинский район Иркутской области) с оставлением на должности учителя при миссионерском училище. В 1892 г. по 219  собственному прошению назначен в церковь Пресвятой Троицы с. Янгуты Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Осинский район Иркутской области). 8 декабря 1900 г. по собственному прошению назначен в церковь Святителя Николая Чудотворца с. Хо­гот Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Баяндаевский район Иркутской области), где служил более 13 лет.

 

На сайте www.pribaikal.ru
 публикуется с разрешения издателя 
 Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»
 

Книга издана при финансовой поддержке 
 Государственного архива Иркутской области