В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Михаило-Архангельская (Харлампиевская) церковь: история

Троицкая улица. На заднем плане – Харлампиевская церковь, рядом – одноэтажное здание богадельни. Фото 1910-з гг. Из поллекции ИГОМ

Троицкая улица. На заднем плане – Харлампиевская церковь, рядом – одноэтажное здание богадельни. Фото 1910-з гг. Из поллекции ИГОМ

Харлампиевская церковь. Фото 1910-х гг. Из коллекции С.И. Медведева

Харлампиевская церковь. Фото 1910-х гг. Из коллекции С.И. Медведева

Первая деревянная Харлампиевская церковь была заложена в 1738 году и стала шестым посадским храмом в Иркутске. Ранее были построены: в 1703 году – храм во имя Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев, в 1706-м – Тихвинская, в 1717-м – Крестовоздвиженская, в 1718 году – Троицкая и Владимирская церкви. «Строителем», иначе говоря, основным жертвователем на постройку храма, был посадский Емельян Югов. Он вошел в историю как мореплаватель, путешественник, купец, не раз плававший на Камчатку и привозивший оттуда богатую добычу, сделав большой капитал на «морской промышленности». Там, на далеких берегах, незадолго до возвращения на родину, Югов тяжело заболел и умер. Однако освящение храма, во имя Священномученика Харлампия, произошло еще при его жизни – 24 января 1739 года. Второй этаж был освящен 18 июля 1746 года во имя Архистратига Михаила.

Деревянная Харлампиевская церковь простояла 28 лет, когда в 1764 году по желанию прихожан начался сбор средств на строительство нового, уже каменного здания. Основой для строительства храма послужила крупная сумма, оставшаяся от пожертвования Е. Югова на первую деревянную церковь, еще 15 тысяч рублей были пожертвованы В. Балакшиным. Закладка новой Михаило-Архангельской (другое ее официальное название) церкви была осуществлена в 1777 году, с мая 1779-го на подготовленный фундамент стали возводить стены. Первым был освящен 6 сентября 1782 года правый нижний престол во имя Архистратига Михаила, через два года, 23 августа 1784 года, освящается левый придел во имя Священномученика Харлампия. Чуть ранее, 8 июля 1784 года, закончена колокольня, на ней установлен шпиль.

Пока шли службы в нижних приделах, достраивался верхний этаж, и 22 августа 1787 года освящается северный придел верхнего этажа во имя Святых Жен Мироносиц. Одновременно в нижнем этаже начинаются ремонтные работы – вместо деревянных полов укладываются каменные плиты. 15 августа 1790 года освящается еще один верхний придел – Успения Божией Матери. Позднее, 23 ноября 1806 года, в одну линию с престолом Святых Жен Мироносиц был освящен престол во имя Святителя Иннокентия.

На 1809 год Харлампиевская церковь стояла перекрытая тесом, но все три ее главки были обиты железом и выкрашены, на них сияли золоченые кресты. Шпиль колокольни также был покрыт железом, крест вызолочен. Снаружи церковь имела два входа – на первый и второй этаж отдельно, во второй вело крытое тесом крыльцо, опирающееся на каменные столбы со сводами, над ним была установлена обитая железом главка с золоченым крестом. Первый этаж церкви выложили каменными плитами (песчаника?), там же стояла глинобитная печь, «оконницы» – слюдяные с железными решетками и ставнями. Свод и стены – беленые. Все три придела второго этажа имели уже стеклянные окна, своды и потолки расписаны сюжетами священных причт с каймами по краям. В приделе Успения Божией Матери устроили хоры «на выпусках». В 1824 году, как сообщает иркутская летопись, было «заложено новое каменное крыльцо к церкви с деревянною надстройкою паперти к храму Михаила Архангела под колоколами, вся эта постройка была окончена к 1 сентября 1825 года, а ограда сломана и более вновь и по сию пору (сер. 1850-х годов. – Н.Т.) не построена».

Иркутск за все время существования всегда преследовали два страшных стихийных бедствия – пожары и землетрясения, которые продолжаются и по сей день. Испытала их неудержимую силу на себе и Харлампиевская церковь. Во время землетрясения 6 августа 1839 года у нее впервые появились достаточно серьезные повреждения северной стены, разломился пополам крест на храме (разорвались крепежные цепи), был разбит колокол, внутри здания оторвало паникадило. Устраняя последствия землетрясения, ремонтные работы в храме велись несколько лет: в 1841 году колокол перелили и установили заново, в 1846-м северный дверной проем храма переделали в окно, в алтаре (вероятно, северного придела) установили новую голландскую печь.

В 1848 году в церкви производились значительные ремонтные работы, особенно на колокольне, возможно, это было связано с тем же землетрясением. На колокольню была устроена новая лестница, переложен пол и сделан новый потолок над колоколом; оконные проемы колокольни ограждаются заборками из балясин и окрашиваются белой краской. Одновременно чинится крыша, как на колокольне, так и на самой церкви, и окрашивается зеленой краской. Стены снаружи и внутри белятся известью, красятся окна и ограждения, ремонтируются печи. Обходятся все эти работы в 700 рублей серебром.

Через год, в 1849-м, более тщательно занимаются внутренним убранством храма. В приделе Святого Харлампия иконостас перекрашивается в голубой цвет, колонки – под зеленый мрамор, поправляется старая позолота, золотятся царские врата и сияния над ними. С южной стороны храма, вдоль улицы, устанавливается деревянная решетчатая ограда. В 1851 году в нижнем храме и на паперти стелется новый пол из серовичного камня (иркутского песчаника), кладутся новые печи, ремонтируются и красятся окна. В приделе Михаила Архангела иконостас красится также голубой краской и золотится, изготавливаются и красятся белилами два новых клироса. Кровля над крыльцом первого этажа перекрывается новым тесом.

Вступивший в 1853 году на должность старосты церкви потомственный почетный гражданин Иван Степанович Хаминов испрашивает благословения у преосвященного на ремонт храма. В 1857–1859 годы работы продолжаются на верхних престолах – Святителя Иннокентия и Святых Жен Мироносиц. «В наибольшей опасности» (как говорят архивные документы) находился Иннокентьевский придел. В нем предстояло разобрать и переложить своды стен, соединяющие главный храм с приделом, перекрыть деревянную кровлю, перебрать и покрасить полы. 23 августа 1859 года после значительных поправок оба верхних престола были освящены. В эти же годы «план крыльца был изменен», то есть оно было перестроено. Не исключено, что под «крыльцом» имелась в виду пристройка крупного двухэтажного объема паперти с западной стороны храма. В ней по двум деревянным лестницам «с балясинами» шел ход на второй этаж. Наличие каменной паперти в храме отмечают архивные документы 1862 года, правда, не уточняя дату ее постройки. В основном работы производились за счет И.С. Хаминова, но были и другие именитые жертвователи – иркутские купцы А.И. Трапезников, А.К. Мед-
ведников, А.К. Михеев и др.

Прошло всего-навсего два года после очередного ремонта храма и 31 декабря 1861 года в Иркутске произошло самое сильное в его истории землетрясение, существенно повредившее многие здания, особенно высокие – храмы, в том числе и Михаило-Архангельскую церковь.

Вот как отражено это в «Иркутской летописи»: «2 ч. 18 мин. пополудни раздался сильный удар землетрясения, продолжавшийся минуты две. В городе закачались и затрещали все строения, колокола зазвонили во всех церквах сами собой, люди не могли держаться на ногах. На р. Ангаре и Ушаковке был сильный шум и треск от ломающегося льда, а в городе от растрескавшейся земли. В каменных строениях сделались значительные трещины, во многих деревянных растрескались или порвались трубы. Затем подземные удары, но уже легкие, продолжались почти беспрерывно в продолжении дня и всю ночь на 1 января 1862 г. …В Архангельской церкви (Харлампиевской) крест наклонился к югу, северная стена имела более трещин, чем другие. В приделе Св. Иннокентия образовалась трещина от самого свода и почти до фундамента. Осмерик и своды дали трещины, свод расколот лучеобразно, из перемычек окон выпали кирпичи, стекла из рам вылетели. Повреждение в своде произошло от слишком сильного напора тяжести, потому что он удерживал каменную шейку, довольно толстую, на которой укреплен купол вместе с крестом, очень большой и тяжеловесный. От сильного толчка свод не мог выдержать напора всей этой тяжести и раздробился на части. Из трех железных пластинок, прикрепляющих крест к деревянной шейке купола две сломались, а третья согнулась с крестом в южную сторону и держала его в висячем положении…»

После того страшного землетрясения в Харлампиевской церкви долго производился ремонт, и только в 1868 году церковные источники впервые сообщили что «поправки церкви, производившиеся в течение пяти лет, ныне окончены». В этот период слюдяные оконца на первом этаже были заменены на стеклянные, весь храм был наново побелен, крыша перекрыта и выкрашена масляной краской. Самые длительные работы проводились в наиболее пострадавшей части здания – Иннокентьевском приделе. Завершающим аккордом стало возведение деревянной ограды, уже вокруг всей церкви. До 1878 года храм оставался пятипрестольным, затем в нем произошли значительные переделки, в результате которых в верхнем холодном храме были соединены в один два престола – Святителя Иннокентия и Святых Жен Мироносиц. Соответственно был установлен новый иконостас, поновлены иконы, стены выкрашены палевой краской.

На следующий год, 24 июня, страшный городской пожар полностью уничтожил все внутреннее убранство верхнего храма. Обгорела колокольня и крыша храма, пострадал и первый этаж, но не настолько сильно – в основном окна и двери. Очень быстро около церкви была возведена временная деревянная на столбах колокольня, на которую подняли колокола, снятые с пострадавшей колокольни. Вставлены новые окна и двери первого этажа, после чего начались регулярные богослужения. Верхний этаж восстанавливали долго, еще в 1883 году в нем продолжались ремонтные работы. В 1890 году на пожертвования сольвычегодской купчихи А.П. Хаминовой по проекту известного иркутского архитектора В.А. Рассушина вокруг церкви была поставлена новая каменная с коваными решетками ограда, которую изготовил Николаевский железоделательный завод братьев Бутинах.

В последующие годы значительных ремонтных работ не производилось, делался только обычный поддерживающий ремонт – перекладка печей, исправление и чистка дымоходов, покраска крыши медянкой и т.п. В 1912 году в храм провели электричество – на обоих клиросах в нижнем храме появились бра, «висячие» электролампочки в алтарях.

Во время декабрьских боев 1917-го верхний храм был разбит снарядом, но уже в следующем 1918 году прихожанами была собрана значительная сумма на его восстановление. Ремонт, после отхода из города красных, производился подрядчиком М.Ф. Чеузовым, который дополнительно ко всем произведенным работам за свой счет вызолотил крест на паперти.

В 1920 году после возвращения Советов были арестованы служители храма, их дома, принадлежащие церкви, реквизированы. Основная часть церковного имущества была изъята еще в 1917-м, тем не менее с сентября 1920 года церковь была передана верующим в бессрочное бесплатное пользование с оставшимися богослужебными предметами, дополнительно им было передано церковное имущество ликвидированной домовой церкви при Иркутской мужской гимназии.

В 1927 году проводившаяся проверка деятельности общины Михаило-Архангельской церкви зафиксировала: здание церкви содержится в порядке, более того – постоянно ремонтируется. В 1929-м произведен капитальный ремонт нижнего храма. Действующей церковь просуществовала до 1931-го, на следующий год «ввиду острого жилищного кризиса» здание было передано под размещение в нем студенческого общежития, несмотря на то что второй этаж был неотапливаемым. Все церковное имущество и архив были переданы краеведческому музею.

 

Со зданием Харлампиевской церкви связано множество исторических лиц и событий. В ее приход с 1837 года входил дом генерал-губернатора Восточной Сибири, и его обитатели непременно посещали этот храм. Здесь бывали генерал-губернаторы В.Я. Руперт, граф Н.Н. Муравьев-Амурский, М.С. Корсаков, другие высшие администраторы края. В 1897 году священнослужители Харлампиевской церкви с ее храмовыми иконами и певчими проводили освящение нового капитального здания Городского театра. Он оказался первым светским объектом, в котором служили молебен, и все театральные помещения, включая сцену, окропили святой водой.

Долгое время старостой церкви был упомянутый И.С. Хаминов, которому храм обязан капитальными перестройками, открытию в 1894 году и содержанию в приходе училища для слепых. Вся программа обучения слепых велась по самой прогрессивной в то время рельефно-точечной системе Брайля. Кроме обычных предметов в училище преподавалась музыка, пение, вышивание, плетение, разные ремесла.

Настоятелем храма с 1912 по 1920 годы был В.Н. Фло-
ренсов, служение которого было отмечено не только высокими нравственными качествами, но и активной гражданской позицией. Флоренсов был известным ученым, переводчиком с бурятского и монгольского языков, на них им были переведены Святое Евангелие от Марка, Луки и Иоанна, составлена Книга для чтения на бурятском языке. Он был гласным Городской думы (1914–1917), председателем иркутской переводческой комиссии, членом Восточно-Сибирского отдела Императорского географического общества и братства Св. Иннокентия.

В марте 1903 года в Харлампиевской церкви состоялось венчание одной из самых трагических личностей в истории России – морского офицера, ученого, участника полярных экспедиций – будущего адмирала А.В. Колчака, возглавившего во время Гражданской войны (1918–1920) белогвардейское движение в Сибири и окончившего свой жизненный путь в Иркутске.

В ограде церкви, начиная со времени строительства еще деревянного храма, издавна хоронили уважаемых прихожан. Неумолимое время, неблагодарные потомки сравняли многочисленные могилы погоста. Уже на 1910-е годы служители церкви называли только десять захоронений на собственной территории: это И.С. Хаминов, похороненный на паперти, и члены его семьи, семья еще одного старосты церкви – купца I гильдии И.Я. Чурина, настоятели, служители церкви, высокопоставленные чиновники.

текст
Наталья Торшина

Журнал "проект байкал/project baikal"  
2009/20
стр.145-147

 

Архивные источники, литература:

Государственный архив Иркутской области, дела различных фондов: ф. 50, оп. 1, 5, 6, 7; ф. 485, оп. 2; ф. 587, оп. 1; ф. Р-504, оп. 5.

Иркутская летопись (лето-писи Пежемского П.И. и Кро-това В.А.). – Иркутск, 1911.

Кудрявцев Ф.А., Вендрих Г.А. Иркутск (очерки по истории города). – Иркутск, 1971. 

Романов Н.С. Иркутская летопись 1857–1880 г. – Иркутск, 1914.

Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. – Иркутск. – 1993.