В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Иркутск - многонациональный город: БЕЛОРУСЫ

Большая разница

Каждое знакомство с той или иной диаспорой Иркутска лишний раз доказывает, что наше знание  друг о друге состоит из одних только пробелов.  Например, мне всегда казалось, что между белорусами и русскими практически нет различий. Но оказалось, что они  очень существенные. У белорусов, кроме восточнославянских корней есть и балтские. С XIV по XIX века белорусы назывались литвинами, поскольку они являлись гражданами Великого Княжества Литовского (Литвы). Отсюда, и разница в менталитете. Но из-за двухвековой русификации, как в царской, так и в советской России современные белорусы утратили национальные традиции, язык, а также имеют искаженное представление о своей истории. Зная о белорусских корнях, они в обществе все-таки стараются выдавать себя за русских. С одной стороны, они, действительно, уже не ощущают различий между белорусами и русскими, а с другой - внешнее сходство с русскими позволяет им легче адаптироваться в России. Ведь не секрет, что выходцам из Кавказа или Азии (неславянским народам) в России жить очень непросто. Небольшой кризис - и в одночасье вся восточная диаспора может попасть в опалу.

Вообще, для белорусов проблема адаптации исторически актуальна. На территории Белоруссии, так как это центр Европы, постоянно шли войны между разными европейскими государствами, в которых так или иначе был вовлечен белорусский народ. Элита белорусского народа в этих войнах погибала, а оставшаяся часть народа вынуждена была приспосабливаться к новым условиям. Но те из белорусов, кто вопреки всему сохранили в своем сердце самобытный белорусский дух, называют себя с гордостью белорусами и не представляют, как можно приписать себя к другой нации.

 

Пальма первенства у белорусов

И этот настоящий белорусский дух царит в Иркутском товариществе белорусской культуры имени Яна Черского под председательством Олега Васильевича Рудакова. Именно этот национально-культурный центр известен много лет как самый активный и авторитетный. И в этом нет никакого преувеличения. Именно белорусское товарищество постоянно генерирует новые идеи. Например, они первыми стали издавать с января 1997г. свою газету «Маланку», в то время как другие национальные центры не придавали значения этому новшеству. А сегодня собственную газету желают издавать все центры. Тематические календари, значки – это тоже идея белорусского центра. Вот и в этом году у них в жизнь воплотилась новая идея: на трассе Баяндай – Еланцы, что ведет к МРС, белорусский центр установил стелу на белорусском и русском языках «Белорусская деревня Тургеневка основана в 1909 году». Чуть ниже стелы указано: этнографический музей. Туристы, направляющиеся на Байкал, будут приятно удивлены, узнав о том, что в Сибири есть белорусская деревня. И не сомневаюсь, по возможности они обязательно заедут посмотреть на островок Белоруссии в Сибири.  А сколько еще планов и идей у товарищества! Но как им  удается быть всегда первыми?

- Мы с самого начала задали верный вектор движения, - говорит О.Рудаков, - Каждый человек, пожелавший вступить в наше товарищество, а им может стать человек любой национальности, обязательно заполняет анкету-заявление. Десятый пункт анкеты  - это выражение своего мнения и пожелания. Таким образом, с приходом новых людей появляются и новые идеи. Большое внимание белорусское товарищество уделяет также работе с молодежью. Это, можно сказать, первоочередная задача – заинтересовать молодежь.

Именно поэтому белорусское товарищество Иркутской области, несмотря на все трудности, энергично развивается и чем дальше, тем интенсивнее идет работа. Если раньше все товарищество держалось исключительно на энтузиазме Олега Рудакова, то сегодня появилось уже немало сильных лидеров, способных сохранить и приумножить все лучшее, что было и есть в белорусском центре. Например, отделения ИТБК в других городах Иркутской области, (а их 11), теперь самостоятельно проводят мероприятия. Этот факт – еще одно подтверждение того, что работа идет в правильном направлении. За двенадцать лет, благодаря активной деятельности Иркутского товарищества белорусской культуры, многие белорусы Иркутской области стали интересоваться своей культурой, историей, узнали о своих корнях. Как ни странно, даже в самой Белоруссии интерес народа ниже к своим  обычаям, укладу, языку, истории. Именно поэтому, по словам О.Рудакова, белорусы, проживающие на исторической родине, нередко стесняются своей национальности, когда приезжают в Россию. А 80% белорусов, живущих в России, выдают себя за русских, и также 80% белорусов, живущих в Польше, выдают себя за поляков. Это серьезная проблема.

Но вернемся к Иркутскому товариществу белорусской культуры. Пообщавшись с белорусами, мне удалось уловить, как мне кажется, одну из главных черт народа – уважительное отношение к представителям других наций. С самой первой встречи не ощущала себя в белорусском товариществе чужой. А ведь внутреннее ощущение комфорта или дискомфорта невозможно контролировать. Оно, как беспристрастный барометр, зависит только от окружающей атмосферы. И эта черта белорусов, всегда воспитывалась в народе белорусскими литературными классиками. Ведь лейтмотивом их произведений является то, что все народы равны. Они не выпячивают свой белорусский народ в ряды «великих», как и не принижают. Они воспитывают в людях здоровое понимание того, что каждый народ имеет свою неповторимую культуру, историю. Что у каждого народа есть периоды взлета и падения, поэтому не надо делать преждевременные выводы о чьей-то развитости или отсталости.  И что в любом народе нужно искать лучшие качества. Поняв это, человек никогда не позволит себе высокомерия или раболепства.

Белорусское товарищество ежегодно организует проведение национальных обрядов. Осенью, 1 ноября – День поминовения предков Дзяды. Зимой начинается обряд колядования – Каляды. Весной – Гуканьне вясны. Летом белорусы отмечают Купалле. Благодаря этому, многие белорусы Иркутской области приобщаются к своей культуре, начинается переоценка ценностей, возникает уважение к древним обрядам. Но как много значит одно это словосочетание «переоценка ценностей»! Для того чтобы она произошла в человеке, привыкшем безразлично относиться к судьбе своего народа, нужно не просто всем вместе отметить национальный праздник, нужно зажечь в душе такого человека огонь. И если он однажды запылает у него внутри, то будет гореть там вечно! И сделать это активистам белорусского товарищества удается, что неудивительно – в сплоченном дружном коллективе, такие метаморфозы просто естественны. Ежегодно проводится и «Неделя Белорусской культуры в Иркутской области». Очень важное для белорусов событие.

Работает в белорусском товариществе библиотека белорусской литературы. Активисты стремятся постоянно ее пополнять. Есть музей-мастерская «Белорусская хатка», где ежегодно проводится выставка «Белорусское ремесло живет в Прибайкалье». Большое значение предает товарищество работе литературно-исторического клуба «Спадчына» (Наследие). Ведь история белорусского народа долгое время в России не изучалась, зачастую искажалась. Да и сейчас не преподается. А народ без прошлого - будущего не имеет. Поэтому и особое внимание активистов товарищества к этому клубу. А насколько же ущемлены были белорусы в России?

Советские призраки возвращаются

В одной из своих работ О.Рудаков, не только председатель ИТБК, но также и историк-этнограф, пишет: «Культура белорусов, их говор, их традиции в царскую и советскую эпоху сильно высмеивались, считались «деревенскими», неграмотными. Даже имена белорусские подымались на смех, и чиновники в документах и паспортах записывали «правильные» русские имена взамен «неправильным». Чтобы просветить «неграмотных» белорусов (этому есть очень много свидетельств) в чисто белорусские села посылали русских учителей, которые «ломали» миропонимание белорусов, проводили жесткую русификацию. И этот процесс носил государственный характер». Судя по другим народам России, которые тоже пережили данную государственную политику в СССР, с автором можно согласиться. С этим никак не соглашаются только те люди, кто насквозь пропитан советским духом.  Кого поразила избирательная забывчивость, такая вот особенная советская болезнь.   

Кто не помнит почему-то ужасов советской эпохи. (А ведь одни советские концлагеря чего стоят). Не помнит, как у одних народов воспитывалось чувство второсортности, а у других чувство превосходства. Да так, что потребуется немало усилий и лет, чтобы у тех и других выбить эти крайности. Так что работы в этом направление непочатый край!

Но делается ли что-то в этом направлении сегодня со стороны администрации Иркутской области? И в целом, ведется ли серьезная работа по возрождению культуры этносов Иркутской области? Думаю, что серьезной работы нет, если почти все национальные центры во многом держаться на голом энтузиазме активистов. А Дом дружбы, как уже писалось, стал Домом партии…

Светлана Иванова
Опубликовано  в газете "Маланка" 
№ 105 сьнежань 2009