Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Дети из деревни Быстрой Слюдянского района не ходят в школу

Почти детективная история об исчезнувшем школьном автобусе

(ИсториярассказанажителямидеревниБыстройСлюдянскогорайона)

«Нас никто не хочет слы­шать» —эта фраза то и дело зву­чала 19 ноября во время бесе­ды с родителями и родствен­никами школьников деревни Быстрой, которых к месту уче­бы и домой должен возить школьный автобус. Как расска­зали мамы, бабушки и дедуш­ки вынужденных прогульщи­ков уроков, с 9 по 31 октября их дети не обучались в школе Култука совсем, а с 12 ноября ездят на занятия через день.

Раньше быстринских детей возил в школу автобус на 22 по­садочных места. И все они, как рассказывают родители, были заняты, некоторым ребятишкам приходилось ехать стоя - не хва­тало мест. Ездили на автобусе дети с 1 по 11 класс.

- Почти весь октябрь наши дети не учились, - рассказыва­ет Вера Глебовна Афанасьева.

- После каникул детей возили поочередно. Один день ездили ребятишки из Ангасолки и Андриановской, второй день - из Быстрой и Тибельти. В про­шлую пятницу, 16 ноября, мы снова побывали у главы наше­го поселения М.И. Казанцевой. Мария Иосифовна звонила в районную администрацию, по­том сказала нам, что там все решили и наших детей с поне­дельника (с 19 ноября) начнут возить в школу ежедневно. Но настал понедельник, а детей опять не увезли в школу, и мы были вынуждены отправлять их на попутных машинах. Как мы узнали, в этот день повезли ангасольских школьников. А что такое учиться через день, то есть два-три дня в неделю? Про­грамма сложная в любом клас­се, а наши дети половину про­граммы учебной пропускают. Вот и моя внучка тоже вынуж­денно пропускает занятия.

- Детей не возят только в этом году или раньше тоже та­кое случалось?

- Нет, в прошлом году таких случаев было мало, - говорит Наталья Михайловна Беленькая, - ребятишек возили стабильно. Дети не ездили в школу, только если стояли сильные морозы. Или если на федеральной трас­се был гололед, нас тоже пре­дупреждали, что ездить опасно, и автобусы не отправляли. А в этом году пропуски уроков идут с начала года, что сразу же отразилось на оценках. У мое­го ребенка оценки стали ниже.

- Нынче у моей внучки-пя­тиклассницы тоже оценки ста­ли ниже. Раньше у нее не было троек, а теперь её учительница говорит, что не может хорошие оценки за четверть ставить, по­скольку пропущены конт­рольные работы, - рассказыва­ет Светлана Глебовна Никити­на.

- И в моей семье трое ребя­тишек уроки пропускают, - се­тует Людмила Иосифовна Шмакова. - У меня двое опека­емых детей и внучка есть, всех троих тоже в школу не возят. Наши односельчане везде зво­нят, пишут. Но от звонков толку нет. Все обещают, что пробле­ма решается, а детей как не во­зили, так и не возят.

- Так не должно быть, - го­ворит Евгений Викторович Крюков. - Два моих внука учат­ся в 3-м и в 5-м классах. Что за учеба такая - через день? Я не раз обращался к главе нашего поселения, мы с ней в соседях живём, постоянно её спраши­ваю: «Когда автобус будет де­тей возить в школу?» Она гово­рит, что ей обещали в районной администрации: автобус будет. А когда? Сколько ещё ждать?

Автобус должен приходить к нам к 7-15 утра. Я ребенка утром от­правляю в школу, а он через час приходит домой замерзший. И так весь октябрь! Хорошо, что второй внук с обеда учится, он уже знает, что утром автобуса не было, и на остановке не мёрзнет. А младший в октябре стоял на остановке и ждал автобус, пока совсем не замёрзнет. Вот такой ответственный...

- После нескольких таких дней мы стали накануне вечером зво­нить в школу и спрашивать, бу­дет ли автобус, - говорит Вера Глебовна Афанасьева. - И сей­час также делаем, чтобы дети по­напрасну не мёрзли на останов­ке и не ожидали его в темноте. Да и со второй смены стоять дол­го и ждать тоже детям холодно.

- Это несерьезно, конечно, ведь у многих ребят впереди ЕГЭ, - говорит Наталья Михайловна Беленькая. - У меня дочка пока в пятом классе, но я всё равно очень переживаю, потому что основа математики закладывает­ся сейчас. Как она будет учиться дальше, если сейчас половина программы по математике про­пускается?

- Уважаемые родители, я по­нимаю, что все вы озабочены пропусками уроков. Скажите, куда вы уже направили офици­альные письма?

- Мы не раз приходили к Ма­рии Иосифовне Казанцевой, - сказали Светлана Глебовна, Ана­стасия Александровна, Наталья Михайловна. - Она при нас зво­нила в администрацию района. Ей отвечали, что вопрос на конт­роле, что его рассматривают. Ещё в октябре мы писали в рай­онную администрацию, все ро­дители подписали письмо и пе­редали через Марию Иосифов­ну мэру района Должикову. От­веты от района такие: ждите, меры примем, всё под контро­лем. Не дождавшись мер, напи­сали мы письмо в министерство образования области, позже ещё и позвонили туда, чтобы узнать, когда письмо туда поступило и когда будет ответ. Номера теле­фонов министерства нам дали в газете «Байкал-новости».

- Меня зовут Тамара Шмако­ва. Я хочу учиться в школе. Сей­час учусь в четвертом классе, но езжу на уроки не всегда. Много пропускаю.

- А почему пропускаешь?

- Да потому, что автобус то со­всем не ходит, то через день нас возит. Но о пропусках меня ник­то не спрашивает.

- В школу мы неоднократно обращались, - заговорили роди­тели хором, - там тоже говорят: «Ждите, вопрос решается!»

- Несколько минут назад я разговаривала с главой вашего поселения по телефону и Мария Иосифовна сказала мне, что се­годня (в понедельник, 19 нояб­ря, - прим. авт.) она поднимала проблему отсутствия школьно­го автобуса на планерном сове­щании мэра района. Как она ут­верждает, мэр района пообещал найти водителя для второго школьного автобуса. И ещё она сказала, что проблема решена и что не надо тут у вас в Быстрой устраивать провокации.

- Наши дети не учатся, о каких провокациях разговор?! - возму­тилась Вера Глебовна Афанась­ева.

- Мы Вас пригласили на встре­чу, чтобы Вы нам помогли, рас­сказали в газете о том, что наши дети не учатся, - недоумевали ро­дители и родственники школьни­ков. - У нас безвыходная ситуа­ция! Нам автобус, знаете, сколь­ко уже обещают? Да если бы во­дителям платили, как положено, так они бы не уволились все сра­зу. Мужики получали копейки, вот и остались наши дети без ав­тобуса. Прежде чем Вас пригла­сить, мы много куда обращались, так что не обращайте внимания на лишние разговоры.

- Моей дочери нынче надо бу­дет ЕГЭ сдавать, а у нас такая беда с автобусом, - говорит Ва­лентина Анатольевна Пономаренко. - Если сейчас мы руки опустим, то всё будет продол­жаться. Программу учебную ужесточили, детям и без того трудно, а они пропускают уро­ки. Дома мы дочери объясняем, что можем. Но домашние заня­тия школу не заменят. Оценки стали ниже, а ведь дети не вино­ваты в том, что взрослые не мо­гут решить проблему со школь­ным автобусом! Но и это ещё не всё. Даже когда наши дети ездят на уроки, у них не все предметы школьной программы препода­ют. Объясняют ситуацию тем, что не хватает учителей в стар­ших классах. Мария Иосифовна по нашей просьбе звонила ди­ректору школы, та ей сказала, что у водителей зарплата - 9 тысяч, поэтому они и не соглашаются за такие деньги работать.

- Это неправда, - говорит Вера Глебовна Афанасьева, - мы раз­говаривали с водителем, который возил наших детей. Он сказал, что зарплата у водителей школьных автобусов 6500-7000 рублей. В школе должно быть четыре во­дителя, и в сентябре двое остав­шихся делили ставку третьего на­пополам. Вот у них и получалось 9 тысяч. Но зато им приходится работать с 5 утра до 21 часа. А они теперь хотят это представить, что водители получали по 9 ты­сяч?! На одну ставку работать - всего ничего у них получалось! Вот и остался в итоге один води­тель.

- Мы не раз задавали вопрос о водителях директору школы, гла­ве нашего поселения, чтобы она передала наш вопрос мэру, а те отвечали: подождите, нужно время, чтобы найти людей, - рас­сказывает Светлана Глебовна Никитина. - И каждый раз гово­рят: «У нас всё на контроле». После каникул, как нам сказали, всё будет нормально, автобус будет. Но после каникул одну не­делю детей возили 3 раза, другую - 2 раза. Из Ангасолки - точно так же.

- Руководство школы должно было сразу же забить тревогу, когда детей не стали возить, - счи­тает Вера Глебовна Афанасьева, - а получилось так, что мы про­сим нашу главу позвонить в шко­лу, а там спрашивают: «А кто это там у вас жалуется в Быстрой? Назовите все фамилии!» Вот мы и хотим сказать: мы все жалуем­ся - все родители и родственни­ки. В вашу редакцию тоже пожа­ловались и просим помочь: на­пишите в иркутские газеты, на те­левидение, пусть везде знают, что наши дети не учатся! Нам обид­но из-за того, что никто нас не слышит: ни школа, ни власти. А в школе ещё и говорят, что наши дети плохо знают учебный мате­риал. А как они будут его знать, если их на учебу не возят?

- Когда наши родители звони­ли в министерство образования области в конце октября, - гово­рит Светлана Глебовна Никити­на, - им ответили, что никаких со­общений не получали и что ни­чего не знают о том, что в Слюдянском районе детей не возят в школу. Одна из мам по нашей просьбе позвонила уполномоченному по правам ребенка, но добьётся ли чего-то для нас эта служба, не знаем. Я свою внуч­ку иногда отправляю в школу на попутках, но потом сидим и пе­реживаем: как доехала, как вер­нётся. Это ведь не дело - наде­яться на попутных водителей.

- Если бы к нам ходил пасса­жирский транспорт, - говорит Наталья Михайловна Беленькая, - некоторые родители могли бы платить за проезд детей, но ведь и пассажирский транспорт к нам не ходит.

- Как не ходит? К вам же хо­дила маршрутка. Об этом и рай­онная газета «Славное море» со­общала. ..

- Да-да, перед выборами не­сколько дней ходила. Как только выборы прошли, - говорит Вера Глебовна Афанасьева, - так её и след простыл!

- Маршрутка ходит к нам иног­да один раз в неделю, а иногда её нет совсем, - говорит Людмила Иосифовна Шмакова. - До Слюдянки и Култука мы добираемся, кто как может, на попутных ма­шинах. Вот в больницу надо, а не добраться порой.

- Получается, что на наши че­тыре поселка всем наплевать, - говорит Валентина Анатольевна Пономаренко.

- Зато перед выборами было не наплевать, - возмущаются женщины хором. - Выборы про­шли, и мы сразу стали никому не нужны, ведь с 9 октября бьёмся, что детей в школу не возят.

- В очередной раз людей об­манули, вот и всё, - говорит Люд­мила Иосифовна Шмакова.

- Может быть, нам уже взять детей, приехать в районный от­дел образования и сесть там? - говорит Наталья Михайловна Бе­ленькая. -И сидеть там до тех пор, пока автобус не начнёт ездить за детьми каждый день.

- Мы ещё хотели Вам расска­зать, что обращались на офици­альный сайт районной админис­трации, но ответа тоже не полу­чили. У нас почти у всех есть со­товый номер телефона мэра Должикова, перед выборами он разговаривал с нами, а сейчас звоним - никому не отвечает. А ответы власти о том, что не мо­гут найти водителя с нужной ка­тегорией, чтобы детей возить, - это как? Да если бы мужикам добавили зарплату, они бы и не уволились.

Как рассказал нам Н.Н. Лу­нёв, водитель с 40-летним ста­жем, он принял решение боль­ше не работать на школьном ав­тобусе, потому что никто авто­бусы содержать не хочет. Сред­ства на запчасти не выделялись год и более. На автобус порой было страшно садиться, пото­му что в любой момент в доро­ге может случиться какая-то по­ломка. А ведь за детей придётся отвечать...

По просьбе жителей Быстрой мы передали им телефон одно­го из репортёров телепрограм­мы «Вести-Иркутск». После не­долгих переговоров с родителя­ми репортёр Игорь Пиханов на­значил им встречу на вторник 20 ноября, однако к назначен­ному времени не приехал. Как потом он сообщил, в этот же день он успел побывать только в Тибельти и Ангасолке, встре­тился там с родителями школь­ников, которых тоже не возит на занятия школьный автобус, и с депутатом Култукской думы. Побывал он и в школе Култука, встретился с оставшимся води­телем школьного автобуса.

Не дождавшись репортёра «Вестей», огорченные родите­ли и родственники школьников рассказали редакции газеты «Слюдянка», что накануне ве­чером (в понедельник, 19 нояб­ря, после встречи с редактором газеты «Слюдянка») практичес­ки всем им позвонила глава Быстринского поселения М.И. Ка­занцева и строго наказала с ир­кутским репортёром не встре­чаться. Когда люди ответили, что встреча уже назначена, она, якобы, велела им «не болтать там лишнего, напоить его чаем и отправить обратно в Ир­кутск».

- Мы сказали, что с коррес­пондентом встречаться будем и скажем ему всё, что считаем нужным, - рассказала нам Вера Глебовна Афанасьева. - Те­перь Мария Иосифовна выяс­няет, кто был зачинщиком встречи с газетой «Слюдянка» и корреспондентом программы «Вести-Иркутск».

К слову сказать, после «уве­щеваний» главы поселения быстряне решили обратиться в Москву в Рособрнадзор, к гу­бернатору области, к мэру Слюдянского района, в комитет по социальной политике адми­нистрации Слюдянского райо­на, в газету «Восточно-Сибир­ская правда», к руководству программы «Вести-Иркутск» и в редакцию газеты «Байкальс­кие вести» с жалобой на то, что автобус детей по-прежнему в школу не возит. Письма во все эти инстанции они уже напра­вили.

Историю записала Марина Полторадядько

Газета «Слюдянка» №38 от 23 ноября 2012 года

ОТ РЕДАКЦИИ

21 ноября Игорь Пиханов со­общил редакции газеты «Слю­дянка» о том, что встретился с министром образования Ир­кутской области Виктором Басюком. На встрече министр от­метил, что проблему со школь­ным автобусом можно было решить без жалоб родителей, что лишний раз говорит «о не всегда эффективной работе ор­ганов местного самоуправле­ния». «Для родителей ваших по­сёлков есть хорошая новость, - сказал нам на прощание Игорь Пиханов, - министр сказал, что ситуацию он взял под личный контроль».