Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Государственный национальный музей Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа (УОБАО)

Здание Усть-Ордынского окружного краеведческого музея. 1949 г.

Здание УстьОрдынского окружного краеведческого музея. 1949 г.

В одном из залов Государственного национального музея Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. 2004 г.

В одном из залов Государственного национального музея УстьОрдынского Бурятского автономного округа. 2004 г. Фото И. Бержинского

Фрагмент экспозиции музея. 2004 г. Фото И. Бержинского

Фрагмент экспозиции музея. 2004 г. Фото И. Бержинского

Комплекс под открытым небом. Юрта. 1996 г.

Комплекс под открытым небом. Юрта. 1996 г. Фото И. Бержинского

Людмила Семеновна Егорова,
директор Государственного
национального музея УстьОрдынского
Бурятского автономного округа,
пос. УстьОрда


24 февраля 1944 года бюро окружного комитета партии Усть-Ордынского Бурят-Монгольского национального округа приняло постановление «Об организации окружного краеведческого музея в рабочем поселке Усть-Орда». Открытие музея ставило целью показ и изучение культуры западных бурят. Здание, выделенное под музей, принадлежало Эхирит-Булагатскому району и было предназначено под интернат. 9 февраля 1946 года на заседании исполкома Усть-Ордынского Совета народных депутатов трудящихся было вынесено решение о продаже этого помещения музею и изыскании 25 тысяч рублей на покупку его у районо и ремонт. Из-за здания будущего музея, а это был наспех собранный сруб без окон, дверей, потолка и пола, разгорелись нешуточные страсти: Иркутский областной отдел народного образования категорически запретил продавать его. В то время на весь Эхирит-Булагатский район было всего две средних школы, и интернат был очень нужен, чтобы размещать детей, приехавших на учебу из дальних деревень. Но денег так, вероятно, и не нашлось, так как в отчете директора Преловского за октябрь 1947 года есть такие строки: «В конце октября неожиданно в окружкоме ВКП(б) встал вопрос о ликвидации музея, передаче фондов Иркутскому музею и передаче здания под интернат...».

Несмотря на распоряжение прокурора о выселении, сотрудники сумели отстоять музей. К тому времени была проделана огромная работа: летом 1946 года состоялось его открытие, шел активный сбор экспонатов, которым сразу же находилось место в экспозициях, формировалась библиотека. Были заключены договоры с кафедрой зоологии ИГУ на изготовление чучел, которые и по сей день экспонируются в музее. Под руководством научного сотрудника областного музея П.П. Хороших проводились археологические экспедиции по Эхирит-Булагатскому району и по результатам обследования была составлена карта «Археологические памятники на территории нашего округа». В составе экспедиции профессора А.П. Окладникова сотрудники совершили археологическое обследование Баяндаевского района.

Экспозиция музея была следующей. В первом зале (отдел природы) располагались чучела животных, коллекции минералов, сведения о происхождении Земли. Во втором зале (отдел истории) находились археологические и этнографические предметы. В третьем зале (отдел соцстроительства) были размещены экспонаты по Великой Отечественной войне, портреты героев-земляков, материалы о пятилетнем плане. В 1960-е годы музей стал общественным, что крайне отрицательно повлияло на его деятельность. В 1984 году в ходе централизации музей вошел в состав Иркутского государственного объединенного музея (ИКОМ) на правах филиала. К этому времени здание вконец обветшало, и жизнь музея продолжилась в здании школы постройки 1938 года после проведения в нем капитального ремонта.

Сотрудниками ИКОМ на площади более 300 квадратных метров была разработана экспозиция, отражающая быт коренного населения с древнейших времен до настоящего периода. Археологическая экспозиция показывает историю развития древнего человека. Древнейший палеолитический период края представлен Буретской и Мальтинской стоянками. Открытия М.М. Герасимова в 1928 году, И.В. Арембовского и А.П. Окладникова в 1936 году носили сенсационный характер, так как ранее отрицалось заселение человеком Сибири в эпоху древнекаменного века. Материалы вошли во все мировые сводки по палеолиту и учебники по археологии. Этот раздел экспозиции дает представление о природе, климате, хозяйственном укладе, жилищах, украшениях и предметах искусства, религиозных культах края в палеолитический период. В мезолите со значительным потеплением климата появляются новые популяции животных, новый хозяйственный уклад — рыболовство. О верованиях в загробную жизнь в неолите свидетельствуют раскопки учителя истории Каменской средней школы Н. Фетисова. В погребениях им обнаружены орудия охоты, труда, украшения, глиняные сосуды. В бронзовом веке употреблялись орудия, характерные для неолита, появились более совершенные. Керамические изделия стали украшаться более сложными орнаментами. В железном веке в экономике происходит крутой переворот — окончательно исчезают из быта каменные орудия труда, появляются железные. Происходит одомашнивание животных. Усиливаются связи с другими регионами. Петроглифы с Манхайского городища, датируемые VI–X веками нашей эры, знакомят с древней историей, хозяйством, бытом курыкан, живших в Кудинской долине, и являются прекрасными образцами изобразительного искусства. В галерее представлены: всадник с боевым штандартом, сцены облавной, одиночной охоты, кочевок, дикие и домашние животные. На Манхайских писаницах изображены лошади легкого сложения, схожие с породистыми лошадьми В одном из залов Государственного национального музея Средней Азии. Это объясняется давними и тесными связями курыкан с родственными им народами южных районов древнетюркского кочевого мира.

Раздел экспозиции «XIX век. Буряты» рассказывает о материальной и духовной культуре коренного населения, раскрывает хозяйственный уклад, быт, прикладное искусство, религиозные воззрения. Основу хозяйства составляли скотоводство, охота, рыболовство, земледелие, лесное собирательство. Буряты держали много скота: лошадей, коров, коз, овец. Были развиты домашние промыслы — обработка шерсти, кожи. Женщины, занимаясь выделкой кож, мехов, хорошо знали особенности материалов, их практические свойства, степень сложности в работе с ними. Выделка кожи и меха производилась разными приемами и способами, процесс был трудоемким. Грубая сыромятная кожа шла на изготовление упряжи. Из дымленых кож, которые не боялись влаги и становились мягкими, шили одежду, обувь. Важным занятием женщин являлась обработка шерсти, из которой валяли войлок, вязали чулки, носки, рукавицы, пояса; ткали ковры — «тары» из конского волоса и козьей шерсти. Рукавицы, унты, шапки шили из овчины, сукна, бархата, богато украшали вышивкой. Любимым материалом для изготовления утвари было дерево: мастера знали особенности различных пород, практически вся посуда, мебель и некоторый сельхозинвентарь делались из дерева. Высоко ценились кузнецы — «дарханы», дар кузнеца считался даром небес. Особым почетом пользовались ювелиры, изготавливавшие из серебра украшения, ножи, курительные трубки, пояса, седла. О связях с Монголией, Китаем свидетельствуют мужская и женская одежда, украшения. На почетном месте в жилище находился сундук, в котором хранилось добро и богатство семьи. Существовало несколько типов сундуков: прямоугольные деревянные — «абдары», и более поздние — деревянные, украшенные металлом.

Все ремесла бурят: выделка шкур, обработка дерева, шерсти, домашнее ткачество, вышивка, насечка серебра на металл — представлены в стрелохранилище, обязательном свадебном атрибуте. Невеста, наполнив стрелохранилище стрелами, привозила его в дом жениха и ставила в изголовье кровати. Стрела у монголоязычных народов — символ богатства, которое измерялось количеством детей и скота. Традиционная религия западных бурят — шаманизм, отличительные черты которого — обоготворение природы и поклонение духам предков. По шаманистским понятиям мир делится на три части: верхний, в котором проживает самое большое божество — Вечно Синее Небо, рядом с ним 55 добрых юго-западных и 44 злых северо-восточных божеств. В среднем мире обожествлены «эжины» — хозяева местности. В нижнем мире поклоняются духам ушедших предков. Посредниками между людьми и тремя мирами являются шаманы, обладающие сверхъестественными способностями вступать в контакт с духами. При этом, воздействуя на них, шаманы выявляют причины проблем, возникающих у людей, при помощи различных обрядов, жертвоприношений, молений. В экспозиции представлены важнейшие атрибуты шамана. В зале «Почета» документальные материалы рассказывают о политических, военных деятелях, представителях научной, творческой элиты, героях труда и спорта. Богатый природный мир, обоготворение его бурятами нашли отражение в зале «Фауна». Выставочный зал площадью более 12квадратных метров принимает выставки.

На территории музея располагается комплекс под открытым небом «Бурятская крестьянская усадьба конца XIX – начала XX века». Буряты, к тому времени перешедшие на оседлый образ жизни, зимой жили в усадьбах-зимниках, а летом переезжали на привольные, с богатыми пастбищами и сенокосами летники. В составе комплекса посетители могут познакомиться с жилыми и хозяйственными постройками, в частности осмотреть дом-зимник, юрту, амбар с традиционным убранством. Такой тип построек и планировка, неизменные на протяжении длительного времени, сегодня ушли из быта.

За последние сложные годы музейная сеть в округе увеличилась. Для сохранения культурного наследия с 1993 года ведутся работы по переводу лучших школьных музеев в государственные. Сейчас в состав музея входит три филиала. Основу экспозиции Осинского историко-краеведческого музея составляют этнография бурят, история района, его животный мир. Литературный музей А. Вампилова, возникший после его трагической гибели вначале как общественный, в настоящее время переживает бурное развитие, ведутся работы по созданию историко-литературного комплекса. В экспозициях рассказывается о жизни и творчестве знаменитого драматурга, уроженца поселка Кутулик. Богатейший краеведческий музей имени В.Ф. Раевского, созданный трудами учителя географии Е.Н. Титова, знакомит с прошлым края — археологией, бытом крестьян, жизнью ссыльного декабриста Раевского, каторжной Сибирью и современной историей.

С 1995 года музей носит звание государственного национального. Он активно участвует в общественной жизни региона, воспитывает общество на выработанных в течение многих поколений истинах, культивирует опыт проживания в многонациональном государстве, социально адаптирует членов общества. Музей формирует позитивный имидж региона, его туристическую привлекательность. Работа с иностранными туристами высоко оценена, в нашем арсенале несколько золотых, одна бронзовая медали и множество дипломов. Музей сотрудничает с музеями региона, научно-исследовательскими организациями. Созданный в тяжелые военные годы, музей развивается, проходя вместе со своим народом через радости и трудности и верно служа ему.

 

Журнал "Тальцы" №2 (21), 2004 год