Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Донателло, Дон-Отелло и иркутский синематограф

Сидят слева направо: Луиджи Оливеро, Бернардо Донателло, Франческо Фонтана, Джованни Минизини. Второй ряд, первый слева: Санте Руго, дед Альбины Руго. Май 1923 года

Сидят слева направо: Луиджи Оливеро, Бернардо Донателло, Франческо Фонтана, Джованни Минизини. Второй ряд, первый слева: Санте Руго, дед Альбины Руго. Май 1923 года

От редакции проекта Прибайкалье: Авторское название этой статьи -  "Работа над ошибками" ... мы же, прочитав статью решились несколько изменить его - "Донателло, Дон-Отелло и иркутский синематограф" ... ведь речь в ней идет именно о появлении первых кинотеатров в Иркутске, о путанице с фамилиями, прозвищами Донателло и Дон-Отелло и многих других ошибках и неточностях в истории иркутского кино.  

Автор статьи: Эльвира Каменщикова
На сайте Прибайкалье (pribaikal.ru)
публикуется с разрешения автора

 

Работа над ошибками  

Я всегда отношусь с недоверием к сведениям из Сети, тем более, если они не имеют подписи. Следовательно, можно выдать любую чушь, спрятавшись за анонимностью (анонимность всегда была отвратительным явлением), а другие старательно перепишут, и понесут дальше, ссылаясь как на истину в последней инстанции. Анонимность непривлекательна ещё и тем, что не с кем полемизировать.

В сети ни о чём не написано столько неправды, сколько о кинематографии Сибири. Правда, ничего не могу сказать о других городах Сибири, поскольку не работала в их архивах, речь идёт только об Иркутске, поскольку это мой родной город.

Все почему-то связывают появление кинематографа с цирком Стрепетова, откуда появились эти сведения неизвестно, но все старательно, как нерадивые ученики, это переписывают.

Первый киносеанс в Иркутске был проведён 14 апреля 1897 года, через два года после появления кинематографа. Показ состоялся в театре Вольского. Господин Маржецкий демонстрировал два великих изобретения ХIХ века: кинематограф и микрофон.

Через год, в феврале 1898 года, в общественном собрании (старое здание Музкомедии) демонстрировался кинематограф с картинками фабрики Люмьер.

Но до создания стационарных электротеатров было ещё очень далеко, по крайней мере, после сеанса Маржецкого в Иркутске должно было пройти около 9 лет. Были отдельные показы картинок. Картинки особого впечатления не производили, поскольку были мутными и изображение дёргалось на экране.

Прогресс не стоял на месте; качество лент улучшалось, как и демонстрационной аппаратуры, так что в в июне 1906 года в Интендантском саду был открыт постоянный летний кинотеатр.

Так, что, если кто пишет, что кинотеатр «Дон Отелло» был первым кинотеатром в истории Иркутска, глубоко ошибается, так как это был далеко не первый, как в Иркутске, так из принадлежавших братьям Донателло Бернардо и Антонио, тем более, что название было другим.

Вначале поговорим о фамилии Антония Михайловича Донателло. Почему-то все упорно именуют его Дон-Отелло.

Несколько десятков лет назад студент ВГИКа (он пытался отыскать ленты, снятые Донателло) разговаривал с С.Гинзбургом, автором книги о дореволюционном кинематографе. При упоминании фамилии итальянца С.Гинзбург сказал, что да, была в Москве кинопрокатная фирма Донателло. Студент поправил: «Дон-Отелло». На что Гинзбург, как деликатный человек сказал, что всё возможно.

При всём уважении к В.Ватолину, как вдумчивому автору, можно сказать, что он поправляет А.А.Ханжонкова. Прочитав в рукописи Ханжонкова о дореволюционном кинематографе фамилию Донателло, он поправляет его, нет Дон-Отелло. Хотя и Гинзбург, и Ханжонков правы, а Ханжонков тем более, поскольку Донателло он знал лично, так как тот покупал у Ханжонкова киноленты.

Чтобы убедить скептиков привожу выписку из записи о рождении сына Виктора в семье Антонио Донателло, крещённом в римско-католической церкви Иркутска

Курат ксёндз Бульвич словно в предвидении искажения фамилии приводит в скобках фамилию на итальянском (Donatello).

Некоторые сообщают , что Донателло стал русской фамилией Антонио Микеле. Ничего подобного, во всех доступных мне документах: договорах, доверенностях, прокатных листах, переписке директора-распорядителя «Товарищества Алексеев, Донателло и К*» Мины Яковлевича Алексеева нигде не упоминается Дон-Отелло, пишется фамилия Донателло. Дон-Отелло был звучным псевдонимом для афиш, рекламных сообщений о предлагаемых в прокат кинолент.

Нисколько не сомневаясь, в Сети пишут: подданство — Россия. Он всегда был итальянским подданным, что отмечает ксёндз при крещении детей Донателло в приходской книге. Почему я употребляю сказуемое «пишут»? Оттого, что все сообщения анонимны.

Таким же анонимным было сообщение о семейном предании, согласно которого Антонио родился в бедной семье, в Неаполе. Мальчиком он забрался в трюм корабля, но корабль шёл во Владивосток. Во Владивостоке он присоединился к бродячему цирку, где выступал с фокусами, играя на шарманке. В цирке некоторые фокусы сопровождались показом синематографа.

Как удалось установить, эти сведения сообщил правнук Антонио Донателло. Занимаясь поисками много лет, работая с документами, убедилась, что во многих семьях существуют легенды, которые можно опровергнуть только найденными документами. Поскольку нет прямой передачи документов, прервалась связь времён.

Семья Донателло происходит из Сан-Бьяджо Сарачинески, провинция Фрозиноне, на границе с Кампаньей.

По сообщениям в Интернете выходит, что Антонио Микеле Донателло был один как перст на белом свете. Но я насчитала в Иркутске больше десятка членов его семьи, оба брата, их жёны, дети, близкие родственники. Да ещё многочисленные кумовья и кумы. Крёстным отцом его сына был Дмитрий Петрович Кравец.

Все пишущие о нём делают из него оборотистого дельца, охватившего сетью электротеатров всю Восточную Сибирь. Сам он театров в других городах не открывал. В Верхнеудинск он отправил кругобайкальца Антонио Бонанни, родом из Равео (Карния), снабдив его необходимой аппаратурой и материалами. В Чите кинотеатрами занимался Бернардо Донателло, где были электротеатры «Товарищества...» и собственный иллюзион Бернардо в доме Игнатьевой на углу улиц Александровской и Николаевской. Очевидно, делами занимался Мина Яковлевич Алексеев, Антоний же Михайович, будучи романтиком от кинематографии занимался созданием кинофабрики, заведя лабораторию, проявочную и монтажную. Сам снимал видовые и документальные фильмы, нанимал разъездных операторов. Мною насчитано более двух десятков фильмов. И можно только рыдать в чью-нибудь жилетку, когда видишь названия фильмов: «Кругобайкальская железная дорога», «Осмотр новостроящихся тоннелей», «Иркутск на экране».

Все сообщающиеся об открытии иллюзиона Донателло, относят это событие к 1908 года, полагая, что это был первый синематограф, открытый им на углу Большой и 3-ей Солдатской,(улица Грязнова). Позволю себе разочаровать всех в это верящих. Это был второй, если не третий кинотеатр семьи Донателло. Был открыт летний иллюзион в Интендантском саду, но нет доказательств, что это был иллюзион Донателло.

12 декабря 1906 года на недостроенном здании П.Р.Кравца на углу улиц Большой и 4-ой Солдатской (улица Киевская) появились огромные кинематографические афиши и вывеска «Электроиллюзион». Это было, вероятно, первое (в чём я не уверена) кинематографическое заведение братьев Донателло. синематогрф «Электроиллюзион» открылся на углу улиц 17 февраля 1907 года, начав демонстрацию фильмов, пользующихся популярностью в Западной Европе и в обеих столицах России.

В электротеатрах Донателло предлагались русские фильмы, которые начали выпускаться в студиях Ханжонкова и Дранкова.

В 1910 году сверх программы предлагалась лента «Похороны П.Р.Кравца».

Пётр Родионович Кравец и его сын Дмитрий Петрович были благодетелями итальянца, сдав помещения, в недостроенном ещё здании. Здание строилось десяток лет, достраивался второй этаж. Вместе с ним менялись и электротеатры на обоих углах здания. Здание Кравца занимал квартал между 3-ей и 4-ой Солдатской улицами.

В 1908 году открылся новый синематограф на противоположном углу с вывеской «Иллюзион» на углу улиц Большой и 3-ей Солдатской. Когда Донателло открыл новый электротеатр, назвав его «Гранд-Иллюзион», то «Иллюзион» был переименован в «Малый»

Сразу же возникает вопрос, мог ли начать постановку кинематографического дела в Иркутске, один человек, возникший, как джин из воздуха, из опилок цирковой арены. Для постановки дела требовался опыт и знание дела.

Все почему-то дружно именуют Антонио Микеле Донателло «Дон-Отелло», не упоминая никого из этой семьи. А ведь Бернардо принимал участие в постановке кинотеатров в Иркутске, а Чите и далее в Китае, когда к этому вынудили обстоятельства. Дон-Отелло, как объясняет Адольфо Донателло, родившийся в Чите, было псевдонимом, созданное из двух слов: от реки Дон, где Донателло начинали свою жизнь бродячих музыкантов, и второе слово от оперы, любимой в России «Отелло». Сыграло роль и созвучие с их фамилией.

Так что не было электротеатра с таким названием, все его иллюзионы, гранд-иллюзионы получили обычные имена «Большой», «Малый», «Художественный», и так далее. Осталось только наименование Дон Отелло на крыльце перед входом в электротеатр на углу 3-ей Солдатской и Большой. Очевидно, мозаичная надпись возникла после того, как в Иркутске появился осенью 1905 года мозаичист из Венето Франческо Фонтана. Он оставил в Иркутске много своих надписей и мозаичных полов, которые были благополучно уничтожены людьми, у которых деньги и девиз «Сделайте нам красиво». Их не остановило даже то, что Франческо Фонтана был расстрелян в 1938 году.

И все пишущие сужают деятельность Антонио Микеле Донателло до роли прокатчика, то есть никто не занимался историей семьи Донателло. А был он не только прокатчиком, но и владельцем кинотеатров, первым организатором кинопроизводства, организатором кинофабрики, первым оператором, снимавшим собственные документальные фильмы, привлекая также и наёмных операторов. И пропагандистом русского кино. В его кинотеатрах, первым экраном шли русские ленты, начиная с «Понизовой вольницы».

Создавая первоначальный капитал, он ещё в 1904 году открыл скетинк-ринк (так в тексте, - Э.К.) на Старо-Сенной площади.

Деятельность братьев Донателло на ниве синематографа в какой-то мере принесла славу Иркутску, как некоронованной столицы Сибири.

Какой-то аноним пишет, с абсолютной уверенностью, что Антонио Донателло был в 1917 году назначен консулом России в Харбине и уехал в Китай вместе с семьёй. В этом утверждении нет никакой логики. Началось смутное время и кто бы мог назначить итальянского подданного консулом России. К этому времени он исполнял обязанности итальянского вице-консула в Иркутске.

Но я расскажу историю, леденящую душу ужасом. 24 января 1918 года в 7 часов вечера случилось насилие и оскорбление действием итальянского вице-консула А.М.Донателло при взыскании сбора 5% в пользу советской власти. С этих пор началось выжимание всех предпринимателей, так называемую буржуазию, из народного хозяйства. В марте 1920 года Постановлением Губревкома все театры и развлекательные учреждения были национализированы для удовлетворения духовных масс (так в тексте, - Э.К.)

В 1923 году уехали большинство итальянцев из Иркутска, в том числе, и многочисленная семья Донателло. Оставшиеся, не успевшие умереть были расстреляны в 1938 году, дети и жёны высланы.

И опять в Сети рассказывают умопомрачительную историю о том, что Донателло закопал в землю все киноленты, а потом с началом НЭПа в 1924 году выкопал из земли, интересно, кто при этом присутствовал, киноленты и стал их предлагать в прокат с 60% сбора в свою пользу. По правде говоря, НЭП начался в 1921 году, и вряд ли за годы хранения могло что-нибудь остаться от целлулоидных фильмов, закопанных в землю. И кто бы мог мне объяснить, откуда берутся все эти истории.

Все неверные сведения в Сети исторически непродуктивны, поскольку следующим поколениям придётся вновь перелопачивать историю, дабы обрести хоть какую=то истину.

С почтением ко всем любителям дореволюционного кинематографа.

Эльвира Каменщикова

 

P.S. Я и сама не без греха, когда публиковала фотографию семи итальянцев в обеих моих книгах, то правильно угадала, что итальянец в первом ряду, один из Донателло, но со знаком вопроса поставила, не Антонио ли это. При встрече с Антонио Ленардуцци, племянником Антонио и Бернардо, он сразу же сказал, что это его дядя Бернардо. И тут же выложил мне портрет Антонио, молодого, иркутских времён. Хорошо, что в процессе работы многое уточняется и исправляется.

Эльвира Каменщикова