Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Книга "Воспоминания ленских жителей"

Воспоминания ленских жителей

Книга "Воспоминания ленских жителей"

В предлагаемой вниманию читателя книге публикуются так называемые источники личного происхождения. Именно к ним в исторической науке относятся мемуары, или воспоминания. Для историка важнейшей составляющей мемуаров является заложенная в них информация: автобиографическая, социальная, социально-психологическая, этнографическая и др. Бесчисленное множество непридуманных деталей и примет времени, кроющихся в мемуарах, позволяет профессионалу-историку оживить сухие документальные изложения, наполнить их ароматом прошедшей эпохи.

Однако мемуары — не только источник для научно-исторических исследований и материал для анализа, но и особый жанр литературного творчества. В этом случае их следует рассматривать как литературу для чтения на историческую тему. Тогда большое значение приобретают стиль повествования, необычность и занимательность сюжетов, яркость и выпуклость описываемых образов — все, что в той или иной мере присуще художественным произведениям. Очевидно, таким образом, что мемуары имеют двоякую функцию — источниковедческую и культурную1.

Публикация мемуаров, их обнародование, неизбежно становится событием в истории культуры страны или отдельного региона. В качестве неотъемлемой части духовной культуры мемуары являются своеобразным памятником как личности автора, так и тем событиям, о которых в них повествуется.

Воспоминания всегда были интересны читающей аудитории как живой рассказ об ушедшем времени. Сегодня же в нашей стране они особенно востребованы еще и потому, что в них люди получают возможность из первых уст узнать правду о замалчивавшихся или скрывавшихся событиях, происходивших в советское время. Зачастую, освещая события и факты эпохи социализма, авторы воспоминаний вступают в противоречие с официальной идеологической историей. Присутствует подобное и в данной книге.

Авторами вошедших в издание воспоминаний являются бывшие ленские жители. Все они проживали в Киренском районе Иркутской области в нескольких близлежащих населенных пунктах, расположенных на берегах реки Лены ниже города Киренска.

Лена, или «великая река Лена», как писалось в документах XVII века, — объединяющее начало всех входящих в книгу воспоминаний. Со времен Древней Руси расселение русских шло по рекам. При этом жилые места концентрировались по берегам речных артерий страны, а междуречные пространства оставались практически незаселенными. Таким же образом заселялась в XVII веке и Восточная Сибирь.

В.О. Ключевский, размышляя о роли географических факторов в формировании русского государства, писал, что на реке русский человек «оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку, никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов, — и было за что. При переселениях река указывала ему путь, при поселении она — его неизменная соседка: он жался к ней, на ее непоемном берегу ставил свое жилье, село или деревню. В продолжение значительной постной части года она и кормила его. Для торговца она — готовая летняя и даже зимняя ледяная дорога. Река является даже своего рода воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. Она и сама любит порядок, закономерность. Ее великолепные половодья, совершаясь правильно, в урочное время, не имеют ничего себе подобного в западноевропейской гидрографии. Указывая, где не следует селиться, они превращают на время скромные речки в настоящие сплавные потоки и приносят неисчислимую пользу судоходству, торговле, луговодству, огородничеству. Русская река приучала своих прибрежных обитателей к общежитию и общительности. Река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному, артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, обращаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром и опытом, знать обхождение. Так разнообразна была историческая служба русской реки»2.

Все эти слова в полной мере можно отнести и к реке Лене. К началу ХХ века жизнь на Лене имела свои особенности, которые определяли ее своеобразие среди других районов Иркутской губернии. Представленные в книге воспоминания, на наш взгляд, прекрасно свидетельствуют об этом.

Большая часть помещенных в книгу текстов была создана специально для этого издания. По просьбе составителя авторы написали воспоминания о своей жизни, о жизни на реке Лене, протекавшей в первой половине ХХ века. При этом основной своей задачей составитель считал сбор воспоминаний, отражающих прошедшую крестьянскую жизнь, — того, что кинематографисты-документалисты называют «уходящей натурой». Для нас, городских жителей, жизнь наших родителей, крестьян по рождению и менталитету, кажется такой же неизвестной, как жизнь другой страны. Воспоминания ныне живущих стариков бесценны, ибо они (старики) — последние свидетели ушедшей крестьянской цивилизации, знавшие ту жизнь изнутри, а не снаружи, как познаем ее мы, оторвавшиеся от земли горожане3. Таким образом, в книге представлена ленская история глазами очевидцев.

Основой книги послужили воспоминания Петра Ивановича Лыхина. Автор — один из тех многочисленных ленских жителей, которые еще до Великой Отечественной войны покинули родные места. Родившись в 1919 году в деревне Лыхиной Киренского района и окончив семилетнюю школу, в 1936 году он уехал для продолжения учебы в Якутск. Поступил сначала в дорожно-строительный техникум, через год перевелся в техникум пушно-мехового хозяйства, на учетно-плановое отделение. Летом 1940 года, окончив техникум и получив специальность бухгалтера-плановика, он возвратился в деревню, год проработал в колхозе. Затем вновь отправился в Якутск, с лета 1941 года работал помощником бухгалтера в «Якутторге». На второй год Великой Отечественной войны Петр Лыхин был взят в армию и отправлен в Иркутскую военную авиационную школу авиамехаников, в которой учился с июля 1942 по ноябрь 1943 года. После продолжал службу в Бирмском военно-авиационном училище летчиков (г. Черногорск Красноярского края). В качестве авиамеханика обслуживал самолеты с поршневыми двигателями — истребители «Як». В декабре 1945 года в звании старшего сержанта был демобилизован из армии и вернулся в родную деревню.

В 1946 году вновь уехал в Якутск, снова работал бухгалтером в магазинах «Якутторга». Затем в течение шести месяцев учился на курсах повышения квалификации при Якутском техникуме потребкооперации на старшего бухгалтера. Окончив курсы летом 1948 года, поехал в поселок Мухтуя (ныне г. Ленск), но, заболев, бросил работу и вернулся домой.

В 1949 году отправился в Одессу, где на китобойной флотилии «Слава» работал его деревенский друг Василий Березовский. Пока оформлялся необходимый допуск за границу, трудился счетным работником в бухгалтерии. После получения допуска из-за открывшегося воспаления легких пройти медкомиссию для работы в китобойной флотилии не смог. Тогда устроился матросом в Советско-Дунайское государственное пароходство и на дизель-тягаче «Саратов» отправился в плавание по реке Дунаю. С осени 1950 до лета 1951 года побывал в Румынии, Югославии, Венгрии, Чехословакии. О Чехословакии, где судно простояло на ремонте четыре зимних месяца (в г. Комарно), у него остались особенно хорошие воспоминания на всю последующую жизнь.

В конце 1951 года П.И. Лыхин приехал на прииск Светлый Бодайбинского района Иркутской области. Работал экономистом в приисковой конторе. Здесь он познакомился с сосланной литовкой, Еленой Францевной Диржюте, вскоре ставшей его женой. Со Светлого, где родился сын Юрий (составитель данной книги), молодая семья в 1955 году переехала на прииск Кропоткин. Петр Иванович работал там экономистом-нормировщиком в разных конторах системы треста «Лензолото».

Летом 1963 года состоялся новый переезд — в районный центр, город Бодайбо. В это время в семье было уже трое детей. Петр Иванович трудился нормировщиком в техснабе треста «Лензолото», затем инженером нормативно-исследовательской группы в управлении треста. В конце 1969 года попал под сокращение и ушел на рабочую должность — плотником РСУ (ремстройучастка). На пенсию вышел в 55 лет, как и было положено в районах, приравненных к Крайнему Северу.

Летом 1974 года Петр Иванович покинул Бодайбо и вместе с семьей уехал из Сибири. В течение последующих 11 лет жил в Литве, в Молдавии (г. Тирасполь), в Украине (гг. Геническ и Черновцы). Осенью 1985 года, поменяв черновицкую квартиру на квартиру в Иркутске, вместе с женой вновь перебрался в Сибирь к дочери и сыну. Затем снова несколько лет жизни в Литве, наконец осенью 1992 года он окончательно вернулся в Иркутск. Жена со второй дочерью остались в Литве. Так сложилась его жизнь.

Воспоминания П.И. Лыхина писались в несколько приемов, в разное время: март — май 1994 года, март – июль 1996, апрель 2000, июль 2000 – февраль 2001 года. Тексты складывались спонтанно, записывались так, как вспоминалось — «аlla prima» (с первого раза), без последующей обработки. В связи с этим в них присутствовало много разнообразных погрешностей. Жизненные события были изложены не в хронологическом порядке, сильно перепутаны. В написанных в разное время текстах содержалось много повторов — рассказов об одних и тех же событиях, изложенных несколько иными словами. Имелось немало стилистических шероховатостей. Все это мешало восприятию воспоминаний, сильно затрудняло их чтение. Поэтому с согласия автора написанное им подверглось переработке составителем книги. За основу были взяты два наиболее связных повествования: о своей жизни и о жителях деревни Лыхиной, написанные в 1994 и 1996 годах. В воспоминаниях была произведена существенная перекомпоновка частей и отдельных фрагментов с целью большего упорядочивания текста, многочисленные повторы объединялись. При этом фразы составлялись из слов автора, взятых из разных фрагментов. Текст корректировался стилистически, орфографически и пунктуационно.

Всякие воспоминания, как зеркало, отражают своего создателя. Личность автора зачастую предстает в них в самом обнаженном виде. Характерно это и для воспоминаний П.И. Лыхина. Несмотря на то, что Петр Иванович довольно рано оторвался от деревенской жизни и с сельским трудом по своей рабочей деятельности не был связан, крестьянское мировоззрение, заложенное в детстве и юности, осталось в нем до самой старости. В труде на земле им, как и всяким крестьянином, видится основа, корень существования. Труд почитается им как нравственный долг и основа нравственного порядка.

Присуще автору и крестьянское стремление иметь большую многодетную — «воистую» — семью. Дети — это подспорье хозяину в любом деле. П.И. Лыхин пишет: «У каждого мужика была желанная мечта создать работящую семью. Чем больше рабочих рук в семье, тем легче, быстрее он справится с неотложными работами в поле, будет кого и оставить взамен себя при хозяйстве в случае, если придется отлучиться на сторонние заработки. Веселее, надежнее взирать на семью за столом, радостнее глядеть на воистую семью на работе. Хорошую, трудовую семью большая беда обходит стороной, хуже крестьянину-одиночке — никто его не порадует, не обнадежит. Унылый тяжкий труд без просвета тяжелым камнем давит на сознание».

Примечательно и то, что описание деревенских семей П.И. Лыхин часто начинает с лошадей, прекрасно помня даже в старости, как они выглядели, какой имели характер. В крестьянском хозяйстве прошлого невозможно было прожить без лошадей — единственной тогда тягловой силы. Без лошадей крестьянин не в состоянии был обеспечить себя и свою семью. В этом и кроется особое к ним отношение. Лошадей берегли и любили, они едва ли не считались членами семьи. Подчас же они и значили больше, чем иные члены семьи — увечные или дети, часто тогда умиравшие.

Воспоминания П.И. Лыхина проникнуты любовью к природе, что также присуще крестьянскому мировоззрению и мировосприятию. В его зарисовках природы есть совершенно поэтические страницы (к примеру, описание птичьего базара на восходе солнца) и в то же время — горечь и боль за погубленную природу в родных деревенских местах.

Нельзя не остановиться еще на одном моменте. Как ни крути, любые воспоминания представляют собой субъективный взгляд на прошедшее. Субъективность эта закономерно присутствует как в освещении событий, так и в оценке людей. Это следует иметь в виду при чтении представленных в книге воспоминаний, и в первую очередь воспоминаний П.И. Лыхина, которым свойственна не только предельная искренность изложения, но и крайняя пристрастность, очевидный субъективизм и резкость оценок. Не всегда соглашаясь с автором, с его видением и его оценками, составитель книги, тем не менее, не счел возможным при подготовке к печати «подправлять» или «приглаживать» написанное.

Если воспоминания П.И. Лыхина охватывают довольно широкий хронологический период (начиная с 1920-х и вплоть до 1990-х гг.), то следующий автор, Ю.П. Бараков, по нашей просьбе сосредоточивается только на детских и отроческих годах, которые прошли на реке Лене во второй половине тридцатых — самом начале пятидесятых годов прошлого века. Юрий Петрович Бараков родился 25 июля 1935 года в деревне Кондрашиной Киренского района в многодетной крестьянской семье. Как и все деревенские дети, работать он начал рано: в весенние месяцы боронил колхозную пашню, развозил на поля навоз в таратайках, в период сенокоса возил копны, в жатву — снопы, был коногоном на конной молотилке. Для деревенских школьников даже летние каникулы означали трудовой сезон без каких-либо выходных дней, совместно со взрослыми. Впрочем, работа не изнуряла детей, была посильна, хотя им и приходилось все лето, каждый день вставать до восхода солнца и ложиться спать после его захода.

Полученное в крестьянской семье воспитание, привитые в раннем детстве нравственные устои, трудолюбие, считает сам автор, очень помогли ему во всей последующей жизни.

В 1948 году неожиданно, в возрасте 43 лет, умер отец Юрия Петровича. Тогда, после шестого класса, когда автору было всего 12 лет, фактически и закончилось его детство. Чтобы хоть как-то облегчить участь семьи, маленького Юру забрала сестра Мария Петровна (в замужестве Лобанова) и увезла его в город Якутск, где она к тому времени окончила финансовый техникум и работала в Мархинском райфинотделе (в пригороде Якутска). После окончания седьмого класса в 1949 году Ю.П. Бараков поступил в Якутский речной техникум4 и стал жить в общежитии. Мизерной стипендии не хватало на жизнь. В свободное от учебы время был вынужден грузить уголь на пристани, работать курьером и т. п. Сполна пришлось ему узнать в те годы, почем фунт лиха. Каждое лето приезжая на каникулы в деревню, с великой радостью воспринимал он возвращение в родные места, с удовольствием общался с братьями и своими сверстниками, отъедаясь после голодухи на домашних харчах. В то же время за каникулы успевал впрок, на весь год, отремонтировать матери и младшим братьям зимнюю и летнюю обувь.

Благодаря трудовой закалке, полученной в деревне в раннем возрасте, да помощи сестры, оказываемой из ее небольшой зарплаты, техникум он окончил. Из 35 человек, поступивших на первый курс, до выпуска дошло всего лишь восемь. С дипломом техника-судомеханика по эксплуатации судовых паросиловых установок в 1953 году Ю.П. Бараков вышел на самостоятельную дорогу жизни. Некоторое время трудился в Якутске, затем приехал на озеро Байкал, где начал работать судовым механиком, а в 25-летнем возрасте был уже главным инженером порта Байкал.

С 1962 года Ю.П. Бараков живет на Дальнем Востоке. Получил высшее образование, окончив кораблестроительный факультет Дальневосточного политехнического института во Владивостоке. Работал начальником конструкторского бюро Владивостокского морского торгового порта. Параллельно учился в заочной аспирантуре Всесоюзного института научной и технической информации в Москве. В 1972 году получил приглашение на работу в только что организованный Дальневосточный научный центр АН СССР, где создавал отдел научной информации и впоследствии был его руководителем. В 1976 году защитил кандидатскую диссертацию, по совместительству преподавал в технических вузах Владивостока. Имеет целый ряд научных работ и изобретений. Неоднократно был участником Выставки достижений народного хозяйства страны (ВДНХ СССР), награжден ее Бронзовой медалью. Его трудовая деятельность отмечена двумя правительственными наградами (медалями). Все это смогло состояться, как считает сам Юрий Петрович, благодаря тем качествам, которые он получил в своем крестьянском детстве, прошедшем на реке Лене.

Воспоминания Ю.П. Баракова посвящены деревенскому труду и быту — тому, что запечатлелось в детской памяти и осмыслено уже пожилым человеком, в 2003 году. При этом автор описывает не столько себя в детстве, сколько вообще детство в деревне, проходившее в первую очередь в домашнем труде и школьных обязанностях и лишь потом в играх и забавах. Воспоминания Ю.П. Баракова хорошо систематизированы, имеют аналитический характер, изложены сжато и емко. Особый интерес представляют размышления автора о родовой памяти ленских крестьян.

Детством, прошедшим в предвоенную пору (вторая половина 1920-х гг. – 1941 г.), ограничены и следующие воспоминания, Владимира Васильевича Лыхина. Родился В.В. Лыхин 28 июля 1924 года в деревне Лыхиной. В родной деревне он прожил всего около пяти лет, затем начались многочисленные переезды с места на место. Его отец, Василий Николаевич Лыхин, в 1920-е годы работал в интегральном товариществе в соседнем с деревней Лыхиной селе Петропавловске, затем ему предложили работу в Киренском райисполкоме уполномоченным по сбору продовольствия от крестьян для нужд советской власти. В 1928 году большая часть их семьи переехала в районный город, Владимир на некоторое время остался в деревне с дедом, но в 1929 году тоже уехал в Киренск. В начале 1932 года в связи с переходом отца из Киренского райисполкома на работу в систему Главного управления Северного морского пути Владимир вместе с родителями переехал в деревню Верхнюю, а через несколько месяцев — в Нижнюю Корелину на реке Нижняя Тунгуска, там он восьми лет пошел в школу, в первый класс. В 1934 году родительская семья снова переехала в Киренск, там Володя начал учиться в третьем классе, а через год — в поселок Пеледуй, в средней части реки Лены, где разворачивалось строительство Пеледуйской судостроительной верфи и рабочего поселка.

Семья Лыхиных, как и многие в то время, жила небогато, если не сказать — просто бедно. Хлеб и основные продукты долгие годы получали по карточкам, домашнее имущество имели самое простое и немудреное. Частые переезды семьи с четырьмя, а затем и с пятью детьми не способствовали повышению материального достатка. Однако осознание этой нищеты пришло только много лет спустя. А тогда, в детстве, все это не воспринималось остро, даже аресты 30-х годов не сильно отразились на детском сознании автора. В Пеледуе В.В. Лыхин «закончил четвертый и пятый классы, просидел два года в шестом, в 1941 году осилил седьмой класс». Учебе он не придавал особого значения. Не имея больше желания учиться, после семилетки пошел на производство, на судоверфь. Начало трудовой деятельности совпало с началом Великой Отечественной войны. Так закончилось детство, началась суровая военная юность.

В ноябре 1941 года на 41-м году жизни умер отец, Василий Николаевич Лыхин. Многодетная семья осталась без основного кормильца. В июле 1942 года В.В. Лыхину исполнилось 18 лет, и уже в августе он был призван в армию. После окончания полковой школы в Забайкалье в звании младшего сержанта был отправлен на фронт. Участвовал в Курском сражении, под станцией Поныри был серьезно ранен. После лечения в госпиталях оказался на Забайкальском фронте, принял участие в боях с Японией.

Демобилизовался В.В. Лыхин в марте 1947 года в звании старшего сержанта. Вернувшись в Пеледуй, почувствовал, что нужно учиться дальше. Послал документы в Якутский речной техникум, но, приехав в Якутск, в сентябре 1947 года получил направление в Свердловское пожарно-техническое училище.

По окончании училища в 1950 году в звании техника-лейтенанта распределился в Иркутск в военизированную пожарную охрану авиационного завода. Одновременно с работой окончил вечернее отделение Иркутского авиационного техникума, получив специальность авиационного техника-технолога.

В 1957 году был направлен в Москву на двухгодичные курсы повышения квалификации. Однако, не видя в курсах перспективы получения высшего образования, через полгода вернулся в Управление пожарной охраны УВД Иркутской области. Был назначен в Первую военизированную пожарную часть на должность начальника дежурного караула, через год — заместителем начальника этой части.

С лета 1960 года стал работать начальником пожарноиспытательной станции. Новая служба потребовала больших инженерно-технических знаний, в связи с чем в 1963 году поступил учиться на заочное отделение инженерного факультета Московской высшей школы МВД СССР. Продолжая службу, в 1968 году закончил учебу. После защиты диплома в Москве вернулся в Иркутск, где в это время образовывалось Иркутское пожарно-техническое училище. Начал работать старшим преподавателем, затем заместителем начальника учебного отдела. В 1978 году в Иркутске на базе училища был организован инженерный факультет Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР. Стал начальником учебного отдела. Рос в звании: майор, подполковник, полковник. В 1984 году по исполнении 60 лет вышел в отставку в звании полковника. Общий срок службы составил 44 года. Инвалид Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другими многочисленными правительственными наградами. По-прежнему живет в Иркутске.

Воспоминания В.В. Лыхина были написаны в 2004 году. Им присуща некоторая эмоциональная сдержанность, продуманность и взвешенность изложения. В центре повествования — детство автора, проведенное в разных местах, но так или иначе связанных с рекой Леной. В ярких детских впечатлениях описываются родная деревня, Киренск и Нижняя Тунгуска, верховья которой находятся всего в трех десятках километров от ленских берегов. Значительное место уделено Пеледую, где автор провел наиболее осознанные годы своего детства. В описаниях рабочего поселка и его окрестностей, Пеледуйской судостроительной верфи приводится множество интересных подробностей, не имеющихся в других текстах.

Следующие воспоминания в книге принадлежат иркутскому писателю Василию Владимировичу Гинкулову (Шелехову) и ограничиваются буквально несколькими годами — с 1939 по 1944-й, в которые родители автора проживали в селе Петропавловске на реке Лене.

Родился В.В. Гинкулов 10 февраля 1929 года в селе Тунка Бурятской АССР в семье учителя. В 1939 году вместе с родительской семьей после двух лет жизни в Ставропольском крае (в станице Суворовской близ Пятигорска) он оказался в селе Петропавловске. Здесь в годы Великой Отечественной войны Василий окончил семилетнюю школу. В 1944 году семья Гинкуловых перебрались в Киренск, а через год в Якутию, в поселок Эльдикан на реке Алдан, куда отца назначили директором школы. В 1948 году В.В. Гинкулов с серебряной медалью окончил среднюю школу и осенью того же года поступил в Якутский пединститут на филологический факультет.

После нового переезда родителей в Иркутскую область (пос. Урало-Ключи Тайшетского района) продолжил учебу на историко-филологическом факультете Иркутского педагогического института. В 1952 году, получив диплом с отличием, отказался от аспирантуры, работал преподавателем русского языка и литературы в средних школах Тайшетского района. В 1957 году В.В. Гинкулов уверовал в Бога, скрывать этого ни от кого не стал и подал заявление о выходе из рядов коммунистической партии. В результате из школы пришлось уйти. На жизнь стал зарабатывать физическим трудом, перепробовал немало рабочих специальностей — работал арматурщиком, кочегаром, электросварщиком на строительстве Красноярской ГЭС, освоил профессию слесаря-сантехника. В возрасте 33 лет обратился к литературному творчеству. В автобиографии он так вспоминает об этом: «Как будто давно копившиеся воды вдруг прорвали плотину и ринулись на простор! Я писал днями и ночами, забывая о еде и отдыхе». В 1964 году, убедившись, что стать писателем, живя на периферии, невозможно, перебрался в Иркутск. Более 20 лет, до выхода на пенсию, трудился слесарем на Иркутском авиационном заводе. Печатался в газетах, в выходящих в Иркутске альманахе «Ангара» и журнале «Сибирь». Литературный псевдоним взял в честь матери, Матрены Егоровны, и деда, тункинского купца Егора Андреевича Шелехова. Первая книжка рассказов и очерков — «Глухариные хитрости» — вышла в 1974 году. Позже стал автором романов «Утрата невосполнимая» и «Сумасшествие», а также сборников повестей, рассказов и очерков «Даль сибирская», «Психи в моей жизни», «Живи, тайга». Член Союза писателей России, живет в Иркутске.

Воспоминания В.В. Гинкулова, написанные в 2004 году, во многом перекликаются с его ранее опубликованной повестью «Ленские плесы»5. Но если в повести автор стремился в первую очередь к художественному изложению своих ленских впечатлений, то в воспоминаниях он в большей степени сосредоточивается на подробностях этнографического характера. В отличие от других авторов книги, В.В. Гинкулов — не коренной ленский житель. Его воспоминания интересны как взгляд человека нового для описываемых мест. На контрасте с югом России, откуда он тогда приехал, многое показалось ему необычным на Лене, а значит, острее были восприняты особенности ленской жизни. Автор отмечает немало моментов, которым местные жители обычно не придают значения, мимо чего привычный глаз скользит.

Когда книга была фактически собрана, удалось разыскать давно написанные и сохранившиеся до наших дней воспоминания еще одной ленской жительницы — Марии Иннокентьевны Дмитриевой. Она родилась в 1888 году в селе Знаменка Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Жигаловский район Иркутской области) в семье Иннокентия Ивановича и Татьяны Семеновны Серебренниковых. Родным братом Марии Иннокентьевны был Иван Иннокентьевич Серебренников, известный впоследствии общественный деятель и исследователь Сибири.

Образование Мария Иннокентьевна получила характерное для своего времени — четыре класса церковно-приходской школы. В 1906 году, 18 лет, она вышла замуж за Николая Степановича Дмитриева, 1879 года рождения, жившего в селе Банщиково Киренского уезда — родном селе ее матери, урожденной Дмитриевой.

Многочисленная семья Дмитриевых, в которой оказалась после замужества Мария Иннокентьевна, тесно общалась с политическими ссыльными, приписанными на поселение к ленским деревням. Более того, Дмитриевы оказывали им всевозможную поддержку и помощь, принимая участие в проведении революционной работы в деревне: печатали на гектографе прокламации и листовки, хранили и распространяли нелегальную литературу, помогали скрываться беглецам и т. д. Не случайно поэтому ссыльнополитическим в воспоминаниях М.И. Дмитриевой уделено немало места. Подробно написала она и о деятельности своего мужа, Н.С. Дмитриева, его братьев и сестер.

При установлении советской власти в Приленье в 1917 году Николай Степанович Дмитриев был избран в члены Банщиковского Совета. Казалось бы, наступило время для счастливой жизни, но тут и началось то, что сама Мария Иннокентьевна назвала «хождением по мукам».

С приходом к власти белых в августе 1918 года Николай Степанович был впервые арестован и до середины марта 1919 года сидел в Иркутской тюрьме. После освобождения, с марта по август месяц, занимался сельским хозяйством, а с 15 августа по ноябрь служил агентом американской фирмы по закупу пушнины.

28 ноября 1919 года он вновь был арестован, до 17 декабря сидел в Киренской тюрьме. В декабре 1919 года в Киренске был создан революционный комитет, в который был введен и освобожденный из тюрьмы Н.С. Дмитриев. В январе–феврале 1920 года проходил уездный съезд Советов, Николай Степанович как представитель ревкома присутствовал на нем, был избран в состав президиума съезда. Вскоре после съезда в Киренске начали создаваться новые общественные учреждения уездного значения и утверждаться их руководители. С 1 апреля 1920 года Н.С. Дмитриев был назначен Киренским уездным военным комиссаром.

5 августа 1920 года на экстренном заседании членов Киренской организации РКП(б) было принято постановление о реорганизации ревкома. Его председателем был назначен Н.С. Дмитриев, к обязанностям которого ему поручили приступить сразу же после сдачи обязанностей военкома. Но этого не произошло, военкомом он оставался почти до 1921 года.

В начале октября 1920 года Н.С. Дмитриев был арестован в очередной раз, на сей раз по обвинению в заговоре против советской власти, однако в ходе следствия был оправдан как арестованный «ошибочно». После этого Н.С. Дмитриев решил оставить Киренск и вернуться в родное село. Несколько лет он работал председателем Подкаменского кредитного сельскохозяйственного товарищества, но и здесь не избежал своей участи — нового ареста по сфальсифицированному обвинению, по которому был осужден на два года тюрьмы. Вернувшись из заключения, Николай Степанович получил приглашение возглавить новый лесозаготовочный участок по реке Тунгуске в селе Преображенском Ербогачёнского района. В самом начале 1929 года он отправился туда, вскоре вслед за ним уехали Мария Иннокентьевна с младшей дочерью Ниной. Остальные дети остались в Банщиково с бабушкой Марией Алексеевной. В июле 1931 года Н.С. Дмитриев заочно попал под кампанию раскулачивания, в результате чего был причислен к кулакам, лишен избирательных прав и родительского дома. (Позже дом Дмитриевых был перевезен в Киренск, в нем расположился сначала парткабинет, а затем народный суд.)

По всей видимости, в начале 1932 года семья Дмитриевых выехала из Преображенского в Киренск, а оттуда через некоторое время переехала в село Витим. Там Н.С. Дмитриеву предложили работу по перевозке вербованного населения по рекам Лене и Витиму до Бодайбо, на золотые прииски. Но в 1937 году он был обвинен в нарушении условий перевозки рабочих, освобожден от работы и отправлен в Бодайбо, где его осудили на 10 лет. Отбывал срок в колонии строгого режима на Дальнем Востоке. Был освобожден в 1942 году досрочно, по болезни и возрасту. Мария Иннокентьевна в то время жила в поселке Куйтун Иркутской области. Вскоре после возвращения Николай Степанович и Мария Иннокентьевна уехали в Якутск, где жили вместе с сыном Олегом, а после войны вернулись в Иркутскую область, поселившись в поселке Суетúха Тайшетского района (с 1967 г. — г. Бирюсинск) с дочерьми Татьяной и Ниной.

По воспоминаниям родственников, Николай Степанович в старости был немногословным, его сломили годы, проведенные в тюрьмах, куда садили и враги, и, казалось бы, единомышленники. В последние годы жизни он много читал, но никогда не вспоминал и не рассказывал о прошлом. Умер Н.С. Дмитриев в Суетихе 16 мая 1956 года.

Мария Иннокентьевна Дмитриева, родив семерых детей, всю свою жизнь посвятила им и дому. Вела хозяйство, сопровождала мужа в переездах, которых было в их жизни много. Прожила она сложную, во многом трагическую жизнь, основные эпизоды которой описаны в воспоминаниях.

Мария Иннокентьевна в целом была натурой едва ли не противоположной мужу. От рождения она была одарена немалыми способностями и талантами. Присущее ей творческое начало получило выход в театральной самодеятельности. Вместе с братом мужа, А.С. Дмитриевым, она стала инициатором создания театрального кружка и первого клуба в селе Банщиково. В 1910-х годах там регулярно ставились их спектакли. С детства Мария Иннокентьевна играла в шахматы и увлекалась ими до самой старости. В своих воспоминаниях она описывает встречу и шахматную партию с Л.Д. Троцким. Играла она и в преферанс, музицировала на гитаре, прекрасно рассказывала, была душой любой компании. На ее образованности и широте знаний во многом сказалась дружба с политическими ссыльными. С молодости она интересовалась медициной, имела специальную литературу, оказывала медицинскую помощь ленскому населению. В результате всего этого пользовалась большим уважением со стороны односельчан и знавших ее людей.

В пожилом возрасте Мария Иннокентьевна много читала, живо интересуясь всем, что происходило в стране. Откликалась на то, что встречала в газетах или слышала по радио. Как-то услышала она радиопередачу, в которой упомянули фамилию Таратута. Она заинтересовалась этим, поскольку знала ссыльнополитического Александра Таратуту. Написав на радио письмо, получила ответ с адресом Евгении Александровны Таратута, автора книг об Э.Л. Войнич. Как оказалось, она была дочерью того самого Саши Таратуты, ленского ссыльного. Позже он эмигрировал во Францию, в Париже у него родилась дочь Евгения. Е.А. Таратута ответила Марии Иннокентьевне письмом, выражая удивление, что кто-то в Сибири помнит ее родителей. Впоследствии она послала ей свою книгу о Войнич с дарственной надписью. Когда Мария Иннокентьевна жила некоторое время в Москве у сына Степана, они лично встречались.

Прочитав в 1964 году адресованную «любознательным» газетную заметку о Тунгусском метеорите, она написала о том, чему была свидетелем летом 1908 года, в Комитет по метеоритам Академии наук СССР. Получила оттуда ответ с благодарностью за ценное сообщение.

Еще до Великой Отечественной войны она записывала для себя народные пословицы и поговорки. Обнаружив в 1965 году в «Комсомольской правде» маленькую заметку о пословицах доцента Абаканского педагогического института Б.М. Ховратовича, Мария Иннокентьевна послала ему свои записи. В изданной впоследствии книге он благодарил ее за оказанную помощь6.

Интересовалась Мария Иннокентьевна искусством, литературой, поэзией, любила Пушкина и Лермонтова, сама пыталась писать стихи. Свои стихи, посвященные Пушкину, послала в музей А.С. Пушкина в Москве. Следила Мария Иннокентьевна и за событиями в покорении космоса, и за спортивными соревнованиями. До последних своих дней проявляла она интерес к жизни, сохраняя прекрасную память. В старости могла пересказать роли из Островского, которого они играли еще до революции, пересказывала книги, прочитанные 20–30 лет назад. Ее дочь, Нина Николаевна Дмитриева, писала о ней: «Будучи больным человеком, на больничной койке после операции в возрасте 81 год, в газете она увидела фотоснимок двух шахматистов и начала нам с Татьяной рассказывать все о них. А утром следующего дня ее не стало». М.И. Дмитриева скончалась в городе Бирюсинске Иркутской области 18 мая 1969 года.

Писать свои воспоминания Мария Иннокентьевна начала для детей, внуков и правнуков в возрасте 76 лет и продолжала до самой кончины, возвращаясь к ним снова и снова. После смерти М.И. Дмитриевой бóльшая часть текстов хранилась у ее дочери Татьяны Николаевны Дмитриевой, а затем у внучки, Генриетты Кирилловны Нартовой, живущей ныне в суверенном Казахстане, в городе Усть-Каменогорске. Благодаря Генриетте Кирилловне воспоминания М.И. Дмитриевой были переданы в Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» и начали готовиться к публикации.

Воспоминания М.И. Дмитриевой записаны крупным, слегка подрагивающим почерком с небольшим наклоном влево более чем в 30 школьных (12-листовых) и общих тетрадях. Немалую часть их составляют черновые записи, которые потом переписывались автором в другие тетради. При этом из повествования часто упускались некоторые имеющиеся в черновиках подробности и добавлялись новые эпизоды, о которых вспоминалось в процессе переписки. Тетради не имели единой нумерации. Нередко в начале тетради записывался один жизненный эпизод, а конец тетради посвящался совсем иным событиям. Целостного, связного текста воспоминаний, таким образом, не существовало. Поэтому с воспоминаниями М.И. Дмитриевой пришлось проделать ту же работу, что и с воспоминаниями П.И. Лыхина: перекомпоновать их, упорядочив текст.

Воспоминания М.И. Дмитриевой во многом описывают дореволюционный период ленской жизни, начиная с 1890-х годов. Таким образом, они свидетельствуют о наиболее раннем времени, о котором ни один из ныне живущих стариков рассказать не может. Однако воспоминания Марии Иннокентьевны ценны не только содержащейся в них информацией. Бесхитростный женский рассказ о пережитых жизненных коллизиях и страстях человеческих трогает душу и читается на едином дыхании. Некоторые моменты в ее повествовании кажутся столь невероятными, что, не случись они в действительности, их можно было бы счесть фантазией изощренного беллетриста. Без сомнения, воспоминания М.И. Дмитриевой по силе эмоционального воздействия не уступают тому, что мы видим на теле- и киноэкранах.

В целом же вошедшие в книгу воспоминания, дополняя друг друга, полнокровно отражают жизнь ленских крестьян в первой половине ХХ века. Прошедшее встает перед читателем ярко и образно во всех повседневных трудах и заботах, событиях и переживаниях людей. Благодаря авторам воспоминаний и мы, читатели, становимся очевидцами того, что происходило еще до нашего рождения.

 

Ю.П. Лыхин
Перейти к книге "Воспоминания ленских жителей"

 

Примечания:

1 Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика. — М., 2004. — С. 269–270.

2 Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. — Ростов н/Д, 2000. — Кн. 1. — С. 60–61.

3 Бердинских В.А. Крестьянская цивилизация в России. — М., 2001. — С. 5.

4 С 1 сентября 1952 г. — Якутское речное училище.

5 Белан Н.Е., Гинкулов В.В., Спиридонов Е.В. Повести. — Иркутск, 1977. — С. 122–214.

6 Поле любит труд: Русские народные пословицы и поговорки о сельском хозяйстве / Сост. Б.М. Ховратович. — Красноярск, 1966. — С. 16.