Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Новый год и новогодняя игрушка - немного истории

Звезда. Игрушка 1930–1940-х гг. Стекло

Звезда. Игрушка 1930–1940-х гг. Стекло

Игрушки 1930–1940-х гг. Вата, краски

Игрушки 1930–1940-х гг. Вата, краски

Дед Мороз и Снегурочка.1940–1950-е гг.Вата, бумага, краски

Дед Мороз и Снегурочка.1940–1950-е гг.Вата, бумага, краски

Фрагмент экспозиции выставки в Тальцах

Фрагмент экспозиции выставки в Тальцах

"Новогодняя сказка" в "Тальцах"

Марина Леонидовна Никифорова,
научный сотрудник Архитектурно-
этнографического музея «Тальцы»,
г. Иркутск


Интерес к истории новогодних праздников стал теперь особенно заметен, ведь традиции украшать елку существенно изменились уже за последние несколько лет. Очень сильно ощущается влияние Запада — появились всевозможные шары и сердечки, Санта-Клаусы, постепенно вытесняющие нашего Деда Мороза; елки, которые даже не нужно украшать, — все сводится к максимальному комфорту человека, замене традиций массовой культурой. На фоне всего этого цветного однообразия совершенно по-особому выглядят игрушки, в которых отражена вся советская эпоха — от танков, самолетиков, изображений партийных работников 1930-х годов до цветных шаров, грибков и шишек 70–80-х. Американка Ким Балашак, собравшая самую большую в мире коллекцию российских новогодних игрушек, говорит: «Эти удивительные вещи помогли мне понять смысл, душу вашего новогоднего праздника. Каждая игрушка — словно оживший кусочек истории Российской империи и Советского Союза» (1). Коллекция Ким Балашак насчитывает более двух с половиной тысяч игрушек. Подобные выставки, но более скромные по количеству экспонатов, прошли в этом году в музеях и библиотеках многих городов России — в Москве, Петербурге, Великом Устюге, Олонце, Омске, Иркутске, Шелехове и др.

В музее «Тальцы» также была организована небольшая выставка. Она разместилась в помещении церковно-приходской школы. В свое время такие школы были призваны кроме распространения грамоты и элементарных знаний решать и ряд других просветительских задач, в частности, в них проводились вечера, устраивались елки для детей, к которым готовили специальные музыкальные и литературные номера. Выставка «Новогодняя сказка», посвященная истории новогодней игрушки в России, проходила в «Тальцах» с 7 января по 15 февраля 2003 года. Название выставки выбрано не случайно, ведь встреча Нового года — это действительно настоящая сказка для взрослых и детей, это всегда ожидание чего-то нового, надежды на лучшее, в Новый год принято прощать друг другу обиды, желать счастья и здоровья, дарить подарки, украшать елку.

Откуда же пошла традиция украшать елку? Чтобы разобраться в этом, обратимся к истории. Считается, что этот обычай перешел к нам из Германии, где существовал с незапамятных времен, в России же он появился сравнительно недавно. В этом обычае тесно переплетается христианская традиция, напоминающая о тайне воплощения Сына Божия на земле, с языческой, относящейся к временам мифологическим, к образу мирового древа, когда весь род человеческий ютился в середине его. Покинув его, люди не забыли родства с растительным царством, продолжали верить в священные деревья. Имелось поверье, сохраняемое и поныне, что если оставить на память на ветвях почитаемого дерева лоскуток ткани и загадать желание, оно непременно сбудется. Греческое предание связывало ель с именем нимфы Кениды (она же Элата). А в Древней Руси считалось, что от шума ветра в ветвях ели глохнет леший — слуга лесного царя. У славян южных и восточных имелся праздник «Коляда», приходившийся на время Рождества. На этом празднике в обычае было плясать, водить хороводы, играть на сопелках и гуслях, петь песни, носить маски животных, гадать — эти обряды носили магический характер общения с душами умерших.

С давних времен зимние праздники на Руси включают в себя старинные народные Святки, языческие по своему происхождению, церковный праздник Рождества и мирской праздник Нового года. Праздник Рождества на Руси долгое время был сугубо церковным, в быту его стали праздновать позднее. В указе 1699 года царь Петр I повелел перенести новолетие с 1 сентября на 1 января и в честь этого события украшать еловыми и сосновыми ветками и стволами ворота, крыши домов и трактиров. При императрице Елизавете Петровне устраивались пышные празднования с украшением елки, но это при дворе, в целом же культура зимних праздников с елкой в доме складывается только к середине XIX века, первоначально в Петербурге и в Москве, затем уже по всей России.

Елка в доме сакральна, это дерево, связывающее прошлое с будущим, человека с вечностью. Украшенная елка представляет собой модель мира. Елочные игрушки — это обычно реальные или фантастические существа и объекты, которые помогают проникнуть в мир таинственного. Разнообразен мир игрушек-символов, в украшении елки сложно сочетаются мотивы христианские с языческими по природе своей символами и современные светские обряды; все они органично дополняют друг друга, образуя единый ансамбль. Елочные шары символизируют планеты, колокольчики и фонарики напоминают о необходимости быть «бдительными» и своим светом и звуком отгоняют всякую нечисть. В христианской трактовке елка — символ дерева жизни, возвращенного нам с рождением Христа; будучи украшена зажженными свечами, она символизирует духовный свет, просветивший мир с пришествием Христа, и, будучи обвешена плодами, служит символом царства благодати. Овощи и фрукты на ней — это дары природы, а звери и насекомые — символ Божьего мироздания, ибо всякая тварь поет хвалу Богу. На верху ствола крепится восьмиконечная Вифлеемская звезда, указывающая путь волхвам. Если говорить о символике, то восьмилучевая звезда считалась божественным знаком у древних египтян и солнечным символом в древнем Вавилоне. Такая звезда заключает в себе солнечный круг — крест солнцестояний и равноденствий, и четыре стороны света. В советское время Вифлеемская звезда была заменена пятиконечной.

На рубеже XIX–XX веков елки стали богато украшаться: до этого считалось, что вполне достаточно свечей и гостинцев для детей, обычно сладостей. Чаще всего игрушки делали сами, всей семьей, за неделю до Рождества, реже — использовали покупные. Первоначально в России продавались немецкие елочные украшения, из таких «столиц игрушек», как Нюрнберг или Берлин. Затем и отечественные кустари в небольших артелях стали изготавливать подобия таких игрушек. Обычно за несколько месяцев до праздников начинали делать в небольших артелях малые партии игрушек; это было штучное производство, и поэтому украшения в «серии» не были похожи друг на друга. Стеклянные изделия продавались в артелях города Клина. Собственным товаром торговали в мелких лавках, а отдельные товарищества, со своими складами, имели и собственные мастерские. Например, в Москве было несколько крупных мастерских: старейшими производителями елочных украшений являлись фабрики Я. Увакина и фирма М. Глазунова, существовавшие с 1870-х годов; мастерские Ф. Брендакова и Е. Шиканова. Ввозились товары немецких фирм Г. Тица, Ю. Зонненберга и А. Вертгейма. Крупные магазины устраивали «рождественские базары», о чем сообщалось в специальной предпраздничной рекламе. С конца XIX века получили распространение фигурки, сделанные из ваты и облитые анилиновыми красками, проштампованный под прессом картонаж: так появлялись птички, рыбки, бабочки.

После революции Новый год исчез из российского календаря, елки были запрещены как «буржуазный пережиток», взамен в 1925 году появилось «комсомольское рождество», а новогоднее дерево и игрушки посчитали мещанством. До 1935 года производство елочных игрушек в стране не осуществлялось. Когда миновали годы гонений, вновь возродилась традиция украшать елку, в январе 1937 года официально состоялась первая новогодняя елка в Колонном зале Дома союзов. Новая эпоха родила специфические темы — появились шары с портретами вождей революции — Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Тогда же очень популярны были звезды, фигурки детей, сказочных персонажей, наборы «В память Всесоюзной сельскохозяйственной выставки» (животные, фрукты, овощи), ватные Дед Мороз и Снегурочка. Выпуск игрушек продолжался и в годы Великой Отечественной войны, хотя игрушки этого времени были не так ярки. Преобладали в основном военные мотивы: собаки-санитары, пистолеты, датированные звезды, фигурки бойцов и образцы военной техники. На фронтовых елках чаще развешивались самодельные украшения, иногда — уцелевшие довоенные игрушки. В ход шел любой подручный материал — использовали раскрашенные кусочки жести, цветную проволоку, лоскуты ткани, бумагу, вату и перевязочные бинты, делали даже расписные шары из перегоревших лампочек.

1950–1960-е годы — период наивысшего расцвета послевоенной советской промышленности, он отразился и на производстве елочных украшений. Игрушки этих лет отличаются разнообразием сюжетов: были очень популярны фигурки сказочных персонажей на прищепке, кукурузные початки, наборы миниатюрных игрушек для искусственных елочек на столе. После полета Гагарина на елках появились космонавты, спутники Земли, планеты и звезды.

В 1970–1980-е годы преобладают абстрактные игрушки, красивые елочные украшения становятся, как и все остальное в стране, дефицитом, то, что выпускала отечественная промышленность, стало принимать все более упрощенные формы. В 1970-е годы пошла мода на стеклянные «ленинградские» шары, а затем и на импорт из дружественных стран, таких как ГДР. Начало XXI века в мире елочных игрушек оценивается современниками как полная «иностранная интервенция».

Несмотря на то что в музее «Тальцы» не было собственной коллекции елочных украшений, для выставки «Новогодняя сказка» было собрано около 200 экспонатов. В их число вошли игрушки 20–70-х годов XX века, предоставленные Музеем истории города Иркутска, а также игрушки из частных коллекций А.Н. Голендеева, М.В. Дыбенко, В.Г. Дёмина, В.Р. Лопатовского, С.И. Медведева, А.Д. Назаркина, В.В. Тихонова. Конечно, игрушек было не так много и не все из них являются наиболее яркими представителями своей эпохи, но тем не менее… Самыми старинными у нас оказались стеклянные самоварчики и чайнички ручной работы, относящиеся к 1920–1930-м годам. Причем, что самое удивительное, здесь вы сможете найти все элементы, присущие самовару, — и ручки, и краник, и даже маленький чайничек сверху. Были две самодельные игрушки — зайчик и рыжая лиса, сделанные более 50 лет назад из ваты, накрученной на проволочный каркас, и раскрашенные.

Очень много оказалось картонных игрушек разных лет. Самые старинные из них — броневик и пятиконечная звезда с серпом и молотом в центре — игрушки послереволюционной эпохи; кроме того, всевозможные собачки, бабочки, птички, изготовленные в более поздние годы. Просто удивляет количество крокодилов, чьи образы, вероятно, были навеяны сказками К.И. Чуковского. Значительное число было ватных игрушек, относящихся ко временам Всесоюзных сельскохозяйственных выставок 1935–1940-х годов,— здесь можно было увидеть лимоны, персики, груши, морковь и самые разнообразные грибочки.

Подобралась целая серия стеклянных игрушек на садовоогородную тему — перец, луковицы, клубника, земляника, корзинки с фруктами и цветами. Интересны игрушки, сделанные из тонких стеклянных трубочек, — тут были бусы, ветряная мельница, велосипед, вертолет, не обошлось и без пятиконечных советских звезд. Разнообразны сюжеты стеклянных игрушек 1950–1960-х годов на прищепке, среди них зайчики, клоуны, совы, шишки, цыплята, изящные лебеди, а также символ пятидесятых — «царица полей» кукуруза.

Игрушки 1970–1980-х годов уже заметно отличаются от игрушек предыдущих лет, они выглядят намного проще, примитивнее, сказывается развитие советской промышленности — появление серийного производства, литья, штамповки и т. п. В основном это стеклянные игрушки: шары разных размеров, шишки, грибы, бумажные, картонные и игрушки из искусственных материалов — пластмассы, пенопласта и т. п.

Кроме игрушек на выставке были представлены уникальные новогодние и рождественские открытки начала XX века из коллекции С.И. Медведева.

Не все игрушки, которые были на выставке, останутся в музее, многие из них еще долгое время будут радовать своих владельцев, украшая новогоднюю елку, но все же благодаря выставке начало коллекции было положено, часть игрушек владельцы подарили музею. Надеемся, что в «Тальцах» со временем появится собственная коллекция елочных украшений. Мы просим всех, у кого сохранились старинные елочные игрушки, принять участие в создании этой интересной коллекции.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Американка показала москвичам историю нашей новогодней игрушки. www.ntm-tv.ru\news\federal\print\kollektam.html

2.Музей новогодних игрушек открылся в Великоустюгской церкви Николы Гостинского. www.severinform.ru

3.Новогодние игрушки могут рассказать о многом. www.vgtrk.co

4.Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. — М., 1999. — С. 362.

5.Райскин М. Конец картонной эпохи. www.arteria.ru

6.Рейли М.В. Истоки жизни: русские обряды и традиции. — СПб., 2002. — 256 с.

7.Святая Русь: Энциклопедия русской цивилизации / Сост. О.А. Платонов. — М., 2000. — С. 603.

8.Турчин В. Рождественская ель: украшение, ритуал, судьба // Наше наследие. — 2000. — № 52. — С. 80–85.

 

Журнал "Тальцы" №1 (20), 2004 год