Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

О свадебном ритуале русских крестьян Енисее- Ангаро- Ленского междуречья (конец XIX - начало XX в.)

Невеста.

Невеста. Фото В. Щепина. 2003 г.

Жених.

Жених. Фото В. Щепина. 2003 г.

Дружка.

Дружка. Фото В. Щепина. 2003 г.

Приезд поезда жениха.

Приезд поезда жениха. Фото В. Щепина. 2003 г.

Жених с боярами.

Жених с боярами. Фото В. Щепина. 2003 г.

Выкупил невесту

Выкупил невесту. Фото В. Щепина. 2003 г.

Семья. Спустя годы

Спустя годы. Фото В. Щепина.

Одной из значимых частей культурно-бытового уклада русского старожильческого населения Восточной Сибири в конце XIX – начале XX века являлся свадебный ритуал. Он всегдапривлекал внимание историков и этнографов, поскольку был основным способом заключения брака и формирования семьи. Изучение свадебной обрядности русского этноса — общности крупной и сложной в структурном отношении — представляет собой достаточно трудную задачу. Нами для исследования выбран исключительный в этнографическом отношении регион со своими характерными особенностями. Русское старожильческое население при его формировании и расселении отличалось контактированием с местными народами, обретением локальных различий в культурно-бытовой сфере. Для рассматриваемого региона характерны сочетание различных традиций, приносимых русскими переселенцами с XVII века, и более высокая, чем у поздних переселенцев, сохранность архаических компонентов.

В данной работе затронуты общие вопросы русского свадебного ритуала, подробнее описаны обряды из свадьбы до венца, на фотографиях представлены персонажи свадьбы, реконструированной творческой мастерской «Берестень» (г. Иркутск), костюмы участников свадьбы и декор свадебного поезда исполнены членами мастерской.

В словаре В.И. Даля отмечено, что «брак — законный союз мужа и жены; супружество; таинство венчания, соединение четы церковью». Жена — замужняя женщина, супруга. Муж — относительно к женщине, жене: супруг, хозяин, образующий с женой чету. Свадьба понимается как «обрученье, совершенье брака, женитьба и замужество, повенчанье со всеми брачными обрядами и пирушками» (5). Это одно из самых ярких, эмоциональных проявлений народной культуры, красочное театрализованное действо, исполненное глубокойсимволики.

Русская свадьба, отличаясь большим разнообразием и множеством региональных особенностей, сохранила обязательную для всех мест структуру. Наиболее общие периодысвадьбы следующие: предсвадебный период — от сватов-ства до дня венчания; день бракосочетания — от утра дня венчания до первой брачной ночи; послесвадебные обряды —могли выполняться в течение всего первого года жизни молодых (8).

Предсвадебный период мог включать: выбор невесты, сватовство, рукобитье, сговор, запой, смотрение места (хозяйство жениха), смотрины невесты, завешивание невесты,богомолье, побывалки, мальчишник, девишник и др. Какие-то из этих обрядов могли отсутствовать, либо совмещались несколько обрядов в один. Последовательность проведенияобрядов могла быть своей для каждого места проживания брачующихся, как результат местных обычаев.

День бракосочетания, как правило, включал свадьбу до венца и свадьбу после венца. При этом свадебные события происходили в доме невесты и в доме жениха, на улице, в храме. Основными обрядами и действиями в этот день являлись: одевание невесты к венцу, благословение невесты родителями, девичий стол, приезд жениха, выкуп косы, стол до венца, благословение молодых к венцу, венчание, перевоз приданого невесты в дом жениха, перегораживание дороги, встреча молодых хлебом-солью и осыпание зерном, свадебный стол, раздача даровий, окручивание молодой, брачная ночь.

В послесвадебный период в течение года осуществлялось меньшее количество действий, например, торжество в доме жениха, бужение жениха и невесты, совместное мытье молодых в бане, угощение матерью невесты; обычай посылать родителям невесты кулебяку, символизирующую целомудренность невесты, или битье посуды по этому поводу, гуляния ряженых.

Между рукобитьем и свадьбой проходило иной раз от месяца до года для подготовки приданого. По существовавшей традиции невеста должна была иметь повседневную и праздничную одежду на несколько лет. Обязательным считалось невесте иметь постель. Каждые родители старались получше справить приданое для дочери. Одежды и обуви в приданое дочери-невесте родители давали побольше, чтобы ей легче жилось в доме мужа. Лопоть (одежду) складывали в сундуки, которые делали местные мастера. Время заключения браков у русских крестьян края было тесно связано с земледельческим календарем. Вступление в брак приурочивалось к свободным от сельскохозяйственных забот периодам года (например осенний и зимний мясоед) (11).

Состав участников свадьбы был обширен и разнообразен. Основную группу среди них составляли члены двух вступающих в родство семейно-родственных коллективов.

Центральными фигурами являлись жених и невеста (князь с княгинею), они играли пассивные роли, лишь выполняя то, что от них требовал обычай. На первых этапах свадьбы невеста выступала как член семьи своих родителей, в период венчания — как индивидуальное лицо, на заключительных этапах свадьбы — как представитель нового семейно-род-ственного коллектива.

Активными участниками свадьбы были родители жениха. Они являлись, как правило, инициаторами женитьбы сына, решали хозяйственные вопросы. Роль матери была болееразнообразна, чем роль отца. Она смотрела на невесту как на помощницу и исполнительницу своих распоряжений, она же совершала обряды и действия, символизирующие приемновобрачной в семью.

Видное место среди участников свадьбы занимали и родители невесты (благословляли дочь на брак, производили домашнее обручение брачующихся). Мать невесты встречалапоезжан, кормила жениха яичницей.

Особое место среди участников свадьбы занимал младший брат невесты, он продавал ее косу.

Подруги — сверстницы невесты и друзья — сверстники жениха выполняли разнообразную обрядовую нагрузку в предсвадебный и послесвадебный периоды.

Самым почетным участником свадьбы среди свадебных чинов являлся тысяцкий, которым, как правило, был крестный отец жениха, он среди поезжан был представителем егосемейно-родственного коллектива, опекуном и наставником жениха на свадьбе, ехал вместе с женихом по его правую руку, сидел за свадебным столом справа от него, нередко производил всевозможные выкупы, ему пели величальные песни, он заменял отца жениха во время его поездки за невестой и во время венчания, где, согласно существующим брачным нормам, родители присутствовать не могли.

Основную распорядительную функцию на протяжении свадьбы выполнял другой свадебный чин — дружка, способный на всевозможные выдумки, остроты, байки, расторопный,находчивый, хорошо знающий свадебный ритуал женатый родственник жениха. По народным представлениям, в обязанности дружки входило оберегать жениха и невесту, а также всех участников от всего, что могло помешать совершению свадебных обрядов. Распорядительная роль дружки сохранялась и в доме невесты.

Однако в Mapковой и соседних деревнях, что под Иркутском, главным действующим лицом свадьбы являлся тысяцкий, а дружка совсем отсутствовал (17). В помощь дружке выделялся специальный свадебный чин — поддружье (полудружье), он всегда следовал за дружкой и расторопно выполнял все его поручения.

Остальные чины, как правило, не выполняли каких-либо специфических задач или круг их обязанностей был ограничен. К таким чинам относились большие и малые бояре,которыми были соответственно близкие и дальние родственники жениха, свахи. Обслуживанием участников свадьбы в основном занимались стряпки.

По данным А. Ермолаева, при описании ритуала свадьбы в селе Кежемском отмечено, что дружка опоясан расшитым полотенцем, имеет столбец и переборный пояс, надетый через плечо (6).

День бракосочетания, который состоял из свадьбы до венца и свадьбы после венца, назывался браньём. В день свадьбы с утра к невесте собирались девушки и начинали одевать ее к венцу: надевали белую рубашку, подпоясывая ее «крестильным» пояском, надевая юбку, девицы пели (15). По другим свидетельствам, подружки пели причитания, во времякоторых совершался обряд расчесывания волос невесты ее матерью, крестной, ближайшими родственниками. Затем голову украшали венком из покупных цветов, а в богатых семь-ях в конце XIX века вошла в моду вуаль (фата) (3; 4).

Платье шили в зависимости от достатка в семье, однако большинство сибирячек венчались в этот период в традиционных крестьянских костюмах — сарафане с рубахой и запоном. Невесты же из более состоятельных семей были одеты к венцу в платья из розового шелка или батиста (3; 4).

После одевания невесту благословляли ее родители и крестная мать иконой и хлебом-солью. После этого все, кроме невесты, завтракали. Затем готовили стол к приезду жениха и закрывали его полотенцем. Невеста садилась за стол в передний угол, охраняемая подружками-провожатками, братом или сестрой (3; 4; 15). Перед приездом поезжан на браньё девицы запевали «Красу». Невеста выплетала ленты, распускала косу и, не выпуская ленты из рук, ежеминутно встряхивая, развивала их перед глазами и, смотря на них, сильно плакала, подходила она с ними и к матери, и к отцу. Они плакали все более, чем когда-либо, а когда девицы кончали песню, невеста раздавала им ленты, забрасывая их на плечо. При этом рвала с головы волосы и делила их по пасмочке девицам. Покончив с «красой», благословляли невесту к венцу. Среди избы расстилали оленью шкуру, затепляли у икон свечи. Отец, взяв икону, становился на оленину, куда также становилась и мать. Сваха, взяв невесту за руку, выводила ее из-за стола к отцу, и она трижды кланялась ему в ноги. Отец творил три раза крестное знамение на ее голове, говоря: «Господи, благослови». Отец передавал икону матери, невеста кланялась ей и мать благословляла дочь. Потом благословляли крестные своей иконой, которая и отдавалась невесте. При благословении все родные сильно плакали, плакали и некоторые из пришедших поглядеть. После благословения икону ставили на божничку, невеста садилась опять за стол, девицы приготовляли «оружие» («пичкалины» и «самострелы») к встрече бояр.

У жениха в этот день собирались бояре, украшали лошадей; отец, мать и крестные благословляли жениха, которого выводил тысяцкий. Жениха благословляли так же, как и невесту. Затем весь поезд отправлялся на браньё, родители провожали.

Свадебный поезд (кортеж) пришел к нам из глубины веков. Убранство свадебного поезда было весьма красочным: кони по масти, кошевы с расписными задками и стенками,расписные и резные дуги, звонкие колокольчики, самая дорогая сбруя. Молодых садили на меховую шубу и покрывали меховым пологом (к богатству). Кроме этого свадебный поезд всегда украшался цветами, лентами, колокольчиками.

Порядок размещения следующий: в первых санях меньшой боярин, с иконой; во вторых — средний, в третьих — большой; затем тысяцкий с женихом; сваха с провожатым мальчиком — сзади. Дружка на особо украшенной лошади верхом трижды объезжал поезд, трижды говоря: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй нас!» Затем он выезжал вперед и поезд трогался (15).

Девицы, завидя поезд, запевали. Во дворе хозяин встречал дорогих гостей, угощал, просил проходить в дом. Во дворе происходило шуточное «сражение» свах, а в избе напросьбу дружки красным девицам выйти из-за стола последние открывали стрельбу из «пичкалин» и «самострела». Потом дружка всех усмирял, взмахивая нагайкой. Жениху подносили подарок и одаривали поезжан (а могли и не одаривать, если невеста небогата) (15).

В других вариантах приезд жениха и его родственников в дом невесты сопровождался нарочито устраиваемыми трудностями (3; 9; 10). Жених должен был до трех раз стучаться вворота, дружка просил открыть их: «Батюшка родимый, отвори ворота дубовые, тесовые, пропусти нашего князя молодого к своей княгине молодой! Во имя Отца и Сына и СвятогоДуха. Аминь».

Подружки невесты вели торг с женихом, наконец отец отворял двери и жених со всеми поезжанами входили в избу.

Во многих местностях отмечен такой важный обряд, как выкуп косы («девичьей красы»). Косу изображала красная лента на подносе (9). После выкупа жених брал ее себе. Девью косу могла изображать палка, украшенная лентами и платком, с привязанным на конце колокольцем (10). Велся торг не только за косу, но и за место рядом с невестой. Торг мог происходить за деньги, включать игровые моменты, например бросание дружкой шапки, которую брат невесты должен был поймать косой невесты. Если ему это не удавалось, то он выпивал стакан вина, дружка клал ему на блюдо деньги (выкуп за косу), и брат уступал свое место жениху.

В других местах Приангарья также зафиксирован обряд выкупа косы, при этом отмечается, что косу продавал жениху иногда специальный «косопродавец», дружка жениха. Выкупкосы рассматривался как обретение права на брак.

После этого дружка снимал полотенце со стола и подавал знак к началу угощения. Стол начинался с угощения вином, а потом шло угощение с «ложечки» и с «вилочки» присутствующими друг друга; первым это делал отец невесты, подавая ложку окрошки (квас с кусками мяса, лука, других приправ) тысяцкому.

Обряду выкупа косы предшествовали действия угощения стоя поезжан из бутылки вином, привезенным женихом, девицы при этом «куражились» и «церемонились», чтобы «проморить жениха» (10). Затем происходило сражение свах жениха и невесты за место около невесты. Оно заключалось в следующем: у каждой свахи в руках было блюдце с опрокинутой рюмкой с вином. Как только свахи встречались, они перепрокидывали рюмки, чокались, но в этот момент каждая старалась свое вино перелить в рюмку другой или облить свою противницу; которой это удавалось, та и считалась победительницей и занимала место около невесты (10).

После угощения и подношения невестой даров (на этот раз уже не отдаривали) целовали (благодарили) сначала жениха, а потом податчицу (невесту). Когда всех обдарят, дружка говорил: «Как бы нам, господин хозяин, руку в руку вручить?» Тогда отец подходил, держа в правой руке платок, и все клали свои руки на платок в таком порядке: тысяцкий, жених, невеста, большой, средний и меньшой бояре, свахи (женихова, невестина). Отец же поучал невесту слушаться и почитать свекра и свекровь, всех старших, слушаться мужа, чтобы родителям получать хорошие вести. Жениху же говорил: «Ты, дитя, люби ее, но и учить надо, ты люби ее, как душу, а бей, как шубу» (15).

Кончив напутствие, руки разнимали, затем мать поучала дочь. «Вручив руку в руку», дружка по солнцу выводил всех из-за стола. Простившись, родители вручали меньшому боярину образ, которым благословили, и провожали всех на двор, выносили бутылку вина, жбан пива и подавали боярам до трех раз, после чего все садились в экипажи. Молодежникстрелял, и поезд двигался, провожаемый благословениями и пожеланиями родных. Когда поезд отъезжал от деревни на некоторое расстояние, дружка оставлял поезд ехать своим порядком, а сам возвращался к отцу и матери невесты и сообщал им соответствующими приговорами, что поезд едет благополучно, затем возвращался к поезду (10). Так как невеста уезжала из дому уже навсегда, то прощание бывало, конечно, с большим плачем, и, едучи, невеста все оборачивалась и смотрела, сильно плача, на свой дом, как бы желаявырваться туда обратно.

Приведем и другие варианты размещения участников свадьбы в свадебном поезде и церемонии его сопровождения при движении к церкви. Порядок усаживания следующий: в первую кошеву садился тысяцкий, во вторую — жених со своей свахой, в третью — невеста со своей свахой, а на прочих рассаживались бояре. Дружка с иконой в руках обходил вокруг поезда со словами молитвы о благословении молодого князя с молодой княгиней ехать под венец. Дружка садился в первую кошеву с тысяцким, и поезд трогался (9). К венцу ехали в таком порядке: впереди все три боярина, потом тысяцкий с женихом, свaxи — нeвecтина с жениховой, затем невеста с девицами. Дружка, выехав со двора верхом, по дороге все увивался вокруг поезда, как бы беспокоясь, чего бы не случилось (15).

В Прибайкалье после благословения жених увозил невесту под злат венец. Иногда невеста ехала с подружками на своей повозке, а жених с дружками на своей. Свадебный поездсостоял из 5–10 повозок, запряженных парами, тройками украшенных лошадей. Летом у сибиряков свадебный кортеж состоял из верховых лошадей. Впереди всех ехал дружка,потом рядом жених с невестой, за ними попарно остальные. Приданое невесты увозили в дом жениха после отъезда молодых к венцу и до их возвращения уже успевали разместитьприданое в доме жениха (3; 4).

Общими моментами свадебного поезда были его важность и красота, соответствующий местным обычаям порядок размещения поезжан в повозках поезда, ведущая роль дружки и ответственность за благополучное свершение этого действа, в большинстве случаев раздельное размещение жениха и невесты в повозках поезда. Следующим этапом свадебного ритуала было венчание молодых, и далее проводились обряды свадьбы после венца.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапитова Р., Ладик Л. Сибирский свадебный обряд. Иркутск, 1995.

2. Арефьев В.С. Материалы по этнографии Енисейской губернии: Свадьба в Ангарской деревне // Известия ВСОИРГО. 1902. Т. 32, № 1–2.

3. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1971. Ч.1: Приангарье.

4. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1975. Ч. 2: Забайкалье.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1994.

6. Ермолаев А. Свадебные наговоры дружки в Ангарской деревне // Сибирский архив. 1912. № 8.

7. Зензинов В.М. Старинные люди у холодного океана. Русское устье Якутской области Верхоянского округа. 2-е изд., испр. и доп. М., 1914.

8. Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал. М., 2001.

9. Красноженова М.В. Описание крестьянской свадьбы в дер. Лапиной // Известия ВСОИРГО. 1909. Т. 38.

10. Красноженова М.В. Из свадебных обычаев Енисейской губ. Описание свадьбы в дер. Злобиной // Известия ВСОИРГО. 1908. Т. 36.

11. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния. СПб., 1913.

12. Мишарин Д.Н. Свадебные песни, записанные в Верхоленском уезде Иркутской губернии. — Иркутск, 1917. (Известия ВСОИРГО. Т. 45).

13. Попов А.М. Свадьба у крестьян г. Мезелинска Уфим-ской губернии // ГАИО, ф. 293, оп. 1, д. 753.

14. Пруссак А. Свадебные песни Иркутской губернии: этнографические материалы // ГАИО, ф. 293, оп. 1, д. 781.

15. Розенбаум С.П., Арефьев С.В. Свадьба в ангарской деревне // Известия ВСОИРГО. 1901. Т. 31, № 1–2.

16. Самойлович Е.Я. Библиографические материалы для изучения русских свадебных обрядов в Сибири. Иркутск, 1925.

17. Самойлович Е.Я. Отчет о летних наблюдениях среди крестьян дер. Марковой и др., Смоленской волости, Иркутской губ. // Этнологическая секция [ВСОРГО] в 1924 г. Иркутск, 1925.

18. Суворов И. Еще об Илимских свадьбах. Иркутск, 1900.

19. Суворов И., Языков А. Илимские свадебные песни // Известия ВСОИРГО. 1898. Т. 2, № 2.

20. Чарина О.И. О русском свадебном обряде в Приленье // Живая старина. 2001. № 2.

 

Любовь Сергеевна Дмитриева
Алефтина Геннадьевна Шахнович
творческая мастерская «Берестень», г. Иркутск 

Журнал "Тальцы" №1 (31), 2008 год