Происхождение поселка Мальта Усольского района по версии священника мальтийской Вознесенской церкви отца Александра Попова. 1907 год
Категория: Усольский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Откуда есть и пошла Мальта, написано немало. Но при работе с журналом «Иркутские епархиальные ведомости» за 1907 год мне попались любопытные записки священника мальтинской Вознесенской церкви отца Александра Попова, в которых он использовал материалы церковного архива.
Начинает свои записки отец Александр в сказительном стиле: «С лишком 250 лет назад, гласит предание, на месте расположения села Мальты был дремучий лес, наполненный дикими зверями и разного рода дичью, и многоводная река, пересекающая местность, изобиловала множеством рыбы. И только кое-где на полянках изредка стояло по два-три шалашика, в которых от непогоды скрывались охотники, в большинстве случаев буряты, которым, очевидно, принадлежала и самая местность».
По словам летописца: «Абориген-бурят изо дня в день бродил по тайге, выслеживал крупную дичь и напевал свою монотонную песенку». Вот так они, аборигены, и жили, завалят кого-нибудь и песенку поют. «Вся цель жизни, все желание первого обладателя этой местности сводилась к тому, чтобы быть сытым самому, да прокормить свою семью».
Но вот в тайге раздался топор дровосека, появились люди «откуда-то из другой земли, из другого царства». И буряты начали отступать вглубь лесов на север и северо-запад. На месте будущего села Мальта появилось несколько крестьянских изб, жители которого вышли из соседнего села Бадай и принадлежащих Иркутскому Вознесенскому монастырю, в число которых входили местные крестьяне, переселенцы и инородцы, принявшие христианство буряты. Что ценно - это первое попавшееся упоминание того, что Мальта основана выходцами из Бадая. А вот в том, что среди первых поселенцев Мальты были буряты, отец Александр не сомневался и доказывал это тем, что между фамилиями его земляков чисто русского происхождения были фамилии, имеющие близкое отношение к бурятским.
По мнению священника, поселок Мальта так назван по имени небольшой речки, впадающей в реку Белую, и входил в состав Бадайской волости, а церковный приход принадлежал Бадайской Николаевской церкви. В 1805 году волостное правление из Бадая было переведено в Тельму, а с 1884 года Мальту с окружающими селами, в том числе и Бадай, выделили в самостоятельную Мальтийскую волость Иркутского уезда.
Но еще в начале 19-го века встал вопрос о строительстве в Мальте добротного каменного храма. А это было делом непростым. Требовался Указ Его Императорского Величества Самодержца Российского и Святейшего Правительствующего Синода. Крестьяне Мальтийской слободы подали прошение на имя Тобольского и Иркутского генерал-губернатора, действительного Тайного Советника, Сенатора и Кавалера Ивана Осиповича Селифонтова «о дозволении в той слободе по желанию их построить вновь каменную Церковь во имя Вознесения Господня, с приделом Казанской Божией Матери, по таковым причинам, что от Мальтийского селения к Бадайской слободе, где состоит приходская церковь, расстояние семь верст». И эти семь проходят зимой по реке Белой, которая долгое время не встает, а когда покрывается льдом, скрывает трещины и полыньи, что затрудняет доставку к требе приходского священника. Прошение подписал поверенный от крестьянского общества Егор Верещагин. В случае получения разрешения на строительство храма жители Мальты брали на себя обязательство «будущих при ней священноцерковно служителей довольствовать хлебного ругой, пахотной землею, сенными покосами и дачею за всякие требы доходов».
Не дожидаясь разрешения властей на строительства храма, жители близлежащих сел и Мальты учинили «складство денег» на приобретение материалов: кирпич, камень булыжник на фундамент, тес кровельный и ломовой. Всего 2640 рублей. Очень большие по тем временам деньги. Для того чтобы ускорить дело, Егор Верещагин был отправлен к генерал-губернатору с дополнительным ходатайством, утверждая, что «упомянутая мальтийская деревня состоит на трактовой московской дороге, где в проходе всякие партии военнослужащих и колодников во многом количестве и завсегда останавливаются в той Мальтинской деревне, в которых часто бывает больных и других коим непременно бывает надобность по христианской должности в священнике. Но онаго в том селении нет, без всякого сподоб-ления помирают и погребаются без отпевания».
После долгого хождения по канцелярским Святейшего Синода прошение мальтийцев попало на письменный стол Российского Императора, и седьмого ноября 1804 года Указ о строительстве храма в далеком сибирском селе Мальта был подписан. В Иркутске «именное Его Императорского Величества повеление было получено декабря 23 дня 1804 года».
Мальтинцы просили разрешение на строительство двухпридельного храма: Во имя Вознесения Господня и Казанской Божией Матери. Но в 1805 году были открыты миру мощи Святителя Иннокентия, и местные епархиальные власти разрешили пристройку третьего придела. Таким образом, придельный храм Святителя Иннокентия в Мальте был одним из первых храмов во имя этого Святого, если не самый первый.
28 сентября 1805 года по благословению Преосвященного Вениамина, епископа Иркутского священнику «Суконной фабрики» (Тельминской) Платону Старцеву было поручено произвести закладку уже трехпридельного храма, что отец Платон и сделал.
Через четыре с небольшим года поверенный от общества, местный мальтинский крестьянин Егор Вагин доносил епископу Иркутскому, что два придела: правый - Во имя Казанской Божией Матери, и левый - Во Имя Святителя Иннокентия, Первого Епископа Иркутского, Чудотворца «постройкою окончены и к освящению годны». На заявление Вагина пятого февраля 1810 года последовала грамота епископа Вениамина на имя настоятеля Вознесенского монастыря и члена Консистории Архимандрита Аполлоса освятить эти два престола «по препорции». Приказание епископа было выполнено: правый Казанский придел был освящен 13 февраля, а левый, Во Имя Святителя Иннокентия - 14 февраля 1810 года.
Как видно из летописи священника Александра Попова, строительство и сдача объектов в эксплуатацию, 200 лет тому назад шли без бюрократических проволочек, взяток и откатов. Но вот главный придел - Во Имя Вознесения Господня, строился не так быстро. Долгое время постройка его не производилась, и он был заложен только на уровне фундамента. Причина была банальна: отсутствие финансирования и строительных материалов. Денег не было даже на питание строителей, в основном, каменщиков. Их кормили по домам: сегодня в одном доме, завтра -в другом. И мастерам это пропитание понравилось. Каждый хозяин дома старался не ударить лицом в грязь и угостить от души. При этом не возбранялись такие напитки как брага и домашнее пиво, чему не в малой степени были рады сами хозяева гостеприимных мальтийских домов.
Что интересно, знаменитый кирпич на постройку Вознесенского придела прихожане делали сами, сами доставляли его к месту строительства и сами работали «на подхвате». За эти работы никто и ничего не получал, «трудясь безвозмездно во славу Божию и за свой труд ожидая награды у Праведного Судии».
Сегодня бы мальтинцы поработали также на благоустройстве села!
Наконец, второго ноября 1833 года, согласно грамоте Высокопреосвященного Мелетия, архиепископа Иркутского, Нерчинского и Якутского, священник Вельской Сретенской церкви, Благочинный Харлампий Попов освятил Вознесенский придел.
В честь столетия со времени закладки храма, в 1905 году, прихожане отметили капитальным ремонтом главного придела. В основном он состоял из обновления громадного четырехъярусного иконостаса. Он был перекрашен, перезолочен и добавлена резьба. Иконы остались те же, так как живопись нисколько не попортилась за прошедшие 100 лет. По словам очевидцев, в иконостасе особый интерес представляли царские врата, изображающие Распятие Господа Иисуса Христа, обрамленное лучистым сиянием и изображением ангелов. Кроме обновления иконостаса по всему храму были настланы новые полы, а под Святой Престол подведен каменный фундамент.
Чин освящения обновленного Вознесенского придела был совершен Высокопреосвященнейшим Тихоном, архиепископом Иркутским и Верхоленским.
В середине XIX века каменная колокольня начала отходить от стен храма, и в 1866 году ее разобрали. Вместо нее надстроили деревянную колокольню такого же размера и оштукатурили под камень.
В июле 1918 года, во время боев на Белой, церковь значительно пострадала от артиллерии и красных, и белых, которые использовали ее в качестве ориентира для пристрелки и рекогносцировки.
Церковь Вознесения Господня официально закрыта в 1933 году, ровно через 100 лет после открытия его главного престола. Но это другой рассказ, о значительно более тяжелых временах, о которых мы обязательно расскажем в следующих номерах «Приангарья».
А.Ильинский, А.Ус
Газета «Усольские новости» № 47 (893) от 24 ноября 2011 года