Статьи, новости

Выставка «Батик и фелтинг Елены Петровой» открылась в усть-илимской Картинной галерее

Сотрудники Картинной галереи стараются радовать своих посетителей экспозициями различного характера. И обязательно, хотя бы раз в год, – персональными выставками художников из других городов. В этом году в рамках 350-летия города Иркутска в программе работы нашего учреждения уже успела реализоваться областная выставка-конкурс «Золотое дерево», в которой приняли участие народные мастера со всей Иркутской области. Благодаря дружественным отношениям галереи с художниками Иркутска была организована выставка Елены Юльевны Петровой, члена ИРО ВТОО «Союз художников России».

Открывшаяся 29 апреля экспозиция стала настоящим подарком для любителей декоративно-прикладного искусства: работы в технике горячего и холодного батика, аксессуары и панно из шерсти, выполненные на таком высоком уровне в нашем городе еще не выставлялись. Более того, все желающие смогли познакомиться с самой мастерицей и поучаствовать в мастер-классах по фелтингу, которые Елена Юльевна провела в минувшие выходные.

У Елены Юльевны необычный творческий путь, искусство стало доминантой, с самого детства определяющей всю дальнейшую судьбу художницы. Она родилась в 1952 году в Таджикистане. С ранних лет маленькая Лена рисовала на всем, что попадалось под руку. Когда об ее отце, ударнике-строителе Каховской ГЭС, напечатали статью в газете, и он купил около двадцати экземпляров номера, то она разрисовала тушью и пером все газетные листы. Но сильное желание рисовать появилось после встречи с художником Титанаковым Виктором Ивановичем. Однажды она случайно увидела, как он, стоя на улице с мольбертом, пишет акварелью куст миндаля, и поразилась, что у художника получается запечатлеть природу, лучше, чем она есть. Затем Лена начала посещать изокружок, в котором преподавал Виктор Иванович, затем – изостудию.

В седьмом классе она участвовала в международной выставке детского рисунка в Японии и заняла первое место. В качестве приза Лена поехала в Москву и там побывала в Третьяковской галерее и других музеях столицы. С тех пор у нее появилась мечта – учиться в Москве. Родители сомневались, что профессия художника настолько серьезна, чтобы их дочь посвятила ей всю жизнь. Но благодаря уговорам В.И. Титанакова, они поддались и разрешили Елене поступить в Республиканское Художественное Училище в городе Душанбе на отделение живописи. И не зря! Ведь по его окончанию в 1974 г. с красным дипломом ее отправили от Республики Таджикистан в Москву в институт имени Сурикова. Но Елена Юльевна всегда мечтала о декоративно-прикладном искусстве, потому на общих основаниях с остальными студентами поступила в Строгановское училище на кафедру «мебельно-декоративные ткани», ныне – «художественный текстиль». На третьем курсе Елена Юльевна вышла замуж за иркутянина, и тот уговорил ее уехать после окончания училища в далекую Сибирь, на Байкал, хотя Елене предлагали остаться преподавать на кафедре.

В Иркутске женщина-художник выполнила значимые для города заказы: Генеральный Занавес для музыкального театра имени Загурского в смешанной технике, шторы в технике холодного батика для ресторанов «Байкал» и «Сибирь», шторы для конференц-зала треста «Востокэнергоремонт», гобелен «Геометрия» в соавторстве со Смагиным В.С. для ресторана «Интурист», шторы для кафе ИРВЦ СОАН. А в 1989 г. Елену Юльевну Петрову приняли в ИРО ВТОО «Союз Художников России».

Большой вклад в художественную жизнь Иркутска Елена Юльевна внесла как преподаватель. С 1998 года она обучала студентов в Иркутском Художественном училище специальным дисциплинам декоративно-прикладного искусства. По своей натуре очень деятельная, активно участвовала в научно-практических конференциях в Иркутске, Москве и Красноярске. С 2002 года Елена Юльевна начала работу в Иркутском государственном педагогическом университете как старший преподаватель, а с 2005 уже как доцент кафедры «изо и методики». За время преподавания подготовила методические разработки «Декоративная композиция», «Ручное ткачество» и «Художественная роспись ткани», была научным руководителем дипломных работ по текстилю у 27 студентов.

Как художник Елена Юльевна участвовала в более 70 групповых и персональных выставках различного уровня: городских, областных, зональных, региональных, республиканских и зарубежных. Ее произведения находятся в Иркутском музее имени Сукачева, в Читинском художественном музее, в зарубежных и российских частных коллекциях. Из зарубежных выставок наиболее значимыми стали выставки в галерее «Малл» в Лондоне (1993 и1994 годы), в Южной Корее (2001 и 2002 гг.), в Китае (г. Шеньян) и в Германии (г. Ганновер).

Елена Юльевна, получив классическое образование, всегда стремилась найти что-то новое в искусстве. Всего два года назад она начала заниматься фелтингом (художественным войлоком), и сейчас он привлекает ее неограниченными возможностями в творчестве. Раньше она смело сочетала холодный и горячий батик, но ввести большие инновации не позволяла технология. А фелтинг, который женщина-художник называет шерстяной живописью, допускает эксперименты с формой и размерами, фактурой и рельефами, позволяет вплетать различные ткани и волокна, сочетать мокрое и сухое валяние. В мастерской Елены Юльевны любая женщина может подобрать себе изделие по вкусу: шляпу или берет, шарф или сумку, бусы или брошь, и даже составить комплект. Мастер признается, что счастлива заниматься любимым делом и приносить людям радость.

Такие техники, как батик и фелтинг особенно передают теплоту, которую вкладывает в них художник, а глядя на работы Петровой Е.Ю., это ощущает каждый зритель.

Выставка продлится до 20 мая. Телефон: 5-98-08, Мира, 5.

 

Ученый секретарь Картинной галереи: Мириевская А.А.