Тулун основан во второй половине восемнадцатого века и расположен в южной части среднесибирской возвышенности на обоих берегах реки Ия, притока реки Ока.

Статьи, новости

РЕКА-ПАМЯТЬ: Зоя Агапитова – руководитель литературно-музыкальной гостиной клуба ветеранов «Мы вместе» из Тулуна

 «Где песня льется, там и легче живется!»

Свое избранное кредо Зоя Николаевна пронесла через всю жизнь. Об этом она рассказала на страницах своего альбома «Как я понимаю прекрасное», безвозмездно отданного в дар Совету ветеранов культуры, искусства и кино.

Духовная сила в подарок

Тернистым оказался жизненный путь Зои Николаевны Агапитовой, но благородным для тех, кто посвятил себя культуре. «Как женщина я никогда не была счастлива. Всегда одинока. Одиночество – это пустыня в душе человека. Но одиночество можно преодолеть только ценой своего мужества. И я победила. В этом мне помог мир прекрасного: хорошая книга, картина, фильм, любимые песни и, конечно же, музыка. Я поняла, в чем смысл жизни: творить добро, чтобы оставить о себе добрую память. Когда есть рядом хорошая книга, добрые друзья, дети, внуки, правнуки и, особенно когда звучит задушевная  музыка, жизнь прекрасна! Где песня льется, там и легче живется!»

Зоя Николаевна – ветеран труда, труженица тыла, вдова участника Великой Отечественной войны. В содружестве с секретарем городского комитета партии г. Тулуна Верой Ивановной Верховской, председателем идеологической комиссии Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Елизаветой Федоровной Юдиной участвовала в создании хора ветеранов. Ныне – руководитель литературно-музыкальной гостиной клуба ветеранов «Мы вместе». Продолжает петь в ветеранском хоре «Лейся, песня».

Богат и интересен ее жизненный путь. О себе она заявляет так: «Я, урожденная Смирнягина Зоя Харлампьевна, родилась 19 ноября 1926 года в селе Шеберта Нижнеудинского района Иркутской области в семье бедных, неграмотных крестьян. Предки по отцовской линии пришли из Архангельской губернии, по материнской – с Поволжья.

В семье было 11 детей. Я из них десятый ребенок, но выжило всего шестеро. Из них – младшая и самая любимая у всех. Отец щедро подарил мне светлые нежные волосы, физическую и духовную силу, высокую нравственность, красивый певческий голос и отличный музыкальный слух. От матери унаследовала доброту и нежность».

«Нашему поколению выпала трудная доля, - говорит Зоя Николаевна. Три брата защищали Родину в 1941-1945 годах. Один погиб. Тяжко жилось и нам в тылу».

В 1944г. в январе она поступила на семимесячные курсы учителей, а с 1 августа начала работать в сельской школе. Потом заочная учеба: педучилище, Тулунский учительский институт, педагогический институт имени Н.Г. Чернышевского в городе Чите. Отработала в школе 40 лет, из них 12  в сельской местности: сначала в Братском, затем в Харикском районе Иркутской области. С 1958 года Зоя Николаевна живет в городе Тулуне. Вся ее педагогическая деятельность проходила в школах № 20, № 4, № 3 и № 7.

Свое предназначение как учитель Зоя Николаевна видела в создании условий для развития способностей, заложенных в каждом ученике. Она помогала ребятам осознавать себя личностью, желала пробудить в них потребность в познании жизни, мира прекрасного; стремилась воспитать в них чувство человеческого достоинства, ответственности за свои поступки перед собой, друзьями, школой и обществом.

Служительница музы

Около  восьмидесяти лет Зоя Николаевна посвятила служению святой музе – искусству. Активно участвовала в художественной самодеятельности, нередко выступала и в роли ее организатора. Активно приобщала к творчеству сельских ребятишек и молодежь. Здесь она и руководитель кружков, и сценарист, и режиссер, и ведущая концертов. Самым любимым жанрам в те годы стали романсы, которые она исполняла под собственный аккомпанемент – семиструнную гитару.

Незабываемы 1951-1958 годы работы в поселке Харик. Здесь она встретилась с прекрасными артистами – творческой семейной парой. К сожалению, фамилии забыты. Вот что вспоминает о них Зоя Николаевна: «Она – драматическая актриса, он – пианист. В Харбин супруги эмигрировали в 1922 году вместе с Владивостокским драматическим театром. И только во времена хрущевской оттепели им разрешили вернуться из Китая в Советский Союз, но местом поселения для них стала сельская местность в Иркутской области. Так они оказались в Харике. Привезли с собой множество театральных костюмов, париков, которые передали в клуб, где руководителем работал мой муж, Михаил Ефимович Агапитов. Он хорошо играл на гармошке-хромке, баяне, пианино, аккордеоне».

Именно они дали новое дыхание самодеятельным артистам в чтении стихов, прозы, в исполнении сольных и вокальных номеров, театрализации литературных произведений. Много работали над репертуаром. С участием прибывших актеров-профессионалов на клубной сцене прошел спектакль «Бесприданница» А. Островского. «Я, – повествует Зоя Николаевна, исполняла роль Ларисы, мою мать – сама режиссер. Это было замечательное исполнение роли  Хариты Игнатьевны Огудаловой. Непутевого жениха Карандышева играл ее муж, а Паратова – преподаватель физики нашей школы. Запомнился спектакль «Без вины виноватые». Любимой ролью, сыгранной мною в нем, осталась на всю жизнь роль Елены Ивановны Кручининой».

Далее был А.П. Чехов – «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня». Несомненно, что работа этих двух актеров из театра оказала огромное воздействие на будущую творческую деятельность Зои Николаевны в Тулуне, в театральных коллективах клубов «Строитель» и  «Прометей».

С любовью она готовила отрывки из спектаклей, ставила сказки, инсценировала басни. Работая в школе № 3, занималась с детьми театральной самодеятельностью. Удачными спектаклями были «Русские люди» К. Симонова, «Северянка» К. Паустовского. Сама же Зоя Николаевна в них играла главные роли. Огромных трудов ей стоило научить детей овладеть сценой, умению двигаться на ней, принимать нужную позу, играть жестами и мимикой.

В сердцах многих ее воспитанников осталась в памяти история возникновения русского театра в г. Ярославле, где  организатором был великий человек Федор Волков. Его творческая биография, переписка с театром благодаря Зое Николаевне стала для них огромным открытием. «Откуда только силы брались? Сполна я отдавала себя не только школе, но и культуре», - говорит она.

Ее сподвижниками в театральном мире были Екатерина Пятина и Мария Серышева, которые также работали с детьми в других школах, актрисы Ленинградского драмтеатра Любовь Томашевская и Вера Федосова, эвакуированные в Тулун из блокадного Ленинграда Валентина Маркова и Маша Воронина. 

Наследница домашнего хора

Певческие дарования у Зои Николаевны   проявились еще в раннем детстве. Она пела в домашнем хоре, которым руководил её отец. Занимаясь своей родословной, она узнала, что домашний хор ведет свое начало по отцовской линии от прадеда Сафрона, родившегося в 60-ых годах XVIII века. Он был страстным любителем песни. Четырежды эстафета домашнего пения передавалась из поколения в поколение. «У моего деда, прадеда Гордеевича, –  говорит Зоя Николаевна, – был брат Харлампий (его звали, как и моего отца). Дети Харлампия играли на балалайке, скрипке, цимбалах. Они составляли ансамбль. А у Прохора – домашний хор. На всех деревенских торжествах музыканты и песенники были из наших семей. Потом мой дед Прохор  Гордеевич передал руководство хором своему сыну, моему отцу.

Отец и мы, шестеро детей, составляли костяк хора. По вечерам в будни и в воскресные дни к нам приходили гости. Набиралось больше двадцати человек. Зимой пели в квартире, летом на крыльце. Жили мы тогда в бараке – «пятиквартирке», а «концерты» наши шли на его большом крыльце. Собиралось много соседей, некоторые нам подпевали. Наш хор существовал до 1956г.  Наверное, так было положено начало хоровому пению в лесозаводском клубе, в котором позже сложился замечательный хор ветеранов, ставший Лауреатом зонального  смотра хоровых и вокальных коллективов области в Тулуне в 1980 году.

Любовь к песне у Зои Николаевны не угасает до сих пор. И сейчас она продолжает петь в городском хоре ветеранов. Каждое ее выступление эмоционально по характеру, что всегда радует зрителей.

Зоя Николаевна взялась за создание литературно-музыкальной гостиной, носившей первоначально просветительский характер. Ныне гостиная при поддержке хора уже семь лет является центром пропаганды шедевров поэзии, народной песни и романсов, творчества  музыкантов, композиторов, художников. С желанием ее посещают на только люди старшего поколения, но и молодежь.

В 2008 году при поддержке коллектива центральной библиотеки они стали участниками областного конкурса «Семья в ХХI веке».

О главной роли

В 2009 году Зоя Николаевна стала победительницей областного проекта «Гордость Иркутской области», городского конкурса «Женщина – лидер. Лидер в городе, лидер в стране» в номинации «Материнство».

 «Мама! Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек,  и  оно  звучит  на  всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые  руки,  они  все  умеют.  У  мамы  самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни  к  чему  не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет - тебе всегда нужна мать,  ее  ласка,  ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь» (Зоя Воскресенская).

«Вот и моя мама, Зоя Николаевна Агапитова, обладает всеми этими качествами, –  говорит ее старшая дочь Саша. Никакие трудности не сломили ее. С самого раннего детства она прививала всем нам, своим детям, а сейчас прививает внукам и правнукам любовь к миру прекрасного. В ее семейном архиве 44 альбома и 20 общих тетрадей. В них можно найти портрет и биографии композиторов, певцов, танцоров России и зарубежья, и копии их творений. С большой любовью она собирает биографии песен и романсов. В ее богатой фонотеке хранится много грампластинок. Среди них музыка гениальных композиторов –  Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Глинки и др.

Удивительно, но это так – она законспектировала историю создания музыкальных инструментов: скрипки, гитары, гармони, фортепиано и др. Любимый жанр в музыке – опера. Она всегда с удовольствием слушает «Аиду» Верди, романс Булакова «Не пробуждай воспоминаний». Любимая песня моей мамы –  «Волга-реченька глубока». Трудно посчитать, сколько ею написано сценариев для концертов: «Рябина – эмблема свиданий», «Береза – символ русской природы», «Романса трепетные звуки» и др.

Она и сама пишет стихи, песни, романсы, сочиняет музыку. Вот одно из ее стихотворений:

Загрустило небо за окошком,

И заплакал дождик над землей.

Я скажу тебе совсем немножко:

Только о любви своей

Выслушай меня, пожалуйста, серьезно.

Я не притворюсь и не лгу.

Если между нами все так сложно,

Я сейчас совсем уйду.

Я запомню твои очи синие.

Взгляд я твой с собою унесу.

Только для тебя останусь милою

И любовь к тебе я сохраню.

Ты один…единственный, любимый,

Помни ты об этом, милый мой…

Нет дороже в мире человека –

Ты мне самый близкий и родной.

 

Все, что ей удалось накопить в домашней библиотеке – это бесценный дар для нашей работы. Благодаря усилиям мамы все мы стали музыкантами, живем и работаем в родном городе. Наши дети окончили детскую музыкальную школу, теперь в ней учатся и наши внуки. И у каждого есть свои любимые писатели, любимые репродукции картин, музыкальные произведения, задушевные песни и романсы.

Спасибо, родная, за все!».

Зоя Николаевна всегда говорит: «Не правда, что жизнь мрачна, не правда, что в ней только язвы, да стоны, горе и слезы. В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но светлое, чарующее, красивое. В ней все, что захочет найти человек, а в нем есть сила создать то, чего в ней нет!»

Будущее светлое и прекрасное. Его надо любить, стремиться к нему, работать для него, приближать его, переносить в настоящее. Сколько мы перенесем, настолько светла и добра, богата радостью и наслаждением будет наша жизнь.

           

З.И. Бабий, председатель
Совета ветеранов культуры, искусства и кино, 
почетный гражданин г. Тулуна