Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Материалы журнала

Новые археологические памятники средневековья Якутии (2004–2005 гг.)

Рис. 1. План погребения коней в местности Алаас Эбэ Чурапчинского улу-са: а – план деревянного настила; б – поперечный разрез погребения

Рис. 1. План погребения коней в местности Алаас Эбэ Чурапчинского улу-са: а – план деревянного настила; б – поперечный разрез погребения

Фото 1. Погребение XV в.

Фото 1. Погребение XV в.

Фото 2. Шаманское дерево с стрелкой – куочаем

Фото 2. Шаманское дерево с стрелкой – куочаем

Фото 3. Погребение верховой лошади с праздничным конским снаряжением. XVIII в.

Фото 3. Погребение верховой лошади с праздничным конским снаряжением. XVIII в.

Фото 4. Естественная возвышенность на местности Учугэй алаас Таттинского улуса

Фото 4. Естественная возвышенность на местности Учугэй алаас Таттинского улуса

Фото 5. Погребение в местности Тиит Баппыт Чурап-чинского улуса

Фото 5. Погребение в местности Тиит Баппыт Чурап-чинского улуса

Фото 6. Чорон из погребения в местности Учугэй алаас Таттинского улуса. XVI в.

Фото 6. Чорон из погребения в местности Учугэй алаас Таттинского улуса. XVI в.

В 1933–1948 годах сотрудники Якутского республиканского краеведческого музея ежегодно проводили археологические раскопки погребений XVII–XVIII веков на территории Центральной Якутии с целью изучения материальной и духовной культуры якутов. В 1950–1960-х годах осуществлялись единичные раскопки отдельными сотрудниками музея, а в последующие годы — вовсе прекратились. С 2004 года отдел археологии и этнографии музея ежегодно проводит экспедиционные изыскания на территории Центральной Якутии с целью разведки и исследования памятников раннего (V–XIII вв.) и позднего (XIV–XVIII вв.) средневековья: жилища, культовые места, погребения. Конечный результат экспедиционных работ — реконструкция материальной и духовной культуры якутов периода средневековья и накопление материала для проведения генетического анализа, антропологического изучения останков. Работы проводятся совместно с Саха-французской экспедицией, при участии археологов Музея археологии и этнографии Якутского государственного университета, а также французских археологов из университета имени Поля Сабатье из города Тулузы, проводятся и самостоятельные археолого- этнографические экспедиционные поездки.

Ранее бытовало мнение, что грунтовые погребения у якутов широко распространились после вхождения Якутии в состав Российского государства, в частности после принятия христианства. Результаты проведенных радиоуглеродных анализов по трем исследованным нами грунтовым погребениям указывают на XV век, значит, грунтовое погребение существовало у якутов до прихода русских казаков. Во всех исследованных грунтовых погребениях XV–XVI веков в сопроводительном инвентаре, предназначенном для потусторонней жизни, прослеживается почитание культа коня: седло, узда, удила (фото 1).

В местности Алаас Эбэ Кытанахского наслега Чурапчинского улуса исследован единый могильный комплекс XVIII века, который включает три обрядовых куочая (куочай — священное дерево, где шаман провел обряд, фото 2), погребение пары лошадей на западе от погребения человека (рис. 1), погребение хозяина в центре комплекса и погребение верховой лошади в полном праздничном конском убранстве на востоке от человека (фото 3).

В процессе проведения археологической разведки обогащается методика поиска грунтовых погребений средневековья. Обычно древние погребения бывают одиночные, места для них выбирались тихие, незаметные, на мысу или посередине небольших аласов. Более поздние погребения часто находят на просторных аласах, на солнечной стороне. Мы обязательно проводим разведку на мысовидных возвышенностях у старых грунтовых дорог (аартык), тем более если рядом есть шаманское дерево — кэрэх, где шаман провел жертвоприношение.

Археологические раскопки в местности Учугэй алаас Баягинского наслега Таттинского улуса (фото 4) подтвердили факт, что грунтовые погребения средневековья можно найти на естественном грунтовом возвышении булгунньяхе, который образован в результате многовековой оттайки вечномерзлых почв. Ранее такое месторасположение погребения было исследовано в 1958 году на Тыгынов кургане в Якутске, близ озера Сайсары, сотрудниками краеведческого музея (Архив Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук) и в Сунтарском районе археологом И.В. Константиновым. При раскопке грунтового захоронения В местности Тиит Баппыт Болтогинского наслега Чурапчинского улуса зафиксирован обряд заполнения внутренней полости гроба грунтом из могильной ямы (фото 5). По степени разложения и характеристике сопроводительного инвентаря предварительно памятник датируется XVI веком. Впервые такой обряд был запротоколирован в 1958 году сотрудниками краеведческого музея при исследовании погребения на Тыгынов кургане. Расстояние от Якутска до местности Тиит Баппыт Чурапчинского улуса 195 километров, что свидетельствует о распространении указанного обряда.

В грунтовом погребении в местности Тиит Баппыт Болтогинского наслега Чурапчинского улуса найден кумысный сосуд — чорон (кубок для кумыса), который по форме отличается от более поздних (фото 6). Чороны на трех ножках имели распространение в более древнее время, хотя ранее некоторые исследователи отмечали, что чороны на трех ножках получили распространение в XIX веке.

Результаты генетических анализов, проведенных во Франции, еще разподтверждают,чтовэтногенезе современных якутов приняли участие тунгусо-маньчжурские, монгольские, тюркские племена, при этом в антропогенетическом типе якутов преобладают монгольские гены, а в материальной и духовной культуре заметно тюркское влияние.

В настоящее время исследователи ведут дискуссию о времени заселения территории Якутии пришлыми монголо- и тюркоязычными племенами.

 

ИСТОЧНОКИ И ЛИТЕРАТУРА

Архив Якутского научного центра СО РАН, ф. 5, оп. 5, д. 188, л. 209. Гоголев А.И. Якуты: проблемы этногенеза и формирования культуры. Якутск, 1993. С. 124–125.

Зыков И.Е. Схема поэтапного расселения и этногенез якутов // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока: тез. докл. Новосибирск, 1973. С. 97–99.

Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры // Якутия и ее соседи в древности. Якутск, 1975. С. 106–171.

Потапов И.А. Якутская народная резьба по дереву. Якутск, 1972. С. 46–48.

Стрелов Е.Д. Лук, стрелы и копье древнего якута // Сборник трудов исследовательского общества «Саха кэскилэ». Якутск, 1927. Вып. 1. С. 58.

 

Василий Васильевич Попов,
заведующий отделом археологии и этнографии
Якутского государственного объединенного
музея истории и культуры народов Севера
имени Ем. Ярославского, г. Якутск


Журнал "Тальцы" №1 (30), 2007 год