Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Материалы журнала

Портретные изображения святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири

Иоанн Максимович, архиепископ Черниговский

Иоанн Максимович, архиепископ Черниговский

Труменной портрет тобольского митрополита Иоанна Максимовича. XVIII в

Неизвестный художник. Труменной портрет тобольского митрополита Иоанна Максимовича. XVIII в

Портрет Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского и Сибирского.

Неизвестный художник второй половины XVIII в. Портрет Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского и Сибирского.

Земной путь свт. Иоанна пришелся на время крупных преобразований в Русском государстве. Реформы Петра I должны были устройство российской жизни преобразовать в духе европейских традиций. Однако земли Сибири цивилизовать за короткий срок в силу отдаленности было задачей чрезвычайной сложности. С этой целью на дальние окраины в северо-восточные епархии назначаются иерархи из Украины. Первым Сибирскую кафедру возглавил свт. Димитрий Ростовский, митрополит Сибирский и Тобольский, его преемником был митрополит Филофей. В 1711 году, когда последний из-за болезни удалился в Тюменский Троицкий монастырь и принял схиму, на его место был поставлен святитель Иоанн.

Жизненный подвиг Святителя исполнен благочестия. Он появился на свет в 1651 году в городе Нежине Черниговской губернии. Его отец, Максим Васильковский, называемый также Васильским или Печерским, происходил из древнего малороссийского дворянского рода. Около Нежина семья Максимовичей арендовала мельницы и земли Киево-Печерской лавры, организуя тем самым пропитание монастыря, снабжение его утварью, а кроме того занимаясь строительством храмов. Мать, Евфросиния Максимович, оказала большое влияние на решение сына поступать в Киевскую духовную коллегию, после окончания которой он был профессором латинского языка. В начале 1670-х годов будущий Святитель принял монашеский постриг с именем Иоанна, в честь Вселенского учителя святителя Иоанна Златоуста; рукополагал его архимандрит Киево-Печерской лавры отец Иннокентий (Гизель). В монастыре отец Иоанн был избран экономом, начиная с 1675 года выполнял в лавре по-слушание проповедника слова Божия. В 1680 году будущий Святитель был отправлен с посольством в Москву с просьбой о помощи лавре в случае нападения на Киев турок и о разрешении укрыться при этом в Брянском Свенском монастыре. Миссия Иоанна увенчалась полным успехом: инокам печерским было предоставлено право не только укрываться в Свенском монастыре, но и обратить эту обитель в полное свое владение. Первым намест-ником «Новопечерского» Свенского монастыря стал иеромонах Иоанн (Максимович). Подвижническая жизнь и глубокие богословские познания отца Иоаннаобусловили то, что позднее он был назначен настоятелем одной из древнейших обителей — Елецкого Успенского монастыря в Чернигове. В 1697 году по грамоте царя Петра Алексеевича отец Иоанн был назначен архиепископом Черниговским. Свою кафедральную обитель владыка Иоанн привел в образцовый порядок. Одной из важных забот Святителя стало духовное просвещение. В 1700 году в Чернигове им был основан «коллегиум», послуживший прообразом для духовных семинарий России. Предметом особой заботы Святителя была библиотека коллегии, где были собраны редкие и старинные книги.

Назначение Святителя в Тобольск состоялось в 1712 году. Покидать родную Малороссию было для него делом нелегким: его ждали суровый край, некрещеные народы, малообразованное духовенство, но личной выгоды владыка не искал. Ему предстояло просветить эту темную страну, Сибирь, евангельским светом.

Летопись сообщает: «Преосвященный Иоанн Максимович, архиерей Черниговский переведен в Сибирь митрополитом» (3, с. 30). Этот высокообразованный иерарх обладал даромкрасноречия, и в Сибири особое значение он придавал духовному совершенствованию, в основе которого лежало согласование человеческой воли с Божией волей. Эти богословские искания выразились в таких его трудах, как «Нрав-ственное зерцало», «Богородице Дево», «Феатрон, или Позор нравоучительный», «Толкование на 50-й псалом» и др. В 1714 году, когда Святитель был уже в Тобольске, в Чернигове вышел его главный труд — «Илиотропион».

Видя отставание сибиряков в вопросах просвещения и образования, митрополит Иоанн неустанно заботился о его преодолении. Он усовершенствовал школу, открытую ещемитрополитом Филофеем, освятил новые храмы Тобольска, отправил миссию в Пекин, перекладывал на славяно-русский язык свои труды, написанные по-латыни. Однако «сибирскоенизшее духовенство было крайне необразованно, ученые священники встречались лишь в виде исключения, и митрополит с трудом мог находить в духовенстве поддержку для своихнаписаний» (2, с. 9).

Несмотря на трудности, с которыми столкнулся Святитель, его жизнь в Тобольске была подвижнической и высокодуховной. Он часто совершал Божественную литургию и поучалпаству своими проповедями. Возможно, сибирское затворничество в какой-то степени еще более способствовало развитию в нем тех христианских добродетелей, о которых он писалв своих трудах. Сибиряки запомнили владыку как скромного, благорассудительного, тихого, очень милостивого и сострадательного к бедным. «Сохранились свидетельства того времени о том, что многие бедствующие слышали вечерней порой стук в окошко, а когда открывали его, им передавалось подаяние со словами: „Примите во имя Иисуса Христањ. Он часто навещал каторжников в тюрьмах, молился за них, утешал и давал деньги на пропитание» (4, с. 88).

Десятого июня 1715 года после Божественной литургии святитель Иоанн устроил трапезу, на которую пригласил духовенство и бедных. Сам прислуживал собравшимся за столом, а затем, простившись со всеми, удалился к себе. Вечером того дня владыка почил в Бозе. Его нашли колено-преклоненным перед образом Божией Матери.

Через двести лет в Синоде был поднят вопрос о прославлении Святителя, причислении его к лику святых, а в июне 1916 года была совершена канонизация.

Однако глубокое почитание владыки началось еще при его жизни и не затухало все последующие годы. В середине XIХ века протоиерей Александр Сулоцкий замечал: «К митрополиту Иоанну Максимовичу в Тобольске и во всей Сибири питают особенное благоволение: по нем многие служат панихиды, поклониться на гроб его приходят и приезжают издалека» (5, с. 40).

Еще задолго до канонизации имели широкое распространение портретные изображения этого Святителя, на основе которых в период прославления были созданы иконы. До настоящего времени в нескольких музеях сохранились портреты разного времени. Среди них есть прижизненный портрет Святителя из Чернигова. Это поколенный портрет свт. ИоаннаМаксимовича в сане архиепископа Черниговского. Святитель представлен в полном архипастырском облачении с посохом в правой руке и крестом в левой. На этом портрете владыка изображен уже в летах. Он высокого роста, осанистый, создается впечатление, что он крупного сложения. Острый взгляд небольших глаз из-под бровей, идущих на взлет, орлиный нос — все это выдает человека очень волевого. Взгляд его кажется пронзительным. На фоне по обе стороны от архиерея в верхней части холста изображены герб и монограмма рода Максимовичей. Саккос Святителя очень нарядный, богато орнаментированный. Этот портрет представляет собой типичный образец украинской портретной живописи.

Немалый интерес представляет для нас портрет свт. Иоанна на шестигранной металлической пластине из Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (ТГИАМЗ). Этот оплечный образ выглядит не совсем обычно. Его характеризуют особое спокойствие, строгость, погруженность в раздумье. Взгляд направлен куда-то вдаль, мимо зрителя, как бы в небытие, связывая его с иным, ирреальным миром. Живописная манера выдает руку профессионального мастера, хорошо владеющего светотеневой моделировкой. В этой манере нет и намека на парсунное письмо или иконописные традиции. Создается впечатление, что это позднее произведение. Однако в дореволюционных инвентарных книгах ТГИАМЗ сохранились записи, где под  644 значится: «Старый портрет Иоанна Максимовича». И попал в музей он не случайно, видимо, как исторический памятник. Следовательно, можно предположить, что уверенная живописная манера, размашистый почерк относятся к поздним наслоениям, сделанным с целью обновления портрета.

Характерная форма пластины, ее материал дают основание предположить, что это труменной портрет митрополита, то есть портрет, написанный сразу как только душа Святителяотошла к Богу. Портрет этого типа должен был являться непременной частью погребального обряда. Пластина набивалась на торцевую часть гроба, она входила в состав обязательного декора гроба, символизируя присутствие усопшего на церемонии. Перед этим изображением происходило прощание с ним. Становится понятной та образная характеристика внутреннего спокойствия, собранности и созерцательности, которую художник дает лику владыки. В подобных труменных портретах художники стремились добиться этого состояния собранности, «естественно было трактовать момент смерти как важнейший момент бытия человека, готовящегося предстать перед вечным судьей и поэтому отринувшего все земное и суетное» (6, с. 220). Такие погребальные изображения были своего рода национальным явлением Речи Посполитой. Из Польши этот тип портрета переходит в похоронный церемониал украинских земель и соответственно появляется в живописи Украины.

Не удивительно, что погребальный портрет, так характерный для западных земель, вдруг появляется на восточной окраине Российского государства. Ведь свт. Иоанн происходилиз дворянской семьи, малороссийские дворяне вобрали в свои культурные традиции многие из особенностей культуры Польши, а затем их сохраняли в семейном укладе и передавали из поколения в поколение. В свою очередь, украинское искусство, воспринявшее основные формы польской культуры, оказало влияние на формирование изобразительного искусства Сибири. Поэтому необычный для России тип труменного портрета нашел место в искусстве Сибири.

Ко второй половине ХVIII века относится портрет Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского и Сибирского, из Тюменского областного музея изобразительных искусств. Наизображении чуть ниже поясного представлен Святитель в митрополичьей мантии и белом клобуке. Несмотря на внеш-ние атрибуты репрезентативности, фигура архипастыря выглядитдалеко не крупной, а лицо суховатое, постническое. В этом портрете, как и в черниговском, сохранились острота взгляда и некоторые характерные черты лица, например форма носа, линия бровей. Но в целом индивидуальное здесь уходит на второй план, лицо уподобляется лику. Эта мемориальность образа навеяна еще и тем, что портрет создавался на основе копии более раннего изображения Святителя.

Известно, что одно из таких изображений находилось в приделе Софийского собора в Тобольске на правой стене алтаря, «изображен Иоанн Максимович во весь рост, в беломмитрополичьем клобуке и голубой, с источниками, мантии» (5, с. 40).

Память людская и любовь к владыке Иоанну не угасли и более чем через сто лет после его блаженной кончины. В 1849 году иконописец из тобольских мещан Иван Козлов соз-дает еще один портрет митрополита (фото на с. 2 обложки). Ныне он находится в собрании ТГИАМЗ. Внешне портрет повторяет вышеописанный образ. Однако в этом произведении художник стремится запечатлеть особую благообразность, красоту строгих и благочестивых черт Святителя. Вместе с тем живописная манера мастера отвечает духу искусства XIХ века, ориентацией которого был реализм, декларирующий жизнеподобие. Но в портретах митрополита Иоанна сибирского периода психологизм образа был преодолен. И мастеру ХIX века, имевшему в качестве образца портрет ХVIII века, пришлось эту важную черту, формирующую конкретность, убедительность, заменить некоторым натурализмом, опирающимся на физиогномические признаки. Фигура, изображенная на глухом, темном фоне, исключающем всякую пространственную глубину, благодаря активной светотеневоймоделировке «выдвигается» из плоскости фона. Внешнее решение образа отличается тяжеловесной убедительностью и скульптурностью.

Сохранявшиеся в Тобольске портреты свт. Иоанна подтверждали: «Священна память молитвенника Тобольской паствы, митрополита Иоанна Максимовича» (2, с. 10). И когда в 1916 году при огромном стечении богомольцев в Тобольске износились «из недр земных честные и целебные мощи Иоанна» «как сокровище многоценное», не только храмы города, но и церкви разных краев и весей губернии украшали иконные образы этого святого. Они были написаны на основе тобольских портретов, которые по сути своей явилисьпредвестниками икон. Иконографический тип, заложенный в основу иконы Свт. Иоанна, оказался очень устойчивым. В сознании православных сибиряков именно поясное изображение Святителя в голубой мантии и белом клобуке наиболее точно отвечает категории правды об этом святом.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Белецкий П. Украинская портретная живопись ХVII–ХVIII вв. — Л., 1981.

2. Макарий, архимандрит (Веретенников). И всея Сибири чудотворец // Религия и церковь в Сибири: Сборник научных статей и документальных материалов. — Тюмень, 2002. — Вып. 16.

3. Скосырев Н.Д. Очерк жития митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна Максимовича. — М., 1892.

4. Софронов В.Ю. Светочи земли сибирской. — Екатеринбург, 1998.

5. Сулоцкий А. О церковных древностях Сибири. — Тюмень, 2000.

6. Тананаева Л.И. Сарматский портрет. — М., 1979.

7. Фомин С.В. Последний царский святой. Святитель Иоанн (Максимович) митрополит Тобольский, Сибирский чудотворец. — СПб., 2003.

 

Марина Николаевна Софронова,
кандидат искусствоведения,
зав. кафедрой Тобольского
государственного педагогического
института, г. Тобольск


Журнал "Тальцы" №1 (28), 2006 год