Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Материалы журнала

Иконы Смоленской и Казанской богоматери из Тобольска и их взаимосвязь

Богоматерь Одигитрия из Тобольского Покровского собора до реставрации

Богоматерь Одигитрия из Тобольского Покровского собора до реставрации

Богоматерь Одигитрия из Тобольского Покровского собора в процессе реставрации

Богоматерь Одигитрия из Тобольского Покровского собора в процессе реставрации

Богоматерь Казанская из Тобольского Софийского собора

Богоматерь Казанская из Тобольского Софийского собора

XX век колоссально обогатил историю отечественного изобразительного искусства, раскрыв художественно-эстетические достоинства древнерусской иконы. Начиная с XX века иконопись стала расцениваться не только как памятник церковной археологии, но и как искусство живописи. Особенности ее живописного языка получают признание. Новое отношение к иконе, в котором эстетическое явно преобладало над религиозным, с одной стороны, породило бурный рост собирательства древней живописи, с другой — поставило задачу научного изучения и реставрации икон. Ибо их облик представлял собой конгломерат живописных напластований различных эпох, где видимое изображение порой не совпадало с первоначальным. Достоянием реставрации XX века стала целая эпоха художественной культуры Древней Руси.

Вместе с тем XX век, как никакое другое столетие, стал веком беспощадного уничтожения икон как объекта церковного культа. Атеистическое время борьбы с религией началосьвскоре после революции и продолжалось до 1980-х годов, пройдя несколько этапов. Особенно это коснулось тех мест, где до революции были собраны церковные святыни.

В западносибирском регионе такой противоцерковной чистке подвергся город Тобольск. Являясь духовным центром Сибири, Тобольск положил начало не только распространению христианства за Уралом, но и сибирскому иконописанию. В связи с этим остаются актуальными поиск и изучение ранних сибирских икон, многие из которых оказались истребленными. В музеях западносибирского региона в основном сохранились произведения XIX века. Лишь тщательный анализ дает основание говорить, что среди этих икон есть произведения более раннего времени. Они поновлялись и были записаны не в стиле подлинника, а сообразно художе-ственно-эстетическим нормам своего времени. Такой подход характерен уже для начала и середины XIX века, когда художественный язык древнего оригинала стал неактуальным и по всей России памятники древней живописи поновлялись в соответствии с «новейшими» взглядами на церковное искусство, в духе византийско-академической живописи.

Именно в таком стиле выполнено большинство из сохранившихся икон в храмах Тюменского региона. Отсутствие профессиональных художественно-реставрационных мастерских в регионе долгое время не позволяло проводить исследование иконописного наследия, поэтому лишь отдельные произведения из музейных коллекций, оригинальность илихудожественная значимость которых была бесспорна, отправлялись в столичные реставрационные центры. Произведения, находящиеся в действующих храмах, зачастую оставались не только необследованными, но и просто неучтенными. Однако «росписи церковным вещам», сохранившиеся в архивах, свидетельствуют, что в дореволюционное время в церквахбыла строгая учетность икон и другой обрядовой утвари. Сегодня церковью осознается значимость восстановления учета и систематизации церковных ценностей в сибирских храмах, а также их реставрации. Открывшаяся в середине 1990-х годов иконописная школа при Тобольской духовной семинарии стала готовить кадры не только иконописцев, но иреставраторов, что позволило в дальнейшем начать исследование храмовых икон. Так, после тщательного осмотра и снятия записи на контрольных участках одной из Богородичныхикон, висевших в Покровском соборе Тобольска у мощей свт. Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири, была обнаружена под слоем масляной живописи темперная живопись.Икона представляет собой тип Богоматери Одигитрии.

В 2000 году архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий благословил проведение реставрации этой иконы в иконописной школе при Тобольской семинарии. К раскрытию иконыприступили художник-реставратор В.А. Быкова и тогда еще учащаяся 4-го курса Г.Д. Замолотских. В процессе раскрытия иконы были обнаружены следующие слои: 0 — авторский; 1 — покрывной слой; 2 — перелевкаска (меловой грунт); 3 — грунтовка по левкасу маслом охристого цвета; 4 — подмалевок; 5 — масляная живопись, относящаяся к середине XIX века; 6 — покрывной слой живописи — лак. Верхний слой масляной живописи по рисунку Богоматери соответствовал силуэту темперы авторского слоя. Изображение Младенца-Христа не совпадало, так как Младенец в темперной живописи изображен в фас, а масляная живопись передавала легкий поворот и наклон головы Младенца к Богородице, кроме того, одежды Богоматери захватывали больше плоскости иконной доски, чем в темперной живописи. Традиционное поле, окаймляющее средник, в живописи маслом отсутствовало.

Икона храмовая, ее размеры 89 x 69 x 3, высокопрофессиональный уровень темперной живописи был скрыт под слоем масляного поновления. По иконографии темперная иконавыполнена как Одигитрия Смоленская. Богоматерь представлена величественно. Ее фигура как бы вытянута вверх таким образом, что захватывает более чем поясное изображение.Левой рукой она держит Младенца-Христа, а правой указывает на него и в то же время приемлет от него благословение. Младенец сидит строго фронтально. Его правая рука, отведенная в сторону, в благословляющем жесте. В левой руке — вертикально расположенный свиток, верхняя часть которого находится на уровне груди Бога-Младенца.

Свободный, не всегда совпадающий с графьей рисунок говорит о профессионализме иконописца. А мягкие, легко сплавленные лики свидетельствуют о его высоком мастерстве. Охрение завершает моделировку ликов, создавая впечатление исходящего от них нетварного света. Условно согласно стилистической характеристике икону датировали концом XVII – началом XVIII века. Однако отсутствие подобных памятников в музеях и храмах Тюменского региона не позволило провести атрибуцию точнее. Более того, высокохудожественный уровень этой иконы давал основание полагать, что она была написана не сибирским мастером, а мастером из России. По стилю икона напоминала живопись мастеров Оружейной палаты.

Местоположение иконы в храме связывало ее с именем свт. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири. Иногда эту икону принимали за образ Богоматери, перед которым почил в Бозе Святитель. Однако та икона, впоследствии именовавшаяся Тобольской, по иконографии восходила к образу Богоматери Ильинско-Черниговской, который тоже представлял собой тип Одигитрии. Но, во-первых, Бого-Младенец располагался не фронтально, а в повороте, обращенном к Божией Матери. Во-вторых, их головы украшали венцы. Кроме того, икона из Покровского собора имела оклад, по рисунку совпадающий с изображением на поновлении, а по надписанию значилась как Казанская. Эта любопытная деталь заставила параллельно собирать сведения об известных в Тобольской губернии иконах Казанской Божией Матери. Таким образом, поиск сведений об иконах Богоматери Одигитрии был продолжен по трем направлениям: собиралась информация о прославившихся образах в пределах Киевской епархии, в пределах Сибирской епархии и сведения о почитании икон Богоматери Казанской в Сибири.

Из икон Киевской епархии особо следует отметить древний образ Богоматери Любеческой из Черниговской губернии. По преданию, ее явление относится к XI веку. С давних пор она прославилась чудесами, о которых говорит свт. Димитрий Ростовский. Характер надписания на ней соответствует нашей иконе: в верхней части средника по обе стороны от лика Богоматери два крупных медальона с титлами Матери Божией, титлы Иисуса Христа в прямоугольном шестиграннике, расположенном справа от головы Бого-Младенца. В левой руке Спаситель держит вертикально поставленную книгу, от которой видна лишь продольная полоса корешка. В сюжете иконы из Покровского собора Тобольска представлен редко встречающийся на русских иконах вариант вертикально расположенного свитка.

Большая иконографическая схожесть этих двух образов дает возможность предположить, что образ Любеческой Богоматери мог послужить прообразом для иконы из Покровского собора и был привезен одним из украинских митрополитов. Это мог быть и свт. Иоанн, переведенный в Тобольск из Чернигова, и свт. Димитрий, назначенный в 1700 году на Тобольскую кафедру, но по состоянию здоровья в Сибирь не приехавший и через год направленный в Ростовскую епархию. Этот иерарх в своих дневниках за 1689 год сделал запись о Любеческой иконе и ее чудесах, а также, будучи в Любече, велел снять список c нее. В течение года являясь митрополитом Сибирским, он проявлял заботу о своей сибирской пастве и внимание к ней. Встречаясь в Москве с людьми, направляемыми в Сибирь и возвращающимися оттуда, свт. Димитрий оказывал им радушный прием, выспрашивал их о сибирских делах и одаривал подарками. Быть может, Богоматерь Одигитрия и есть дар свт. Димитрия.

Таким образом, можно предположить, что икона, много лет висевшая у мощей святителя Иоанна, привезена из Украины одним из тобольских митрополитов. Тем более чтоТобольскую кафедру с 1701 по 1768 год возглавляли выходцы из Киевской духовной академии. Их стараниями могла быть заказана и привезена в Тобольск почитаемая икона БожиейМатери. Поновление этой иконы, сделанное в технике масляной живописи не позднее чем в середине XIX века, не только поменяло древнерусский образец живописи на академическое письмо, но изменило и позу Младенца-Христа. Обращает на себя внимание то, что Спаситель дан в легком развороте к Богоматери с чуть склоненной к ней головой. Стилистически это изображение напоминает образ Божией Матери Ильин-ско-Черниговской, который, по преданию, привез свт. Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири. Только характерные царственные венцы у Богоматери и Младенца отсутствуют. При сопоставлении изображения данной иконы, как темперного, так и масляного ее слоя, с иконами типа Богоматери Одигитрии из фондов Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника были обнаружены явные композиционные совпадения, при этом живописная манера и техника — различны.

Следовательно, в иконе Тюменского региона нашли отголоски и почитаемые в Украине образы Богоматери, и характерные для юго-западных земель композиционные формы. Так как киевская школа иконописи наиболее древняя в древнерусском иконописании, то в основании своем она имела греческие образцы. Извлеченная из-под записей икона Богоматери Одигитрии из Покровского собора Тобольска являлась образцом для новых икон, писавшихся в Тобольской епархии. Она, быть может, стала связующей нитью русских и византийских художественных христианских традиций. Через образ Матери Божией явлен образец для подражания современным сибирским иконописцам, ориентирующий на возрождение духовных основ и художественной культуры России.

Икона Богоматери Одигитрии из Покровского собора несомненно оказала влияние на сибирское иконописание. В этом отношении стало важным разобраться, почему на образе Богоматери Смоленской был оклад с надписанием «Казанская». Для начала можно сказать, что в Тобольском Знаменском монастыре в 1661 году прославился образ Казанской Божией Матери. Этот образ был очень почитаем тоболяками, но в XIX веке произошло наложение: некоторые из горожан считали иконой «Богоматерь Тобольская» именно прославившуюся в Тобольске икону Богоматери Казанской, а другие «Тобольской» называли икону, оставшуюся от святителя Иоанна. Ошибка закралась даже в сборник чудотворных образов Богоматери, выпущенный С. Снессоревой в 1890 г.

При сравнении иконы Богоматери Одигитрии из По-кровского собора Тобольска, о которой говорилось ранее, с образом Казанской Божией Матери, написанным в XVIII веке и ныне находящимся в Софийском соборе Тобольска, который также был отреставрирован силами иконописной школы, обнаружилось, что эти иконы имеют ряд идентично выполненных деталей лика и одежд. Высокая посадка Младенца на первой иконе позволяла вычленить в композиции подгрудное изображение Богоматери, которое при незначительном изменении наклона ее головы дает иконографиче-ски другой образ, а именно Богоматери Казанской. Разлет бровей, форма глаза со слезничком, линии носа, уха в лике Богоматери имеют достаточно сильное сходство. Его можно отметить даже в характере наложения притинок: область верхних век, переход от щек к подбородку, складки на шее. Но все-таки это работы разных мастеров. Образ Казанской Божией Матери написан местным иконописцем. Уровень его мастерства достаточно высокий, он не только удачно сохранил основу копируемого образа, но и нашел точное соотношение между фигурами в новой композиции. Для этого иконописцу пришлось немного изменить пропорции доски, увеличив ее размеры по вертикали. В связи с этим голова Богоматери и фигура Младенца-Христа стали несколько вытянутыми вверх, а пропорции Бого-Младенца по отношению к Богоматери — несколько мельче. Однако живописная манера выдает руку провинциала. Там, где на иконе Смоленской Богоматери мастер добивается объемности за счет мягких переходов полутонов, сибирский иконописец использует линию и контраст тонов. Это особенно наглядно в живописном решении одежд. Темно-вишневый мафорий на первой иконе имеет несколько оттенков с добавлением зеленоватых, красноватых тонов. Цвет мафория на Казанской иконе локально красный. Его складки прочерчены контрастной четкой линией черного, но они соответствуют расположению и направлению складок на первой иконе. То же можно сказать о хитоне и гиматии Бого-Младенца: их цвет изменен, но решение сохраняет логику группировки складок, графически выявляя четкость и ясность их построения. Лик Спасителя на иконе имеет тюркские черты. По времени написания икону можно отнести к первой половине ХVIII века. Она была явно почитаема православными Тобольской епархии, ее, как и другие излюбленные образы, брали за основу при написании новых икон, которые тоже впоследствии становилисьпочитаемыми и чудотворными.

Примером этого может служить образ Казанской Божией Матери из деревни Чимеево, прославившийся уже в советское время. О чимеевской иконе есть несколько публикаций, подготовленных курганской исследовательницей Г.В. Максимовой. Она справедливо считает, что икона была написана тобольскими иконописцами в конце ХVIII века. Легенда обретения этого образа гласит, что икона приплыла по реке Нияп, притоку Тобола, и остановилась напротив церкви деревни Чимеево. Из архивных документов известно, что в 1770 году «жители Терсецкой слободы... деревень Мамоновой, Брылиной, Белоусовой, Могильниковой и Чимеево просят построить в д. Чимеево церковь Пресвятой Богородицы явления Ея в Казани» (1). Вероятно, икона предназначалась для местного ряда иконостаса и написана была вскоре после построения храма. При сопоставлении тобольской и чимеевской икон обнаруживается их несомненное сходство, особенно это очевидно в образе Богоматери. Рисунок Бого-Младенца тоже совпадает, только его фигура расположена чуть выше, а лик хоть и сохраняет тюркские черты, но характер их выдает облик уже взрослого человека. На полях иконы, в нижней ее части — предстоящие: св. Модест (Медост), патриархИерусалимский, и св. Илия пророк. Изменился характер живописи: во-первых, колорит выдержан в единой монохромной гамме охристо-коричневого тона, во-вторых, графическоеначало доминирует над живописным, создавая впечатление иконы-подокладницы.

Так постепенно при выстраивании икон в ряд обнаружилась их преемственность, в основе которой лежал закон сохранения канона. Однако канон не являлся препятствием для творческого поиска иконописца и применения различных приемов живописного языка. Более того, можно увидеть, как, используя особо почитаемый образ, иконописцы свободнопереходят от него к другому иконографическому образу. При прослеживании на данном примере особенностей иконописания в пространственно-временной перспективе выявляютсяне только характерные черты сибирской иконописи, но и упрощение со временем живописного языка.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске», ф. 156, оп. 1, д. 448.

2. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых православною церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери. — Ярославль, 1994.

3. Сулоцкий А. О сибирском духовенстве. — Тюмень, 2000. — Т. 2.

 

Марина Николаевна Софронова,
кандидат искусствоведения,
зав. кафедрой Тобольского государственного
педагогического института,
г. Тобольск


Валентина Антоновна Быкова,
художник-реставратор
Тобольского государственного
историко-архитектурного
музея-заповедника,
г. Тобольск

Галина Дмитриевна Замолотских,
зав. музеем истории православия
на Алтае,
г. Барнаул

 

Журнал "Тальцы" №1 (28), 2006 год