Архитектурно-этнографический музей "Тальцы" – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XIX веков. Расположен музей "Тальцы" на правом берегу реки Ангары в Тальцинском урочище

Владыка Евгений в сёлах Нюйском, Жербинском, Конкинском Киренского уезда Иркутской губернии. 1913 год

Иннокентиевский храм в с. Нюйском

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа 
 Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г. 
 Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
 

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

В 6 час. веч. мы достигли последнего приходского села Киренского уезда — Нюйского, расположенного по левому берегу Лены. Село в 46 дворов; храм во имя св. Иннокентия Иркутского, построен в 1884 году, содержится оп­рятно; прихожан 1905 душ обоего пола, из них 1170 — ино­родцев Сунтаро-Олекминской управы. Священником состоит окончивший курс учительской семинарии Иаков Степанов106, псаломщиком — Михаил Козырнов107.

По выходе с парохода на берегу приветствовал Владыку от лица нюйцев начальник местного почтово-телеграфно­го отделения Нилов; народу собралось человек 250; среди них было немало якутов, которые, услышав о прибытии Владыки, оставили лесные кочевья и спешили в Нюю. По совершении в храме молебна св. Иннокентию с акафистом Владыка прочувственно сказал слово о жизни и трудах св. Иннокентия, призывая следовать его жизни и подражать добродетелям. При благословении народа чинно подошли и разодетые якуты. Владыка отдельно обратился к ним че­рез переводчика, пожелав здоровья, всякого благополучия и счастья им и их семьям. Они остались очень довольны. Владыка дал им достаточное количество изображений св. Иннокентия для раздачи сородичам. На Владыку якуты произвели очень приятное впечатление своим религиозным благоговением и почтительностию, с какою они относятся к священному лицу. Когда Владыка благословлял их из окна парохода, они набожно крестились, становясь на колени…

Тут нам вспомнились тунгусы, разбросанные по обширным дебрям сибирской тайги, по образу жизни мало чем отлича­ющиеся от якутов и так же хорошо религиозно настроенные, «тунгус — природный зверь, но праздники чтит», — гово­рят о них крестьяне. Вспомнились и буряты, населяющие необъятные степи Иркутской губернии. Сколько и у них религиозного воодушевления… Но сколько еще надо поло­жить труда, чтобы всех этих блуждающих по степям и лесам привести к вере Христовой. Но сколько бы труда нашего ни потребовалось, пора начать исход, как из некоего Египта, из облежащего их духовного мрака, и идти вслед верных чад Церкви Христовой к религиозному и нравственному преспе­янию… К прискорбию, нередко доводится наблюдать, что нива Господня зарастает волчцами и тернием, и желанное благо остается только в чаянии… «Жатва многа, делателей мало». Будем молиться Господину жатвы, да изведет дела­телей на жатву свою (Мф. 9, 37).

Из Нюи нам путь лежал обратно, но Владыке сказали, что за 35 верст ниже по Лене в с. Жербинском есть припис­ной к Нюйскому храм и насельники Жербы были бы глу­боко осчастливлены посещением своего Владыки. Желая доставить духовную радость своей далекой пастве, Владыка охотно согласился навестить жербинцев и вместе с ними помолиться. Жерба — селеньице в 25 дворов, с 140 жите­лями обоего пола; последнее селение Иркутской епархии, соседнее с епархией Якутской. Прибыли туда в 10 час. вечера. Жители быстро собрались и с факелами сопро­вождали Владыку. Храм стоит на горе, в сосновом бору, подъем к нему длинный, песчаный. Владыка совершил мо­лебен Божией Матери и св. Иннокентию и сказал поуче­ние о необходимости веры в Бога и молитве ко Пресвятой Богородице. С жадностию ловили жербинцы поучительные слова Архипастыря… Можно с уверенностью сказать, они встречали у себя Епископа впервые. А как дорого им слово Архипастыря, оно ляжет в их сердца до гробовой доски… И как необходимо чаще согревать это загрубелое сердце Архипастырским словом любви и научения…

Храм небольшой; утварию очень беден. Население, при бедности, бессильно чем-либо помочь. Вот куда бы следо­вало заглянуть руке щедрого жертвователя и хоть немно­го благоукрасить храм — это духовное сокровище далеких жербинцев… Невольно уповательно смотришь на Братство Св. Иннокентия Иркутское или Петроградское — как была бы жертва целесообразна и своевременна… Простившись с жербинцами, мы в полночь на 6-е июля двинулись обратно, благодаря Бога за помощь в нашем пу­тешествии. Ночи стояли светлые. После полуночи, при за­дернутых парусинных шторах, без свечи, я свободно писал в каюте.

6-е июля день холодный, дует ветер, идет дождь, вре­менами льет ливнем, небо беспросветно заволокло тучами. Прошли Мухтую, у пароходного колеса сломалась плица, стояли часа два.

В 9 ½ч. в[ечера] прибыли в село Конькинское Мухтуй­ского прихода, которое, за ночным проездом, в передний путь осталось непосещенным. Вследствие пасмурной пого­ды было уже темно, когда мы причалили к берегу Конькин­ского. Село в 22 двора с 170 жителями; здесь приписной к Мухтуйскому молитвенный дом в честь образа Казанской Божией Матери и церковно-приходская школа. Храм впол­не приличный, еще новый; ризы на местных иконах Спаси­теля и Божией Матери посеребрены; несколько дисгармо­нируют с общим приятным впечатлением две деревянные подпорки по сторонам престола, поддерживающие потолок алтаря. Сделаны, конечно, не для красоты; видимо, мастер исправлял свою ошибку, плохо при постройке укрепив пото­лок. Церковь ведет самостоятельную продажу свеч и имеет своего капитала до 525 руб. Берег в виде луга; поэтому храм отстоит от реки сажен на полтораста. Несмотря на позднее время, Владыка совершил в храме молебен Божией Матери и святителю Иннокентию, после чего сказал поучительное слово о долге христианина заботиться о спасении души, призывая в этой заботе обращаться к ходатайству и заступ­ничеству Божией Матери. Благословив народ, Владыка из храма посетил церковно-приходскую школу. Помещается в церковной ограде в сторожке; домишко небольшой, в две комнаты, старый, от неблагоустройства печи в нем пахнет дымом. Школа здесь существует сравнительно давно, но по каким-то причинам была несколько времени тому назад закрыта; с начала 1912–13 учебного года вновь открыта, так что после перерыва функционировала первый год. Учи­тельствует окончившая Киренскую прогимназию Мария Мальцева; в данное время она была в отпуску. Дети, чис­лом 15, одни встретили Владыку стройным пением «Царю Небесный»; спрошенные по Закону Божию, арифметике и русскому языку отвечали удовлетворительно. Когда Вла­дыка собрался уходить, один мальчуган, совершенно для нас неожиданно, бойко начал «Достойно есть», остальные дружно подхватили, и все стройно и твердо пропели молит­ву, чем доставили немалое удовольствие Владыке. Он сде­лал об этом надлежащую пометку в визитационной книге школы. В 11 час. ночи, раздав детям на берегу конфекты и пряники, отбыли далее.

 

Примечания: 

106 Степанов Иаков Михайлович (1864 – после 1913). По окон­чании полного курса Иркутской учительской семинарии в 1884 г. был утвержден на должность учителя Ломовского приходского училища в ведении Дирекции народных училищ Забайкальской области. По собственному прошению в 1888 г. переведен в Иркут­скую губернию на должность заведующего Верхоленским двух­классным училищем. 15 августа 1893 г. рукоположен в сан диа­кона церкви Богоявления Господня г. Братска Иркутской губернии (ныне Братский район Иркутской области). 29 июня 1895 г. руко­положен в сан священника церкви Введения во храм Пресвя­той Богородицы с. Тимошино Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Жигаловский район Иркутской области) и вскоре назначен заведующим местной Тимошинской церковно-приходской школой и законоучителем в ней. 31 июля 1906 г. перемещен на должность второго священника собора Воскре­сения Господня с. Верхоленск Верхоленского уезда Иркут­ской губернии (ныне Качугский район Иркутской области). 15 ноября 1906 г. приступил к должности законоучителя при­ходских училищ г. Верхоленск. 2 октября 1907 г. вновь пере­веден на должность священника в Тимошинскую Введенскую церковь. В течение службы в Тимошинском приходе произвел полный ремонт и обновление приходского храма, заведовал пост­ройкой церковно-приходской школы в с. Марковское и руководил постройкой храма во имя Святителя Иннокентия Иркутского в том же селении. 8 декабря 1909 г. — 13 января 1910 г. переведен в церковь Святителя Иннокентия Иркутского с. Нюя Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Республика Саха (Якутия)) на должность священника-настоятеля. 

107 Козырнов Михаил Яковлевич (около 1883 – после 1913). Родился в крестьянской семье. Обучался в Кутуликской второ­классной школе, которую окончил в 1903 г. со званием учителя школы грамоты. В 1903 г. Нижнеудинским отделением Иркут­ского епархиального совета назначен учителем Завальской (?) школы грамоты, где прослужил 2 учебных года. С мая 1906 г. в течение 1 года и 3 месяцев исполнял должность псаломщика цер­кви в Иркутском военном госпитале. 7 сентября 1907 г. допущен к исполнению должности псаломщика церкви Святителя Николая Чудотворца с. Мухтуйское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Республика Саха (Якутия)). 26 сентября 1909 г. утвержден в назначенной должности. 10 мая 1912 г. переведен на должность псаломщика церкви Святителя Иннокентия Иркутского с. Нюя Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Республика Саха (Якутия)).

 

На сайте www.pribaikal.ru
 публикуется с разрешения издателя 
 Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»
 

Книга издана при финансовой поддержке 
 Государственного архива Иркутской области