Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

РОССИЯ И МОНГОЛИЯ: МЕСЯЦ СПУСТЯ ПОСЛЕ ВИЗИТА МЕДВЕДЕВА

Визит Дмитрия Медведева в Монголию стал поводом поговорить о том, как мы сотрудничаем с нашим стратегическим соседом южнее озера Байкал. Взгляд из Иркутска.

Дмитрий Медведев: во время госвизита в Монголию

Дмитрий Медведев. На торжественном заседании в честь юбилея победы на Халхин-голе.

Дмитрий Медведев "Россия и Монголия"

Дмитрий Медведев. Слева от президента - главный редактор журнала "Россия и Монголия" Владимир Бережных. Справа - гендиректор "Монголросцветмета" О. Эрдэнэ. За нами - министр минеральных ресурсов Д.Зоригт.

Прошло более месяца с того момента, как президент России Дмитрий Медведев посетил с государственным визитом Монголию. Я, как редактор журнала «Россия и Монголия», не мог упустить такой информационный повод для своего журнала, и поэтому отправился из Иркутска в Улан-Батор. Посетил основные официальные мероприятия, вручил журнал президенту, и даже сфотографировался с ним… Казалось бы, садись и пиши про то, как все происходило – и визит, и празднование юбилея совместной победы на Халхин-голе, ставь фотографии, и интерес читателей гарантировано будет удовлетворен. Ан нет, не получилось с ходу, по свежим впечатлениям, написать, к многочисленным публикациям в других СМИ (с президентом в Монголию прибыл целый самолет журналистов из Москвы, и один «круче» другого) добавить еще свои. Поэтому решил – пусть эти впечатления отлежатся, пусть ситуация по итогам визита прояснится, а через месяц я об этом визите и напомню… Но вместо фотоочерка с  небольшой аналитической запиской в итоге получился совершенно иной вариант… Видя искреннюю заинтересованность президента в подъёме отношений между нашими странами на новый уровень, хотел бы высказать и свое видение путей достижения этого, в целом ситуации - какой она видится  из одного из ближайших к Монголии регионов.

 

Что нам мешает дружить…  Активизация в последнее время России на монгольском направлении налицо: в мае сюда приезжал премьер-министр Владимир Путин, а уже в августе Монголия встречала президента Российской Федерации Дмитрия Медведева (кстати, следом за ним в Улан-Батор приехал Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, но это вообще уже стало привычным…). С одной стороны это вызывает надежды у значительной части монгольского общества, традиционно сориентированной на сотрудничество с Россией еще с советских времен (когда многие монголы получали в СССР высшее образование, занимая после этого высокие позиции и в народном хозяйстве, и в правительстве, в образовании, культуре). С другой – даже они говорят о том, что «возвращение» России в Монголию именно сегодня связано не столько с желанием восстановить исторические связи и добрососедские отношения, как с намерением «застолбить» за собой разработку месторождения коксующихся углей Таван-Толгой, других «лакомых кусочков» из природных ресурсов Монголии. И разубедить в этом монгольское общество сегодня крайне сложно еще и потому, что громкие заявления наших политиков уже давно не подкрепляются сколь-нибудь значительными реальными делами, облегчающими наше сотрудничество и торговлю на уровне человеческих контактов и малого и среднего бизнеса. Например, уже десятилетия звучит в наш адрес одно и то же пожелание – снизить таможенную пошлину на монгольские товары. Воз, как говорится, и ныне там… Мы так и не сняли ветеринарный заслон – нет, ни болезням скота типа ящура, а фактически поставкам монгольского мяса в Россию (они ограничены еще и нелепыми квотами). Мы не отменили визы для монголов (начать процесс хотя бы с них), получить её простому гражданину Монголии по-прежнему неимоверно трудно, и монгольское правительство совершенно оправданно ввело адекватные требования для наших претендентов на поездку в Монголию. В итоге наши народы все более и более отдаляются друг от друга. А ведь на словах-то мы стремимся к противоположному! Нам так и не удалось добиться «ликвидации тромбов» в местах пограничных переходов между нашими странами, и по прежнему долгими часами, а порой и сутками, стоят в очереди автомобили в Кяхте, по прежнему 6 (!) часов уходит у нашей таможни и пограничников на то, чтобы обработать пассажирский поезд в Наушках (из-за чего я, например, практически не езжу в Монголию по железной дороге). Долгие годы слово в слово переписываются пункты решений и резолюций российско-монгольской межправкомиссии, и пока не заметно, чтобы после ухода её многолетнего руководителя, бывшего министра сельского хозяйства РФ Гордеева хоть что-то изменилось в лучшую сторону… Что должно произойти такого, чтобы, пусть не в одночасье, но начали решаться все вышеуказанные проблемы?! Решаться на уровне Госдумы, правительства, МИДа (которому тоже должны придти соответствующие указания, например – по визам), Главного таможенного управления? Но, похоже, уже начало происходить то, что должно заставить задуматься наших чиновников, например – поезд сообщением «Таван-Толгой» уходит не в ту сторону, куда бы нам хотелось…

Кстати, о поездах и железных дорогах…   В этом году отмечался 60-летний юбилей Улан-Баторской железной дороги. Не надо объяснять лишний раз, что значит это совместное российско-монгольское предприятие для экономики Монголии! И какие надежды связывают монголы с дальнейшим развитием УБЖД! Но что случилось, почему монголы говорят, что сегодняшнее состояние УБЖД грозит коллапсом монгольской экономике? Почему уже не умолкают голоса, требующие пересмотреть Соглашение 1949 года, чем оно не устраивает монголов? Почему участились попытки обосновать альтернативные варианты, вплоть до строительства совершенно новой магистрали, но уже независимо от России? Может быть, мы перестали учитывать интересы монголов? Наверное, уже пришло время досконально и окончательно разобраться в ситуации,  и предпринять самые решительные и эффективные меры. Впрочем, меры уже принимаются, и достаточно серьезные. Так, в ходе визита Дмитрия Медведева был подписан Указ о передаче госпакета российских акций УБЖД Российским железным дорогам. А президент РЖД Владимир Якунин несколько ранее представил монгольским коллегам долгожданную Концепцию развития УБЖД (точнее, недавно созданного СП «Развитие инфраструктуры»).  Инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры Монголии могут составить $6,5 млрд, в том числе $2,2 млрд необходимо для модернизации железных дорог, $400 млн — для обновления подвижного состава, $3,9 млрд — для строительства новых веток, сообщает РЖД. Поставить в Монголию пассажирские вагоны и локомотивы уже готов «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Ранее РЖД была осуществлена поставка в Монголию значительного количества грузовых вагонов. Этот «железнодорожный ренессанс» нивелируется слухами о том, что, в то же время, сокращается пассажирское сообщение между Улан-Батором и Москвой, и теперь поезд будет ходить всего один раз в две недели! Если к этому добавить то, что и самолет в Монголию из Москвы только четыре раза в месяц летает, то становится не по себе. Особенно если вспомнить, что Китай 12 рейсов в неделю выполняет в Улан-Батор… Конечно, никто сегодня не заставит такие коммерческие структуры, как РЖД и Аэрофлот, работать в убыток себе, просто объемы перевозок между нашими странами показывают истинное положение дел.

Где же наши «точки роста»? Сегодня, когда Россия, по предложению пограничников, закрывает «неперспективные» пограничные переходы с Монголией, Китай в то же время открывает все новые и новые. При этом каждый такой пункт быстро превращается сначала в поселок, потом в городок, а вскоре, глядишь, там возникает очередная Манчжурия, или Эрлянь. И так по всему периметру границ: Эренцав, Хавирга, Бичигт, Замын-Уд, Гашун Сухайт, Шивэ Хурэн, Бургастай, Байтаг и т.д. – сегодня напротив каждого этого пограничного перехода, рядом или чуть далее, можно найти или уже реально существующий  город (как Эрлянь), или явные признаки формирующегося населенного пункта с перспективой его экономического роста за счет торговли с Монголией, ее природных богатств. Каждый такой населенный пункт быстро становится очередной «точкой роста» даже для самой пустынной местности, притягивая к себе избыточное китайское население из других территорий. Китайцы хорошо освоили искусство использовать любую возможность освоения чужих ресурсов в интересах своего экономического роста. На это направлена государственная политика, в рамках которой, например, в приграничных городах, уездах и волостях остается, практически, всё, что ими заработано на пограничном переходе, на приграничной торговле - таможенные сборы, транспортные и иные налоги. В итоге там появляются такие города, как Манчжурия, Суйфуньхэ и др., а наши Забайкальск, или монгольский Замын-Уд, как были «дыра дырой», так и остались… Поэтому вполне логично будет предположить, что и Гашун Сухайт, даже после того, как через него пройдет железная дорога, по которой будет вывозиться в Китай уголь Таван-Толгоя (по заказу монгольской Energy Resources LLC её к 2011 году должна будет построить фирма DB International GmbH, дочернее предприятие немецкой компании DB Mobility Logistics AG) останется такой «дырой», через которую будут утекать  минеральные богатства Монголии без всякой прибавочной стоимости.

Нужен новый Эрдэнэт Ситуация с железной дорогой от Таван-Толгоя до Гашин Сухайт – наглядный пример того, что Россия сегодня уже не может уповать на то, что её с Монголией связывают особые, доверительные отношения, и поэтому российским компаниям (именно компаниям, а не России как таковой…) будет отдаваться приоритет. Сегодня Монголия, как любая другая нормальная страна, проводит тендеры и конкурсы, стараясь получить как можно больше за свои ресурсы, отдавая предпочтение тем вариантам, которые, помимо самой прибыли от продажи или эксплуатации, будут создавать мультипликативный эффект, формировать кластеры. При этом у России и Монголии есть яркие примеры того, какие результаты дает комплексный подход к освоению месторождений полезных ископаемых. Это, конечно же, возведенный буквально на пустом месте город Эрдэнэт. В те времена такой подход обозначался предельно ясно  - территориально-производственный комплекс (ТПК - взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание отраслей материального производства на определенной территории, представляющее собой часть хозяйственного комплекса всей страны или какого-либо экономического района). Не пора ли нам, России и Монголии, начать строить новый Эрдэнэт? Таким «новым Эрдэнэтом» мог бы стать, в первую очередь, Сайншанд, административный центр Восточногобийского аймака. Он расположен на железной дороге, соединяющей Монголию с Китаем на юге и с Россией на севере, в центре огромного, малоосвоенного на сегодня региона, богатого природными ископаемыми. Здесь, в Сайншанде, необходимо формировать современный промышленный комплекс на базе предприятий металлургической (почему бы здесь не перерабатывать, например, медь, добываемую Rio Tinto и Ivanhoe Mines на месторождении Оюу-олгой?), химической (на основе переработки угля), а может быть – и газо-нефтехимической промышленности. Ведь новые данные говорят о том, что нефть в Южной и Восточной Гоби должна быть, а газ, рано или поздно, придет сюда из России, транзитом в Китай. Из Сайншанда необходимо тянуть железнодорожную ветку на Даландзадгад с тем, чтобы не только обеспечить подвоз угля на переработку и для нужд металлургии с месторождения Таван-Толгой, но и с тем, чтобы одновременно развивался Южногобийский аймак. Для Даландзадгада железная дорога до Сайншанда – это главная надежда на то, что он будет развиваться вместе со всей Монголией, а не станет сырьевым придатком к железной дороге, ведущей в Китай. Создать такой территориально-производственный комплекс совместными усилиями – это, само собой разумеется, в коренных интересах Монголии, но и в интересах России тоже. Никакому другому «соседу»  это не нужно, только России. Вот это и обеспечит Российской Федерации приоритет перед другими претендентами на минеральные ресурсы Монголии - совместное с монголами комплексное освоение этих ресурсов на основе богатейшего опыта сотрудничества. При таком подходе Российская Федерация будет выигрывать битву не только за ресурсы соседней страны, но и за симпатии со стороны её населения. А это сегодня необходимо еще и потому, что, принимая те или иные важные для страны решения, монгольские парламентарии (а Монголия, позволю себе напомнить, парламентская республика), безусловно, берут во внимание и позицию большинства населения страны. При всех прочих равных условиях монголы, я уверен, будут отдавать предпочтение России, поскольку твердо знают: в интересах нашей страны, чтобы Монголия была влиятельным самодостаточным государством, на территорию которого никто не будет покушаться с целью построить там военную базу, или, хуже того – аннексировать какой-нибудь «кусочек» монгольской земли величиной с пол-Европы, а может быть и поболее… Поэтому сегодня России нужно бороться не только за право участия в освоении минеральных ресурсов Монголии, но и, повторюсь, за доверие и симпатию монгольского народа. Что для этого, на мой взгляд, в первую очередь надо сделать – читай выше…

 "Соседский синдром" Визит Дмитрия Медведева в Монголию в августе этого года, надо отметить, в целом монгольскими СМИ на тот момент оценивался положительно, и было заметно, что президент России у монголов вызывает симпатию. Даже те газеты, от которых можно было ожидать нервную реакцию на любые российские инициативы, ограничились темой остатков «большого долга» - откуда оно опять взялось?! «Оно» - это 150 млн. долларов, составляющих, видимо, оставшиеся 2%  от этого долга (на итоговой пресс-конференции Дмитрий Медведев напомнил, что в 2003 году было "расчищено 98% долгового бремени"). Как бы там ни было, тема вновь  возникшего из небытия долга, а также создание СП по добыче урана, отвлекли местные СМИ от других информационных сюжетов, сопровождавших визит президента России в Монголию. В том числе и от железнодорожной темы, несмотря на то, что в ходе визита было подписано два меморандума – о  взаимодействии между АО «Улан-Баторская железная дорога», ОАО «Российские железные дороги» и ЗАО «Трансмашхолдинг», а также о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта между Федеральным агентством железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правительственным агентством «Управление железных дорог» Монголии. И вот спустя  почти месяц после визита, монгольский информационный фон по отношению к России заметно изменился после того, как 10 сентября в МИД Монголии состоялась пресс-конференция, на которой министр иностранных дел С.Батболд, посол США в Монголии М.Минтон и представитель Фонда «Вызовы тысячелетия» Роберт Рийд сделали для СМИ сообщение о решении руководящего совета  ФВТ перевести 50 млн. долларов из 188 млн. долларов, выделенных ранее на модернизацию железной дороги Монголии, на другие проекты. Следом 14 сентября в Улан-Баторе состоялась 12-ая Ежегодная Конференция Инвесторов, прошедшая в рамках визита уполномоченных и чрезвычайных послов США и Канады (на Конференции присутствовали более ста инвесторов, представители компаний Rio Tinto и Ivanhoe Mines, а основным предметом  обсуждения стали инвестиции в горнодобывающую отрасль Монголии), и там тоже было достаточно антироссийских выпадов. Это не могло не вызвать реакцию у местных СМИ и политиков. Складывается впечатление, что американцы через Фонд «Вызовы тысячелетия» (ФВТ) снова начали шантажировать монгольское правительство давно обещанными полумифическими миллионами (которые по каким-то причинам никак не могут дойти до места назначения, хотя еще в 2004 году  Монголия получила право на получение безвозмездной помощи в размере 285 млн. долларов из данного Фонда), подогревая неудовлетворенность монгольской стороны ситуацией на УБЖД. Они пытаются закрепить  у монгольской общественности мнение: "Пока наша железная дорога под контролем русских, она останется убогой...»… Эта чистой воды провокация была задумана американцами, очевидно давно, на стадии первоначального распределения средств ФВТ– ведь они прекрасно отдают себе отчет в том, что Россия никогда бы не дала согласие на то, чтобы ее прямые конкуренты по железнодорожной теме в Монголии получили  через «аудиторскую проверку» доступ к коммерческой и иной информации! Это несогласие одного из совладельцев УБЖД и было использовано для того, чтобы, с одной стороны, не дать возможности использовать американские деньги на цели модернизации российско-монгольского СП, а с другой -  зародить сомнения в искренности и состоятельности России. Американцы грамотно наложили железнодорожную тему на другую проблему -  вдруг некстати, буквально к визиту российского президента в Монголию (и кто это так постарался?!..), возникшую проблему остатков «большого долга», и сейчас набирают очки, формируя негативное отношение ко всем российским проектам. 

Но смею предположить, что главные дивиденды со всего этого будет собирать еще один сосед Монголии – южный… Именно он проводит наиболее грамотную, взвешенную, малозаметную, а главное – эффективную, политику в отношении Монголии. Методы эти давно известны, они вполне соответствуют 36-ти стратагемам, и в Монголии противопоставить им пока ничего Россия не может. Это тебе не американцы…

 Владимир Бережных, редактор журнала «Россия и Монголия», expedition@interbaikal.irkutsk.ru

P.S. Я был бы необъективен, если бы не напомнил и о том, что за последние годы удалось решить в наших отношениях с Монголией. Это, в первую очередь, закрытие проблемы "большого долга", это кредиты, выделенные Монголии, это железнодорожные вагоны и миллионы долларов в решение проблем УБЖД. Тем более досадно, что не решаются десятилетиями те проблемы, которые зависят, наверное, только от росчерка пера президента или премьер-министра. Которые зачастую возникают из-за превышения корпоративных интересов над интересами народа в лице государства (фактический запрет поставок в Россию мяса из Монголии в угоду западным поставщикам), или стали следствием неэффективных должностных инструкций, созданы подведомственными актами (граница). В итоге эти проблемы мешают России расширять собственное экономическое пространство за счет Монголии, а монголам - за счет России. В итоге, как я и писал, выигрывают другие...