Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Директор Иркутского областного театра юного зрителя имени Александра Вампилова Виктор Токарев: "Театр лечит и воспитывает"

В этом уверен Виктор Токарев, актёр, сценарист, режиссёр-постановщик, директор Иркутского областного театра юного зрителя имени Александра Вампилова

В любом, самом большом и самом маленьком театре, всегда есть люди, без которых трудно представить само его существо­вание. Один из них в Иркутском ТЮЗе - Виктор Токарев, раз­носторонний, творческий че­ловек, лауреат премии святого Иннокентия, которому три года назад, накануне Международно­го дня театра, присвоено высокое звание заслуженного работника культуры России.

Он родился 15 августа 1957 года в деревне Бутырки Иркут­ского района и всегда с удоволь­ствием вспоминает своё детство и первую деревянную школу на при­горке. Не случайно к её 80-летию совместно с известным Иркутским компози­тором Владимиром Соколовым он напи­шет проникновенный «Гимн школы», закан­чивающийся словами: «Я свет моей школы в душе берегу».

- В те годы у нас в деревне была началь­ная школа, и к каждо­му празднику наша учительница готовила для сельского клуба доклад, после которого непременно следовал концерт, проводимый школьными силами, - рассказывает Вик­тор Степанович. - Я любил «выступать». Обычно читал стихи. О качестве чтения с определённостью могу сказать одно: я читал громче всех. За хорошую учёбу ребятам давали билеты в театр. Тогда-то и увидел Виктор первый в своей жизни спектакль «Маленький Мук» по волшебной сказке В.Га-уфа в Иркутском театре юного зрителя. Под впечатлением от этого представления он собрал дома братьев-сестёр вокруг стола и разыграл всю сказку с помощью подручного реквизита - игрушек с новогодней ёлки.

Вообще в детстве Виктор меч­тал быть учителем. И даже был им - вёл занятия с двоюродными братом и сестрой. Причём, от­носился к таким «урокам» очень серьёзно.   Однако,   надолго   его запала не хватило, да и ученики были не слишком прилежными. Но, однажды, признаётся Виктор Степанович, он посмотрел худо­жественный фильм, в котором действие по сюжету проходило в театре. Видимо, тогда и «заболел» он искусством Мельпомены. По­сле окончания школы, легко по­ступил в Иркутское театральное училище. Однако, на первом кур­се на него обрушилась напасть, знакомая многим начинающим актёрам - страшный зажим.

-   В любом другом месте, в школе, например, всё нормально, а в училище никакой органики! Чуть не отчислили после первого семестра, - рассказывает Виктор Степанович. - Мне вообще тяже­ло было осваиваться в новой об­становке. Это касается не только театра, но и всякого общения.

Но свою пятёрку по актёрско­му мастерству он всё-таки полу­чил. А среди его педагогов были прекрасные актёры и режиссёры: Вадим Лобанов, Борис Дубен-ский, Лев Титов, Вениамин Фили­монов, Борис Преображенский...

В 1976 году Токарев окончил Иркутское театральное училище. И после двухлетней службы в Со­ветской армии, в январе 1979 года был принят в труппу Иркутского ТЮЗа, главным режиссёром ко­торого в то время был Лев Титов, один из его педагогов.

-  Я боготворил коллектив. Я люблю его всегда, какие бы пе­рипетии с ним ни происходили, -   убеждён  Виктор  Степанович.

-   Хотя работать  со  сложными творческими людьми непросто.

И пошла вереница ролей в сказках и «взрослых» спекта­клях. Еще будучи артистом, Вик­тор Степанович успешно попро­бовал свои силы в режиссуре и самостоятельно поставил поль­зовавшиеся любовью зрителей спектакли: «Александр Пушкин: «И я там был...» и «Снегуроч­ку» Александра Островского. В 1991 году Токарев был выдвинут коллективом на должность ди­ректора ТЮЗа. Три года руково­дя театром, Виктор Степанович приобрёл колоссальный опыт организационной и хозяйствен­ной работы, который имел в дальнейшем поучительный ре­зультат. Но открытость молодо­го руководителя в сложном те­атральном коллективе нередко оборачивалась против него. В те годы автор этих строк и позна­комился с Виктором Токаревым, что называется, поближе.

Именно в это время Тока­рев серьёзно заинтересовал­ся режиссурой, покинул пост директора театра и с 1995 по 1997 годы не только окончил режиссёрские курсы, но и про­ходил стажировку в Москов­ском театре имени Владимира Маяковского под руководством народного артиста СССР Ан­дрея Гончарова. Вернувшись в Иркутск, Токарев много играет на сцене ТЮЗа, а в 1997 году ставит пьесу Александра Вам­пилова «Старший сын».

В 1997 году Токарева назнача­ют главным режиссёром ТЮЗа. С 2001 года он вновь возглавил театр в качестве директора.

- Не надо путать искусство, культуру с коммерцией, - уверен Виктор Токарев. - Театр может быть новым, может быть ста­рым, но достучаться до сердца он должен. Ведь театры для детей и юношества работают на будущее страны.

Планы и мечты Виктора Сте­пановича распространяются далеко за пределы нынешнего театрального сезона. Подготов­лены документы на соискание президентского гранта на десять постановок цикла «Сокровищни­ца сказок России», пять из кото­рых - русская авторская сказка, а ещё пять - на основе фольклора российских регионов: Дальнего Востока, Сибири, Севера, По­волжья. Национальный колорит, по мнению Виктора Токарева, очень востребован, но чтобы обогатить эстетически и духовно внутренний мир юного зрителя, ради которого и работает театр, нужно оформлять и костюмиро­вать сказки по высшему разряду. Миллион на каждую постановку, как минимум.

Наши сельские ребятишки — частые и желанные гости в ТЮЗе. И, как когда-то Виктор Степано­вич Токарев, они с восхищением смотрят на сцену. Ведь сказка приносит зрителям удовольствие, расширяет поле их фантазии, даёт полёт мыслей и формирует характер. Об этом всегда помнит и для этого работает директор ТЮЗа Виктор Токарев.

 

Борис Копылевич

Фото автора

Газета "Ангарские огни" № 28 (10259) от 26 июля 2013 года