Китай и Россия, журнал. Китай и Россия – познавательный иллюстрированный журнал о связях между Китаем и Россией и возможностях, которые дают нам добрососедские отношения. Журнал Китай и Россия предназначен для широкой аудитории, распространяется через организаций, обеспечивающие «точки соприкосновения»

Материалы журнала

По Китаю на велосипеде. Часть 9 (заключительная)

В октябре-ноябре 2010 года состоялось необычное путешествие иркутянина Юрия Лыхина. Один, на велосипеде, он проехал по всему Северному Китаю, начав свой маршрут в городе Эрляне на монголо-китайской границе и закончив его в Сиане – древней столице Китая, расположенной в подножии хребта Циньлин. Путевые записки, выполненные в ходе этого путешествия, мы и помещаем на наших страницах.

Сиань. У стен старого города

Барабанная башня в Сиане

Улочка мусульманского квартала

Хлебопек

Китайцы-мусульмане собираются на вечернюю молитву

Минарет Большой мечети

Художница

Упражнения в каллиграфии

Продажа кистей

В ожидании хозяина

В чайном магазинчике

Одна из башен старого города

Старый город ночью

В фойе гробницы Цинь Шихуана стоят самые большие в мире куклы-марионетки

Армия Цинь Шихуана

Терракотовые воины

Фуникулер на гору Хуашань

Жизнь на отвесных скалах

Хребет Циньлин

Ребро дракона – подъем на один из пиков горы Хуашань

Хуашань. Даосская беседка

От Эрляня до Сианя (на велосипеде через Северный Китай)

.

6 ноября, суббота

Ночь показалась очень длинной. Наконец, утро – слегка пасмурное, но дождя не предвещающее. Легкий перекус и в путь.

Лессовое плато осталось позади. Я в долине реки Вэйхэ, или Гуаньчжунской долине, – древнейшем земледельческом районе Китая. Здесь зарождалась китайская нация. Но смотреть на равнине особо нечего. Дома чередуются с полями, все дали затянуты плотной белесой дымкой. Моя цель – Сиань, к нему я и стремлюсь уже всей душой.

На площадках перед домами, а часто и на улицах, прямо на велосипедных дорожках, длинными полосами рассыпаны кукурузные зерна для просушки. По ним с метлой, деревянной лопатой или граблями топчутся люди, убирающие лишний мусор, бегают собаки. Это никого не смущает, все естественно.

Вот и километровый указатель «900», пошли последние километры.

Заезд в Сиань получился дольше, чем я рассчитывал, и оказался не столь простым. Здесь исчезли знакомые иероглифы, обозначающие название города. Вместо них появились многочисленные «lu» (улица) и «road» (дорога). А где они в Сиане находятся, кто их знает? Говорящих по-английски что-то не попадалось. Решив двигаться поближе к железнодорожному вокзалу, я изображал из себя поезд, рисовал его в записной книжке и, в общем, это у меня получалось, направление показывали верное. А потом я увидел спасительный указатель на английском – «Railway Station» и, следуя по стрелкам, выехал прямо к вокзалу. Заселился в ближайший отель (номер на восьмом этаже дороговат – 200 юаней) и начал приводить себя в порядок. Завтра буду решать все остальное.

7 ноября, воскресенье

Вчера до полуночи не спалось. От Ченду однозначно отказываюсь, до него дальше, чем я прикидывал – 870 километров, да мне еще домой возвращаться надо – моего отпуска уже не хватает. Значит, надо посмотреть Сиань – административный центр провинции Шэньси – и ехать в Пекин, чтобы там сесть на поезд в Россию.

Из отеля, в котором я остановился, меня почему-то попросили. Но это мне даже на руку: тратить по 200 юаней за сутки я не хотел и нашел гостиничку гораздо проще с номером вдвое дешевле. Устроился и сразу же отправился смотреть старый город, расположившийся внутри городских стен, построенных в XIV веке во время династии Мин.

История Сианя насчитывает более 3000 лет. В древности известный как Чанъань («Вечный мир»), он был столицей 13 династий и царств Поднебесной империи. От Чанъаня начинался Великий шелковый путь, соединявший Азию и Европу. В VIII веке в нем жило 2 миллиона человек. Наряду с Римом, Афинами и Каиром Чанъань претендовал на звание одного из величайших городов древнего мира. Сегодня население Сианя составляет 7 миллионов человек.

Старый город, конечно, красив. Ходить по нему весьма и весьма приятно. Особенно хорош мусульманский квартал, он населен потомками мусульман-купцов, пришедших в Китай по Шелковому пути. Именно здесь полно иностранцев, тут же полно и товаров, рассчитанных на их кошельки и на незнание местных цен. Я купил рюкзачок, сбив цену с заявленных 686 юаней до 100, и думаю, что еще лишнего дал. Здесь, в мусульманском квартале, я почувствовал себя уже не путешественником, а простым туристом, каким-то прожигателем жизни. Тем не менее, побродил по кварталу даже с увлечением. К сожалению поздно, уже к наступающим сумеркам, нашел Большую мечеть, спрятавшуюся среди огромного количества кривых переулков. Мечеть была основана еще в VIII веке и до сих пор действует. В нее как раз спешили к началу службы бородатые мужчины в белых шапочках-тюбетейках. Однако не скажи мне, что это мечеть, я бы и ни за что и не подумал, настолько она китаизированно выглядит, вплоть до того, что вместо минарета возвышается типичная китайская пагода.

Вернулся в номер переполненный впечатлениями. Завтра намереваюсь съездить посмотреть мавзолей императора Цинь Шихуана.

8 ноября, понедельник

Индустрия туризма в Сиане поставлена прекрасно. Не успел я рано утром выйти к привокзальным автобусам, как мне навстречу ринулись зазывалы. Показывают крошечные, наклеенные на картонку фотографии достопримечательностей, спрашивают: «Тур № 1, № 2, № 5?»

Я сажусь в показанный мне автобус и менее чем через час оказываюсь в 36 километрах от города, возле музея. Гробница Цинь Шихуана с тысячами фигур воинов и лошадей в натуральную величину была обнаружена в 1974 году. Уже через шесть лет здесь открылся музей. С того времени армия терракотовых воинов стала китайским брендом номер три, после Запретного города в Пекине и Великой китайской стены.

Личность первого императора Поднебесной Цинь Шихуана поистине исключительна: он собрал воедино все земли Китая, узаконил единую китайскую валюту, единую письменность и единые законы, начал строительство Великой китайской стены. В III веке до н. э. он приказал провести широкие дороги ко всем центрам уездов и префектур так, чтобы по ним свободно могли проехать колесницы, запряженные четверкой лошадей. С той поры и по наше время дорогам в Китае уделяют много внимания.

Входной билет в музей стоит достаточно дорого – 110 юаней (550 руб.), однако большого впечатления от него я не получил: фигуры воинов в котлованах стоят далеко, а отдельно в павильонах их выставлено немного. Зато везде огромное количество самых разных размеров сувенирных копий и продавцов, от которых только успеваешь отбиваться. Цены соответствующие – для туристов, равно как и еда в здешних ресторанчиках. В мусульманском квартале за 18 юаней я получил отваренный шпинат под чесночным соусом, а здесь за 25 – огурцы с чесноком и красным жгучим перцем. Благо, что я склонен к вегетарианству.

После обеда вернулся в Сиань. Снова бродил по старому городу, впечатляющему контрастным чередованием узеньких улочек, в которых кучкуются местные жители, и широких проспектов с шикарными магазинами.

Вокруг музея «Лес стел» – большое количество артмагазинчиков. С большим интересом посмотрел выставленные в них картины, бронзовые и каменные поделки. На виду у прохожих продавцы сосредоточенно занимаются каллиграфией. До чего это красиво выглядит! А на выходе к южным воротам натолкнулся на чайный магазинчик и, естественно, не устоял. Пообонял ароматы, продегустировал предложенные чаи и набрал домой целый спектр – зеленый, красный и давно полюбившийся Пуэр. Конечно, не из самых дорогих. Стоимость некоторых уже упакованных чаев в магазинчике доходила до 1000 юаней (5000 руб.).

Вернулся в номер, ног под собой не чуя.

9 ноября, вторник

Встал сегодня пораньше с намерением посетить одну из пяти священных в Китае даосских гор – Хуашань, которая находится в 120 километрах от Сианя. Уже в семь часов я был у железнодорожного вокзала и оплачивал поездку. Потом меня дважды переводили с места на место, пока, наконец, не посадили в автобус, стоящий у городской стены. В него со всей округи собирали людей, желавших увидеть эту достопримечательность. И лишь около 9 часов наш автобус тронулся.

А сейчас 18 часов – время сбора внизу, у автобуса. Я только что спустился с горы. Впечатление сильное! Без сомнения, Хуашань – это самое впечатляющее, что я видел в нынешнем путешествии. Стоило, конечно, заплатить около 2000 рублей (390 юаней) за то, чтобы напоследок так помучить себя физически, но получить столь мощный эмоциональный заряд.

Только после этого подъема можно без преувеличения сказать, что китайцы – великий народ! Само по себе здорово, что гора сделана священным местом и массовое поклонение ей продолжается до сих пор. Много ли у нас в России священных гор? Разве что у бурят. Я не могу представить себе что-либо подобное на Хамар-Дабане, при подъеме на пик Черского, имеющий аналогичную высоту (около 2100 м), или в любом другом месте России. Один проезд до фуникулера чего стоит: дорога вьется чуть ли не по отвесному склону. А дальше начинается бесчисленное количество ступенек, вырубленных в скале и ведущих ко всем четырем пикам горы. При этом ребра поврежденных ступенек бережно укрепляются металлическими вставками. На всех тропинках множество не портящих окружающий вид урн, они выполнены в виде пней деревьев. Возле всех пиков горы, несмотря на отсутствие удобного места, стоят даосские храмы, маленькие отели и ресторанчики, цивильные туалеты. Весь мусор регулярно уносится обслуживающим персоналом, тропинки и ступеньки подметаются. Прием посетителей на горе ведется даже зимой, когда необходимо убирать снег на дорожках и очищать ото льда каменные ступени.

Ну а кроме всего этого, мне весьма импонирует то, что красота горы – это святое для адептов даосизма. Меня привлекают учения, в которых столь значимое место уделяется красоте, природе. В общем, гора пробивает на даосизм!

Хребет Циньлин, на котором находится гора Хуашань, является границей между главными водосборными бассейнами Китая – рек Хуанхэ и Янцзы. Хребет разделяет страну на северную и южную части, сильно отличающиеся друг от друга и по климату, и по природе. Гора Хуашань стала прекрасным заключительным аккордом моего путешествия. И мне кажется теперь, что я закончил свой маршрут перед самым интересным – впереди Южный Китай. Но его я могу увидеть только в следующий раз, так что продолжение следует.