Этногенетические и культурные особенности чжурчжэней и удэгейцев
Категория: Русская Америка
Предыдущая статья | Следующая статья
А.Ф. Старцев (Владивосток)
Происхождение коренных малочисленных народов обусловлено многовековыми миграционными, этногенетическими и этнокультурными процессами, проходившими в низовьях Амура, в Приморье, Маньчжурии и других регионах Азии.
Анализ этнической истории аборигенов Нижнего Амура и Приморья показывает, что из всех тунгусо-маньчжурских народов особо выделяются удэгейцы. Происхождение этого этноса несколько отличается от этногенетического процесса у других тунгусо-маньчжурских этносов [1].
Корни этногенеза удэгейцев уходят в эпоху этнической истории древних тунгусских племен, которые во II в. до н. э. — II в. н. э. мигрировали из Забайкалья в районы Верхнего Приамурья, а оттуда — на юг Маньчжурии и Приморья. От слияния древних тунгусов с местным населением на рубеже нашей эры образовалась группа племен, составившая основу особой группы южных, или дальневосточных, тунгусов, вся история развития которых в дальнейшем практически не имела ничего общего с историей их сибирских соплеменников [2].
Древняя этническая группа, послужившая фундаментом для образования удэгейцев, в основе всегда сохраняла свой тунгусский язык и многие черты своей материальной и духовной культуры. Одновременно население этой группы заимствовало у местных племен внешний вид (мужская и женская прическа из двух кос) и обогатило свой язык их терминологией, которая прослеживается в языке удэгейцев вплоть до нашего времени [3].
В способах формирования общественных отношений, материальной и духовной культуры чжурчжэней и удэгейцев прослеживается очень много идентичных черт. Во многих чжурчжэньских племенах даже в условиях государства все еще существовало обычное право, согласно которому на общем собрании рода производился выбор вождя, жизнь рода функционировала по принципу «один за всех, все за одного», была в силе кровная месть и т. д. Брачные взаимоотношения между родами осуществлялись на основе экзогамии, предусматривающей не только исключение брачных связей в одном роде, но и формирование института родственников дзаа, не всегда состоящих даже в кровном родстве.
Многие термины из языка чжурчжэней по номенклатуре родства, такие, как да (корень), дзаалан (поколение), нэхун (младшая сестра или младший брат), андахаи (гость, друг), ахун (старший брат), дэун (младший брат), дзалан (поколение), дзулэгэсэ (предки), мапа (старик, предок), садуган (родня, родственник по браку), сэнгингэи (родня родственники), эйун (старшая сестра), перешли в язык удэгейцев, нанайцев, орочей, ульчей и других народов Нижнего Амура и Приморья почти в неизменном звучании и с тем же значением, что и у чжурчжэней [4].
Взаимные этнокультурные контакты чжурчжэньских племен прошлых столетий выразились в сохранении знаний об основной терминологии номенклатуры родства, брачных отношениях, материальной и духовной культуры. Эти знания из поколения в поколение передавались потомкам, впоследствии ставшим известными под этнонимами удэгейцев, нанайцев, орочей и других этносов Приамурья и Приморья.
Терминология номенклатуры родства, дошедшая до наших дней в неизменном виде от чжурчжэней и сохранившаяся у удэгейцев и других этносов Приамурья и Приморья, позволяет на примере удэгейцев реконструировать институт брачных отношений, существовавший у средневековых чжурчжэней.
В конце XIX — начале XX в. удэгейцы всех территориальных групп делились на несколько сообществ типа замула, между которыми дозволялись брачные взаимоотношения. Отношения замула между локальными группами формировались двояко — путем дробления основного рода на ряд мелких родов и путем брака некоторых нанайцев, орочей, ульчей и других народов с вдовами — удэгейками. Социальная организация института замула, по-орочски доха, — это своеобразное упорядочение взаимоотношений в новых социально-экономических и политических условиях в период разложения родового общества не только между кровными родственниками, но и членами некоторых других кровнородственных коллективов других народов. Иначе говоря, институт замула — это родственники по браку. Основным признаком, отличающим одну группу замула от другой, служил экзогамный запрет внутри той или иной группы родовых объединений. В.Г. Ларькин указывает, что в культуре удэгейцев существовало четыре общности замула: «В первую входили роды Суляйндзига и Кукчинка, во вторую — Суляйндзига, Камдзи-га, Куинка, Самандига и Сигдэ; в третью — Канчуга, Кукчинка и Геонка; в четвертую — Каза, Пуза, Кимонко и Намунка (орочский род)» [5]. В.А. Туголуков отмечал, что в одно сообщество замула входили не только удэгейцы, но и орочи, нанайцы и другие народы. Например, «удэгеец Амулинка не может брать жен из фамилий Геонка, Канчуга, Куинка, Кья, Суанка и в нанайском роде Бельды. Ороч Акунка не может взять жену из фамилий Самандига, Сенки-янка, Сиочонко, Хутунка, из удэгейских фамилий Кукчинка, Пудя, Суляйндзига, из нанайских родов Гаир, Самар и др.» [6].
Кроме этого, для удэгейцев из рода Каза и Кимонко считались запретными женщины из орочских родов Сеоченко, Эхэмунка и нанайского рода Джаксор; Камандзига (Камдзига) находились в отношениях замула с орочами Еминка, Ауканка, Дза-лянка, Моуданка, Пунадинка и с нанайскими родами Онинка и Джаксор; удэгейцы из фамилии Пеонка составляли группу замула вместе с орочами На-мунка, Тиктамунка, Мулинка, Пэулянка, Тонголинка и нанайцами Киле, Тумали и Ходжер [7]. В советский период истории удэгейцев архаичный институт замула у аборигенов был полностью забыт. Сохраняется только неписаный запрет на браки между однофамильцами и ближайшими родственниками из других фамилий.
В обществе чжурчжэней тоже существовал институт замула. Формировался этот институт, очевидно, так же, как и у удэгейцев. Однако в среде чжурчжэней был и такой случай, когда институт замула был сформирован путем женитьбы на женщине, чтобы предотвратить кровную месть. Об этом свидетельствует такой факт: еще задолго до образования Золотой империи один из прародителей императорского Дома — Ханьпу из рода Ши, спасаясь от преследования со стороны киданьской империи Ляо, в 926 г. увел свои племена на север в бассейны рек Пугань и Бухори и расположился на этой территории, граничащей с территорией рода Ваньянь. Однако ваньяньцы новых переселенцев встретили неприветливо. «Во время переговоров Ханьпу с вождями племени Ваньянь, когда регулировались отношения пришельцев и аборигенов р. Пуганьшуй, его люди убили одного из ваньяньцев. Мирные переговоры прервались, и между племенами начались ожесточенные столкновения. Новые убийства еще более накалили и запутали обстановку. Через некоторое время, однако, племя Ваньянь, ради прекращения вражды, призвало Ханьпу породниться и объединить оба племени. Ханьпу согласился и, во избежание кровной мести при убийствах, предложил на переговорах вождю Ваньянь дать обиженным возмещение имуществом и уничтожить непосредственного убийцу — виновника раздоров. Это условие вождь племени Ваньянь принял, и Ханьпу, по обычаю обменявшись с ним быками, женился на их шестидесяти летней женщине, получив в приданое ее пахотные земли и имущество. Новое объединение приняло название «Ваньянь», поскольку счет родства потомков Ханьпу велся по материнской линии. С этих пор члены дома Ваньянь разделились на две группы: более близкие правящему дому (потомки прародителей Ханьпу, и более дальние (потомки Баохоли и Агуная*)» [8]. Таким образом, женитьба Ханьпу на женщине из рода Ваньянь в целях предотвращения кровной мести является наглядным примером родственных связей типа замула, имевшего широкое распространение среди удэгейцев и других аборигенов Приморья в ХIХ столетии.
В чжурчжэньском обществе семьи, так же как и у удэгейцев и других аборигенов Приамурья и Приморья, создавались тоже по традиции обычного права. В каждом роде чжурчжэней строго соблюдался принцип экзогамии, запрещающий браки внутри рода. Однако, по всей вероятности, архаичный институт замула, составлявший основу брачных отношений у чжурчжэней, в начале XII в. начал постепенно исчезать. Чжурчжэньские большие семьи в период Цзинь стали дробиться на малые, поэтому уже в начале XII в. средняя чжурчжэньская семья состояла уже из 6 чел. [9]. Очевидно, с распадом родовой общины и института замула с целью сохранения имущества принципы экзогамии, запрещавшие браки внутри рода, стали нарушаться, поэтому в чжурчжэньском обществе стали появляться браки близких родственников. По этой причине уже в 1116 г. специальным государственным указом внутриродовые браки, или браки между лицами, носящими одну и ту же фамилию, были запрещены, а в 1129 г. были введены новые ограничения для вступления в брак лиц, связанных родственными отношениями, например детей от одной матери, но от разных отцов [10].
Формы брака у современных аборигенов Приамурья и Приморья и средневековых чжурчжэней практически были идентичными. Детей часто просватывали еще в малолетнем возрасте. Если родители договаривались об этом, то отец мальчика давал залог денежный или вещевой отцу невесты и дожидался, когда дети подрастут, чтобы их официально поженить. О такой форме брака, очевидно, говорится и в истории Золотой империи: «Я с малолетства считалась супругой князя и не отступала от своих обязанностей», — говорила Улинь-даши своим слугам — жена будущего императора Ши-Цзуна [11].
В чжурчжэньском обществе были и другие формы брака: приобретение жены за калым, путем похищения невесты, брак с вхождением мужчины в дом тестя — примачество и др.
Похищение невесты осуществлялось часто и с согласия отца невесты в том случае, если молодые любили друг друга, а средств на калым у жениха не было. В таком случае отец соглашался на похищение своей дочери, и после свадьбы зять переходил жить в дом тестя. В примаки шли те мужчины, у которых не было средств на калым, а у отца невесты не было сына, который кормил бы его в старости. Зять, который входил в дом тестя, обязывался содержать его до самой смерти.
Передача традиций от поколения к поколению, от чжурчжэней к удэгейцам и другим народам Приамурья и Приморья особенно ярко прослеживается в традиционном одеянии. Известен факт, что в одежде, обуви, головных уборах и украшениях удэгейцев, нанайцев, орочей, ульчей, ороков и др. наблюдается не только внешнее сходство, но и однокорневая терминология вещей [12]. Как у чжур-чжэней, так и у аборигенов Приамурья и Приморья традиционными считаются халат покроя кимоно с левым запахом и разрезами по бокам, кожаная обувь — улы — типа удэгейских унгта, двухкосая прическа и различные украшения [13].
Одежда у чжурчжэней в зависимости от социального положения была разной. У простого люда она шилась из дешевого сукна, шкур диких и домашних животных. В холодное время года пользовались шубами. Имели теплые штаны, рубашки и меховые чулки. В теплое время года носили легкие халаты из ткани. Шили халаты также из рыбьей и змеиной кожи. На ноги надевали улы — кожаные сапоги с травяными стельками. Родовая аристократия — племенные и родовые вожди и их семьи одевалась значительно лучше. Шубы были из меха соболя, лисиц и других пушных зверей. Халаты шились из шелка с подкладом и без подклада. Любимой одеждой для всех чжурчжэней были традиционные халаты из белого холста. «Чжурчжэньские женщины носили длинный халат-кафтан, у которого, в отличие от такого же типа одежды у мужчин, воротник не пришивался. К ушам подвешивались серьги из золота, серебра и полудрагоценных камней» [14]. Следует сказать, что и у современных аборигенов края — мужчин и женщин нанайцев, ульчей, орочей и др., на халатах воротники отсутствуют, а каждая женщина в обязательном порядке носит серьги из разных металлов. Они до сих пор носят серьги разной конфигурации и размеров из серебряной или медной проволоки, сделанные еще в прошлых веках. Снизу на загнутый конец проволоки нанизывались по две-три разноцветные бусины [15]. Диаметр серебряного кольца достигает от 3 до 8 см. «На это кольцо подвешивали небольшие плоские круглые кольца из нефрита различных цветов» [16]. Серьги свешивались почти до самых плеч. «Серьги всегда так тяжелы, — писал И.А. Лопатин, — что безобразно оттягивают ухо и даже прорывают его. Поэтому почти у каждой даже не старой орочки, мягкая часть уха (мочка) изуродована и прорвана в нескольких местах» [17].
Этническая идентичность в какой-то мере средневековых чжурчжэней и современных аборигенов Приамурья и Приморья прослеживается и по национальным прическам. Прически у мужчин — чжурчжэней были разными, что свидетельствует об этнической пестроте чжурчжэньского народа. Одни мужчины волосы носили распущенными по плечам, у других были однокосые, двухкосые и даже трехкосые прически. Следует заметить, что однокосую прическу имели и китайцы. Однокосая прическа чжурчжэней отличалась от китайской прически тем, что чжурчжэни, а впоследствии и потомки чжурчжэней — маньчжуры подбривали лоб. Они делали так, чтобы показать свою независимость от китайцев. Однокосая прическа существовала у древних тунгусов Прибайкалья и у аборигенов Нижнего Амура и Приморья вплоть до ХХ столетия. В отличие от маньчжуров и средневековых чжурчжэней аборигены Нижнего Амура и Приморья — нанайцы, ульчи и другие этносы имели одну косу и, за редким исключением, лоб не подбривали. У орочей и удэгейцев прическа состояла из двух кос, но когда ороч или удэгеец умирал, то ему перед погребением волосы заплетали не в две, а в одну косу. Если не сделать так, считали удэгейцы, то душу покойного человека в загробном мире не признают, она не попадет в свой род и будет вынуждена скитаться без пристанища. От этого она превратится в злого духа Огдзе и будет вредить живым сородичам. Таким образом, они хранили память о своих древних предках — тунгусах, которые впервые из Прибайкалья пришли на территорию Сунгари, Уссури, Амура и других рек более двух тысяч лет тому назад.
В государстве Цзинь по правительственной регламентации все чжурчжэни и подданные не чжурчжэньского происхождения были обязаны в знак покорности носить однокосую прическу и короткий халат с левым запахом. Тех, кто не выполнял это предписание, наказывали вплоть до казни в общественном месте [18]. Возможно, что именно из-за этого предписания племена удигай, «жившие, по сообщению «Цзинь-ши», в лесистом районе... между реками Сунгари и Уссури» [19], не желали жить по законам империи и демонстрировали свою независимость тем, что придерживались норм обычного права, жили по своим древним традициям и не посещали императорский Двор, что в 1187 г. очень беспокоило императора Ши-Цзуна [20].
Большого внимания заслуживают и вопросы духовной культуры. В анимистических воззрениях средневековых чжурчжэней и современных аборигенов Приамурья и Приморья весь мир делится на три части: земной мир, мир Неба и подземный мир. Все эти миры управляются хозяевами и многочисленными добрыми и злыми духами, которым люди поклонялись и просили помощи в разных делах [21]. Все хозяева природы имели свои определенные обязанности, связанные с управлением жизнью в небесном, земном и подземном мирах. Посредником между хозяевами природы и людьми выступал шаман самана со своими помощниками сэвэхи.
Шаманство было оригинальной чертой чжурчжэньской, уже чисто религиозной жизни. У чжурчжэней, так же как и у удэгейцев, «были шаманы обоего пола. Они заклинали, гадали о новорожденном, об умершем и его отношениях с живыми, лечили больных, разгадывали сны и имели большое влияние на окружающих их людей» [22].
Шаманские камлания были как развлекательными, так и ритуальными. Во время этих камланий и особенно камланий, связанных с освобождением души человека от злого духа, шаман надевал на себя не только гремящий пояс, состоящий из нескольких конусообразных подвесок [23], но и специальную маску, сделанную из дерева или бересты [24]. «Считалось, что бряцание позвонков гремящего пояса и маска шамана отпугивали от стойбища злых духов. Иногда шаман во время камлания пользовался специальным железным посохом, состоящим из двух скованных частей: верхняя часть посоха оснащена Буддой из латуни; нижняя часть посоха представляет собой булаву, оснащенную съемной железной головкой с острыми шипами. Примечательно, что размеры, а также форма железной головки шаманского посоха и головки средневековой булавы чжурчжэньского воина имеют большую схожесть. Навершие шаманского посоха — Будда символизирует божественную власть шамана над силами природы, низ посоха — булава — это оружие и символ власти шамана над многочисленными духами природы. Таким посохом шаман разгонял злых духов во время камлания. Атрибуты шаманского оснащения — маска, бубен, гремящий пояс шамана и посох — булава являются отражением воинского снаряжения. Металлическая маска средневекового воина когда-то предохраняла его лицо от стрел, булава являлась атрибутом военного предводителя, а звон металлических подвесок, возможно, извещал о благополучном несении караульной службы» [25].
Анализ хозяйственной деятельности и быта народов разных эпох, брачных отношений, анимистических и шаманских воззрений современных тунгусо-маньчжурских этносов и средневековых чжурчжэней свидетельствует об идентичности многих элементов материальной и духовной культуры. Это, в свою очередь, дает нам право предполагать, что удэгейцы от чжурчжэней восприняли не только элементы общественных и семейных отношений, бытовой культуры, но и устное народное творчество в виде разнообразных сказок и ряда исторических легенд, содержание которых с полным основанием ассоциируется с краткой историей Приморского края.
* Баохоли и Агунай - это родные братья Ханьпу.
Примечания
1. Старцев А.Ф. Материальная культура удэгейцев (вторая половина ХIХ - ХХ в.). Владивосток: ДВО РАН, 1996. С. 145.
2. Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-удигэ XII - XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. М.: Наука, 1990. С. 193.
3. Старцев А.Ф. Культура и быт удэгейцев (вторая половина ХIХ - ХХ в.). Владивосток: Дальнаука, 2005. С. 260.
4. Певнов А.М. Чтение чжурчжэньских письмен. СПб.: Наука, 2004.С. 230, 232, 250, 260-261, 268, 283, 293, 298, 309, 318; Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков: материалы к этимологическому словарю. Л.: Наука, 1975. Т.1. С. 23-24, 42, 183, 245, 531, 618; Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков: материалы к этимологическому словарю. Л.: Наука, 1977. Т. 2. С. 17, 54, 443; Старцев А.Ф. Культура и быт удэгейцев... С. 204-210.
5. Ларькин В.Г. Некоторые данные о родовом составе удэгейцев // КСИЭ им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М., 1957. Вып. 27. С. 41.
6. Туголуков В.А. Институт «доха» у удэгейцев и орочей // Советская этнография. 1972. № 3. С. 107.
7. Ларькин В.Г. Орочи: (историко-этнографический очерк с середины ХIХ в. до наших дней). М.: Наука, 1964. С. 75.
8. История золотой империи / отв. ред. В.Е. Ларичев. Новосибирск, 1998. С. 66.
9. Воробьев М.В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (Х в. - 1234 г.). М.: Наука, 1983. С. 103.
10. Там же. С. 105.
11. История Золотой империи... С. 136.
12. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков... Т. 1. С. 10, 48, 87, 129, 213, 477, 619; Т. 2. С. 233, 241, 269, 275, 369.
13. Воробьев М.В. Указ. соч. С. 27-30.
14. История Золотой империи... С. 57.
15. ПГОМ им. В.К. Арсеньева. № 4001-36, 36 а; 4002-25.
16. Ларькин В.Г. Материальная культура удэгейцев до установления советской власти // Труды ДВФСО АН СССР им. В.Л. Комарова. Сер. ист. Благовещенск, 1963. Т. 5. С. 78.
17. Лопатин И.А. Лето среди орочей и гольдов. Владивосток, 1913. С. 6.
18. Воробьев М.В. Указ. соч. С. 91.
19. История Золотой империи... С. 269.
20. Там же. С. 174.
21. Старцев А.Ф. Боги и хозяева трех миров в мировоззрении удэгейцев (по материалам В.К. Арсеньева) // Съезд сведущих людей Дальнего Востока: науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Хабаров. краевед. музея. Хабаровск, 1994. С. 76-78.
22. Воробьев М.В. Указ. соч. С. 48.
23. МАИЭ ИИАЭ. № 452 (удэгейский пояс); №№ 1218-1221 (ульчский пояс и его составные части).
24. МАИЭ ИИАЭ. № 109 (маска удэгейского шамана).
25. Старцев А.Ф. Этнокультурные параллели в хозяйстве и быте аборигенов Нижнего Амура и народов средневековых государств Приморья (на примере археологических и этнографических материалов XII - XX вв.) // Проблемы археологии и палеоэкологии Северной, Восточной и Центральной Азии: материалы междунар. конф. «Из века в век», посвящ. 95-летию со дня рождения А.П. Окладникова и 50-летию Дальневосточной археологической экспедиции РАН, Владивосток, 11-25 сент. 2003 г. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2003. С. 451.
РУССКАЯ АМЕРИКА
Материалы III Международной научной конференции
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.)
Предоставлено архитектурно-этнографическим музеем Тальцы