Русская Америка была российским владением на Американском континенте, в течение ста двадцати лет. И история Русской Америки обросла огромным количеством мифов, созданных и в царской России, и в последние годы в новой России. Русская Америка на сайте Прибайкалье - тематический проект, основой которого стали материалы III Международной научной конференции «Русская Америка» (2007 год).

Статьи, новости

Экспедиция "Путь Шелихова-2003"

Члены экспедиции "Путь Шелихова" на берегу р. Амги

Члены экспедиции "Путь Шелихова" на берегу р. Амги

У здания Чурапчинского улусного музея истории и этнографии имени А.А. Саввина (бывшая Чурапчинская Спасо-Попечительская церковь, 1898 г.)

У здания Чурапчинского улусного музея истории и этнографии имени А.А. Саввина (бывшая Чурапчинская Спасо-Попечительская церковь, 1898 г.)

Чурапчинский музей. Молочная посуда из кожи, бересты, дерева

Чурапчинский музей. Молочная посуда из кожи, бересты, дерева

Старый погост в Чурапчинском районе

Старый погост в Чурапчинском районе

Река Амга в районе Амгинской переправы (Чурапчинский район)

Река Амга в районе Амгинской переправы (Чурапчинский район)

Наталья Ивановна Волкова, директор,
Надежда Павловна Дулепова,
зав. рекламномассовым отделом,
Наталья Алексеевна Дулепова,
научный сотрудник,
городской музей Г.И. Шелихова, 
г. Шелехов Иркутской области

 

С 1 по 18 августа 2003 года на территории Республики Саха (Якутия) проводила научно-исследовательскую работу экспедиция «Путь Шелихова». В составе экспедиционного отряда были научные сотрудники музея Г.И. Шелихова, краеведытопографы из города Беркакит (Саха-Якутия). Цель участников экспедиции состояла в прохождении пути по старому Охотскому тракту, по маршрутам исследователей Тихого океана, Камчатки, Аляски, Северной Америки. В 1775–1795 годах в том районе неоднократно бывал Григорий Иванович Шелихов — купец, мореплаватель, основатель постоянных поселений на Аляске, на острове Кадьяк. За открытие новых земель в Северной Америке, организацию первых школ и православных миссий на Аляске Г.И. Шелихов был назван «Российским Колумбом», получил награды от Екатерины II, а его семья удостоена дворянского титула. В конце XVIII века Шелиховым была создана Российско-Американская компания.

«Из Оходска с женою своею также на собаках выехал февраля 8-го дня [1787 г.], продолжая далее путь, инде [иногда] на оленях. А в других местах на лошадях и на быках, претерпев несказанные трудности и опасности. В Якутск приехал 11-го числа марта». На иных участках указанного маршрута «пурги такие нередко на пустых местах захватывали, что ехать способу никакого, по ремню нарта за нартой связавши, не было, а только спасались в такие времена лежанием в снегу по два, по три и по пяти дней, не сходя с места, без воды и не варя пищи. Для утоления жажды, за невозможностию развести огня, употребляли снег, а вместо пищи сухари или юколу, лежавши в снегу, грызли. При таких трудах, за присталью собак и оленей последний путь от Алдану до Иркутска, за усталостию лошадей по обродам часто до упаду, для поспешности шел пешком и, по всем трудностям, достиг наконец Иркутск, областной город, апреля 6-го числа в половине дня благополучно». Такие воспоминания были записаны собственноручно Г.И. Шелиховым в его знаменитом повествовании «Российского купца Григория Шелихова странствование с 1783 по 1787 год из Охотска по Восточному океану к Американским берегам…». Перечитывая эти строки, которые всякий раз уносили нас к далеким Северным землям, труднопроходимым лесным тропам, мы приступили к формированию экспедиционного отряда по изучению Охотского тракта. Освоенная в начале XVII века «государева вотчина», простирающаяся до Тихого океана, неоднократно привлекала к себе внимание исследователей, но организация научно-исследовательских экспедиций во все времена требовала значительных финансовых средств и организационных усилий.

Маршруты, пройденные экспедиционными молодежными отрядами от поселка Жигалово Иркутской области до города Якутска в 1991–1995 годах, экспонаты, собранные в населенных пунктах Усть-Илга, Конашанова, Орлинга, Дядина, Петропавловское, заложили основу для создания городского музея Григория Ивановича Шелихова. С 1995 года по причине «скудности казны» не удавалось продолжить экспедиционное исследование одного из сложнейших и труднодоступнейших участков маршрута Якутск – Охотск. Одновременно с поиском средств продолжались работа с документами государственных архивов, создание экспозиций, посвященных «Колумбу Российскому» и истории Русской Америки в городском музее Г.И. Шелихова, открывшем свои двери для посетителей 12 июля 2000 года. В течение долгих семи лет обсуждались маршруты предстоящих экспедиций, завершающей точкой которых остаются Аляска и остров Кадьяк. Прохождение маршрута 2003 года планировалось совместно с Александром Борисовичем Ружниковым, руководителем туристического клуба «Энергия», участником всех экспедиций по пути Г.И. Шелихова. В 2002 году, по завершении сложного туристического маршрута по зимнему Байкалу, он ушел из жизни — не выдержало сердце, и сотрудники музея дали слово продолжить начатое совместно дело.

Ни одна экспедиция не осуществляется в одиночку, и мы тоже нашли союзников. К нам подключились специалистытопографы, хорошо знающие район исследований, Леонид и Татьяна Антипины из Беркакита, которые стали штурманами нашего экспедиционного отряда. В обязанности «якутской» группы входили разработка предстоящего маршрута и решение ряда организационных вопросов, связанных с транспортом и графиком движения.

Экспедиционный маршрут прошел от Иркутска до Беркакита по железной дороге, далее, на микроавтобусе, зафрактованном для членов экспедиции, по тракту Амуро-Якутской магистрали, протяженностью 778 километров, до Якутска. Этот современный тракт возник в начале 20-х годов прошлого века и в настоящее время является единственной автомобильной транспортной артерией, пролегающей по южной Якутии до столицы республики. Затем, минуя переправу через красавицу Лену, путь исследовательского отряда прошел по грунтовой дороге через некогда расположенные здесь почтовые станки до реки Амга — исторической Амгинской переправы.

Ни один исторический объект не оказался вне поля зрения — мы побывали в архиве и музеях Якутска, благодаря поддержке и отзывчивости директора краеведческого музея поселка Чурапча подробно ознакомились с его фондами, посетили картинную галерею, познакомились с мастерами народных промыслов, создателями деревянных сосудов для кумыса — чоронов, берестяных туесов, изделий из конского волоса и музыкальных щипковых инструментов — хомусов. В 1990 году на базе частной коллекции известного энтузиаста, исследователя хомусной (варганной) музыки Ивана Егоровича Алексеева в Якутске был открыт единственный в мире Музей варгана. При общении с научными сотрудниками музеев в Якутске были обсуждены пути дальнейшего взаимодействия по темам: «Якутские купцы — компаньоны Г.И. Шелихова», «История населенных пунктов Охотского тракта», «Православие в Русской Америке и роль И. Вениаминова в просвещении народов Якутии». Проезжая по новому тракту, мы собирали гербарный материал, наблюдая смену растительности. Центральная Якутия поразила нас количеством озер, величина некоторых из них достигала нескольких километров в длину. Здесь наиболее распространены термокарстовые озера, образованные в результате проседания грунта на местах протаивания подземных льдов или льдистых грунтов. Полувысохшие и высохшие озерные котловины (аласы) обычно заняты сочными лугами. Используются как сенокосные и пастбищные угодья.

При большом количестве озер в Якутии (700 тысяч), всем великолепии живописных аласов в летнее время ощущается острая нехватка питьевой воды из-за ее «цветения». Местные жители старинных якутских улусов используют талую воду. Для этого в зимний период заготавливают озерный лед, нарезанный кирпичиками и сохраняемый все лето в ледниках. Дорога от Якутска до Ламского (Охотского) моря была сложной во все времена. К Охотскому порту вьючная тропа была проложена казаками еще в начале XVII века. От Якутска она проходила через реку Сола, озера Тюнгюлю и Чурапча, затем немного сворачивала на юг и через реки Лебегене и Татта шла к Амгинской переправе. Далее путь лежал через реку Ноха и выходил к Бельской переправе на Алдан. Оттуда через лесистые горы и по каменистам берегам многочисленных речек шла проезжая дорога к Юдомскому Кресту. От Юдомского Креста попадали на реку Урак, с низовьев которой переходили в низовья реки Охота, вблизи нее находился Охотский острог. В устье Урака Шелихов строил свои галиоты — двухмачтовые парусные суда для Северо-Восточной компании. «Вообще о сей дороге объявить можно, что она от Якутска до Бельской переправы гораздо сносна, а оттуда до Якутска столь беспокойна, что труднее проезжей дороги представить нельзя, ибо она лежит либо по берегам рек, или по горам лесистым. Горы чем выше, тем грязнее: на самых верхах ужасные болота и зыбуны, в которые ежели вьюшная лошадь проломится, то освободить ее нет никакой надежды. С привеликим страхом смотреть должно, коим образом земля впереди кажей за 10 валами колеблется…», — писал С.П. Крашенинников, проделав сей сложный путь. По сухопутному тракту, проходившему через горы, таежные топи и болота, нельзя было проехать на телегах, поэтому люди и их поклажа, провиант и прочие товары перевозились на вьючных лошадях и оленях.

По Охотскому тракту вначале не было даже почтовых станций. В 1730-х годах несколько станций было только между Якутском и Амгинской переправой: Тылбыйахтахская — у реки Сола, Талбинская — у озера Тюнгюлю, Ала-Атбасынская — около Чачыгыя, Татская — около озера Чурапча и Жексогонская — около озера Лебегене. Далее до самого Охотска простиралась безлюдная тайга. Лишь в Юдомском Кресте были две горницы, две юрты, казарма и пять амбаров, в которых жили служители, принимавшие и отправлявшие дальше, до Охотска, привозимые из Якутска грузы. Изза такой необитаемости тракта путники, отправлявшиеся из Якутска, закупали на Татской станции скот, гнали его с собой и по мере надобности забивали в дороге на пропитание. Трудности, связанные с передвижением по тракту, заставляли во второй половине XVIII века заниматься изысканием нового пути между Якутском и Охотском. Рассматривался даже вопрос о переносе порта Охотск в более удобное место. Однако властям пришлось примириться с необходимостью пользоваться старым трактом. В 1783 году по тракту были основаны станции на расстоянии 20–25 верст одна от другой. На ранее пустынных местах возникали населенные пункты Мас-Апчинское, Хочудинское, Юдомо-Крестовское, Метинское, Медвежьеголовское, Чурапча, Лебегене и др. Путь на восток через Охотск был настолько труден, что впоследствии Российско-Американская компания, содержавшая его, организовала из Кронштадта несколько кругосветных путешествий, чтобы достичь своих владений в Новом Свете морским путем.

В настоящее время большинства из перечисленных населенных пунктов уже нет. За Амгинской переправой, со слов местных жителей, остались только охотничьи тропы и непроходимые болота. Там, за Амгой, проходили среди распадков тропы, по которым более 200 лет назад следовали обозы к Тихому океану. Этот край на протяжении ряда веков видел бесстрашие казаков и предприимчивых купцов, был свидетелем прохождения научно-исследовательских экспедиций XVIII – начала XIX века, а в первой половине XX века свидетелем многих человеческих жизней, трагических судеб людей, которые были подвергнуты жестоким испытаниям на северных урановых рудниках. Вдоль дороги мы встречали развалины лагерей, здания, зияющие пустыми глазницами окон и дверных проемов, деревянные кресты на останках братских могил и обрывки колючей проволоки некогда размещенных здесь женских и мужских лагерей, поселений политссыльных.

Время не пощадило не только исковерканных человеческих судеб, но и десятилетиями стоявших по Охотскому тракту населенных пунктов. Вдоль дороги мы видели полуразвалившиеся юрты и некогда обширные хозяйственные постройки, много лет назад покинутые людьми. Останавливаясь возле этих поселений, мы производили фиксирование особенностей деревянных построек и иных объектов, осуществляли зарисовки, фото- и видеосъемку, а также проводили опрос жителей населенных пунктов Тюнгюлю, Чурапчи, Хотун и других мелких поселений, расположенных вдоль современного Охотского тракта.

Одним из направлений в исследовании являлось изучение сохранившихся в отдалении от дорог сельских кладбищ. Из рассказов местных жителей мы узнали, что якуты раньше не погребали умерших в земле, делали на билирике (настиле) маленький домик или занавес из бересты, а за ними укладывали труп. Также сооружали халтамы (надгробия в виде юрты) или менее сложные постройки, двускатные шалаши. В более поздний период стали осуществлять погребения. Осмотренные нами могильные захоронения в настоящее время имеют не только деревянные надмогильные сооружения, сложенные в виде дома. В ряде захоронений под этими сооружениями сохранились цветные изображения на плитах из песчаника с четкими проступающими рельефными рисунками в виде якоря, креста и иных символов. На многих плитах прочитывались конечные даты: 1856, 1872, 1883 годы. Одно из таких мест якуты называют «Русская долина».

Вечерами на берегу Амги звучали мелодии хомуса и участники экспедиционного отряда подводили итоги прошедшего дня, сопоставляли и систематизировали известные исторические материалы и современное состояние пройденных участков маршрута. Наверное, точно так же, как два века назад, когда этими маршрутами проходили пути-дороги Г. Шелихова, А. Баранова, Э. Лаксмана, паломников первой православной миссии на Аляску, позднее И. Вениаминова, Н. Резанова и многих легендарных россиян, прославивших Отечество научными исследованиями, выдающимися географическими открытиями и государственными делами.

За столь короткий срок экспедиции мы осуществили только рекогносцировку будущих маршрутов, установили научные и деловые контакты с сотрудниками Национального архива Республики Саха (Якутия), Нерюнгринского музея истории освоения южной Якутии, Государственного краеведческого музея Якутска, улусного музея истории и этнографии имени А.А. Саввина (пос. Чурапча), осуществили сбор этнографического материала для нашего музея, познакомились с удивительно гостеприимными жителями якутских сел, мастерами народных промыслов. По итогам экспедиции «Путь Шелихова2003» экспозиция городского музея Г.И. Шелихова пополнилась новыми экспонатами — металлическими наконечниками стрел и глиняным сосудом XVIII века, берестяными изделиями — ведром, сшитым конским волосом («ыагас»), туесами, мутовками («мутук»), чоронами, национальными музыкальными инструментами (хомус), женскими украшениями из серебра — изделиями современных мастеров, выполненными по традиционным технологиям, а также большим фото- и видеоматериалом.

История Русской Америки, Российско-Американской компании многогранна и многолика. В 2004 году исполняется 210 лет прибытия первой православной миссии на остров Кадьяк, а следовательно, перед сотрудниками городского музея Г.И. Шелихова стоят новые задачи, намечены новые маршруты. Но это будет уже другая история.

 

ЛИТЕРАТУРА

Российского купца Григория Шелихова странствование из Охотска по Восточному океану к американским берегам с 1783 по 1787 год. — Хабаровск, 1971.

Сафронов Ф.Г. Тихоокеанские окна России. — Хабаровск, 1988.

Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. — 2-е изд. — М., 1993.

Яковлев В.Ф. Сэргэ (коновязь). — Якутск, 1992.

Якутия: Хроника. Факты. События. 1632–1917 гг. / Сост. А.А. Калашников. — Изд. 2-е, доп. — Якутск, 2002.

 

Журнал "Тальцы" №3 (22), 2004 год