Русская Америка была российским владением на Американском континенте, в течение ста двадцати лет. И история Русской Америки обросла огромным количеством мифов, созданных и в царской России, и в последние годы в новой России. Русская Америка на сайте Прибайкалье - тематический проект, основой которого стали материалы III Международной научной конференции «Русская Америка» (2007 год).

Статьи, новости

Дневник миссионерского путешествия святителя Иннокентия Вениаминова

Русская Америка и Восточная Сибирь: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием (г. Кяхта, 14 августа 2009 г.)

Жизнь и деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) достаточно объемно освещена в научной и даже худо­жественной литературе. Благодаря талантливому агиографу И. Барсукову были изданы в трех книгах «Творения Инно­кентия, митрополита Московского» (1886—1888) и так же в трех книгах «Письма Иннокентия, митрополита Москов­ского и Коломенского» (1897—1901). Об Иннокентии писали И.А. Гончаров в своей книге «Фрегат «Паллада». Очерки путешествия» и Н.П. Задорнов в романе «Капитан Невель­ской». В XX в., особенно во второй его половине, опубли­ковано множество исследований, посвященных различным сторонам многогранной личности Святителя. В составленный протоиереем Б.И. Пивоваровым и О.А. Павловой библиогра­фический справочник «Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, апостол народов Си­бири и Америки» (Новосибирск, 1997), вошло 261 наимено­вание трудов об Иннокентии (Вениаминове). Предполагаем, что в настоящее время, в связи с всемирным интересом к личности Великого святителя, количество опубликованных исследований значительно увеличилось.

Но круг источников, содержащих свидетельства о яркой жизни знаменитого миссионера, уроженца с. Анга Иркутской губернии, еще далеко не исчерпан. В Государственном архиве Иркутской области в фонде Иркутской духовной консисто­рии (Ф. 50), в деле № 4740, которое называется «Путевые журналы Иркутской епархии и рапорты о предоставлении таковых с 1837 по 1839 г.», нами обнаружен «Путевой жур­нал священника Иоанна Вениаминова, веденный им во вре­мя путешествия в Дионисеевский редут» (л. 101—105). Этот интересный документ представляет нам эпизод деятельности на Аляске священника Ситхинской Архангельской церкви Иоанна Вениаминова.

Святитель Иннокентий на Аляске провел в общей слож­ности 28 лет. С 1824 по 1834 г. он служил священником на одном из Алеутских островов — острове Уналашка. В 1834 г. был переведен в Новоархангельский порт на западном бере­гу острова Ситха (Ситка) — главном поселении Российско-американской компании и назначен священником соборной церкви во имя Михаила Архангела. Здесь проявился не толь­ко его талант миссионера и богослова, неустанно работавшего во славу Божию, но и большие способности ученого в разных областях естествознания: этнографии, лингвистики, геогра­фии и др. Впоследствии за свои ученые труды он был избран почетным членом Московского университета и Император­ского Русского Географического общества.

В миссионерской работе и на ученом поприще свт. Ин­нокентию очень помогали дневниковые записи, которые он на протяжении всей жизни неустанно вел. Из своих путеше­ствий свт. Иннокентий привозил «Путевые журналы», часть которых уже опубликована. Во вторую книгу трехтомника «Творения Иннокентия, митрополита Московского», издан­ную Иваном Барсуковым в 1887 г., были включены:

  1. «Путевой журнал Иннокентия, епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, веденный им во время первого пу­тешествия его во вверенной ему епархии в 1842 и 1843 годах (1843)». С. 43-184.
  2. «Путевой журнал Иннокентия, епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, веденный им во второе путеше­ствие его по Камчатке и Охотской области в 1846 и 1847 годах (1847)». С. 190-253.
  3. «Краткий путевой журнал архиепископа Иннокентия Камчатского, веденный им во время путешествия его по Аму­ру (1856)». С. 406-413.

Еще три путевых журнала были опубликованы в книге В. Крылова «Материалы для истории Камчатской епархии в по­ловине XIX в.» (Казань, 1909):

  1. «Путевой журнал Камчатского архиепископа Иннокен­тия, веденный им в третье путешествие по Камчатке и Охот­ской области в 1850—1851 гг.»
  2. «Путевой журнал Иннокентия архиепископа Камчат­ского, веденный им в четвертое путешествие его по Камчатке и Охотскому округу и по Якутской области в 1861—1862 гг.»
  3. «Путевой журнал, веденный во время путешествия по рекам Амуру и Уссури в 1863—1864 гг.»

Самый ранний путевой журнал был обнаружен в Петров­ской Кунсткамере исследователем В. Аржанухиным. Доку­мент носит название: «Путевой журнал Северо-Западной Аме­рики острова Уналашки Иркутской епархии Вознесенской церкви священника Иоанна Вениаминова, веденный им во время посещения его жителей восточного края алеут, принад-лежащих сей церкви, в коем означено, что он занимался касательно своей должности с 17-го числа апреля 1827 года и по 15-е июня того же года» (Аржанухин В. Первый путевой журнал Иннокентия Вениаминова. (К публикации текста) // Курьер Петровской Кунсткамеры. СПб., 1995. Вып. 2-3. С. 321-335).

Все шесть опубликованных путевых дневников относятся к периоду 1840—1860-х гг., когда епископ (затем архие­пископ) Иннокентий (Вениа­минов)   неоднократно   объезжал свою Камчатско-Курильско-Алеутскую епархию.

Найденный в ГАИО «Путевой журнал священника Иоанна Вениаминова» является по времени вторым из известных на сегодняшний день путевых журналов-дневников. 29 апреля 1838 г. о. Иоанн Вениаминов оформил «Путевой журнал», в котором, используя черновые заметки, описал свое месячное путешествие (с 23 октября по 27 декабря 1837 г.) из г. Ситха (Ситка) в Дионисиевский редут, расположенный на матери­ковой части в Стахине.

Маршрут поездки миссионера Иоанна и сопровождающего его дьячка проходил через Погибший пролив, отделяющий Ситху с западной стороны от прочих островов, через заливы Чатам, Фридригзунд; побывали они в гавани Переносная бух­та, и затем через пролив Врангеля приплыли в Дионисиев­ский редут, основанный в 1834 г., где в это время проживало около 30 русских людей. Путешествие совершалось на двух­мачтовом парусном бриге под названием «Анция». Выйдя из Ситхи 23 октября, в Дионисеевский редут о. Иоанн попал только 7 декабря, причем последние двое суток ему пришлось плыть на шлюпке.

Необходимо отметить мужество Иоанна Вениаминова, ко­торый, несмотря на подстерегающие опасности, упорно вы­полнял свое трудное миссионерское дело. В «Путевом журна­ле» он описывает одну опасную ситуацию, когда при выходе брига из пролива Врангеля вдруг поднялся сильный ветер, который едва не потопил судно. Таких случаев в его миссио­нерской практике было множество. Документ также свидетельствует о мудрой миссионер­ской работе о. Иоанна, который разрушил устоявшиеся в то время стереотипное общественное мнение о проживающих за морями диких, зачастую кровожадных народах. Колоши действительно первоначально враждебно относились к рус­ским, ожидая от них того же зла, что причиняли индейцам другие белые люди. Кроме того, это была реакция на дей­ствия русских промысловиков, которые ради наживы были способны на негативные поступки в отношении аборигенов. Иоанн Вениаминов с отеческой любовью относился к сво­ей полудикой пастве, находил благородные черты в харак­тере колошей, старался понять их культуру и приобщить их к православию. Но он не спешил с их крещением, он ждал, чтобы они сами стали приходить и просить об этом. Эта дальновидная политика дала очень хорошие плоды: по­сле эпидемии оспы, вспыхнувшей на острове, когда русские, сделав прививки, спасли многих колошей от смерти, они приняли массовое крещение.

На острове Ситха о. Иоанн провел четыре года. Он устроил здесь школу для новокрещеных и их детей, в которой сам обучал Закону Божьему, грамоте и ремеслам. Итогами на­учных изысканий о. Иоанна за эти годы стали труды «Мифо­логические предания и суеверия колошей» и «Замечания о колошенских кадьякских языках».

Свой путевой дневник, в конце которого о. Иоанн добавил короткий отчет о своих занятиях после миссионерской поезд­ки, он послал в епархиальную столицу — г. Иркутск. Иркут­ский епископ Нил (Исаакович) отчетный «Путевой журнал» о. Иоанна, сопроводив рапортом от 22 января 1839 г., от­правил в Святейший синод, о чем свидетельствует запись на первой странице документа.

Вскоре в Санкт-Петербург приплыл сам Иоанн Вениами­нов. 8 ноября 1838 г. он отбыл на корабле из Новоархангельска в Санкт-Петербург через Тихий и Атлантический океаны, чтобы решить вопрос о расширении миссионерского дела на Аляске. Плавание длилось более 7 месяцев. В Санкт-Петербурге при содействии Академии наук были опублико­ваны его труды: «Букварь алеутско-лисьевского языка», «За­мечания о Колошенском и Кадьякском языках», «Опыт грам­матики алеутско-лисьевского языка», а также фундаменталь­ный труд «Записки об островах Уналашкинского отдела». После Санкт-Петербурга о. Иоанн посетил Москву, где был произведен в сан протоиерея. В ноябре 1839 г. скончалась в Иркутске его супруга Екатерина Ивановна Шарина. Черезгод о. Иоанн был пострижен в монашество, сменив мирское имя Иоанн на монашеское — Иннокентий.

 

« Ситха.

1838 года.

Апреля.

Путевой журнал священника Иоанна Вениаминова, веден­ный им во время путешествия в Дионисеевский редут, что в проливах Ситхинского архипелага [1] и выписка из вседнев­ного журнала занятий касательно его должности.

С самого основания редута [2] св. Дионисия в Стахине, т. е. с начала 1834 года, живущие там русские около 30 человек не видели священника, и потому я имел намерения посетить их в нынешнее лето; но обстоятельства заставили меня быть там ранее.

23  октября субб[ота].

И я перебрался на бриг [3] Анция, взяв с собою дьячка, и в 11 часов утра снялись с якоря и пошли в проливы; и отошед верст около 25 в 5 часов остановились.

24  воск[ресенье].

В 8 часов утра снявшись с якоря пошли в Погибший про­лив, отделяющий Ситху с западной стороны от прочих остро­вов, и при благополучном ветре и попутном течении про-шед самые узкие и быстрые места пролива в вечеру стали на якорь, прошед верст около 25.

25  понед[ельник].

Утром снялись и пошли под гребками [4] и в 4 часа остано­вились в том же проливе, прошед около 20 верст.

26  втор[ник].

Утром снялись, и прежде под гребками, а потом при по­лупротивном ветре из Погибшего пролива и вошли в залив Чатам и в вечеру остановились в заливе, и здесь пробыли до 28 числа за противным ветром.

28 четвер[г].

В 4 часа утра снялись с якоря и к полдню вошли в пролив Фридригзунд и остановились на якоре в маленькой бухточке и здесь пробыли трое суток за противными ветрами.

1 ноября понед[ельник].

Утром снялись с якоря, и пошли под гребками; но при перемене течения и по причине неблагоприятного ветра при­нуждены были воротиться и едва, в вечеру, попали на старое место, и здесь пробыли еще 3 суток.

4  четв[ерг].

В 9 часов утра снялись с якоря и получив попутный ветер пошли далее, но к вечеру ветер сделался противный, а гавани близко не было, и потому мы принуждены были всю ночь держаться под парусами при темноте и в тесном месте, что было весьма не безопасно. В полночь сверх всякого чаяния мы встретились с бригом «Чичагов», на котором я должен был возвратиться: оно шло уже обратно в Ситху.

5  пят[ница].

В 9 часов утра вошли в гавань Переносная бухта. Вскоре за нами вошел и Чичагов. Здесь положено было с согласия моего: мне отсюда отправиться в редут, отстоящий отсюда более 70 верст на шлюбке. Хотя капитану и было предписано воротиться: но по причине позднего времени и не благопри­ятных ветров таковое плавание могло продолжиться более 3 недель, тогда как на шлюбке (хоть и не совсем безопасно) при ветре, не благоприятных случаях можно будет возвратиться сюда чрез две недели.

6  суб[бота].

В 7 часов утра я отправился на шлюбке, взяв с собою дьяч­ка и все нужное для исправления треб и службы. В полдень останавливались для обеда, и, в вечеру, миновав пролив Вран­геля, вечером в 6 часов остановились на пустом месте.

7  воск[ресенье].

8  3 часа утра отправились и в 9 часов остановились для переждания противного течения; потом отправились с помо­щью паруса и при усиленной гребле в 10 часов вечера благо­получно прибыли в редут.

8 пон[едельник].

Утром отправлены часы [5] в доме, и после оных среди двора на приготовленном месте — молебен Арх[ангелу] Ми­хаилу с водоосвящением и провозглашением многолетия Ав­густейшей фамилии (при пушечной пальбе) к сей церемонии были приглашены почетные из колош [6], живущих подле редута.

8  вечеру отправлена вечерня.

9  втор[ник].

Отправлена утреня [7] и часы и — вечерня. Сегодня я по­учал двух колошенок, желавших креститься. И приглашал к себе в гости почетных колош и говорил с ними довольно много касательно истинного богопочтения и, между прочим, сказал, что и мы русские прежде были такие же, как и они, но пришли к нам добрые люди и научили нас; и от того мы ныне сделались такими, какими вы нас знаете; и что и они если захотят перенимать и учиться, то и они могут быть та­кими же, как и мы; и что рано или поздно это будет. И коло­ши были согласны со мною.

10  сред[а].

Окрестив колошенок и миропомазав 5 человек детей, от­правил Литургию вне крепости и приобщал св. тайн новопро­свещенных и детей.

При отправлении Литургии находилось множество ко­лош, со всех сторон окружив место священнодействия, об­несенное решеткою. Почетнейшие же из колош были впу­щены внутрь. И должно отдать справедливость, что коло­ши умели сохранить благопристойность, и даже удивили меня своим вниманием и соблюдением должного порядка до того, никто из них не курил ни табаку, не кричал, и даже детям своим строго запрещали нарушать тишину. И, хотя я прежде спрашивал о согласии тоэна [8] и родников [9] колошенок, желавших креститься. Но при всем том я думал, что когда они увидят сих колошенок причащаю­щихся, непременно что-нибудь произойдет между ими; но против того совершенно ничего кроме всеобщего сугубого внимания. После Литургии я чрез толмача [10] сказал ко­лошам, что мы здесь молились истинному Богу Небесному, единому, Творцу, и проч.

После обеда в доме венчал управляющего с русскою неве­стою, и присутствовавшим при сей церемонии колошам и их женам весьма понравился сей обряд.

11  чет[верг].

Были утреня и часы, и в вечеру, после вечерни [11] и поу­чения, говоренные мною, исповедовал 20 человек.

12  пят[ница].

Отправлял Литургию на прежнем месте и приобщал ис­поведавшихся всех, кроме одного. После Литургии всех быв­ших колош я пригласил внутрь и говорил им о Боге, сотво­рении мира и человека, и цели сотворения человека и проч. и о том, что помощь людей умершим совершенно не нужна, и, следовательно, убивать рабов бесполезно. И они все, а осо­бенно женщины слушали со вниманием.

После обеда я был на кладбище и отпевал умерших. И при сем случае колоши также показали уважение и внимание к нашим обрядам. Кладбище находится вне крепости не дале­ко от жилищ колошенских; и потому почти все они вышли смотреть совершение сего обряда. И в это время двое колош, бывшие немного поодаль в лесу и, не видя меня, запели свои песни, и главный тоэн тотчас послал сказать им, и они пере­стали.

К вечеру я посещал двух первых тоэнов в их жилищах и они принимали меня с ласковостью и ненеуважением. И главный тоэн сказал мне: вот слушали вашу веру, не хочешь ли ты послушать об нашей. И я, разумеется, согласился с охотою. И он мне рассказал их предание или миф об осно­вателе и учредителе всех их обрядов и обычаев каком-то Эле при многих других колошах. Но когда он начал говорить о сношениях и торговле, я скоро остановил его.

Но другой тоэн Куатхе, человек гораздо умнее и основа­тельнее, он слушал меня с большим вниманием и кое-что спрашивал сам1.

13 суб[бота].

В 5 часов утра отправились обратно при попутном ветре и с нами редутский баркас [12]. В 9 часов и в 4 часа останавли­вались и потом продолжали путь до 10 часов вечера.

14  воск[ресенье].

В 1 час по полуночи

Отправились далее и пред утром встретили то судно, на котором я вышел из Ситхи, и которое во время моего отсут­ствия могло продвинуться не более 30 верст, по причине про­тивных ветров. На рассвете при выезде из пролива Врангеля вдруг набежал на нас сильный ветер, который при противном течении на месте самом неудобном для действия гребками по­ставил нас в весьма опасное положение. И только расторопно­стью бывших при мне людей мы могли избежать опасности, и даже гибели и с величайшими усилиями могли пристать к берегу. Между тем как другой баркас не мог поправиться, и был выброшен на берег; но к счастью так удачно, что кроме неприятностей не случилось ничего худого. Но если бы они были далее от берега или захотели бы продолжать путь свой далее, то не было бы без беды.

К полдню ветер стих, и баркас подъехал к нам. И мы, в 2 ча­са отправившись, в 7 часов вечера прибыли благополучно на судно.

15  пон[едельник].

16  вт[орник].

За противными ветрами стояли на якоре.

17 среда.

В 8 часов снялись с якоря, и благополучно пройдя проли­вы Фридригзунд и Чатам, к утру следующего дня подошли к устью Погибшего пролива.

18  чет[верг].

Весь день держались над проливом без великого успеха.

19  пят[ница].

В полдень вошли в устье пролива и стали на якорь, и при переменившимся течении пошли далее. Но отошед не более 10 верст, встали на якорь.

20 суб[бота].

В 5 часов утра снялись с якоря и пошли далее. Но по причине неблагоприятных обстоятельств в 5 часов стали на якорь, отошед не более 40 верст.

21  воск[ресение].

22  пон[едельник].

23  втор[ник].

24  среда.

25  четв[ерг].

Во все сии дни снимались с якоря и шли под гребками, но с весьма малыми успехами; так что в 5 дней не сделали 25 верст.

26  пят[ница].

Ветер не позволял продолжать путь.

27 суб[бота].

В 9 часов утра на идущей шлюбке в гавань Ситхи я отпра­вился, оставя все на судне, и в 10 часов вечера прибыл домой, благополучно миновав все опасности места.

С самого моего прибытия в Ситху, я имел намерение по­беседовать с колошами; но оспа, которая с ноября 1835 до 1837 год свирепствовала между колошами, была препятстви­ем тому. Но по возвращении в Ситху, я по соглашению с колошами с 12 декабря начал (по вечерам) посещать их в их жилищах, и рассказывал им из св. истории: сотворение мира, о потопе, распространении людей по свету и некоторым из них о жизни И. Христа и проч., что могло быть кстати. А они со своей стороны рассказывали об их вере и обычаях (разуме­ется, через толмача).

И после некоторых посещений (более 15) я могу ска­зать об них следующее: колоши охотно принимали меня и внимательно слушали мои рассказы и, кажется, всегда будут рады слушать, и также без всякой отговорки рас­сказывали о своих обычаях. Но так как я еще никого из них не спрашивал о желании креститься2. И судя по всему тому, сколько я мог видеть и узнать колош с духовным утешением, думаю и надеюсь, что весьма недалеко то вре­мя, когда они в свою очередь соделаются овцами единого стада Единого Пастыря. Ибо, ныне колоши уже совсем не то, что они были, и как я их знал в 1824 и даже в 1834 году. И таковая перемена произошла сколько от времени и сношений с русскими и другими европейцами, но более от бывшей здесь оспы, которая унесла с собою почти треть всего населения колош, тогда как ни один русский не был подвержен ее действию, и тем уменьшила их силу и явно показала разность между невежеством и просвещением. И вследствие этого близь живущие колоши сами собою при­ходят и приносят детей своих для прививания оспы, тогда как за год или за два никакая сила не могла бы принудить их к тому.

Сверх сего, я исполнил следующее:

1) В каждый воскресный и праздничный день были над­лежащие службы с Литургиями, выключая трех воскресений в июле (тогда я был на минеральных водах для лечения) и также во весь великий пост были каждодневные службы со всеми Литургиями.

Постников в четыредесятницу [13] сего 1838 года было 481, из коих только 5 не были у св. причастия. И сверх того в Успенский пост я, будучи в Озерновском редуте, отправ­лял обычные службы и все тамошние жители исповеданы и св. тайн приобщены на литургии, совершенной там в первый

раз. И так всех постников в Ситхе, в Озерновском редуте и редуте св. Дионисия было 516 обоего пола; а не бывших: по лености и нерачением 93; за невозможностью и малолетством 536.

2)  В течении года окрещено: детей разного звания 47, ко­лош взрослых 3; браков совершено 10; умерших отпето 57; в числе коих 15 напутствованы, а прочие не напутствованы за невозможностью.

3)  Проповедей своего сочинения говорил три3   новых и 5 повторял из прежних.

4)  В Ситхинском училище продолжал проповедовать За­кон Божий два раза в неделю, кроме Великого поста.

5)  С мая и до половины октября каждое воскресение и в некоторые из праздников до Литургии, так как и в прошед­шие годы поучал Закону Божию и нравственности вообще детей, не посещающих училище, и девушек от 7 до 17 лет, коих собралось от 25 до 35 человек.

Сверх сих обязанностей посторонние мои обязанности были следующие:

а) По возвращении из редута занимался окончанием моих записок об Уналашке [14] и отчасти колошенским языком, из коих первые привел к окончанию.

6)  Продолжал вести Метеорологический журнал для Ака­демии наук.

Ситхинской Архангельской церкви священник Иоанн Вениаминов

Апреля 29 дня 1838 года Ситха».

 

Примечания: 

  1. Ситхинский архипелаг— группа островов на юго-востоке Аля­ски. Остров Ситха (Ситка), на котором в конце XVIII в. появилось русское поселение, названное в 1804 г. Новоархангельском, дал на­звание архипелагу. В 1809 г. Новоархангельск становится админи­стративным и главным торговым центром русских поселений в Аме­рике. В 1867 г. после продажи Аляски США Новоархангельск был переименован в Ситху и стал административным центром Аляски.
  2. Редут — военное укрепление с наружным рвом и бруствером.
  3. Бриг — двухмачтовый парусный военный или коммерческий корабль.
  4. Под гребками — т. е. на веслах.
  5. Часы — богослужения, читаемые в определенный час богос­лужебного суточного круга. Часы бывают: трипсалмные, обычные, вседневные, великопостные и царские.
  6. Колоши —  народность,  проживающая на юго-востоке Аля­ски.
  7. Утреня — богослужение суточного круга, совершаемое утром, после восхода солнца.
  8. Тоэн — вождь племени.
  9. Родники — родственники.
  10. Толмач — переводчик.
  11. Вечерня — первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца.
  12. Баркас — большая гребная шлюпка.
  13. Четыредесятница — время Великого поста.
  14. Уналашка — один из Алеутских островов. «Записки об остро­вах Уналашкинского отдела» опубликованы в: Творения Иннокен­тия, митрополита Московского / собраны Иваном Барсуковым. Кн. 3. М., 1888. XII, 662 с.

Сноски:

1Капитан судна подпоручик Кузнецов, зимовавший в здешнем редуте, писал ко мне, что этот Куатхе не даром слушал меня. Это он доказал тем, что при отправлении тризны, где многие почетные по их обычаю убили сво­их рабов для доказательства своей любви к покойнику. Но Куатхе вместо того, чтобы убить двух своих рабов, отпустил их на волю, одного отдал в услужение одному бедному и дряхлому колошу, а другого малолетнего отдал русским, с тем, чтобы он был русский. Проделавши это, он поступил весьма благородно. Потому, отпустивши их он их лишился и тем не нарушил своих обычаев, а не убивши их он исполнил обязанности человека.

2Потому что я, беседуя с ними имею ввиду не прямо то, чтобы предлагать им принять крещение (и тем как бы отличить себя); но я старался сколько можно мало помалу подействовать на их собственный разум, показывал им причину их заблуждения и нашей истины); то не могу сказать утвердитель­но о том, что согласятся ли они креститься, если бы им было предложено и особенно с обещанием некоторых вещественных выгод. Но думаю, что если бы кто-нибудь из них по почетнее вздумал окреститься с своим семейством, то, наверное, окрестились бы и все или по крайней мере многие. Потому что они уже несколько времени назад желающим из них креститься нисколько не возбраняют, и крестившимся не делают никаких неприятностей, и также в церковь ходят охотно, (впрочем одни только почетные, потому что многих впускать в крепость еще считается не совсем позволительно.

31. В 3-ю неделю поста о том, что каждый из нас должен с преданностью принимать и нести встречающиеся кресты. 2. В 5 неделю о силе и влиянии самолюбия. 3. В Великий Пяток о свойствах Духовной Любви.

 

Т.А. Крючкова

Порталу www.pribaikal.ru материалы предоставлены архитектурно-этнографическим музеем Тальцы