27 августа 2008 года в г. Иркутске начала свою работу Региональная общественная приёмная Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Главная задача сети Приёмных Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - получить информацию о реальном положении дел во всех регионах, сформировать эффективный механизм общения власти, партии и общества

Статьи

Круглый стол Общероссийского народного фронта: «Практика применения ФЗ-83» прошел в Иркутске

11 ноября 2011 г. в 11:00 по адресу: ул. Франк-Каменецкого, 16а в Музее истории г.Иркутска состоялся круглый стол Общероссийского народного фронта: «Практика применения ФЗ-83».

Модератором Круглого стола выступила член РКС ОНФ, председатель комитета по социальному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области И.А. Синцова. В работе круглого стола приняли участие начальник отдела правового и организационного обеспечения Е.А.Торунов; главный специалист-эксперт отдела правового и организационного обеспечения Ю. Н. Ищенко Министерства образования Иркутской области, заместитель министра здравоохранения А.Б. Каневский, начальник отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения Министерства культуры и архивов -  С.М.Алексеев, руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Думы г. Иркутска В.А. Новожилов, начальник департамента образования администрации г. Иркутска В.В.Перегудова и заместитель начальника департамента образования по финансово-хозяйственной деятельности О.В. Горбунова, а также руководители учреждений образования, здравоохранения и культуры г.Иркутска. Всего в работе круглого стола приняли участие 45 человек.

Вступление в силу Федерального закона РФ №83, суть которого – неизбежный переход учреждений в казенные, бюджетные, либо автономные некоммерческие организации, вызвало в среде бюджетников многочисленные вопросы и опасения. Накануне заседания была проведена горячая линия, на которую все заинтересованные могли позвонить и задать свои вопросы.

- Мы должны понять, насколько мы удовлетворены качеством услуг, предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения и культуры. Сегодня бюджетные учреждения работают по утвержденной смете и это не мотивирует работников повышать качество предоставляемых услуг, - такими словами открыла заседние круглого стола И.А.Синцова. – Мы переживаем этап переходного периода и наша задача практическими примерами определить издержки реализации Федерального закона и ответить на вопросы, поставленные в горячей линии, организованной Общероссийским народным фронтом.

83-ФЗ безусловно дал больше возможностей устойчивым бюджетным учреждениям в проявлении финансовой и имущественной самостоятельности. Как отметил главный врач Ивано-Матренинской больницы В.А.Новожилов, обсуждая в коллективе вариант перехода в иную организационную форму, сотрудники вначале решили идти по простому пути, перейдя в форму бюджетного учреждения. Но рассматривали и вариант автономии. Владимир Александрович убежден, что переходя в автономную некоммерческую форму работы, необходимо работать и над формированием психологии коллектива. Чтобы потребители услуг были довольны их качеством, важно, чтобы учреждение было заинтересовано предоставлять более качественные услуги. И форма автономии решает этот вопрос.

Сегодня, из 28 медучреждений, 8 перешли в форму автономии и начали работать в новом формате. Как показывает практика, целесообразность такого перехода также оправдана. При этом, не происходит роста цен на предоставляемые услуги, но растет заинтересованность работников учреждения в реальном улучшении предоставляемых услуг.

Другими словами, если раньше у любого учржедения был определенный бюджет, на который они могли расчитывать, то теперь региональная власть оплачивает предоставляемые учреждением услуги по определенным расценкам. В сфере образования в статусе автономии работают уже 5 учреждений, еще 4 обретут новый статус с 1 января 2012 года, - рассказывает руководитель департамента образования администрации г.Иркутска В.В.Перегудова.

Начальник отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения Министерства культуры и архивов С.М.Алексеев пояснил, что решение о переходе окончательно принимает учредитель, но учреждение вправе доказать способность работы в том или ином формате. Скажем, есть определеные учреждения, например, архивы, которые в большой степени исполняют определенные функции, возложенные на них государством. Для них целесообразен переход в казенные учреждения, а поступления за оказываемые услуги населению, будут поступать в бюджет муниципалитета или региона, в то время как  доходы от оказания услуг образовательными и медицинскими учреждениями, перешедшими в статус бюджетных или автономных, остаются в данных учреждениях. Но в таком случае, контроль и спрос за расходованием полученных доходов будет находиться под жестким контролем надзорных и контроллирующих органов. А получатели услуг вправе отказаться от оплаты, если считают, что та или иная услуга оказана некачественно.

Между тем, первая практика показывает, что самостоятельные учреждения, уже сегодня предоставляя услуги, и решая как определить их стоимость, зачастую снижают рекомендованную цену, за счет увеличения желающих получить ту или иную услугу. А государство, в случае оказания наиболее качественных услуг, субсидирует конкретное учреждение, повышая тем самым заинтересованность именно в качестве.

Руководитель детского сада №165 Раиса Захаровна Бойш рассказала, что  детский сад перешел в форму автономии с 1 января 2009 года. За время работы в формате автономии руководству удалось повысить заработную плату сотрудникам, оказывающим платные услуги на пять тысяч рублей, улучшена материальная база, проведен капитальный ремонт. Все эти годы работу детского сада сопровождал Наблюдательный совет. Впрочем, поскольку проект был пилотный, повысилось и бюджетное финансирование. А вот родительская плата осталась на уровне муниципальных учреждений, при этом появились дополнительные услуги, которые пользуются неизменным спросом у родителей, готовых их оплачивать. Возник вопрос о текучести кадров в этом детском саду. На что руководитель отметила, что работать остаются заинтересованные педагоги, готовые ответить на строгий спрос.

Все участники круглого стола сошлись во мнени, принятый 83-ФЗ безусловно несет в себе позитивные перемены в работу муниципальных и областных учреждений здравоохранения, образования и культуры. Необходимо только грамотно и подробно разъяснять его положения и получателям, и производителям услуг, объяснять, что при росте дополнительных коммерческих услуг, объем бесплатных услуг не снижается, и за этим жестко следит созданный Наблюдательный совет.

Как отметила В.В.Перегудова, прошедшее недавно общегородское родительское собрание показало, не все родители готовы слушать и вникать в нюансы перехода. Их больше волнуют насущные вопросы: питание, количество уроков, страх, что при росте платных услуг произойдет снижение бесплатных и т.д. Между тем, закон создает дополнительные условия для того, чтобы улучшить и решение насущных вопросов, не снижая при этом качества бесплатных услуг. И в этом вопросе важна роль руководителей учреждений в разъяснении положений закона, как коллективам, так и родителям.

Сегодня наиболее смелые руководители, перешедшие в автономию, отмечают: работать стало интереснее, но и сложнее. Увеличились проверки. Знания приходится приобретать. Многие из них за это время получили дополнительное образование, окончили магистратуру, осваивают навыки планирования. Но все участники круглого стола отметили, те учреждения, которые раньше войдут в рынок, гораздо легче встроятся в его сегмент.

Как резюмировал В.А.Новожилов: в обществе давно назрела необходимость таких перемен. Работать как вчера, уже не получится. Разумеется, будут и сложности, но свобода и ответственность – главные составляющие здоровой конкуренции, без которой невозможно качественное развитие рынка образовательных и медицинских услуг.

 

Оксана Синельникова,
пресс-секретарь РОП ПП