Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

О ленских колесных пароходах

Речной пароход. Река Лена

Пароход Благовещенск

Колесный пароход на Лене

Пароход проекта 737

В Иркутской области в городе Киренске на реке Лене погибают два последних в России колесных (плицевых) пассажирских парохода проекта 737. Они выпущены в 1959 году в Венгрии, в городе Будапеште. Всего на Лену было доставлено из Европы на буксире северным морским путем  четыре парохода этого проекта. Это пароходы «Иркутск», «Хабаровск», «Красноярск» и «Благовещенск».   Пароход «Хабаровск» утонул осенью 1999 года, а пароход «Иркутск» несколько лет назад был разграблен и распилен на металлом.  

 Двум пароходам чудесным образом дожить до наших дней позволило то, что в отличии от Европейской части на реке Лене заменить их по прежнему нечем. До  2005 года ОАО «Киренская РЭБ флота» получала дотацию из федерального бюджета на осуществление пассажирских перевозок по транспортному маршруту «Осетрово (Усть-Кут) – Якутск».  В настоящее время нормативно – правовая база для получения предприятиями речного транспорта субсидий из федерального бюджета на осуществление речных пассажирских перевозок отсутствует. ОАО «Киренская РЭБ флота» находится в состоянии банкротства и не может выпустить их в навигацию. За последнее лето 2004 года пароходами «Благовещенск» и «Красноярск» было перевезено 17 тысяч пассажиров. Теперь люди остались без пароходов, добираться им приходится с пересадками. По деревням за период навигации еще доставлялись и различные продукты питания. Других пассажирских судов на реке Лене нет.

Три года назад президент Саха Якутии Штыров В.А. написал письмо в правительство о социальной значимости пассажирской линии Усть-Кут – Якутск. Ушло послание на министра транспорта. Вице-премьер поручил пяти министерствам разобраться с этой проблемой. Все подписались за дотацию пассажирскому флоту. Лишь только министр финансов В.Л. Кудрин отказал в выделении денег.

Пароход «Красноярск» в 2006 и 2007 году брали в аренду. Но в 2008 году и он не вышел. А вот «Благовещенск» уже 6 лет не эксплуатируется,  хотя он уникален еще и тем, что на нем сохранилась родная дубовая интерьерная отделка, бронзовое интерьерное литье и мебель.

Эти пароходы являются уникальными памятниками истории советского флота. От кораблей современного, винтового типа колесный пароход отличает плавность и бесшумность хода.

Сейчас спасением пароходов занимается Иркутское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ИРО ВООПИиК). Общественная организация борется за получение пароходами статуса памятника федерального значения. Она совместно со Службой по охране объектов культурного наследия готовит документы, необходимые для включения кораблей в реестр памятников. ВООПИиК ведёт переговоры с туристическими компаниями, чтобы найти предпринимателя, который бы выкупил пароходы и выпустил их в навигацию, чтобы пассажиры и туристы смогли переплавляться по реке Лене на красивых белоснежных раритетных пароходах с вековой историей.

Нынешнее состояние пока еще позволяет выпустить в эксплуатацию оба парохода, «Благовещенск» и «Красноярск».  Днище на них полностью было заменено на новое, если за ними постоянно следить и вовремя ремонтировать, то они прослужат еще долго. Техническое состояние у них одинаковое, но выйти пока в навигацию сможет только один пароход. На два парохода будет уже трудно найти экипаж, особенно это касается механиков паровой машины, машинистов, кочегаров, такие специалисты большая редкость, их уже никто не выпускает.

На сегодняшний день существуют две большие проблемы, для решения которых нужны денежные средства.

Первая:

Пароходу «Благовещенск» нужен срочный косметический ремонт, так как за 6 лет краска начала облазить и может начаться коррозия металла. Для покраски парохода нужно 1000 кг. краски, а Красноярск» еще продержится. На покраску нужно порядка 300 тысяч рублей. Перед тем как выпустить пароходы в навигацию, даже если не производить капитальный ремонт, то всё равно помимо покраски потребуются плотницкие и сварочные работы по корпусу.

Вторая:

Пароходы стоят в плохо охраняемой гавани, которая особенно уязвима в летний период.  Зимой на пароходы, как правило, никто не лазит, а летом любой желающий может подплыть на лодке. «Благовещенск» в целом не сильно, но уже пострадал от воров. «Красноярск» пока цел, но и на него уже проникали. Единственный выход – временная заделка всех входных дверей и окон, для этих целей на два парохода потребуется около 100 тысяч рублей.  

Если кто желает поучаствовать в спасении пароходов, обращайтесь в Иркутское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры по адресу: 664050, г. Иркутск, микрорайон «Солнечный», ледокол «Ангара», тел. (3952) 358-551, тел.\факс (3952) 356-485.

Расчетный счет ИРО ВООПИиК № 40703810007630000002 в Иркутском филиале ОАО КБ «Восточный», кор./счет № 30101810700000000797, БИК 042520797. ИНН 3808015317, КПП 380801001.

 

Историческая справка

Пароходы проекта 737 – средне колесные пассажирские суда, предназначенные для работы на пассажирских и грузопассажирских линиях. Фактически, это - последние пароходы советского речного флота. Суда имеют одноместные и двухместные каюты 1 класса, четырехместные каюты 2 класса, восьми местные каюты 3 класса и четырехместные каюты 3 класса, находящиеся в трюме. Ресторан, бар, буфет, и два салона отдыха. Сердце корабля – немецкая паровая машина мощностью 450 лошадиных сил – почти полностью сделана из чугуна, поэтому долговечна и ремонта почти не требует.

Длинна корабля - 71 метр 40 сантиметров

Ширина 15 метров 20 сантиметров 

Осадка 1 метр 12 сантиметров

Пассажировместимость 188 человек со спальным местом для каждого.

Строительство пароходов было начато в СССР на Киевском судостроительном заводе «Ленинская Кузница», после постройки пяти судов продолжено в Венгрии (Obuda Hajogyar Budapest). Первый пароход был построен в 1951 году ему было присвоено название «Иосиф  Сталин». Всего за период 1951 – 1959 годов пароходов проекта 737 было построено 75 единиц. Судам присваивались названия в честь городов СССР и выдающихся русских литераторов. Пароходы этого типа эксплуатировались: на Волге, Каме, Белой, Дону, Оке, Москве-реке, Лене, Оби, Днепре. Суда работали на маршрутах Москва - Ока - Горький (Нижний Новгород), Москва - Пермь и прочих маршрутах в Волжском бассейне, маршрутах Новосибирск - Сургут, Киев - Херсон и других. В 80-х годах почти все пароходы выведены из эксплуатации и списаны. Линия «Осетрово(Усть-Кут) -Якутск» была последней обслуживаемой этими судами на ней эксплуатировались пароходы «Благовещенск» и «Красноярск».

 

Артем Жильцов,
Май, 2011 года