Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Политика Российско-американской компании в отношении креольского населения колоний

Е.С. Питерская (Москва)

Несмотря на значительное количество работ, посвященных социально-экономическим и политическим аспектам российской колонизации, вопрос централизованной политики Российско-американской компании (далее РАК) в отношении креолов остается в тени исследований. Однако, на наш взгляд, именно политика РАК в отношении этой прослойки населения является определяющей ха­рактеристикой социальной политики РАК в целом. Представленная тема достаточно обширна и может стать предметом отдельного ис­следования, однако в данном докладе мы постараемся обозначить основные направления политики компании в отношении креолов.

Обращение к данной теме явилось результатом изучения материала по колонизационным процессам в Северной и Южной Аме­рике. Именно благодаря сопоставительному анализу встал вопрос о сущности политики РАК в отношении креольского населения рос­сийских колоний на Аляске. Почему именно в Русской Америке вопрос о судьбе и роли смешанного населения в развитии колоний стал краеугольным камнем социальной политики компании? Каким образом креолы заняли настолько серьезное положение в сфере ин­тересов РАК? Как известно, к 1741 г. Испания и Англия уже обла­дали достаточным опытом колониальных захватов и выстроением политической и социальной структуры колониального населения. Но почему именно в Русской Америке издавались специальные ука­зы и распоряжения, напрямую касающиеся смешанного населения? В данном докладе будет предпринята попытка ответить на поставленные вопросы.

Основными источниками при исследовании данного вопроса послужили опубликованные и неопубликованные документы из архивов РАК. В частности, наиболее ценным источником являет­ся Донесение ГП РАК «Об участии креолов на острове Кадьяке в разных работах, производимых для защиты портов, крепостей», где характеризуется образовательная политика РАК в отношении креольского населения, описывается их место в рамках социальной стратификации колониального общества и дается прогноз относи тельно их дальнейшей судьбы. В настоящий момент данный доку­мент находится в Архиве внешней политики Российской империи [1]. Черновик документа под заголовком «Представление Главного правления РАК О.П. Козодавлеву об учреждении школ в Русской Америке для обучения креолов, отмене отправки детей на учебу в Петербург ввиду их высокого уровня смертности и освобождении креолов от податей» хранится в Архиве Российского Географичес­кого общества и в 2005 г. был опубликован в сборнике документов «Российско-американская компания и изучение Тихоокеанского се­вера — 1815-1841».

Данный доклад основан на результатах работы в ряде российс­ких архивов, в том числе АВПРИ, РГА ВМФ, а также на основе материалов Национального архива США и Национальной библиотеки Конгресса США, представленных в цифровом формате на сайте про­екта «Встреча на границах» [2], а также в материалах, хранящихся в форме микрофильмов в архиве и библиотеке им. Э. Расмусона в г. Фэрбенкс (шт. Аляска). Наиболее полные сведения о креолах пред­ставлены в работах путешественников, мореплавателей и военных, посещавших русские колонии в Северной Америке (Г.А. Сарычев [3], В.М. Головнин [4], Ю.Ф. Лисянский [5]). Несмотря на неугаса-ющий интерес российских и зарубежных исследователей к истории и этнографии Русской Америки, на сегодняшний день существует не так много работ, специально посвященных креолам Аляски как отдельной этносоциальной группе. Среди существующих работ, где определенное внимание уделяется креолам, статья С.Г. Федоровой «Этнические процессы в Русской Америке» [6], ее же монография «Русское население Аляски и Калифорнии: конец XVIII века — 1867 г.» [7], глава в монографии Лидии Блэк «The rise of the Creole Class» [8], где автор рассматривает креолов как наиболее динамично развивающуюся группу в рамках колониального общества Русской Америки, а также статья Михаила Олексы в сборнике «Русская Америка: забытые границы» [9]. Тем не менее креольское население Русской Америки представляло достаточно многочисленную группу со своими этнокультурными особенностями, которые сложились в результате активных процессов взаимодействия культур пришлого и коренного населения. Изучение этого вопроса могло бы способс­твовать более глубокому пониманию сущности этнических процес­сов на Аляске в период российской колонизации.

Сегодня достаточно сложно проследить факт первого употребления слова «креол» в Русской Америке. По крайней мере, когда в 1795 г. иеромонах Макарий прибыл на Уналашку, оказалось, что все население острова уже окрещено, а дети от смешанных браков и совместного проживания русских с местными женщинами уже не считались «туземцами» или «американцами», но назывались «кре­олами» [10].

Недостаток женщин был серьезной проблемой русских коло­ний на Аляске. В связи с этим руководство компании поддержива­ло процесс формирования смешанного населения: «...Г. Баранов и привозить карты к себе не позволяет, а чтобы женщины не могли быть поводом к ссорам между промышленными, то он склоняет их и полагает им покупать дочерей у алеутов и у диких американцев; и велит им жить с ними как с законными женами. Сей способ поле­зен еще и в другом отношении, ибо такое, подобное браку сожитие, некоторым образом сближает родством сии народы с русскими, и уничтожает отчасти взаимную вражду...» [11].

Основное креольское население российских колоний на Аляске было сосредоточено на Уналашке, Ситке, Кадьяке и в селении Росс. В 1821 г. численность креолов во всех отделах компании достигла приблизительно 300 чел. — около 180 мужчин и 120 женщин [12], 1822 г. — 553, 1863 г. — 1989.

Как правило, креолы были двуязычны, прекрасно владея материнским языком и русским. Однако в некоторых местах отмечалось одновременное использование креолами лексики социально престижной группы (русской) с грамматической структурой «тузем­ных» языков [13]. На данный момент не обнаружено свидетельств того, что у креолов существовал отдельный креольский язык либо независимый диалект английского языка.

Вся социально-экономическая политика российского правительства в лице РАК в отношении креолов Аляски строилась в трех ос­новных направлениях — образование и развитие профессиональных навыков, занятость креолов на службе РАК и социальный статус креольского населения колоний.

Образовательная политика РАК

В российских источниках неоднократно встречается упоминание о том, что вся система образования в колониях учреждалась главным образом для воспитания и обучения детей креолов и местного насе­ления. На Уналашке и Кадьяке, а затем и на Ситке были основаны школы, где мальчики-креолы обучались «Российской словесности, Закону Божию, арифметике и Навигации» [14]. Навигацию препо­давал обычно кто-либо из штурманов, которые состояли на службе компании. За преподавание они получали дополнительное жалова­нье. Другие же предметы преподавались теми из промышленных, «кои имеют к тому некоторыя способности [15]» Девочки-креолки также обучались в школах, где осваивали различные традицион­ные ремесла и домоводство. Как правило, преподавательницами и наставницами в таких школах-интернатах были женщины — жены колониального руководства или креолки, получившие образование в России (например, жена правителя Кадьякской конторы РАК И.И. Баннера Наталья Петровна Баннер или креолка Матрена Кузнецова (Бурцева), изучавшая домоводство в Петербурге). Финансирование данных образовательных заведений осуществлялось на основе про­центов, отчисляемых из ежегодной прибыли РАК на основании ре­шения общего собрания акционеров компании. Благодаря хорошо налаженной системе начального и среднего образования в отличие от несмешанного коренного населения грамотность среди креолов была практически стопроцентной.

Как известно, еще Г.И. Шелехов предпринимал первые попыт­ки повышения уровня и качества образования креолов. В 1787 г. для получения качественного профессионального обучения в России с Кадьяка в Иркутск и Охотск было отправлено 12 креолов, однако половина из них не смогла пройти период акклиматизации и скон­чалась в скором времени после прибытия к месту учебы. После дан­ного инцидента правление компании предпринимало попытки обу­чения мальчиков креолов в Иркутске и Петербурге исключительно с согласия их родителей.

Многие аспекты колониальной политики освещены в докладе камергера Н.П. Резанова, проект которого он подготовил для пред­ставления российскому правительству. Учитывая высокий уровень смертности креолов, Н.П. Резанов призывал руководство компании не высылать всех подряд для получения образования в Иркутске и Санкт-Петербурге, где из-за резкой смены климата многие из крео­лов умирали, не завершив своего обучения. Однако также предлагал не препятствовать вывозить детей креолов промышленникам и слу­жащим РАК, которые после окончания срока службы в компании возвращались на родину и стремились забрать детей с собой.

В 1811 г. 4 девочки-креолки были вывезены в Охотск, однако три из них скончались, не завершив своего обучения. Но те крео­лы, которые возвращались назад, были хорошо обучены и подготовлены для службы в колониях. После анализа причин высокого уровня смертности среди креолов, отправленных на обучение в Рос­сию, компания приостановила эту практику, и в Россию отправля­ли только тех, кто сам изъявлял желание или тому способствовали родители. Некоторых мальчиков отправляли учиться в Кронштадт­ское штурманское училище и судостроительное училище. Училища, где обучались креолы, регулярно посылали отчеты об успеваемос­ти креолов в правление компании. По возвращении в колонии они поступали на обязательную службу в компанию с жалованьем от 500 до 1 200 руб. в год [16]. В дальнейшем в России ежегодно нахо­дились на обучении от 5 до 12 человек [17]. Креолы, обучавшиеся за счет компании, были причислены к разряду «обязанных крео­лов» — после получения образования в России они были обязаны отслужить 10 лет в РАК, те же, кто обучался в колониях, — 15. После окончания срока службы «обязанные» становились вольными и могли наниматься на службу в компании в качестве служащих, имели право покинуть колонии или могли быть причислены к со­словию колониальных граждан. Большая часть креолов стремилась поселиться на островах в отведенных им местах [18]. Именно крео­лам отдавалось предпочтение при найме на работу в компанию и их целенаправленно готовили к работе на младших административных постах колониальной администрации [19].

Не менее остро стоял в колониях вопрос религиозного образования и распространения православной веры. И. Вениаминову удалось на практике реализовать свою идею распространения православия на Аляске через коренное и смешанное население колоний. Имен­но ему удалось наладить систему подготовки миссионеров из числа коренных жителей региона, преимущественно креолов. Благодаря стараниям И. Вениаминова состоялся перевод духовного учили­ща из Камчатки в Ново-Архангельск, где при слиянии с местным училищем была создана семинария. Учителями местных языков в семинарии стали подготовленные И. Вениаминовым креолы. Иван Жуков был переводчиком и преподавателем тлинкитского языка, Емельян Молчанов — эскимосского, священник с о. Атха креол Лаврентий Саламатов преподавал алеутский язык. И. Надеждин перевел на тлинкитский язык Священное Писание, Евангелие от Матфея, несколько церковных песен. Креол Илья Тыжнов составил «Путеводитель христианина» на алеутском языке, а также перевел на алеутский Евангелие от Матфея [20].

Многие креолы стали впоследствии выдающимися священника­ми, морскими офицерами, служащими компании, исследователями Аляски и Калифорнии (А.И. Климовский, А.Ф. Кашеваров, П.Ф. Колмаков, П.В. Малахов, З.П. Чиченев, С.И. Лукин). В 1860-х гг. половина компанейских судов находилась под командованием кре­олов.

Проблема занятости креолов

После своего посещения Русской Америки в 1803-1806 гг. Н.П. Резанов подготовил документ о целесообразности использования образованных креолов для нужд РАК. Учитывая высокий уровень образованности многих креолов, прошедших обучение в России, он считал самым эффективным и правильным использование их на ад­министративных постах компании. Из креолов, годных к несению воинской службы, Н.П. Резанов предлагал сформировать гарнизон для защиты портов и крепостей, принадлежащих компании в раз­личных районах Русской Америки. Для этого Н.П. Резанов опять же предлагал отправить нескольких креолов в Россию для прохож­дения военной подготовки. Тех креолов, которые не занимали ад­министративных должностей или не имели склонности к военному искусству, предлагалось привлекать к торговле (особенно учитывая их владение двумя языками), необходимым ремеслам или к сель­скому хозяйству. Таким образом, распределив все креольское насе­ление российских колоний в Северной Америке по определенным профессионально-социальным нишам, Н.П. Резанов планировал со­здать постоянное население колоний — «собственно колониальное гражданство», что на тот момент было продиктовано невозможнос­тью увеличивать населений колоний собственно выходцами из Рос­сии. Н.П. Резанов очень подробно обосновывает недостаток русского населения. По его мнению, было бессмысленно привозить еще боль­ше русских промышленников, что могло повлечь за собой сокраще­ние поголовья котиков и, следовательно, существенные финансовые убытки для компании. С другой стороны, та категория промышлен­ников, которую бы компания хотела иметь на своей службе — обра­зованные и владеющие ремеслами — эти люди совершенно свободно могли найти работу у себя на родине и не стремились в далекие страны за поиском занятий и пропитания. Вопрос формирования постоянного населения русских колоний для более эффективного ос­воения края и его устойчивого развития был чрезвычайно актуален в рассматриваемый период. При отборе людей для службы в ком­пании РАК стремилась выбирать тех, кто владел ремеслами, имел начальное образование, стабильные религиозные установки. Однако таких людей было мало, в связи с чем было принято решение, что «сей недостаток русскаго людства в колониях может быть заменен креолами» [21].

Однако из-за безвременной кончины Н.П. Резанов не успел представить данный проект в правительство и его идеи и планы не получили дальнейшего развития.

Социальный статус креолов

В проекте своего доклада Н.П. Резанов видел преимущества для РАК в том, что предлагал оставить креолов в силу их немногочисленности свободными и не причислять их к какому бы то ни было сословию. По его мнению, самым правильным с точки зрения внут­ренней политики российской компании было бы позволить креолам занимать должности в администрации компании и вести собствен­ное хозяйство, что существенным образом будет способствовать раз­витию экономики колоний.

В донесении Главного правления РАК в Министерство внутрен­них дел «Об участии креолов на острове Кадьяке в различных работах, производимых для защиты портов, крепостей» рассматривают­ся возможности для РАК по получению максимальных доходов от использования труда креолов.

Вариант 1. «Если креолов определить в подушный платеж, при писать их в платящие подушные подати сословия какой-нибудь гу­бернии, то с тем вместе обязаны они будут нести и личные повин­ности, для чего подлежит их всех из колоний вызвать, а тем самым отделить их от места рождения и от родителей, и заставить жить в ином климате, которого они не перенесут».

Вариант 2. «Если же наложить на них подати и оставить их в колониях, то они платить будут не в состоянии, ибо там, кроме промысловых производств, отправляемых РАК, других для них никаких пособий в приобретении себе пропитания и денег на оплату податей не имеется, а потому должны будут обратиться в то дикое состояние, в каком были их матери и отцы, с которых как и со всех алеут, не повелено собирать подати».

Согласно документу — при компании был учрежден специ­альный совет для решения вопросов, связанных с использованием креолов на работах компании, касательно их социального положе­ния и дальнейшей судьбы. К сожалению, на данный момент нам не удалось выявить дополнительной информации о существовании и дальнейшей деятельности данного совета. В 1821 г. после получе­ния компанией новых «Привилегий...» на очередной 20-летний срок креолов Русской Америки причислили к подданным России и осво­бодили от повинностей и уплаты налогов, позволив наниматься на различные должности в РАК, продвигаться по служебной лестнице и даже получать офицерские звания и чины. Таким образом, РАК удалось, в свою очередь, избежать высоких налогов, которые компа­ния была бы вынуждена платить государству в случае причисления креолов к одному из податных сословий. Из всех положений, ко­торые излагал в своем проекте Н.П. Резанов, правление компании приняло к сведению и к реализации только вопрос о причислении креолов к свободному сословию.

Вопрос о формировании постоянного населения колоний не раз поднимался в официальных документах и отчетах компании и ее служащих, что свидетельствует о крайней озабоченности руководства компании сокращением высоких затрат на перевозку но­вых поселенцев из России и их обустройством на Аляске, а также гарантиями непрерывности финансовых потоков от промысловой и торговой деятельности. «Образование нового класса людей под именем поселенцев, — писал С.А. Костливцев, — доказывает не­состоятельность меры отделения креолов от „колониальных граж­данњ в какие-то особые сословия, тогда как все эти три класса мо­гут быть беспрепятственно соединены в один под общим названием „колониальных поселенцевњ. Особые касты повсюду вредны, а тем более в этом отдаленном крае; нужно стараться здешнее народона­селение слить по возможности в одно целое, изгладив из памяти воспоминания о различии племен, из которого оно составилось» [22].

Благодаря ряду законодательных актов и вмешательству руководства Российско-американской компании в этнические, демогра­фические и социальные процессы в колониях креолы были выде­лены в особое сословие, которое оказалось промежуточным между пришлым и коренным населением колоний. В результате подобного положения возникла определенная социальная напряженность в от­ношениях между указанными группами населения. С одной сторо­ны, «креол, чувствуя в себе кровь европейскую, считает себя выше алеута и не хочет жить и работать с ним заодно: несмотря на все побуждения колониального начальства, креолы не выезжают и не посылают своих детей в промысловые партии, лишая себя через то заработков. С другой стороны, и русские, и сами алеуты помнят доселе еще первоначальное происхождение креолов от незаконных связей с туземками и на каждом шагу оказывают им неуважение и даже презрение» [23]. По свидетельству многих источников, кре­олы предпочитали, чтобы их дети воспитывались в соответствии с европейскими (русскими) традициями. В связи с этим руководством колоний было принято решение «всеми мерами обращать их в на­стоящих русских, не отделяя от сих последних сословными прегра­дами» [24].

Таким образом, из приведенных фактов следует вывод о свое­го рода «искусственности» этнических и социальных процессов на Аляске, которые определялись исключительно решениями руководства колоний. На наш взгляд, активная политика колониального руководства в отношении креольского населения имела под собой исключительно экономическую основу. Вступив в эпоху своего рас­цвета, РАК стремилась всячески минимизировать затраты, которые могло повлечь за собой привлечение нового пришлого населения из России. Именно в креолах РАК видела гарантию и залог экономи­ческой стабильности компании и развития региона. И именно по­литика в отношении креолов послужила консолидирующим звеном всей социальной политики Российско-американской компании в ко­лониях.

 

Примечания

1.  Донесение Главного правления Российско-американской компании в министерство внутренних дел об участии креолов на острове Кадьяке в различных работах,  производимых для защиты портов,  крепостей // АВПРИ. Ф. 341. Оп. 888. Д. 251.

2.  http://.frontiers.loc.gov

3.  Сарычев Г.А. Путешествия по Северо-восточной части Сибири, Ле­довитому морю и Восточному океану. М.: Гос изд-во геогр. лит., 1952. С. 141.

4.  Материалы для истории русских заселений по берегам Восточнаго океана. Замечания В.М. Головнина о Камчатке и Русской Америке в 1809, 1810 и 1811 годах). Вып. 2. Приложение к Морскому сборнику № 2, 1861. СПб.: В типографии Морскаго Министерства. 1861. С. 81.

5.  Лисянский Ю.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на корабле «Нева» / под ред. А.И. Алексеева. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1977.

6.  Федорова С.Г. Этнические процессы в Русской Америке // Нацио­нальные процессы в США. М., 1973.

7.   Федорова С.Г.  Русское население Аляски и Калифорнии:  конец XVIII века — 1867 г. М., 1971.

8.  Black L. Russians at Alaska. Fairbanks, 2004.

9.  Oleksa М.J. The Creols and their Contribution to the Development of Alaska // Russian America: the Forgotten Frontier / ed. by B. Sweetland and R.J. Barnett. Washington, 1990. P. 186.

10.  Alaskan Missionary Spirituality / ed. by Michael Oleksa.  Paulist Press. New York — Mahwah, 1987. P. 4.

11.  Материалы для истории русских заселений по берегам Восточнаго океана. Замечания В.М. Головнина о Камчатке и Русской Америке в 1809, 1810 и 1811 годах. Вып. 2. Приложение к Морскому сборнику № 2, 1861. СПб.: В типографии Морскаго Министерства. 1861. С. 81.

12.  Федорова С.Г. Этнические процессы... С. 169.

13.  Ляпунова Р. Г. Алеуты // Сибирь: этносы и культуры (народы Си­бири в XIX в.). М.; Улан-Удэ, 1999. Вып. 4. С. 20.

14.   Донесение Главного правления Российско-американской компа­нии в МИД об участии креолов на острове Кадьяке в различных работах, производимых для защиты портов, крепостей // АВПРИ. Ф. 341. Оп. 888. Д. 251. Л. 1.

15.  Там же. Л. 1 об.

16.  Там же. Л. 2.

17.  Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, земле­проходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994. С. 21.

18.  Федорова С.Г. Этнические процессы... С. 169.

19.  Oleksa M.J. The Creols and their Contribution to the Development of Alaska. P. 186.

20.  Ляпунова Р.Г. И.Е. Вениаминов (Иннокентий) и Русская Америка // Открытие Америки продолжается. СПб., 1993. Вып. 1. С. 36-37.

21.  Донесение ГП РАК в МИД об участии креолов на острове Кадья­ке в различных работах, производимых для защиты портов, крепостей // АВПРИ. Ф. 341. Оп. 888. Д. 251. Л. 28-29.

22.  Отчет по образованию Российско-американских колоний действи­тельного статского советника Костливцева:. Приложения к докладу Коми­тета об устройстве Русских Американских колоний. СПб., 1863. С. 43.

23.  Доклад Комитета об устройстве Русских Американских колоний. СПб., 1863; Приложения к докладу Комитета об устройстве Русских Амери­канских колоний. СПб., 1863. С. 160.

24.  Там же. С. 212.

 

 

РУССКАЯ АМЕРИКА 
Материалы III Международной научной конференции 
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.) 
 

Предоставлено архитектурно-этнографическим музеем Тальцы