Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Иркутские страницы земной жизни святителя Иннокентия Вениаминова

Иркутская духовная семинария

Иркутская духовная семинария

Иркутская Благовещенская церковь

Иркутская Благовещенская церковь

Архиепископ Парфений (Попов), митрополит Иннокентий (Вениаминов) и архиепископ Вениамин (Благонравов)

Архиепископ Парфений (Попов), митрополит Иннокентий (Вениаминов) и архиепископ Вениамин (Благонравов)

Т.А. Крючкова (Иркутск)

Город Иркутск особо отмечен в жизни святителя Иннокентия Вениаминова. 15 лет в период своей молодости и становления личности он провел в столице Восточной Сибири. Родившись 26 августа 1797 г. в семье пономаря церкви св. Илии Пророка в с. Анга Верхоленского уезда на севере Иркутской губернии, Евсевия Попова, Ваня Попов, будущий знаменитый миссионер, в возрасте 11 лет был привезен в Иркутск и 8 марта 1808 г. поступил в Иркутскую духовную семина­рию. Двухэтажное здание семинарии, находящееся на Нижней на­бережной, сохранилось до нашего времени. В нем располагается в настоящее время один из корпусов Педагогического университета. В семинарии было 8 классов, в которых изучались богословие, рито­рика, философия и другие предметы, здесь же находились комнаты для проживания семинаристов. Так как в семинарии было несколько учеников с фамилией Попов, то для отличия Ивана называли Поповым-Ангинским, а позднее ректор семинарии сменил ему фамилию на «Вениаминов» в память умершего в 1814 г. епископа Вениамина (Багрянского). За десять лет обучения в семинарии, отличаясь огром­ным трудолюбием и природной любознательностью, Иван прекрасно освоил все науки, много читал и овладел несколькими ремеслами, которые после очень пригодились в миссионерской деятельности. Из­вестно, что, помогая часовому мастеру отремонтировать городские часы на колокольне Спасской церкви, он досконально изучил часовой механизм и впоследствии сам изготовил несколько часов и музыкаль­ных органчиков, которые исполняли духовные гимны [1].

За год до окончания семинарии Иван Вениаминов был посвящен в диакона. Обряд посвящения 13 мая 1817 г. проводил епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Михаил (Бурдуков) в Иркутской Крестовоздвиженской церкви [2], а служебное место новому диакону по его прошению было представлено в Иркутской Благовещенской церкви [3]. 1 мая 1817 г. префект протоиерей Никифор Парняков подал рапорт епископу Михаилу о том, что «Иркутской семинарии студент богословия Иван Вениаминов с дочерью священника Иоанна Шарина девицею Екатериною в здешней Благовещенской церкви ап­реля 29-го дня по церковному чиноположению мною обвенчан» [4].

В 1818 г. И. Вениаминов закончил Иркутскую семинарию. 18 мая 1821 г. он был рукоположен в священника к той же Благовещенской церкви и прослужил в ней два года, открыв воскресные «христианские уроки» для детей прихожан. Кроме этого он препо­давал церковное пение в семинарии. Во исполнение указа Синода епископ Михаил должен был послать во владения Российско-аме­риканской компании на о. Уналашку Алеутского архипелага свя­щенника. После некоторых колебаний Иван Вениаминов дал свое согласие и 7 мая 1823 г. с семьей выехал из Иркутска к новому месту назначения, куда добирался более года.

К Иркутской Благовещенской церкви Великий святитель зем­ли русской питал особое благоговейное чувство. Вот как описывает И. Барсуков, составивший обширный труд о жизненном пути Иннокентия, посещение им Благовещенской церкви в марте 1841 г., когда назначенный во вновь учрежденную епархию Российско-Аме­риканских церквей и посвященный в Петербурге в декабре 1840 г. в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, он проездом останавливался в Иркутске:

«В первое воскресение, по прибытии своем в Иркутск, преосвященный Иннокентий совершил Литургию в церкви Благовещения... При входе в церковь Преосвященный, поцеловав поднесенный ему крест и окинув церковь глазами, направился приложиться к ико­нам; и затем, совершив общее благословение народу своим боль­шим, полным крестом, приступил к священнодействию. Священни ки, бывшие товарищи его, подходили к нему за благословением; на лицах их было заметно удивление. Весь город устремился в церковь, посмотреть на прежнего Благовещенского дьякона, превратившего­ся в архиерея. Теснота была страшная, так что полиция не знала, что и делать. По окончании литургии, преосвященный Иннокентий преподал в храме и по выходе из него святительское благословение каждому из множества собравшегося народа» [5].

Существует предание, что в один из приездов святитель Иннокентий нашел в Благовещенском храме свой дьяконский стихарь [6], в котором он служил здесь в свои молодые годы, и забрал его с собой. Известно также, что он завещал похоронить себя в этом сти­харе, эта просьба была выполнена.

Любопытно, что история строительства Благовещенской церкви косвенно связана с освоением русскими берегов Русской Америки. В клировых ведомостях о Благовещенской церкви говорится, что она построена в 1785 г. “тщанием купца Ивана Ивановича Баушева и прочих доброхотных дателей” [7]. Но в Государственном архиве Иркутской области нам встретился очень интересный документ. Это письмо иркутского епископа Михаила архимандриту Иркутского Вознесенского монастыря Сенесию от 1 июня 1784 г. Он пишет: «Преподобнейший отец архимандрит Сенесий. Здешние иркутские купцы Михайло Сибиряков, Дмитрий Сизых и Николай Мыльников просили меня о даче позволения о строении заложенной здесь в го­роде Иркутске поблизости кузнечного ряду покойным преосвящен­ным Софронием епископом иркутским по просьбе бывшего купца Ивана Бечевина во имя Благовещения Пресвятой Богородицы ка­менной церкви. Однако ж за много прошедшим временем и за сго-рением в духовной консистории письменных дел о заложении оной церкви никакого дела не отыскалось, а поелику Ваше преподобие в тогдашнее время при его преосвященстве первенствующим находи­лись, то Ваше преподобие прошу меня уведомить: не припомните ль Вы — в котором году и не Вами ли, или кем другим из духовных чинов оная церковь была заложена; чего ожидая с благосклонностию к Вам пребываю Вашего преподобия усердный доброжелатель и богомолец Михаил епископ Иркутский и Нерчинский” [8].

Ответ архимандрита Сенесия, в котором должна быть указана дата начала строительства Благовещенского храма, к сожалению, нами в архиве не найден. Но письмо епископа Михаила Миткевича все же проливает свет на этот вопрос. Судя по этому письму, Благовещенс­кая церковь была заложена при епископе Софронии, который зани­мал Иркутскую епископскую кафедру с 1754 по 1771 г. В документе говорится, что церковь начала строиться по просьбе Ивана Бечевина, который погиб 13 декабря 1759 г., т. е. время закладки здания церкви ограничивается 1754-1759 гг.

Среди иркутских меценатов XVIII в. фигура иркутского купца Ивана Степановича Бе-чевина (ок. 1701-1759) ярко выделяется. В 1740-1750 гг. он владел винным откупом, имея баснословные прибы­ли. Участвуя в морских промыслах на Тихом океане, он также имел большой доход. Сохра­нилось предание, что у него золотые и серебря­ные деньги хранились в бочонках, а медные — в бочках, прикованных к стенам кладовой. Мол­ву о большом богатстве Бечевина подтверждает тот факт, что во вто­рой половине 1750-х гг. на его средства начали строиться в Иркутске сразу три обширных ка­менных храма: Тихвин­ская церковь (заложена в 1754 г.), в приходе ко­торой он жил, Знаменская (заложена в 1757 г.) и Благовещенская (между 1754 и 1759 г.).

Причиной остановки строительства Благовещенской церкви явились чрезвычайные события, происшедшие в Иркутске в 1758-1761 гг., которые довольно пространно описываются в Иркутской летописи. 8 июля 1758 г. в Иркутск приехал следователь Петр Никифорович Крылов. Первое время, никак не проявив себя, Крылов сошелся со многими жителями, собрал сведения о всех держателях кабаков, а за­тем через полгода резко изменил свое поведение. Путем угроз, арестов, описей имущества Крылов стал вскрывать нарушения в винной про­даже и отбирать деньги, якобы нечестно нажитые иркутскими откуп­щиками. Тех, кто не сознавался, он пытал и добивался того, что люди подписывали все, что от них требовал Крылов. Купец Иван Бечевин от таких пыток умер. В Иркутской летописи опубликован список 110 иркутских граждан, у которых Крылов изъял 155 090 руб. 55 коп. Больше всего денег в этом реестре было записано за Бечевиным: 30 000 руб. В период деятельности Крылова в Иркутске значительная часть иркутского купечества была запугана и разорена [9].

В 1761 г., по предписанию губернатора Соймонова, Крылов был арестован и отправлен в Петербург. Чем окончилась его ревизия — неизвестно: по одним источникам, он был наказан кнутом и сослан на каторгу, по другим — избежал всякого наказания благодаря по­кровительству пославшего его в Сибирь обер-прокурора Глебова.

Здание Благовещенской церкви строилось и благоустраивалось довольно продолжительное время. В ней было устроено четыре пре­стола. Главный холодный, т. е. неотапливаемый храм, богослуже­ния в котором велись только летом, был освящен в честь Благове­щения Пресвятой Богородицы 29 октября 1804 г. Два теплых при­дела, располагавшиеся с западной стороны от главного храма, были освящены раньше: придел по правую руку от входа, посвященный трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоан­ну Златоусту, — 16 ноября 1785 г.; слева во имя великомучениц Екатерины и Варвары — 26 июля 1789 г. И третий придельный храм под колокольнею в честь святых Сергия Радонежского, Мака-рия Унженского и Макария же Калязинского был устроен как раз в то время, когда в Благовещенской церкви служил Иоанн Евсеевич Попов-Вениаминов. Придел освящен был 4 августа 1821 г.

Здание Благовещенского храма не сохранилось. Причем Благове­щенский храм погибал дважды. Первый раз это произошло в 1879 г., в один из самых ужасных иркутских пожаров, когда 22 и 24 июня практически выгорел весь центр города (75 кварталов с 105 камен­ными и 3 418 деревянными постройками). Очень пострадали четыре церкви — Владимирская, Харлампиевская, Тихвинская и Благове­щенская. Распространению пожара способствовал сильный ветер, ко­торый перебрасывал огонь по крышам. Яркой иллюстрацией страш­ного поверхностного огня могло служить то обстоятельство, что боль­шой колокол Благовещенской церкви растопился и стек на землю. Cтены Благовещенского храма очень пострадали, отремонтировать их не представлялось возможным, и церковь полностью, начиная с фун­дамента, перестроили. Второй раз уже окончательно здание Благове­щенской церкви было разрушено в 1930-е гг. воинствующими безбож­никами. На том месте в настоящее время находится жилой дом.

В следующие свои приезды в Иркутск, в 1857, 1858, 1859, 1865 и 1868 гг. святитель Иннокентий Вениаминов обязательно бывал в Благовещенской церкви. Особенно иркутянам запомнилось его пос­леднее посещение г. Иркутска в 1868 г., когда он, назначенный на высокий пост митрополита Московского и Коломенского, ехал с Дальнего Востока к месту своего служения в Москву.

В Иркутской летописи подробно описываются все важные собы­тия его пребывания в Иркутске с 13 марта по 20 апреля, взволновавшие весь город:

«1868 г. 13 марта, в полдень, при ярком сиянии солнца раздался торжес­твенный звон церквей Иркутска. По Амурской улице ехал с Восто ка Высокопреосвященный Иннокентий, назначенный митрополитом Московским. Соборная площадь была полна народа. У подъезда архи­ерейского дома гостя встретил Иркутский архипастырь [Парфений] с почетным духовенством. В покоях архиерейского дома ожидали вла­дыку Иннокентия генерал-губернатор М.С. Корсаков, губернатор и прочий генералитет, военный и гражданский, а также представители городского общества и почетного купечества, которые владыке поднес­ли хлеб-соль.

15 марта Высокопреосвященнейшему митрополиту Иннокен­тию представлялось все иркутское духовенство и поднесло ему хлеб-соль.

24  марта. В кладбищенской по случаю престольного праздника совершено торжественное богослужение митрополита Иннокентия в сослужении арх. Парфения, еписк. Вениамина и городского духо­венства.

Церковь Иерусалимская, недавно обновленная усердием ее старосты, иркутского купца Дмитрия Дмитриевича Демидова, которо­го после литургии иерархи и посетили.

25  марта. В Благовещенской церкви торжественное богослужен. трех иерархов [митрополита Иннокентия, архиепископа Парфения и епископа Вениамина], при которой Высокопреосвященный митрополит за 47 лет пред сим начал свое священническое служение. После литур гии архипастыри посетили старосту Николая Семеновича Котельникова, которого дед служил также церковным старостою при Благовещен­ской церкви, тогда Высокопреосвященный Иннокентий был при ней священником. Это один из тех приходских домов, который отец Иоанн Вениаминов в свое время отличал особенною любовию и уважением за богобоязненность и примерную расположенность к приходскому кли­ру. Надо было видеть, с каким умилением старушка, мать настоящего старосты Н.С., смотрела теперь на посещение высокого гостя, в моло­дых летах знавшая его своим приходским священником и дожившая до счастья увидеть его у себя в доме в сане митрополита Московского. 31 марта Пасхальную утреню и литургию совершали в кафед­ральном соборе Московский и Иркутский архипастыри в сослужении соборного духовенства. Евангелие читано на славянском, греческом, еврейском, немецком и русском языках. Вечерню служил в соборе Высокопреосвященнейший Иннокентий, а Преосв. Парфений — в своей домовой церкви.

1  апреля. Оба иерарха служили литургию в церкви при семинарии.

2 апреля. Иерархи служили литургию в Знаменском монастыре, после которой посетили настоятельницу обители игуменью Сусанну, а затем училище девиц духовного звания.

4 апреля. В четверг на светлой седмице Иркутск с тою же торжественностию, как и в прошлом году, праздновал спасение Государя в 1866 году. Но к торжеству этому присоединилось служение и шес­твие в торжественной процессии митрополита Московского и Коло­менского Иннокентия. Самое же пребывание митрополита — случай для Иркутска небывалый и едва ли когда может повториться. Ирку­тяне счастливы, что им привелось провести этот день так торжествен­но, благодаря воле Государя, возведшего глубокоуважаемого чтимого иркутянами архипастыря в высший сан духовной иерархии. После богослужения на штабной площади пред иконами, принесенными из собора, совершен благодарственный по чину пасхальному молебен с коленопреклонением. При возглашении многолетия Государю Импе­ратору произведен салют из пушек и звон во всех церквах города.

7 апреля. По случаю храмового праздника, в Воскресенской церкви совершили литургии оба иерарха. Церковь после поврежде­ния ее пожаром, украшена новым иконостасом и обновлена усерди­ем бывшего старосты Михаила Александровича Сибирякова. После службы иерархи посетили настоящего старосту А.А. Терентьева.

17 апреля, в день рождения Государя Императора Александра Ни­колаевича, литургию в соборе совершали иерархи Иннокентий, Пар­фений и Вениамин. Вот те, которые сослужили митрополиту Иннокен­тию последний раз: архимандрит настоятель Вознесенского монастыря Мартиниан, начальник Иркутской миссии Епифаний, инспектор семи­нарии Иаков; протоиереи: кафедральный Прокопий Громов, из Благо­вещенска Гавриил Вениаминов (сын митрополита). Вознесенской цер кви Василий Карташов, священники: ключарь собора Иоанн Чирцов, благочинный городской — Константин Сотников. Соборные: Валериан Петухов и Иннокентий Пономаревский; за протодиакона Федор Попов и диаконы соборные — Михаил Громов, Антипатр Малов.

19 апреля митрополит Иннокентий в архиерейском доме простился с Генер.-Губернатором, начальствующими лицами, духовенс­твом и представителями городского общества. Выехал в 4 часа дня в Вознесенский монастырь. До перевоза его сопровождала большая толпа народа, которые подходили под благословение. Севши на кар-баз, отплыл, сопровождаемый некоторыми лицами, пожелавшими проводить его до монастыря.

Назавтра, 20-го, он совершил напутственную литургию при мощах Св. Иннокентия в Успенской церкви. По окончании литургии арх. Парфений отслужил молебное пение за Высокопреосвященного путешественника. Затем иерархи, генералитет и все почетные посе­тители отправились в настоятельские покои. После обеда, когда по­давали чай, юноша 18 лет, окончивший курс гимназии, сын полков­ника Андрей Николаевич Медовиков сказал владыке прощальное слово, коим тронул как его, так и всех присутствующих. В три часа, со всеми простившись, владыка пошел из обители, где за воротами его ждал экипаж. Стечение народа было большое; всем хотелось еще раз увидеть дорогого владыку. До первой станции его проводил настоятель монастыря и несколько духовных лиц.

На Иерусалимском кладбище похоронена жена митрополита Иннокентия Екатерина, умершая 24 ноября 1839 г., тогда еще быв­шего священника Иоанна Вениаминова» [10].

 

Примечания

1.  Дулов А.В. Иркутск и Русская Америка (памятники и памятные места города) // Русская Америка 1799-1867: материалы междунар. конф. «К 200-летию образования Российско-американской компании 1799-1999». Москва, 6-10 сент. 1999 г. М., 1999. С. 110-111.

2.  ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 2027. Л. 6 об.

3.  Там же. Л. 1.

4.  Там же. Л. 3.

5.  Барсуков И. Иннокентий Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883. С. 142.

6.  Стихарь — длинное с широкими рукавами без разрезов дьяконское одеяние.

7.  ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 4735. Л. 33.

8.  ГАИО. Ф. 121. Оп. 1. Д. 9. Л. 52.

9.  Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова) // Труды Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. Иркутск, 1911. С. 77-89.

10.  Романов Н.С. Иркутская летопись (1857-1880 гг.). Иркутск, 1914. С. 225-228.

 

 

РУССКАЯ АМЕРИКА 
Материалы III Международной научной конференции 
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.) 
 

Предоставлено архитектурно-этнографическим музеем Тальцы