Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Российско-американские отношения: миссия выполнима?..

А.Г. Горбунов (Ижевск)

Вопрос «что может подтолкнуть к расширению диапазона сотрудничества между Россией и США и что, наоборот, может раз­вести наши страны в противоположные углы уже многополярного мира» беспокоит умы политологов с тех пор, как перестройка 1980-х заставила изменить весь политический и экономический уклад Рос­сии.

По сути, вопрос не новый. Но он приобретает новое звуча­ние в стремительно меняющейся глобальной ситуации, где появ­ляются новые игроки, расшатывающие несколько устоявшийся за последние десятилетия баланс сил, и загоняют политических тяжеловесов в угол решать дилемму: «жить по средствам» или бросить все силы и ресурсы на укрепление пошатнувшегося авторитета.

Россия и США в силу объективных причин обнаруживают по ходу истории своего развития большой и искренний интерес друг к другу. Так сложилось, что оба государства обречены выполнять роль центров, определяющих политические и экономические интересы глобального масштаба. В чем-то эти интересы прямо противополож­ны, но нередко наши страны, проявляя добрую волю и понимание момента, принимают решение объединить свои усилия для пользы мирового сообщества.

Предложенная точка зрения характеризует некоторые ас­пекты российско-американских взаимоотношений и, возможно, станет поводом обратить более пристальное внимание на буду­щее отношений между нашими странами, так как такое внима­ние обусловлено озабоченностью мирового сообщества вопросом: найдут ли две державы взвешенный компромисс и смогут ли они сбалансировать свои национальные интересы с целью обеспечить миру стабильное поступательное развитие, заложить основу для успешной борьбы с проблемами, стоящими перед человечеством; или мир будет подчинен закону Древнего Рима «разделяй и власт­вуй ».

Так что же составляет основу для дальнейшего развития взаимопонимания между Россией и США, в чем будут заключаться основные вызовы современности и каким образом необходимо будет подходить к их разрешению?

Посол США в России А. Вершбоу, выступая в 2003 г. в Мос­ковской государственной дипломатической аадемии на конферен­ции, посвященной 70-й годовщине установления дипломатических отношений между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом, отметил, что российско-американские отношения уходят своими историческими корнями гораздо дальше, чем в 1933 г. [1]. Во время Войны за независимость только что сформированное пра­вительство США направило в поисках поддержки своего посланни­ка ко двору Екатерины Второй. Дипломатические отношения между Россией и США были официально установлены в 1809 г., когда пра­вительство Соединенных Штатов направило Джона Куинси Адамса ко двору в Санкт-Петербург, а Александр I назначил российским посланником графа Ф.П. Палена.

Так же, как Россия неуклонно развивалась на восток, заклады­вая города в сибирской глуши, строя железные дороги, чтобы свя­зать свои необъятные просторы, Соединенные Штаты расширялись на запад, прокладывая свою собственную трансконтинентальную железную дорогу и интенсивно заселяя Великие равнины и Скалис­тые горы.

На протяжении большей части XIX в. отношения между Росси­ей и США были корректными, но не очень насыщенными. Дело в том, как отмечал А. Вершбоу, что только отдельные сложные зада­чи или проблемы требовали от двух государств совместной работы. Так, например, когда их интересы совпали, Россия и США сумели заключить договор о продаже Аляски в 1867 г. Это позволило Рос­сии снизить бремя расходов, выделяемых на освоение восточных территорий империи.

В конце XIX в. и Россия, и США, обладая значительным экономическим и демографическим потенциалом, боролись за усиле­ние своего влияния на соседние государства, но только в той мере, которая позволяла им сохранять территориальную целостность и неприкосновенность границ. Освоение новых территорий все еще требовало значительных человеческих и материально-технических ресурсов, но оба правительства понимали, что без достаточных за­пасов сырья, которыми были богаты новые территории, и разви­той перерабатывающей индустрии нельзя увеличить ни оборонную мощь, ни обеспечить ускорение научно-технического прогресса. Тогда речь не шла о геополитических и внешнеэкономических ин­тересах, так как исторически сложившееся могущество старой Ев­ропы не позволяло ни России, ни США претендовать на мировое господство.

После Октябрьской революции 1917 г. мир раскололся на два политических лагеря, Россия и США оказались по разные стороны баррикад. Началось время непростых политических решений, компромиссов, но и это не отвлекло ни США, ставших к тому времени лидером мирового капитализма, ни большевистскую Россию, которая мнила себя могильщиком буржуазного общества, от идеи взаимовыгодного технического и культурного сотрудничес­тва.

При неизбежности заимствования передовых европейских технологий, которые были привезены в процессе переселения масс им­мигрантов, Америка стала в XIX столетии страной, где отмечался высокий уровень развития механики [2].

Быстрота внедрения как зарубежных, так и собственных изобретений объяснялась в США высоким спросом на трудосберегающие технологии, выраженным рыночным, потребительским предназначением большинства технических новинок и умением находить сбыт даже на первый взгляд «непрактичным» вещам. В первые десятилетия ХХ в. США стали всемирным центром рас­пространения передовых технологий, опередив и Европу, и Рос­сию.

Перечень основных американских технических достижений, привившихся в России в XIX - начале ХХ в., достаточно ши­рок: пароход, стандартизованное стрелковое оружие (револьверы Кольта, винтовки Бердана), телеграфные линии, телефон, техника бурения нефтяных скважин, мукомольные элеваторы, сельскохо­зяйственная техника, швейные и пишущие машинки. В России во множестве появились частные коммерческие фирмы американско­го образца, выполнявшие на заказ различные технические проек­ты. Американцы же интересовались русскими достижениями в об­ласти естественных наук, особенно математики, химии, в приклад­ном отношении — достижениями нефтепереработки. Необходимо отметить расширение импорта из США в Россию в годы Первой мировой войны.

К 1920-м гг. США превратились в мирового промышленного лидера. Сотрудничество между Россией и США обусловливалось тем обстоятельством, что иностранная техническая помощь была одним из ключевых факторов построения материально-технической базы социализма в СССР. В 1919 г. В.И. Ленин подчеркнул в интервью корреспонденту газеты «Чикаго Дейли Ньюс»: «Мы решительно за экономическую договоренность с Америкой — со всеми странами, но особенно с Америкой». В том же году в США было основано Об­щество технической помощи России, главной задачей которого было оказание содействия в выезде в Россию американских технических специалистов и рабочих.

Европейский, особенно германский промышленный опыт счи­тался в СССР необходимым и полезным во многих отраслях. Однако для расширения и удешевления производства Советский Союз нуждался в индустриальных гигантах американского типа. Американс­кая помощь использовалась при строительстве гидроэлектростанций, в нефтяной, горнодобывающей, угольной, химической, металлурги­ческой, электротехнической промышленности, но прежде всего для массового производства автомобилей, тракторов, авиационных дви­гателей и другой стандартизованной продукции. Правительство Со­ветского Союза практиковало разнообразные виды взаимодействия с США: концессии, договоры о технической помощи, консультации, зарубежные стажировки и специальные командировки. Иностранные специалисты принимали непосредственное участие в обучении советских инженеров и рабочих [3].

В Советском Союзе были успешно реализованы важнейшие проекты, связанные с участием американских компаний или с использованием их опыта. Так, например, нефтяная промышленность в районе г. Баку была реконструирована на основе американских технических достижений. При проектировании и строительстве Днепрогэса, Нижегородского автозавода, Сталинградского трактор­ного, Магнитогорского металлургического комбината и др. широ­ко использовался и внедрялся заокеанский опыт индустриального зодчества. На стройках первой пятилетки, куда приезжали амери­канские специалисты и рабочие, и на заводах в США, где проходи­ли практику советские стажеры, имело место своеобразное взаимодействие разных по природе культур, закладывались основы для лучшего взаимопонимания, установления взаимовыгодных профес­сиональных связей, личных контактов. Конечно же, над советски­ми людьми и американцами довлела идеологическая составляющая этих отношений, которая не позволяла в полной мере раскрыть по­ложительный потенциал сотрудничества между нашими странами и способствовать укреплению дружеских связей между простыми американцами и простыми советскими людьми, но известны при­меры интернациональных браков и желания некоторых американс­ких рабочих остаться в Советском Союзе для построения социально справедливого общества.

США первыми выступили в поддержку СССР сразу после вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну. 23 июня 1941 г., через сутки после начала Великой Отечественной войны советского народа против немецкого захватчика, президент США Ф.Д. Рузвельт выступил с заявлением о готовности амери­канского правительства предоставить военно-техническую помощь Советскому Союзу в его борьбе с фашизмом. Осенью 1941 г. на СССР распространилось действие американского закона о ленд-лизе, что явилось важным вкладом в победу над гитлеровской Гер­манией [4].

1 января 1942 г. в Вашингтоне представителями 4 великих держав — СССР, США, Великобритании и Китая — и 22 других государств подписана декларация Объединенных Наций о борьбе против стран фашистского блока, провозгласившая создание антигитлеров­ской коалиции.

28 ноября - 1 декабря 1943 г. состоялась Тегеранская конференция руководителей ведущих держав антигитлеровской коалиции — И.В. Сталина, Ф.Д. Рузвельта и У. Черчилля; были подписаны Де­кларации о совместных действиях в войне против Германии и о послевоенном сотрудничестве трех государств.

25 апреля 1945 г. на Эльбе у г. Торгау произошла встреча час­тей советской 5-й гвардейской армии и 1-й американской армии. В мае 1945 г. Советский Союз при содействии армий союзников раз­громил гитлеровскую Германию.

Годы «холодной войны», наступившие после выступления У. Черчилля в г. Фултоне (США) летом 1946-го, и случившийся в октябре 1962 г. Карибский кризис не способствовали возникновению какого-либо доверия или дружеских отношений между нашими странами. Но отношения как таковые не прекращались. На высшем уровне время от времени проводились консультации. То и дело воз­никали горячие диспуты по различным международным вопросам на ассамблеях ООН. В основном, отношения напоминали «плохой мир», но все же он был лучше «хорошей ссоры».

Важным событием в российско-американских отношениях ста­ло осуществление в 1975 г. советско-американского космического эксперимента «Союз-Аполлон» [5].

Объявленная в 1985 г. М.С. Горбачевым перестройка во многом помогла растопить лед недоверия между нашими странами, посте­пенно разрушить «железный занавес» и отрицательные стереотипы друг о друге, ставшие за десятилетия самоизоляции частью мента­литета как советских людей, так и американцев.

После 1992 г., когда было впервые официально провозгла­шено окончание «холодной войны», и впоследствии российско-американские отношения на первый взгляд развивались чрезвычайно динамично. Достаточно сказать, что за период 1992-1995 гг. Россия и США заключили свыше 100 межправительственных и межгосударственных соглашений — больше, чем СССР и США заключили за 50 лет, с 1933 по 1983 г. На сегодняшний день с момента провозглашения «новой формулы» отношений между нашими странами состоялись более 15 российско-американских встреч на высшем и огромное количество контактов на более низ­ких уровнях.

За последние более чем 20 лет так называемой перестрой­ки американские либеральные аналитики успели привыкнуть к нарастанию революционной динамики в Москве, когда на смену радикальным реформаторам постоянно приходили еще более радикальные реформаторы,  а победы консервативных оппонентов над радикалами оказывались краткосрочными и преходящими. В настоящее время «третья русская революция», по всей види­мости, закончилась. Правительство В.В. Путина выстроило и упрочило административную вертикаль, упорядочив отношения между федеральной и региональной властью; полностью конт­ролирует текущую политическую и экономическую ситуацию в стране; предпринимает систему усилий с целью восстановить вер­ховенство закона, обеспечивая защиту прав и свобод российских граждан, делает акцент на стабильное поступательное развитие и укрепление экономического и политического потенциала России. Времена односторонней уступчивости Москвы на международ­ной политической арене миновали. Международные связи России большей частью восстановлены, получают развитие новые межправительственные контакты, отвечающие интересам России как мировой державы.

События 11 сентября 2001 г., казалось бы, подтолкнули обе страны друг к другу, напрямую поставили вопрос о новом сближении России и США. Возникли предпосылки для совместной разра­ботки скоординированной внешней политики и методов защиты от угрозы глобального террора.

И тем не менее далеко не все — как в России, так и в Соединенных Штатах — удовлетворены тем, что происходит в российско-американских отношениях. Вашингтон и Москва не вполне довольны друг другом. Растет список международных вопросов, где две державы придерживаются противоположных позиций. Полноценное российско-американское партнерство пока не сложилось, так как у Москвы и Вашингтона накопилось друг к другу немало вопросов и претензий.

Недопонимание и конфликт интересов в российско-американс­ких отношениях, будучи весьма серьезными сами по себе, усугубляются после окончания «холодной войны» завышенными ожида­ниями с обеих сторон. Среди правящих элит обеих стран все еще слишком много сторонников крайностей в российско-американс­ких отношениях — союза ли между Россией и США, или конф­ронтации между ними — и слишком мало сторонников «золотой середины». В средствах массовой информации зачастую отсутству­ет взвешенный анализ проблем и перспектив отношений между двумя державами, формируется их негативный стереотип. В обе­их странах все еще достаточно широка прослойка людей, которые могут испытывать психологический комфорт лишь в атмосфере конфронтации между Москвой и Вашингтоном и которые поэтому очень хотят увидеть в любом разногласии между двумя страна­ми приметы надвигающейся новой холодной войны или холодного мира. К большому сожалению, в политических элитах России и США все еще существует «ностальгия по временам, когда мы были врагами» (С. Караганов).

Но, несмотря на наличие серьезных проблем в российско-американских отношениях, последние остаются в целом достаточно стабильными, что свидетельствует о наличии у сегодняшнего рос­сийско-американского партнерства некоторого запаса прочности. Собственно говоря, в нынешних исторических условиях Москва и Вашингтон имеют четыре альтернативных варианта развития рос­сийско-американских отношений: 1) конфронтация или новая «хо­лодная война»; 2) взаимное отчуждение или пресловутый «холод­ный мир»; 3) партнерство; 4) союз.

Несомненно, что полное прекращение взаимодействия и взаимное отчуждение между двумя такими странами, как Россия и США, просто невозможны: слишком значительными представляются про­блемы, с которыми сталкиваются Москва и Вашингтон и которые они не могут решать друг без друга. Крайне маловероятны также конфронтация или союз, поскольку в обоих случаях сторонам при­дется затратить огромные силы и ресурсы либо на сближение друг с другом, либо на взаимное противоборство.

Ограниченное партнерство, напротив, не требует от Российской Федерации и Соединенных Штатов каких-то жертв в виде матери­альных затрат или отказа от внешнеполитических приоритетов. В настоящее время стратегическое партнерство, при котором обе стороны координируют свои действия лишь в строго определенных областях, сохраняя полную свободу во всех других вопросах своей внешнеполитической, внешнеэкономической и военной деятельнос­ти, является, так сказать, линией наименьшего сопротивления, как для Москвы, так и для Вашингтона.

Продолжая мысль о сегодняшнем и будущем отношений меж­ду Соединенными Штатами и Россией, можно сделать вывод, что сегодня такие отношения отражают систему взаимодействия глав двух государств и дипломатических ведомств. Официальная пропа­ганда, медиа-ресурсы освещают в основном именно эту узкую поли­тическую сферу. Явно не хватает третьего элемента — социальной поддержки российско-американского диалога в виде так называе­мой народной дипломатии.

Вся предыдущая история российско-американских отношений строилась по модели развития таких отношений сверху. Сейчас на­ступил период, когда нужно развивать качественно новые отноше­ния — отношения снизу.

Президент России В.В. Путин в своем вступительном слове на переговорах с президентом США Дж. Бушем 24 мая 2002 г. (Москва, Кремль) заявил:

«...Величайшая сила наших обществ заключается в творческой энергии наших граждан. Мы приветствуем значительное расшире­ние контактов между россиянами и американцами, происходящее за последние десять лет во многих областях, включая совместные усилия по решению общих проблем в образовании, здравоохране­нии, науке и защите окружающей среды, осуществляемое также посредством туризма, связей между городами-побратимами и дру­гих контактов между людьми. Мы обязуемся продолжать подде­ржку этих усилий, которые помогают расширению и углублению добрых отношений между нашими двумя странами» [6].

И далее, в совместном заявлении президента В.В. Путина и президента Дж. Буша о российско-американских контактах меж­ду людьми, прозвучавшем на саммите 2006 г. в Санкт-Петербур­ге, мы находим знаменательные строки, еще более укрепляющие смысл ранее достигнутых договоренностей и взаимопонимания по вопросам общественного взаимодействия между нашими странами:

«...В соответствии с духом сотрудничества, существующим между двумя странами, мы подтверждаем важность укрепления контактов между нашими обществами и гражданами. Мы уверены, что прямые связи между нашими городами, штатами и об­ластями, предпринимательскими структурами, образовательными, исследовательскими и медицинскими учреждениями, а также не­правительственными организациями содействуют общению и рос­ту взаимопонимания и доверия между Россией и Соединенными Штатами».

«... Наша основная роль в будущем должна заключаться в поддержке этой тенденции путем устранения правовых, административ­ных и иных препятствий...» [7].

Народная дипломатия [8] существует не первый десяток лет, подтвердила свою полезность и востребованность, но нуждается в серьезной государственной поддержке. Работа одних только пред­ставителей общественности в качестве энтузиастов этого движения не может обеспечить проведение широкомасштабных программ, направленных на решение большого спектра проблем, с которыми сталкивается общество в современных США и России, даже если будут привлечены достаточные для этого финансовые ресурсы. На­ибольшая эффективность программ в рамках народной дипломатии может быть получена только при взаимодействии с государственны­ми и муниципальными структурами, при административной подде­ржке с их стороны.

Народная дипломатия на практике доказала, что в настоящее время она развивается и качественно, и количественно. Любая про­грамма, отражающая интересы местных сообществ и вовлекающая население целых городов, штатов, республик, регионов и стран, имеет, как правило, хорошую долгосрочную перспективу.

И Россия, и США должны несколько более активно проявлять интерес и способствовать возникновению предпосылок и способов для того, чтобы поддержать и нарастить российско-американские отношения в общественном теле двух стран, что создало бы совер­шенно новую ситуацию, которая не была бы связана и не зависела от смены политического курса в истеблишменте обеих стран.

Долгосрочная и прочная основа для системы поддержки российско-американских отношений возможна, в частности, на уровне экономических связей в регионах и местных сообществах, и такие отношения должны быть защищены от частых изменений местной политической конъюнктуры, последствия которой могут помешать развитию сотрудничества между местными сообществами в России и в США.

Что касается контактов представителей общественности и экспертных сообществ России и США в области гуманитарных отноше­ний, то они не должны напоминать улицу с односторонним движе­нием. Экспертному сообществу в России не следует ориентироваться только на предложения со стороны США, но и ориентировать США на спрос своего «know-how», имеется целый ряд направлений рабо­ты, где наше экспертное сообщество способно показать американ­цам свои достижения.

Российско-американские отношения в области гуманитарного сотрудничества давно уже преодолели уровень кратковременных визитов с целью ознакомления с опытом работы друг друга. Госдепартамент США, понимая важность поступательного развития сотрудничества с бывшим Советским Союзом, а сейчас с новой Россией, в течение длительного времени обеспечивает стабильное финансирование разноплановых обменных программ, с помощью которых тысячи россиян смогли посетить США, изучить опыт сво­их американских коллег, поделиться своим и влиться в многочис­ленный корпус выпускников российско-американских программ, которые в своем большинстве занимают активную личную пози­цию в политической, экономической и культурной жизни нашей страны.

Постепенное становление паритетных отношений при организации информационных обменов, сотрудничество в экономической, технической, культурной и других областях позволит России уйти от существующего до сих пор в основном одностороннего взаимо­действия с США.

Активное участие законодателей в формировании внешней политики и международных отношений на всех уровнях способно значи­тельно расширить арсенал средств реализации потенциала народной дипломатии. Все более широкий размах могут приобрести прямые связи регионов, субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами. Закон может предусмотреть учет международных пот­ребностей субъектов России, исключить возможность игнорирова­ния центром специфики региональных интересов.

Сведенная в единый баланс работа по укреплению и дальнейшему развитию отношений между нашими странами произ­водит большое впечатление. Это многочисленные контакты на государственном уровне, проекты в сфере научно-технического сотрудничества, гуманитарной помощи, социального обеспе­чения; профессиональные, школьные и студенческие обмены; художественные выставки, мероприятия в области культуры и спорта; участие россиян и американцев в обменных образо­вательных программах, имеющих государственную поддержку, позволяют представителям местных сообществ и в России, и в США получить возможность лучше узнать и понять друг друга, способствуют сближению наших народов, развитию свободных и непосредственных контактов между гражданами наших стран, активная гражданская позиция которых несет в себе базисный потенциал демократических ценностей и, таким образом, вно­сит огромный вклад в становление и укрепление гражданских контактов, т. е. развитие народной дипломатии, партнерских отношений между нашими странами.

В настоящее время и Россия, и США выступают как стратегические партнеры в борьбе с угрозой глобального терроризма. Сов­местные достижения в области освоения космического пространства убедительно доказывают возможность многопланового взаимовы­годного международного сотрудничества. Но это лишь малая толи­ка того, где наши страны могли бы успешно выстраивать долго­срочное стратегическое взаимодействие. Такое положение дел в ка­кой-то мере обусловлено политическим климатом между Россией и США, который имеет тенденцию часто меняться от благоприятного до формирующего неприязненные отношения и наоборот. Другая причина некоторой вялости, характеризующей динамику развития отношений между нашими странами в целом, кроется в постепен­ном угасании политического интереса друг к другу. Политические доктрины России и США определены, предсказуемы, рассчитаны на долгосрочную перспективу и имеют, к сожалению, не так уж много точек соприкосновения.

Так каково же будущее российско-американских отношений? Возобладает ли прагматизм в наших отношениях и приведет ли он к объединению научно-технического и производственного потенциала обеих стран? Или обманчивое ощущение самодостаточности и ин­дивидуализм приведут к дезинтеграции усилий, необходимых для развития базиса устойчивого мирового экономического развития, которые так или иначе будут востребованы для совместного иссле­дования земных ресурсных возможностей, дальнейшего взаимовы­годного освоения космоса и т. д.?

Какова миссия России и США в этом сложном, зачастую противоречивом мире, и выполнима ли она? Станет ли практический опыт сотрудничества между нашими странами, интересы которых часто были диаметрально противоположными, провоцировали открытое военное противостояние и заставили мир почувствовать холодное дыхание ядерного катаклизма, для мирового сообщества примером отношений, которые все же основывались на благоразумном стрем­лении разрешать конфликтные ситуации мирным путем и доказали мировому сообществу, что это единственно возможный способ сосуществования?

 

Примечания

1.  Вершбоу А. Выступление на конференции, посвященной 70-й го­довщине установления дипломатических отношений между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом, Московская государственная дип­ломатическая академия, 18.11.2003.

2.  История США. Т. 1. М., 1983. С. 208-219, 536-549.

3.  Шпотов Б.М. Участие американских промышленных компаний в советской индустриализации,  1928-1933 гг. // Экономическая история. Ежегодник. 2005. М., 2005. С. 172-196.

4.  Бутенина Н.В. Ленд-лиз: сделка века. М., 2004.

5.  История США. Т. 4. М., 1987. С. 596.

6.  Выступление Президента России Путина В.В. Встреча глав госу­дарств России и США. Москва, Кремль. 24.05.2002.

7.  Выступление Президента России Путина В.В. Встреча глав госу­дарств G-8, Санкт Петербург, 14.07.2006. <http://summit.rtr-vesti.ru>

8.   Выступление Президента США Д. Эйзенхауэра.  Пресс-конферен­ция, г. Вашингтон, О. К., Белый дом. 1956 г.

 

 

РУССКАЯ АМЕРИКА Материалы III Международной научной конференции «Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.)

 

Предоставлена архитектурно-этнографическим музеем Тальцы