Российско-американские отношения: миссия выполнима?..
Категория: Русская Америка
Предыдущая статья | Следующая статья
А.Г. Горбунов (Ижевск)
Вопрос «что может подтолкнуть к расширению диапазона сотрудничества между Россией и США и что, наоборот, может развести наши страны в противоположные углы уже многополярного мира» беспокоит умы политологов с тех пор, как перестройка 1980-х заставила изменить весь политический и экономический уклад России.
По сути, вопрос не новый. Но он приобретает новое звучание в стремительно меняющейся глобальной ситуации, где появляются новые игроки, расшатывающие несколько устоявшийся за последние десятилетия баланс сил, и загоняют политических тяжеловесов в угол решать дилемму: «жить по средствам» или бросить все силы и ресурсы на укрепление пошатнувшегося авторитета.
Россия и США в силу объективных причин обнаруживают по ходу истории своего развития большой и искренний интерес друг к другу. Так сложилось, что оба государства обречены выполнять роль центров, определяющих политические и экономические интересы глобального масштаба. В чем-то эти интересы прямо противоположны, но нередко наши страны, проявляя добрую волю и понимание момента, принимают решение объединить свои усилия для пользы мирового сообщества.
Предложенная точка зрения характеризует некоторые аспекты российско-американских взаимоотношений и, возможно, станет поводом обратить более пристальное внимание на будущее отношений между нашими странами, так как такое внимание обусловлено озабоченностью мирового сообщества вопросом: найдут ли две державы взвешенный компромисс и смогут ли они сбалансировать свои национальные интересы с целью обеспечить миру стабильное поступательное развитие, заложить основу для успешной борьбы с проблемами, стоящими перед человечеством; или мир будет подчинен закону Древнего Рима «разделяй и властвуй ».
Так что же составляет основу для дальнейшего развития взаимопонимания между Россией и США, в чем будут заключаться основные вызовы современности и каким образом необходимо будет подходить к их разрешению?
Посол США в России А. Вершбоу, выступая в 2003 г. в Московской государственной дипломатической аадемии на конференции, посвященной 70-й годовщине установления дипломатических отношений между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом, отметил, что российско-американские отношения уходят своими историческими корнями гораздо дальше, чем в 1933 г. [1]. Во время Войны за независимость только что сформированное правительство США направило в поисках поддержки своего посланника ко двору Екатерины Второй. Дипломатические отношения между Россией и США были официально установлены в 1809 г., когда правительство Соединенных Штатов направило Джона Куинси Адамса ко двору в Санкт-Петербург, а Александр I назначил российским посланником графа Ф.П. Палена.
Так же, как Россия неуклонно развивалась на восток, закладывая города в сибирской глуши, строя железные дороги, чтобы связать свои необъятные просторы, Соединенные Штаты расширялись на запад, прокладывая свою собственную трансконтинентальную железную дорогу и интенсивно заселяя Великие равнины и Скалистые горы.
На протяжении большей части XIX в. отношения между Россией и США были корректными, но не очень насыщенными. Дело в том, как отмечал А. Вершбоу, что только отдельные сложные задачи или проблемы требовали от двух государств совместной работы. Так, например, когда их интересы совпали, Россия и США сумели заключить договор о продаже Аляски в 1867 г. Это позволило России снизить бремя расходов, выделяемых на освоение восточных территорий империи.
В конце XIX в. и Россия, и США, обладая значительным экономическим и демографическим потенциалом, боролись за усиление своего влияния на соседние государства, но только в той мере, которая позволяла им сохранять территориальную целостность и неприкосновенность границ. Освоение новых территорий все еще требовало значительных человеческих и материально-технических ресурсов, но оба правительства понимали, что без достаточных запасов сырья, которыми были богаты новые территории, и развитой перерабатывающей индустрии нельзя увеличить ни оборонную мощь, ни обеспечить ускорение научно-технического прогресса. Тогда речь не шла о геополитических и внешнеэкономических интересах, так как исторически сложившееся могущество старой Европы не позволяло ни России, ни США претендовать на мировое господство.
После Октябрьской революции 1917 г. мир раскололся на два политических лагеря, Россия и США оказались по разные стороны баррикад. Началось время непростых политических решений, компромиссов, но и это не отвлекло ни США, ставших к тому времени лидером мирового капитализма, ни большевистскую Россию, которая мнила себя могильщиком буржуазного общества, от идеи взаимовыгодного технического и культурного сотрудничества.
При неизбежности заимствования передовых европейских технологий, которые были привезены в процессе переселения масс иммигрантов, Америка стала в XIX столетии страной, где отмечался высокий уровень развития механики [2].
Быстрота внедрения как зарубежных, так и собственных изобретений объяснялась в США высоким спросом на трудосберегающие технологии, выраженным рыночным, потребительским предназначением большинства технических новинок и умением находить сбыт даже на первый взгляд «непрактичным» вещам. В первые десятилетия ХХ в. США стали всемирным центром распространения передовых технологий, опередив и Европу, и Россию.
Перечень основных американских технических достижений, привившихся в России в XIX - начале ХХ в., достаточно широк: пароход, стандартизованное стрелковое оружие (револьверы Кольта, винтовки Бердана), телеграфные линии, телефон, техника бурения нефтяных скважин, мукомольные элеваторы, сельскохозяйственная техника, швейные и пишущие машинки. В России во множестве появились частные коммерческие фирмы американского образца, выполнявшие на заказ различные технические проекты. Американцы же интересовались русскими достижениями в области естественных наук, особенно математики, химии, в прикладном отношении — достижениями нефтепереработки. Необходимо отметить расширение импорта из США в Россию в годы Первой мировой войны.
К 1920-м гг. США превратились в мирового промышленного лидера. Сотрудничество между Россией и США обусловливалось тем обстоятельством, что иностранная техническая помощь была одним из ключевых факторов построения материально-технической базы социализма в СССР. В 1919 г. В.И. Ленин подчеркнул в интервью корреспонденту газеты «Чикаго Дейли Ньюс»: «Мы решительно за экономическую договоренность с Америкой — со всеми странами, но особенно с Америкой». В том же году в США было основано Общество технической помощи России, главной задачей которого было оказание содействия в выезде в Россию американских технических специалистов и рабочих.
Европейский, особенно германский промышленный опыт считался в СССР необходимым и полезным во многих отраслях. Однако для расширения и удешевления производства Советский Союз нуждался в индустриальных гигантах американского типа. Американская помощь использовалась при строительстве гидроэлектростанций, в нефтяной, горнодобывающей, угольной, химической, металлургической, электротехнической промышленности, но прежде всего для массового производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой стандартизованной продукции. Правительство Советского Союза практиковало разнообразные виды взаимодействия с США: концессии, договоры о технической помощи, консультации, зарубежные стажировки и специальные командировки. Иностранные специалисты принимали непосредственное участие в обучении советских инженеров и рабочих [3].
В Советском Союзе были успешно реализованы важнейшие проекты, связанные с участием американских компаний или с использованием их опыта. Так, например, нефтяная промышленность в районе г. Баку была реконструирована на основе американских технических достижений. При проектировании и строительстве Днепрогэса, Нижегородского автозавода, Сталинградского тракторного, Магнитогорского металлургического комбината и др. широко использовался и внедрялся заокеанский опыт индустриального зодчества. На стройках первой пятилетки, куда приезжали американские специалисты и рабочие, и на заводах в США, где проходили практику советские стажеры, имело место своеобразное взаимодействие разных по природе культур, закладывались основы для лучшего взаимопонимания, установления взаимовыгодных профессиональных связей, личных контактов. Конечно же, над советскими людьми и американцами довлела идеологическая составляющая этих отношений, которая не позволяла в полной мере раскрыть положительный потенциал сотрудничества между нашими странами и способствовать укреплению дружеских связей между простыми американцами и простыми советскими людьми, но известны примеры интернациональных браков и желания некоторых американских рабочих остаться в Советском Союзе для построения социально справедливого общества.
США первыми выступили в поддержку СССР сразу после вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну. 23 июня 1941 г., через сутки после начала Великой Отечественной войны советского народа против немецкого захватчика, президент США Ф.Д. Рузвельт выступил с заявлением о готовности американского правительства предоставить военно-техническую помощь Советскому Союзу в его борьбе с фашизмом. Осенью 1941 г. на СССР распространилось действие американского закона о ленд-лизе, что явилось важным вкладом в победу над гитлеровской Германией [4].
1 января 1942 г. в Вашингтоне представителями 4 великих держав — СССР, США, Великобритании и Китая — и 22 других государств подписана декларация Объединенных Наций о борьбе против стран фашистского блока, провозгласившая создание антигитлеровской коалиции.
28 ноября - 1 декабря 1943 г. состоялась Тегеранская конференция руководителей ведущих держав антигитлеровской коалиции — И.В. Сталина, Ф.Д. Рузвельта и У. Черчилля; были подписаны Декларации о совместных действиях в войне против Германии и о послевоенном сотрудничестве трех государств.
25 апреля 1945 г. на Эльбе у г. Торгау произошла встреча частей советской 5-й гвардейской армии и 1-й американской армии. В мае 1945 г. Советский Союз при содействии армий союзников разгромил гитлеровскую Германию.
Годы «холодной войны», наступившие после выступления У. Черчилля в г. Фултоне (США) летом 1946-го, и случившийся в октябре 1962 г. Карибский кризис не способствовали возникновению какого-либо доверия или дружеских отношений между нашими странами. Но отношения как таковые не прекращались. На высшем уровне время от времени проводились консультации. То и дело возникали горячие диспуты по различным международным вопросам на ассамблеях ООН. В основном, отношения напоминали «плохой мир», но все же он был лучше «хорошей ссоры».
Важным событием в российско-американских отношениях стало осуществление в 1975 г. советско-американского космического эксперимента «Союз-Аполлон» [5].
Объявленная в 1985 г. М.С. Горбачевым перестройка во многом помогла растопить лед недоверия между нашими странами, постепенно разрушить «железный занавес» и отрицательные стереотипы друг о друге, ставшие за десятилетия самоизоляции частью менталитета как советских людей, так и американцев.
После 1992 г., когда было впервые официально провозглашено окончание «холодной войны», и впоследствии российско-американские отношения на первый взгляд развивались чрезвычайно динамично. Достаточно сказать, что за период 1992-1995 гг. Россия и США заключили свыше 100 межправительственных и межгосударственных соглашений — больше, чем СССР и США заключили за 50 лет, с 1933 по 1983 г. На сегодняшний день с момента провозглашения «новой формулы» отношений между нашими странами состоялись более 15 российско-американских встреч на высшем и огромное количество контактов на более низких уровнях.
За последние более чем 20 лет так называемой перестройки американские либеральные аналитики успели привыкнуть к нарастанию революционной динамики в Москве, когда на смену радикальным реформаторам постоянно приходили еще более радикальные реформаторы, а победы консервативных оппонентов над радикалами оказывались краткосрочными и преходящими. В настоящее время «третья русская революция», по всей видимости, закончилась. Правительство В.В. Путина выстроило и упрочило административную вертикаль, упорядочив отношения между федеральной и региональной властью; полностью контролирует текущую политическую и экономическую ситуацию в стране; предпринимает систему усилий с целью восстановить верховенство закона, обеспечивая защиту прав и свобод российских граждан, делает акцент на стабильное поступательное развитие и укрепление экономического и политического потенциала России. Времена односторонней уступчивости Москвы на международной политической арене миновали. Международные связи России большей частью восстановлены, получают развитие новые межправительственные контакты, отвечающие интересам России как мировой державы.
События 11 сентября 2001 г., казалось бы, подтолкнули обе страны друг к другу, напрямую поставили вопрос о новом сближении России и США. Возникли предпосылки для совместной разработки скоординированной внешней политики и методов защиты от угрозы глобального террора.
И тем не менее далеко не все — как в России, так и в Соединенных Штатах — удовлетворены тем, что происходит в российско-американских отношениях. Вашингтон и Москва не вполне довольны друг другом. Растет список международных вопросов, где две державы придерживаются противоположных позиций. Полноценное российско-американское партнерство пока не сложилось, так как у Москвы и Вашингтона накопилось друг к другу немало вопросов и претензий.
Недопонимание и конфликт интересов в российско-американских отношениях, будучи весьма серьезными сами по себе, усугубляются после окончания «холодной войны» завышенными ожиданиями с обеих сторон. Среди правящих элит обеих стран все еще слишком много сторонников крайностей в российско-американских отношениях — союза ли между Россией и США, или конфронтации между ними — и слишком мало сторонников «золотой середины». В средствах массовой информации зачастую отсутствует взвешенный анализ проблем и перспектив отношений между двумя державами, формируется их негативный стереотип. В обеих странах все еще достаточно широка прослойка людей, которые могут испытывать психологический комфорт лишь в атмосфере конфронтации между Москвой и Вашингтоном и которые поэтому очень хотят увидеть в любом разногласии между двумя странами приметы надвигающейся новой холодной войны или холодного мира. К большому сожалению, в политических элитах России и США все еще существует «ностальгия по временам, когда мы были врагами» (С. Караганов).
Но, несмотря на наличие серьезных проблем в российско-американских отношениях, последние остаются в целом достаточно стабильными, что свидетельствует о наличии у сегодняшнего российско-американского партнерства некоторого запаса прочности. Собственно говоря, в нынешних исторических условиях Москва и Вашингтон имеют четыре альтернативных варианта развития российско-американских отношений: 1) конфронтация или новая «холодная война»; 2) взаимное отчуждение или пресловутый «холодный мир»; 3) партнерство; 4) союз.
Несомненно, что полное прекращение взаимодействия и взаимное отчуждение между двумя такими странами, как Россия и США, просто невозможны: слишком значительными представляются проблемы, с которыми сталкиваются Москва и Вашингтон и которые они не могут решать друг без друга. Крайне маловероятны также конфронтация или союз, поскольку в обоих случаях сторонам придется затратить огромные силы и ресурсы либо на сближение друг с другом, либо на взаимное противоборство.
Ограниченное партнерство, напротив, не требует от Российской Федерации и Соединенных Штатов каких-то жертв в виде материальных затрат или отказа от внешнеполитических приоритетов. В настоящее время стратегическое партнерство, при котором обе стороны координируют свои действия лишь в строго определенных областях, сохраняя полную свободу во всех других вопросах своей внешнеполитической, внешнеэкономической и военной деятельности, является, так сказать, линией наименьшего сопротивления, как для Москвы, так и для Вашингтона.
Продолжая мысль о сегодняшнем и будущем отношений между Соединенными Штатами и Россией, можно сделать вывод, что сегодня такие отношения отражают систему взаимодействия глав двух государств и дипломатических ведомств. Официальная пропаганда, медиа-ресурсы освещают в основном именно эту узкую политическую сферу. Явно не хватает третьего элемента — социальной поддержки российско-американского диалога в виде так называемой народной дипломатии.
Вся предыдущая история российско-американских отношений строилась по модели развития таких отношений сверху. Сейчас наступил период, когда нужно развивать качественно новые отношения — отношения снизу.
Президент России В.В. Путин в своем вступительном слове на переговорах с президентом США Дж. Бушем 24 мая 2002 г. (Москва, Кремль) заявил:
«...Величайшая сила наших обществ заключается в творческой энергии наших граждан. Мы приветствуем значительное расширение контактов между россиянами и американцами, происходящее за последние десять лет во многих областях, включая совместные усилия по решению общих проблем в образовании, здравоохранении, науке и защите окружающей среды, осуществляемое также посредством туризма, связей между городами-побратимами и других контактов между людьми. Мы обязуемся продолжать поддержку этих усилий, которые помогают расширению и углублению добрых отношений между нашими двумя странами» [6].
И далее, в совместном заявлении президента В.В. Путина и президента Дж. Буша о российско-американских контактах между людьми, прозвучавшем на саммите 2006 г. в Санкт-Петербурге, мы находим знаменательные строки, еще более укрепляющие смысл ранее достигнутых договоренностей и взаимопонимания по вопросам общественного взаимодействия между нашими странами:
«...В соответствии с духом сотрудничества, существующим между двумя странами, мы подтверждаем важность укрепления контактов между нашими обществами и гражданами. Мы уверены, что прямые связи между нашими городами, штатами и областями, предпринимательскими структурами, образовательными, исследовательскими и медицинскими учреждениями, а также неправительственными организациями содействуют общению и росту взаимопонимания и доверия между Россией и Соединенными Штатами».
«... Наша основная роль в будущем должна заключаться в поддержке этой тенденции путем устранения правовых, административных и иных препятствий...» [7].
Народная дипломатия [8] существует не первый десяток лет, подтвердила свою полезность и востребованность, но нуждается в серьезной государственной поддержке. Работа одних только представителей общественности в качестве энтузиастов этого движения не может обеспечить проведение широкомасштабных программ, направленных на решение большого спектра проблем, с которыми сталкивается общество в современных США и России, даже если будут привлечены достаточные для этого финансовые ресурсы. Наибольшая эффективность программ в рамках народной дипломатии может быть получена только при взаимодействии с государственными и муниципальными структурами, при административной поддержке с их стороны.
Народная дипломатия на практике доказала, что в настоящее время она развивается и качественно, и количественно. Любая программа, отражающая интересы местных сообществ и вовлекающая население целых городов, штатов, республик, регионов и стран, имеет, как правило, хорошую долгосрочную перспективу.
И Россия, и США должны несколько более активно проявлять интерес и способствовать возникновению предпосылок и способов для того, чтобы поддержать и нарастить российско-американские отношения в общественном теле двух стран, что создало бы совершенно новую ситуацию, которая не была бы связана и не зависела от смены политического курса в истеблишменте обеих стран.
Долгосрочная и прочная основа для системы поддержки российско-американских отношений возможна, в частности, на уровне экономических связей в регионах и местных сообществах, и такие отношения должны быть защищены от частых изменений местной политической конъюнктуры, последствия которой могут помешать развитию сотрудничества между местными сообществами в России и в США.
Что касается контактов представителей общественности и экспертных сообществ России и США в области гуманитарных отношений, то они не должны напоминать улицу с односторонним движением. Экспертному сообществу в России не следует ориентироваться только на предложения со стороны США, но и ориентировать США на спрос своего «know-how», имеется целый ряд направлений работы, где наше экспертное сообщество способно показать американцам свои достижения.
Российско-американские отношения в области гуманитарного сотрудничества давно уже преодолели уровень кратковременных визитов с целью ознакомления с опытом работы друг друга. Госдепартамент США, понимая важность поступательного развития сотрудничества с бывшим Советским Союзом, а сейчас с новой Россией, в течение длительного времени обеспечивает стабильное финансирование разноплановых обменных программ, с помощью которых тысячи россиян смогли посетить США, изучить опыт своих американских коллег, поделиться своим и влиться в многочисленный корпус выпускников российско-американских программ, которые в своем большинстве занимают активную личную позицию в политической, экономической и культурной жизни нашей страны.
Постепенное становление паритетных отношений при организации информационных обменов, сотрудничество в экономической, технической, культурной и других областях позволит России уйти от существующего до сих пор в основном одностороннего взаимодействия с США.
Активное участие законодателей в формировании внешней политики и международных отношений на всех уровнях способно значительно расширить арсенал средств реализации потенциала народной дипломатии. Все более широкий размах могут приобрести прямые связи регионов, субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами. Закон может предусмотреть учет международных потребностей субъектов России, исключить возможность игнорирования центром специфики региональных интересов.
Сведенная в единый баланс работа по укреплению и дальнейшему развитию отношений между нашими странами производит большое впечатление. Это многочисленные контакты на государственном уровне, проекты в сфере научно-технического сотрудничества, гуманитарной помощи, социального обеспечения; профессиональные, школьные и студенческие обмены; художественные выставки, мероприятия в области культуры и спорта; участие россиян и американцев в обменных образовательных программах, имеющих государственную поддержку, позволяют представителям местных сообществ и в России, и в США получить возможность лучше узнать и понять друг друга, способствуют сближению наших народов, развитию свободных и непосредственных контактов между гражданами наших стран, активная гражданская позиция которых несет в себе базисный потенциал демократических ценностей и, таким образом, вносит огромный вклад в становление и укрепление гражданских контактов, т. е. развитие народной дипломатии, партнерских отношений между нашими странами.
В настоящее время и Россия, и США выступают как стратегические партнеры в борьбе с угрозой глобального терроризма. Совместные достижения в области освоения космического пространства убедительно доказывают возможность многопланового взаимовыгодного международного сотрудничества. Но это лишь малая толика того, где наши страны могли бы успешно выстраивать долгосрочное стратегическое взаимодействие. Такое положение дел в какой-то мере обусловлено политическим климатом между Россией и США, который имеет тенденцию часто меняться от благоприятного до формирующего неприязненные отношения и наоборот. Другая причина некоторой вялости, характеризующей динамику развития отношений между нашими странами в целом, кроется в постепенном угасании политического интереса друг к другу. Политические доктрины России и США определены, предсказуемы, рассчитаны на долгосрочную перспективу и имеют, к сожалению, не так уж много точек соприкосновения.
Так каково же будущее российско-американских отношений? Возобладает ли прагматизм в наших отношениях и приведет ли он к объединению научно-технического и производственного потенциала обеих стран? Или обманчивое ощущение самодостаточности и индивидуализм приведут к дезинтеграции усилий, необходимых для развития базиса устойчивого мирового экономического развития, которые так или иначе будут востребованы для совместного исследования земных ресурсных возможностей, дальнейшего взаимовыгодного освоения космоса и т. д.?
Какова миссия России и США в этом сложном, зачастую противоречивом мире, и выполнима ли она? Станет ли практический опыт сотрудничества между нашими странами, интересы которых часто были диаметрально противоположными, провоцировали открытое военное противостояние и заставили мир почувствовать холодное дыхание ядерного катаклизма, для мирового сообщества примером отношений, которые все же основывались на благоразумном стремлении разрешать конфликтные ситуации мирным путем и доказали мировому сообществу, что это единственно возможный способ сосуществования?
Примечания
1. Вершбоу А. Выступление на конференции, посвященной 70-й годовщине установления дипломатических отношений между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом, Московская государственная дипломатическая академия, 18.11.2003.
2. История США. Т. 1. М., 1983. С. 208-219, 536-549.
3. Шпотов Б.М. Участие американских промышленных компаний в советской индустриализации, 1928-1933 гг. // Экономическая история. Ежегодник. 2005. М., 2005. С. 172-196.
4. Бутенина Н.В. Ленд-лиз: сделка века. М., 2004.
5. История США. Т. 4. М., 1987. С. 596.
6. Выступление Президента России Путина В.В. Встреча глав государств России и США. Москва, Кремль. 24.05.2002.
7. Выступление Президента России Путина В.В. Встреча глав государств G-8, Санкт Петербург, 14.07.2006. <http://summit.rtr-vesti.ru>
8. Выступление Президента США Д. Эйзенхауэра. Пресс-конференция, г. Вашингтон, О. К., Белый дом. 1956 г.
РУССКАЯ АМЕРИКА Материалы III Международной научной конференции «Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.)
Предоставлена архитектурно-этнографическим музеем Тальцы